Чудо музыки в произведениях К. Паустовского
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Широкова Татьяна Юрьевна

Технологическая карта урока

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Технологическая карта урока

Автор разработки:

Широкова Татьяна  Юрьевна

Предмет:

Музыка

Класс:

5 класс

УМК

ОС «Школа 2100», авторы: В.О. Усачёва, Л.В. Школяр

Тема раздела:

«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока:

«Чудо музыки в произведениях К. Паустовского».

Цель урока:

- способствовать формированию у учащихся умения  следить за развитием образа на основе произведений: рассказа «Старый повар» К. Паустовского и симфонии «Юпитер» В. А. Моцарта.

Задачи урока:

- активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;

- воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке;

- расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии таких видов искусства как «Музыка» и «Литература» на примере творчества В. Моцарта и К. Паустовского;

- организовать коммуникативное взаимодействие  для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

- зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;

- оценить собственную деятельность на уроке.

Тип урока:

- изучение нового материала.

Методы организации учебной деятельности

- метод жизненных ассоциаций – создание  у учащихся особенно эмоционального состояния, близкого состоянию героя музыкального  и литературного произведения;

- метод идентификации – вживание  в образы искусства;

- метод организации художественно-эстетической среды;

- поиск выразительных средств исполнения;

- вокально-хоровая работа.

Форма организации учебной деятельности:

- коллективная форма - слушание, хоровое пение;

- фронтальная – беседа – рассуждение.

Используемые технологии:

- технология деятельностного метода;

- технология интегрированного обучения.

Оборудование

- презентация, компьютер.

Ход урока

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.

Задачи этапа: включить учащихся в учебную деятельность. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

- Здравствуйте, ребята! Очень рада снова видеть вас!

 - Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу

Дети входят в класс и рассаживаются нс свои места.

Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные:

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2 мин

Этап урока: 2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации.

Задачи этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое и  достаточное  для восприятия нового материала.

Давайте вспомним, как звучит тема  этой четверти?

Слайд 1[1]

- А как вы думаете, что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

- Да, действительно музыка и литература очень тесно связаны друг с другом.

- «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Размышляют и рассуждают о роли музыки и литературы.

Познавательные: 

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Коммуникативные:

- высказывают собственные предложения.

Регулятивные:

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения .

2 мин

Этап урока: 3. Постановка цели и задач урока.

Задачи этапа: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Музыка часто становится  главным героем литературных произведений и в этом мы с вами начинали убеждаться на прошлых уроках. Она способна проявлять свою волшебную силу.

Сегодня мы с вами обращаемся к творчеству замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Слайд 2[2]

Константин Георгиевич нам известен по повестям и рассказам.

 - С каким рассказом Паустовского вы знакомились  в начальной школе?

Многие литературные деятели определяют К.Г. Паустовского, как одного из самых «музыкальных» писателей России.

Посмотрите на портрет, что можно сказать об этом человеке?

А теперь, подумайте,  и, постарайтесь,  

определить тему и цели нашего урока.

Слайд 3[3]

- «Корзина с еловыми шишками».

Дети включаются в диалог, сотрудничество. Рассуждают, определяют тему и урока и ставят цели.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные:

- самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- высказывают собственные предложения.

5 мин

Этап урока: 4. Усвоение новых знаний.

Задачи этапа: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

 - Паустовский в своей жизни встречал  много удивительных, интересных и добрых людей, все они оставили неизгладимый след  в памяти и прозе писателя. Но об одной встрече в его жизни мне хочется рассказать. Это был случайный попутчик в поезде, который в разговоре об искусстве сказал, что истинному Творцу удается отобразить мир только тогда, когда он  научится не только смотреть, но и видеть, не только воспринимать его краски, свет, нюансы, но и чувствовать. Глубоко в душу запала эта истина и нашла в сердце писателя. И именно с того момента Паустовский стал воспринимать мироздание. Перу писателя принадлежат немало повестей, рассказов и очерков; писал он о природе, о людях, об искусстве.

Слайд 4[4]

Сегодня вы прослушаете рассказ «Старый повар». (чтение)

Слушают рассказ Паустовского «Старый повар» К. Паустовского и фрагмент симфонии «Юпитер» В. Моцарта

Познавательные:

-извлечение из литературного  музыкального произведения необходимой информации;

10 мин

Этап урока: 5. Первичная проверка понимания.

Задачи этапа: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

- «Вот старая Вена, где жил тот старик. Вот клавесин, а в ушах звенит то имя – Вольфганг Амадей Моцарт». И удивительные  слова – «Слушайте и смотрите».

- Не правда ли, ребята, слова, прозвучавшие из уст композитора, созвучны со словами писателя?

- Каких героев вы запомнили из этого произведения?

- Какова роль музыки  в этом  рассказе? Что сотворила музыка? В чём её сила?

- Музыка, буквально, заколдовала всех вокруг, включая самого исполнителя; про такое говорят: остановилось время, и лишь недуг  напомнил о себе…

Итак, сегодня вы прослушали рассказ, главным героем которого является музыка.

Слайд 5[5]

Перед вами портрет австрийского композитора  18 века Вольфганга Амадея Моцарта, музыку которого вы слышали во время прочтения рассказа.
Сказать о том, что это  замечательный  музыкант, всё равно, что ничего ни сказать! «Такого гения больше не родит земля!» - так говори про композитора при его жизни: «Говорят сейчас  и, наверное,  будут говорить всегда». Это композитор,  дарование  которого проявилось  ярко, мощно и очень рано.

- Ответы детей

-  Повар старый и больной, дочь Мария, жена Марта, случайный прохожий – Моцарт.

- Можно сказать, что музыка  сыграла главную роль в данном рассказе, потому что она помогла старому повару увидеть в своем воображении то, чего он не смог бы увидеть наяву.  Она волшебным образом перенесла старика в другое время, предоставила возможность вновь ощутить себя молодым, влюбленным, встретиться с Мартой; сняла тяжесть с его души.

Познавательные: 

- размышлять над содержанием музыкального и литературного произведений,  

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные: 

 - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии рассказа и симфонии.

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 

7 мин

Физминутка. Цель этапа: снятие усталости и напряжения

Задачи этапа: Внесение эмоционального заряда.

Предлагает музыкальную зарядку

Участвуют в музыкальной зарядке, выполняют упражнения под музыку

2 мин

Этап урока: 6. Закрепление знаний.

Задачи этапа: осуществление в ходе беседы закреплений  метапредметных связей музыки и литературы с жизнью.

 - Были ли в вашей жизни моменты, когда музыка была вам необходима?

- Были ли у вас такие моменты, когда музыка помогла забыть грусть, утешить, всколыхнуть воспоминания, радостные, светлые чувства?

 

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Осуществляют связь музыки с литературой, актуализируя личный жизненный опыт

Регулятивные:

- развитие умения осмыслить полученную информацию

Коммуникативные:

 - формирование  умения грамотно строить речевые высказывания.

2 мин

Этап урока: 7. Знакомство и разучивание песни

Задачи этапа: освоение музыкального и литературного текста; работа над техникой вокального  исполнения.

 - А сейчас, вы прослушаете еще одно произведение, но уже современного композитора М. Таривердиева. Название данного произведения, я, пока, вам не называю.

- Как вы думаете, как называется данная песня?

 - Появилась бы данная песня, если бы не было повести А. Экзюпери «Маленький принц»?

Слайд 6, 7[6]

А теперь давайте разучим данную песню. Я попрошу вас встать.

Слайд 8[7]

- Слушание песни.

 - «Маленький принц»

- Ответы детей.

Ребята встают. Разучивают песню.

Познавательные:

- извлечение из музыкального произведения необходимой информации.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

12 мин

Этап урока: 8.  Подведение итогов. Рефлексия

Задача этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели; мобилизация учащихся на рефлексию. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

- Ребята, скажите, какова связь музыки и литературы?

- с каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? Кто здесь главный герой? Почему?

- Что вы можете сказать о К.Г. Паустовском? О его творчестве?

- Музыка какого композитора звучала в рассказе «Старый повар» К. Паустовского – Кто скажет про этого композитора, какой он был? И какой была его музыка?

Давайте вспомним, какова была цель нашего урока? Как  вы думаете, смогли ли мы достичь её?

Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, а взаимодействуют и усиливают переживания.

-  Как вы можете оценить свою работу?

- Спасибо вам за работу на уроке. Мне было очень интересно в нашей совместной деятельности. Вы меня очень порадовали своей активной работой.

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Отвечают на вопросы, аргументируя свое мнение.

Подводят итоги урока.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- учет разных мнений.

Познавательные:

- умение структурировать  полученные знания.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные:

- развитие умения осмыслить полученную информацию.

3 мин


[1] См. приложение стр. 8

[2] См. приложение стр. 8

[3] Там же

[4] См. приложение стр.8

[5] См. приложение стр.8

[6] См. приложение стр.8

[7] Там же


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма"

Урок-размышление. Используется технология РКЧМ...

"Почувствуйте вкус слова "доброта" (по произведению К.Паустовского "Тёплый хлеб")

Через восприятие произведения расширить представления детей о доброте с точки зрения нравственного смысла....

урок "Чудо музыки в повестях К.Паустовского. Волшебник и великий музыкант".

урок в 5 классе по творчеству К.Паустовского и Э.Грига...

Конспект интегрированного урока чтения и музыки по произведению К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками", 6 класс коррекционная школа-интернат.

Интегрированный урок чтения и музыки в 6-м классе.Тема: К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»«Волшебная сила бессмертной музыки»(обобщающий  урок по теме)     Цели: 1. ...