«Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся на основе синтеза искусств».
статья по музыке по теме

Волкова Ольга Викторовна

Искусство занимает особое место среди других эстетичес­ких ценностей. Оно предстает перед нами в виде художествен­ных произведений, созданных писателями, музыкантами, жи­вописцами, скульпторами; рас­ширяет наш социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом. Объект отражения в искусстве — все эмоциональ­ные стороны действительности, природы и общества и прежде всего эмоции людей — вне­шние проявления чувств, харак­тера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся на основе синтеза искусств

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей. Оно предстает перед нами в виде художественных произведений, созданных писателями, музыкантами, живописцами, скульпторами; расширяет наш социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом. Объект отражения в искусстве — все эмоциональные стороны действительности, природы и общества и прежде всего эмоции людей — внешние проявления чувств, характера.

Яркие образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая, например, произведения живописи, отвечая на вопросы педагога, составляя рассказы по картинам, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.).

На занятиях мы используем музыкальные фрагменты и литературные произведения (или отрывки из них), по содержанию и настроению соответствующие живописному произведению. Детские рисунки и рассказы по музыкальным произведениям оформляются в виде альбомов или устраиваем выставки детских работ. Можно устраивать  заочные экскурсии по картинным галереям9 используя современные информационные технологии). Дети с интересом рассматривают картины великих художников, слушают рассказы об их жизни и творчестве. Больше всего детей привлекают яркие художественные произведения. Натюрморт и особенно пейзажная живопись вызывают интерес к изображению предметов, явлений природы, колориту. Пейзажная живопись близка детям благодаря наблюдениям в природе, оказывает эмоциональное, эстетическое воздействие.

Важным  на уроках эстетического цикла является:  

1 Овладение образным языком музыкального искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков с целью постижения внутренней сущности музыки, взаимосвязи ее со смежными искусствами – литературой, живописью, театром и др.

2 Продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства, как умения вступать в особую форму духовного общения  с содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий.

Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности школьников.

3 Осуществление художественного познания мира учащихся через собственную созидательную деятельность.

4 Активизация способностей художественного обобщения как основы для целостного восприятия многомерности искусства. Обобщение как «средство объединения явлений по общим и существенным свойствам» (Л.С.Выготский) – универсальное для всех видов познания и творчества.

5 Развитие образного мышления как важнейшего фактора художественного постижения мира, поскольку именно образное мышление развивает у ребенка понимание эстетической разно плановости окружающей действительности, стимулирует поиск нового, неординарного решения жизненных проблем.

6 Формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации творческого опыта школьников и выработки критериев осмысления явлений действительности.

Музыка, литература, изобразительное искусство – эти виды искусства на уроке музыки целостны и неразрывны.


   В художественном образовании проблема взаимодействия искусств отразилась в концепциях преподавания музыки и изобразительного искусства (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский).

Начиная с первых уроков нужно стремиться развивать в каждом ученике собственное восприятие мира. Создание проблемных ситуаций, фантастических предположений, и как результат, их решения – позволяют детям почувствовать радость открытия.

Видный теоретик культуры  П.Флоренский считал высшей задачей синтеза  искусств  слияние их не в начальной, а в конечной точке в Большое искусство.

    Комплексный подход к современному учебному процессу означает, что эстетическое воспитание, воспитание искусством должен осуществляться путём поиска взаимосвязей, взаимодействия трёх основных видов искусства.

    В сближении музыки, литературы и живописи просматриваются  дополнительные возможности эстетического воспитания, формирования художественного вкуса школьника. Обнаружение связи между искусствами, на первых порах пусть самой элементарной, привлекает внимание учащихся и побуждает к сравнению, пусть даже неосознанному.        

   Школьники сравнивают прочитанную литературу с фильмами, телепередачами, они могут заметить общность тем, сюжетов, средств выразительности при посещении картинной галереи, выставок, при слушании музыки. Задача школы – сделать сравнительный анализ различных искусств системой. Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных учащихся предполагает развитие у них чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

     Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания. На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение, сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи.

Творческая деятельность на уроках искусства представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.

      Творческие задания пронизывают весь урок с начала до конца. Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии путем соотнесения с закономерностями окружающей жизни.

В процессе выполнения творческих заданий ребенок проходит путь:

 -    от художественного восприятия к пониманию художественного языка данного вида искусства;

 -    от понимания и сопереживания к художественному сотворчеству;

 -    от сотворчества к самостоятельному творчеству.

Каждое из заданий предполагает:

-  углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;

-   выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;

-  активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.

     Вся система творческих заданий служит достижению единой цели – на основе художественно – творческой деятельности школьников способствовать формированию навыков эмоционального переживания явлений окружающей действительности, духовного мира человека, воплощаемых в совокупности различных видов искусства.

Примеры заданий на уроке музыки:

Задание 1.

Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов – передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).

Задание 2.       Синтезация различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, («весна» в произведениях П.И. Чайковского, С. Рахманинова, К. Дебюсси,  И. Стравинского);

Задание 3.       Составление  коллекций из музыкальных, литературных произведений и произведений живописи с целью развития умения видеть их эмоциональную общность («Тройка» П.Чайковского; «Зимнее утро» А.С. Пушкина, картина П.П. Соколова  «Морозное утро»).

Задание 4.       Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов и музыки к картинам.

Задание 5.       Сравнение романсов различных композиторов на один и тот же текст.

Задание 6.       Подбор стихотворного эпиграфа к музыкальным произведениям. (П.И Чайковский «На тройке»)

«Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот верно знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам…»

Задание 7.

Найти цветовое выражение эмоциональной программы данного музыкального произведения, создать пластический образ человека.

Задание 8.

Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию.

 Задание 9.

 Варианты цветового моделирования музыки:

  • составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;
  • стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;
  • создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;
  • зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.

 Задание 10.

Варианты графического моделирования музыки.

  • оформление индивидуальных впечатлений в целостную художественную форму-конструкцию;
  • особое положение линий, отражающих регистр звучания;
  • преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;
  • нажим карандаша, обусловленный  динамикой, ритмической  пульсацией, акцентами и т.д.

Задание 11.

Словесное рисование (например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях. 1.        

 

Задание 8.

Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Варианты :

  • изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные и др.) движение поезда, топот коня, падение тяжелого предмета, полет и жужжание пчелы, чирикание птиц, падающие капли дождя;
  • придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;
  • подобрать звуки, пропущенные в мелодии;
  • сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим содержанием.

    Эти задания развивают воображение, речь, чувство стиля, ассоциативное мышление, красочное, многогранное постижение художественного образа.

Формирование музыкально-образных представлений школьников на основе синтеза искусств способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению ими музыкального искусства, расширению музыкально-образного мышления; является стимулом к творческим проявлениям в различных видах музыкальной и полихудожественной деятельности.

Важнейшими факторами, необходимыми для формирования музыкально-образных представлений младших школьников, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) на уроках музыки в общеобразовательной школе и учет индивидуального опыта учащихся. Синтез искусств открывает новые пути гуманизации современного образования, духовного воспитания школьников и интегрированного обучения.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей. Основы цветоведения"

Данный урок для обучающихся средних классов на  кружковом занятии "Бисероплетение". На нем дети учатся основам цветоведения....

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...

Программа эстетического курса «Воспитание искусством. Формирование музыкального творчества на основе синтеза искусств».

Программа разработана с целью формирования музыкальной культуры, призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства во внеурочн...

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....

«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей дошкольников в рамках дополнительного образования»

Методическая разработка по ознакомлению детей с бумагопластикой, разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической....