статья "Психологические особенности детей при обучении игре на фортепиано"
статья по музыке по теме
В данной статье раскрываются психологические особенности и характера личности и их учёт в становлении юного музыканта.
Статья призвана помочь педагогам музыкального направления системы дополнительного образования в эффективном и успешном обучении детей в сфере искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Психологические особенности детей при обучении игре на фортепиано" | 42.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района
Статья
«Психологические особенности детей
при обучении игре на фортепиано»
Автор : Осипова Г.И.
педагог дополнительного образования
Рецензент: Трушталевская Л.Е.
старший преподаватель
СПб Консерватории им. Римского Корсакова
Санкт-Петербург
2014
В наше время ярко проявляются новые различные черты в психике, поведении детей нынешнего времени в сравнении с детьми прошлых поколений. Стабильность, ясность, определенность сменилась неуверенностью, подозрительностью, чрезмерной обидчивостью, тревожностью и неверием в собственные силы. Совершенно ясно, что это последствия мировых конфликтов, катаклизмов, потока негативной информации в СМИ, изменение основных ценностей и критериев. Именно сложность социально-психологической динамики в наше время порождает необходимость более детального изучения детской психологии и проникновении во внутренний мир каждого ребенка. Изучение основ психологии актуально для педагогов разных направлений (в школах, техникумах, школах искусств и дополнительного образования в целом).
Цель данной работы – обоснование значения обучения детей в сфере искусства, что способствует повышению нравственных, эстетических критериев, культуры в целом и в устремленности к высоким гуманистическим идеалам.
Для осуществления этой цели необходимо осмысление и решение определенных задач. В данном случае хотелось бы ограничить эти задачи в конкретных рамках дополнительного образования, о котором (доп. образовании) ведутся дискуссии (необходимо ли оно). Сразу же хочется отметить, что давняя традиция (ранее это Дом пионеров, Дом творчества юных) сохраняет свое предназначение и сейчас: т. е. это приобщение к культуре в разных формах более демократичным, «щадящим» и более свободным методом обучения в рамках существующих учебных программ. Дети, которые приходят и с желанием занимаются искусством, заметно отличаются от детей, которые ограничиваются только обязательными школьными занятиями (широтой кругозора, интересов, умения видеть и слышать красоту).
В данном случае я опираюсь на обучении детей игре на фортепиано и на моих наблюдениях мой концертмейстерской работе с детьми в различных коллективах.
Каждый ребенок имеет свой неповторимый внутренний мир и задача педагога использовать в своей практике основные методы психологии. В связи с этим необходимо остановиться на особенностях темперамента и характера.
Темперамент – это эмоциональная реакция, врожденная характеристика личности, своего рода ее биологический фундамент.
Характер – результат опыта, воспитания, сознательных усилий человека.
В начале ХХ века академик Павлов впервые высказал мысль о том, что для темперамента определяющими являются особенности нервной системы, характеризующейся комбинацией свойств возбуждения и торможения. Рассмотрим кратко четыре основных типа высшей нервной деятельности.
- Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный, легко переключается с одного вида двигательной активности на другой. Быстро и адекватно воспринимает основные эмоции. Доминирующая направленность и динамика переживаний – позитивно-активная.
- Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный (легко отвлекается и вовлекается). Легкая возбудимость нервных клеток порождает психоэмоциональную гипперактивность, но «поверхностную», неглубокую чувствительность. Направленность переживаний – ситуативная (в зависимости от характера воздействия).
- Флегматик – сильный, стабильный, инертный (трудновозбудимый). Трудно адаптируется в новых условиях деятельности. Слабо реагирует на тонкие нюансы эмоций. Доминирующая направленность переживаний – позитивно-инертная.
- Меланхолик – слабый, высокая чувствительность, легкая и быстрая адаптивность, вовлекаемость и зависимость от внутренних и внешних условий деятельности. Быстрая истощаемость и непродолжительная (циклическая) работоспособность. Высокая степень чувствительности, восприимчивости, эмоциональности. Быстрая истощаемость энергии сочетается с высокой требовательностью к нюансам, оттенкам новых впечатлений. Доминирующая направленность переживаний – негативно-ситуативная.
Павлов подчеркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством и вообще о темпераменте невозможно судить по принципу «хорошо – плохо». Так, слабая нервная система дарует высокую чувствительность, в частности способность, воспринимать неощутимые для других раздражители (звуковые, зрительные и т. п.) Сильная же нервная система более устойчива к длительным стимулам.
Павлов отмечал также эмоциональные особенности типов. По его мнению, холерик склонен к ярости, меланхолик – к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных реакций на окружающее.
Какова оптимальная стратегия при взаимодействии с людьми разного темперамента?
Холерик должен всегда быть чем-то занят, иначе его энергия может проявиться в «разрушительных» действиях. Сангвиника желательно контролировать и проверять. Он может много обещать и не выполнять свои обещания, если его не контролируют. Флегматика лучше не торопить, так как его ранимость и чувствительность может перерасти в мнительность, в повышенную тревожность.
В случаях, когда темперамент у педагога и ученика противоположны или просто не совпадают, педагог должен уметь применять тактическую стратегию и вообще проявить актерские качества в отношениях с учеником. Конечно, существуют и смешанные темпераменты. Но соединяются лишь противоположные: сангвиник и меланхолик, флегматик и холерик.
Другая важнейшая составляющая в отношениях – это характер – индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. По мнению психологов, характер представляет собой единство черт, которые можно объединить в несколько основных групп.
Первая группа – выражает отношение человека к другим людям. Вторая группа – это отношение к вещам (аккуратность – небрежность, расчетливость – непрактичность и т. д.). Третья группа свойств связана с отношением человека к самому себе (самообладание – несдержанность, высокомерие – скромность). Четвертая группа – это отношение к труду (активность – пассивность, ответственность – безответственность). Многое в характере не зависит от воли человека, так как характер вбирает в себя и врожденные свойства нервной системы, и воспитание в семье, и пример родителей, и личный опыт. В подростковом возрасте начинается новый важный этап в жизни каждого человека – становление личности.
При обучении детей музыке особенно важно определение способностей и одаренности. Известно утверждение, что нет неспособных детей, что дети изначально рождаются с определенными музыкальными способностями. Хотелось бы уточнить, что музыкальные способности даются не всем. Объяснение этому заложено в генетике индивида.
Для определения музыкальных способностей мы обыкновенно используем стандартное прослушивание, то есть определение слуха и метро-ритмические реакции. Это достаточно поверхностная оценка музыкальных способностей. Способности раскрываются в полной мере только при регулярной работе с ребенком. Поэтому истинный уровень способностей можно оценить только по истечении хотя бы первоначального периода обучения и только при индивидуальном подходе к каждому ребенку. Например, в европейских странах существует коллективное (групповое) обучение игре на фортепиано (синтезаторе): все дети одновременно играют с наушниками и педагог может включать детей поочередно. Естественно, такие занятия более доступны по цене, но никакой пользы для развития ребенка при такой системе ожидать нельзя.
Способности и одаренность – очень близкие понятия, так как когда ребенок развивается быстрее, легче, его называют одаренным. Детей с абсолютным слухом тоже называют одаренными, хотя он (слух) бывает разный (мелодический, гармонический, тембровый, цветной) и не все дети с абсолютным слухом одинаково музыкальны. Детям с врожденной музыкальностью и тонкой чувствительностью легко удается владение нюансировкой, тончайшим тушэ, гибкой педализацией. Существует также мнение, что одаренные дети имеют стремление к лидерству, ставят себя выше других, что не отвечает истине. История музыки изобилует примерами творческих мучений, кризисов, недовольства собой талантливых и даже гениальных музыкантов.
В процессе развития музыкальных способностей большое значение имеет предрасположение ребенка к музыке различного характера. Кому-то нравится играть медленные пьесы, лиричные; другим – быстрые, веселые и т. п. Эти реакции формируются и под воздействием темперамента, характера, окружения, этапами развития. В этой связи очень интересна концепция Юнга об архетипах. Это пять состояний и шестое, обобщающее с условными названиями (мать, старик, анима, герой, дитя – в центре и объединяющий архетип круга – мандал). Интересна трактовка этой концепции А. В. Тороповой, связанная с предрасположением ребенка к той или иной музыке. Так «мать» ассоциируется с баюкающими интонациями, повторяющимися фразами, с «колыбельной» музыкой. «Старик» - условно это символ определенности, квадратности и соответствует маршам; «анима» - условно «принцесса», которая ждет чего-то неопределенного или своего героя, пребывая в мечтах – соответствует воодушевленной музыке, где мелодии сменяют друг друга, более незаконченного характера. Сюда можно отнести музыку Шопена, Чайковского. «Герой» - героическая личность, которая не жалеет жизни для достижения цели, идеала – ассоциируется с музыкой Бетховена и другой героической музыкой; в центре – «дитя» (т. е. сам ребенок, который играет непродуманно, переключаясь с одного предмета на другой) – ассоциируется с музыкой с ограниченной структурой, но как творческое начало, характерны повторяющиеся фразы (например, музыка Э. Сати). Объединяющий все пять архетипов – архетип круга (мандал) – символ универсальности, совершенства, ассоциируется с космическим началом, с музыкой Й. С. Баха.
Говоря о музыкальном воспитании нельзя не отметить огромное значение системы музыкального воспитания детей немецкого композитора К. Орфа, направленной на выявление творческого начала у детей в самом раннем возрасте, на принципы коллективного музицирования.
У нас тоже имело место осмысление проблемы воспитания творческого начала у детей. Интересна концепция Д. Кабалевского, в основе которой рассматривается взаимодействие и взаимовлияние «триады»: композитор – исполнитель – слушатель.
В наше время существует немало трудностей и проблем в приобщении детей к музыке и развитии их творческих возможностей при обучении детей игре на фортепиано. Психика ребенка становится напряженнее. Эмоционально-познавательный потенциал нервной системы проявляется в аудиально-интонационном восприятии и осмыслении содержания (основной идеи и средств выразительности) музыки. Психология эмоций рассматривает все переживания человека в двух аспектах их направленности: позитивной и негативной. Степень интенсивности переживаний, сила позитивных или негативных эмоций личности обуславливается как врожденными особенностями темперамента, так и опытом переживаний, накопленных в социальных условиях жизнедеятельности индивида.
Модификация базовых и производных от них эмоциональных состояний позволяет построить матрицу эмоций, способную служить основой для разработки как метода диагностики эмоциональной отзывчивости личности, так и развивающих образовательных программ. Вектор направленности эмоционального реагирования в процессе восприятия или воспроизведения музыки и будет выступать характеристикой конгруэнтности эмоциональной отзывчивости человека.
ВОСПРИЯТИЕ. Очевидно, что из всех характеристик восприятия, характеристика аудиальных параметров восприятия будет центральной для определения свойств музыкальности человека.
В качестве ведущих свойств восприятия можно выделить следующие:
Предметность - способность индивида относить воспринимаемую информацию (как образ) к определенным предметам или классам явлений внешнего мира.
Избирательность-преимущественное выделение одних свойств (динамики или тембра, метроритма или регистра) музыкальной фактуры по сравнению с другими.
Обобщенность-отражение единичных объектов (мотивов, ритмических оборотов, тембровой окрашенности и др.) как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку. Например, восприятие лишь спокойного темпа и нисходящих интонаций мелодии уже могут стимулировать настрой слушателя на "класс" задумчиво-грустных эмоциональных состояний.
Целостность - свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств звучания.
Осмысленность - истолкование, субъективная интерпретация звуковых
стимулов, возникающих в результате восприятия в соответствии с эмоциональным опытом субъекта, его ассоциациями, придание им определенного смыслового значения Индивидуальные различия в процессе восприятия музыки обусловлены:
объемом восприятия, т.е. количеством информации, которую человек может воспринимать в течение условной единицы времени (одной фиксации);
- точностью восприятия, т.е. соответствием возникающих образных переживаний особенностям воспринимаемой музыки;
- полнотой восприятия, характеризующей степень адекватности субъективного образа авторскому замыслу произведения;
- эмоциональной окрашенностью восприятия в соответствии со шкалой "нравится (предпочитаю) - не нравится (отвергаю).
Эти свойства индивидуальных параметров восприятия могут выступать в качестве показателей продуктивности восприятия.
Одной из существенных особенностей восприятия является сопоставление, сравнение (или сличение) перцептивных образов, которые в зависимости от условий восприятия приобретают субъективно негативную (отвергаемую) либо позитивную (предпочитаемую) эмоциональную направленность, что и составляет индивидуальный опыт и предопределяет тенденцию развития музыкально-эстетического вкуса субъекта.
ОЩУЩЕНИЕ. Специфика слухового вида ощущений сводится к способности человека различать интонационную информацию по модальностям основных свойств музыкального звука: высоте, продолжительности, тембру, силе.
В качестве показателей продуктивности каждой из этих модальностей ощущения могут применяться следующие признаки:
- дифференцированность ощущений, характеризующая способность к различению указанных модальностей (свойств) звуковых раздражителей;
- точность ощущений как соответствие возникшего у субъекта ощущения особенностям раздражителя;
- устойчивость уровня чувствительности как длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения;
- скорость различения модальностей звуковой фактуры.
ВООБРАЖЕНИЕ в контексте изучения музыкальных способностей является чрезвычайно важной характеристикой креативности индивида.
Основным действием в процессе воображения является представление.
Представление - возникновение образа того или иного предмета (явления), на данный момент не воздействующего на органы чувств человека.
В качестве показателей продуктивности представлений могут выступать:
- яркость-четкость (точность). указывающая на степень соответствия (приближения) субъективного образа реальным свойствам объекта (средствам музыкальной выразительности и направленности ассоциативно-эмоционального содержания);
- полнота - показатель, характеризующий структуру образа и разработанность его частей.
Образы всегда полимодальны, т.е. в них присутствуют визуальные и слуховые, вкусовые, обонятельные и кинестетические представления субъекта. При этом в конкретном образе человек может выделить ведущую модальность. Так, слуховые представления музыканта хорошо иллюстрируют связь музыкальных образов со зрительными образами нотного текста.
Ассоциативная связь в сознании переживания образа одной сенсорной модальности с ощущениями от другой называют кинестезией.
Чаще всего встречается зрительно-слуховая кинестезия, когда зрительный образ сопровождается слуховыми ощущениями. Более редкая цветомузыкальная кинестезия, т.е. появление цветовых образов на звуковой стимул.
Показателями продуктивности воображения (творческих способностей) считаются следующие признаки:
- беглость-способность порождать большое количество идей;
- оригинальность (новизна) - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи и образные характеристики;
- гибкость-способность преобразовывать, модернизировать различный материал,
применять разнообразные способы решения проблемы или порождения образа;
- разработанность-детализация возникшей идеи, образа;
- осмысленность-осознание данных приобретенного опыта.
ВНИМАНИЕ. Из всех известных свойств внимания дня развития музыкальных способностей следует выделить оперативную подвижность нервно-психических процессов, понимаемую как гибкую ориентировку и регулирование процессов сосредоточения в ситуациях, динамически изменяющихся условий.
ПАМЯТЬ проявляется в музыкальной деятельности в виде:
- психомоторной или двигательной (например, памяти мелкой моторики-пальцев рук);
- эмоциональной, т.е. памяти чувств, ощущений, переживаний;
- ассоциативно-образной.
Очевидно, что тот или иной характер музыкальной деятельности востребует как непроизвольный, так и произвольный вид памяти, как механическое, так и смысловое запоминание, как кратковременный, так и долговременный ее виды.
МЫШЛЕНИЕ. Специфика музыкальной деятельности характеризуется тем, что ведущим становится эмоциональный компонент усвоения нового опыта. И если понятийное мышление осуществляется с помощью речи, то музыкальное мышление может выражаться как в осознанном образе (зрительном, двигательном, интонационно-слуховом или понятийно-ассоциативном), так и в эмоционально неосознанном, беспредметном (подсознательном) ощущении.
Основным критерием продуктивности музыкального мышления является познание художественного смысла музыкального произведения.
Смысл определяется отношением субъекта к явлению (музыке) в трех плоскостях:
- уровнем личностной значимости (мотивационный компонент) музыки в жизни индивида;
- реализацией способов (операциональный компонент), регулирующих характер отношения субъекта к данному музыкальному явлению.
Музыкальное мышление по аналогии с понятийным предполагает операциональное владение музыкальным языком как средством коммуникации и самовыражения. Структура музыкального языка состоит из следующих элементов (средств выразительности): музыкального звука и его свойств (высоты, длительности, динамики или силы и тембра), интонации (в роли основного выразительного элемента музыки), мотива (или мелодии-главного - "выразителя" музыкальной мысли (развитие которой строится по принципам повторения, контраста или разработки), простых или сложных форм изложения музыкального содержания в гомофонно-гармонической или полифонической фактуре.
Освоение музыкального языка происходит по той же схеме, по какой усваивается естественный язык общения-в процессе спонтанной (обыденной) или специальной (учебной) деятельности.
Подобную же аналогию можно провести и по отношению к видам музыкального мышления в сопоставлении с традиционными видами понятийного мышления. Так, если у человека при осмыслении музыки преобладают психомоторные (двигательные) реакции, то это говорит о преобладании наглядно-действенного вида музыкального мышления. Если в процессе музыкального восприятия доминируют чувственно-образные ассоциации, то можно, говорить о наглядно-образном музыкальном мышлении. Осмысление же музыки на основе понимания закономерностей музыкальной логики (раскрывающейся в использовании структурных элементов музыкального языка) характеризует абстрактно-логическое музыкальное мышление личности.
Обобщая сказанное, можно утверждать, что внутренний механизм музыкальных особенностей базируется на структуре общих особенностей (восприятии, ощущении, внимании, памяти, воображении, мышлении) и не может быть развит без них.
Отсюда выводы: развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, а прежде всего как специфическое развитие универсально-познавательных свойств личности.
ЛИТЕРАТУРА
- Абдуллин Э. Б. Музыкальная психология и психология
музыкального образования. Теория и практика. М., 2011
- Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей.
Тверь, 2002.
- Беляева Л. С. Музыкально педагогическая диагностика
в общеобразовательной школе. Мурманск, 2000
- Волчек О. Д. Значение музыки и семантика ее звуков. СПб., 2010
- Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2001
- Гостдинер А. П. Музыкальная психология. М., 1993
- Курс лекций по программе «Психологический мир ребенка»
в системе курсов повышения квалификации учреждений
дополнительного образования 2013-2014 гг.
- Мышкина В. Т. Психология профессионализма. М., 2001
- Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. СПб., 2009
- Ощепкова О. В. Музыкальная психология и педагогика. Самара, 2011
- Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 2009
- Стахи Т. А. Музыкальная психология. Тамбов, 2004
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 2003
- Царькова Е. Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2012
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991
- Юнг К. Г. Душа и миф. 6 архетипов. М., 1997
- Юнг К. Г. Структура психики и архетипы. М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...
Особенности обучения игре на фортепиано в условиях эстетического отделения ДШИ
Методическая разработка является обобщением педагогического опыта по данной теме....
Особенности начального периода обучения игре на фортепиано
Методическая работа...
Методическое сообщение "Дифференциация при обучении игре на фортепиано с учетом возрастных особенностей"
Индивидуальные особенности развития обучающихся и их учет в процессе воспитания...
Методическая разработка для педагогов по классу фортепиано музыкальных школ, школ-студий "Обучение игре на фортепиано детей с недостаточным развитием координации движений»
Обучение игре на фортепьяно представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором учувствуют различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, двигательный. В основе его лежат сложнейшие...
Методическая разработка на тему: "Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте"
В моей работе описаны способы и методы обучения игре на фортепиано в раннем возрасте 4-6 лет. Описываются психологические особенности этого возраста, влияние родителей и окружающей среды на формирован...
Доклад на тему: "Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано", Доклад на тему: «Работа над аккомпанементом в классе фортепиано»
Музыкально-слуховые данные детей и способы их выявления перед началом обучения игре на фортепиано. Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне...