Рабочая программа по музыке 9 класс
рабочая программа по музыке (9 класс) на тему

Рабочая программа по музыке 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9klass.docx36.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Ткаченко Ларисы Анатольевны,

учителя музыки

высшей квалификационной категории

Музыка

9 класс

Адаптированная программа

    Т.И. Науменко, В.В. Алеева

                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы Т. И. Науменко, В. В. Алеева «Музыка. 8-9 классы», Дрофа, 2007 год.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Музыка» 18 часов в  год из расчёта 1 час в неделю.

Содержание образовательной программы по музыке в 9 классе реализуется на основе учебно-методического комплекта «Музыка 9 класс» Т. И. Науменко, В. В. Алеев и раскрывается в теме года «Музыка как часть духовной». Адаптация программы в условиях школы позволяет использовать при её освоении возможности цифрового музыкального оборудования. Выбор программы обусловлен тем, что он полностью отвечает требованиям времени, так как реализует личностно-ориентированное обучение.  

Ведущей содержательной линией программы 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление ее духовно-содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.

В программе основной акцент делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом  прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. «Традиции — это связь с прошлым, новаторство — это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).

 На уроках с этими учащимися используются: установки к интересу обучения, систематическое стимулирование желания к деятельности, благоприятный психологический климат в классе, активизация познавательной деятельности учащихся, постоянная смена деятельности (писать,  говорить, смотреть, прочитать, рисовать, подражать, исполнять, слушать).

      Задачи:

образовательные: продолжать формировать знания об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; знакомить учащихся с выдающимися произведениями русской,  французской,немецкой,итальянской,польской и др. художественнх культур; продолжать овладевать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности,знать о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования,  примерной программы основного общего образования по музыке и авторской программы Т. И. Науменко, В. В. Алеева «Музыка. 8-9 классы», Дрофа, 2007 год.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения предмета «Музыка» 18 часов в  год из расчёта 1 час в неделю.

Содержание образовательной программы по музыке в 9 классе реализуется на основе учебно-методического комплекта «Музыка 9 класс» Т. И. Науменко, В. В. Алеев и раскрывается в теме года «Музыка как часть духовной». Адаптация программы в условиях школы позволяет использовать при её освоении возможности цифрового музыкального оборудования. Выбор программы обусловлен тем, что он полностью отвечает требованиям времени, так как реализует личностно-ориентированное обучение.  

Ведущей содержательной линией программы 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение школьниками художественной картины мира, выявление ее духовно-содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах.

В программе основной акцент делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом  прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. «Традиции — это связь с прошлым, новаторство — это устремление в будущее» (Д. Кабалевский).

 На уроках с этими учащимися используются: установки к интересу обучения, систематическое стимулирование желания к деятельности, благоприятный психологический климат в классе, активизация познавательной деятельности учащихся, постоянная смена деятельности (писать,  говорить, смотреть, прочитать, рисовать, подражать, исполнять, слушать).

      Задачи:

образовательные: продолжать формировать знания об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве; знакомить учащихся с выдающимися произведениями русской,  французской,немецкой,итальянской,польской и др. художественнх культур; продолжать овладевать практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности,знать о воздействии музыки на человека, о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

усваивать изучаемые музыкальные произведения и знания о музыке;

овладевать способами музыкально-учебной деятельности;

развивающие: развивать эмоционально – ценностное отношение к миру, нравственно– эстетическое отношение к жизни, слушательскую культуру,  память,музыкальный слух,внимание, речь; понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени; оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои взгляды и мысли

воспитательная: воспитывать художественный вкус у учащихся; интеллектуальную, эмоциональную сферу, творческий потенциал


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ, ОКОНЧИВШИХ 9 КЛАСС

•  понимать роль музыки в жизни человека;

•  понимать ать свои предпочтения в ситуации выбора;

•  знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

•  иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

•  сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

•  знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

•  ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

•  иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной    культуре и за рубежом;

•  проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;

•  совершенствовать умения и навыки самообразования.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Часы

По видам учебной деятельности

Компетенции

теория

практика

1.

Что такое «музыка сегодня»?

5

4

1

Учебно-познавательные, коммуникативные

  2.

Человек в музыке

5

4

1

Учебно-познавательные,

общекультурные

3.

Новые музыкальные взаимодействия

7

6

1

Ценностно-смысловые

 

 4.

Заключение

   

   1

   

    -

     1

Ценностно-смысловые

 5.

Всего

18

14

4

            ------


Календарное тематическое поурочное планирование

по музыке, 9 класс, базовый уровень, 2013-2014 учебный год.

Учебно-методический комплект Т. И. Науменко, В. В. Алеев  - 18часов, 1час в неделю

Учитель -  Ткаченко Л. А.

п/п

            Тема урока

Кол-во час

Дата

Стандарт/содержание

Оснащение

 

 

Тип урока

Тип и форма контроля

Домашнее задание

1

Введение. О понятии «современная музыка». Почему меняется музыка.

1

Музыка сегодня как важнейшая часть духовной культуры человека. Разнообразие музыкальных стилей и жанров.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок введения в новую тему

Конспект

Рисунок

2

Как меняется музыка. О неизменном в музыке.

1

Художественное воздействие музыки и эстетические переживания, связанные с ней. Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты  художественных образов.

Цифровое фортепиано, учебник, муз. центр, портреты композиторов, образовательные диски.

Комбинированный урок

Конспект

«Дневник наблюдений» стр. 3-4

3

Музыкальная среда. Какая музыка нам нужна.

1

Музыка как личное пространство, возникающее из гармонии природы, искусства и человеческих отношений. Рассказать о способности искусства передавать различные человеческие эмоции.

Цифровое фортепиано, учебник, муз .центр, образовательные диски.

Урок обобщения и систематизации знаний

Рисунки учащихся

Стихотворение о музыке

                                           

4

«Новая» жизнь «старой» музыки. Современное композиторское творчество.

1

Жизнь классической музыки в современности.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок.

Рисунки учащихся

«Дневник наблюдений» стр. 17

5

Виды музыки в современном мире.

1

Многообразие музыкальной культуры.  Ориентироваться в музыке, которая должна отвечать требованиям высокого художественного вкуса.

Цифровое фортепиано, учебник,муз.центр,образовательные диски; коллекция репродукций «Великие художники»;

музыкальная коллекция «Великие композиторы».              

         

Урок сообщения  новых знаний.

Конспект

Дневник наблюдений» стр.14

6

«Искусство-это твой собственный голос». Музыка и музицирование.

1

Любительское музицирование как историческая традиция и основа любви к музыке.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок обобщения и систематизации знаний.  

Тезисный план

Рисунок

7

О  любительской музыке.

1

Познакомить уч-ся со стилевыми направлениями  и жанровыми особенностями любительской музыки.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок сообщения новых знаний.

Конспект

«Дневник наблюдений» стр. 15

8

 Авторская песня. Герой авторской песни.

1

Авторская песня как вид вокально-инструментальной музыки и социальное явление. Помочь учащимся определить соотношение поэзии и музыки в авторских песнях.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, портреты композиторов, образовательные диски.

Урок сообщения новых знаний.

Таблица

«Дневник наблюдений» стр. 16

9

Рок-музыка. Герой рок-песни.

1

Рок-способ выражения молодёжной культуры, средство общения молодёжи. Определить сочетание в роке разнообразных музыкальных традиций.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок.

Конспект

«Дневник наблюдений» стр. 18

10

Заключительный урок.

1

Закрепление пройденного  материала.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок контроля полученных знаний Комбинированный урок.

Музыкальный диктант

         

          ---          

11

О  разности вкусов.

1

Рассмотреть и проанализировать различные музыкальные направления, отражающие время, в котором живёт человек

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок.

Конспект

Подготовить музыкальное оформление, объединённое общей темой «Музыкальные вкусы различных поколений»

12

О  музыке «лёгкой» и «серьёзной» , история и современность.

1

Воплощение современности в музыке. Учить уч-ся оценивать качество музыки независимо от времени её создания.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, фонохрестоматия. образовательныедиски.

Урок изучения нового материала

Конспект

«Дневник наблюдений» стр.13

13

Стилевые взаимодейстия.

1

Взаимообогащение искусств и взамиодействие музыки с другими типами культуры.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, фонохрестоматия, образовательные диски

Урок сообщения новых знаний.

Конспект

Дневник наблюдений» стр.19

14

Об особенностях музыкального концерта. Зачем мы ходим на концерт.

1

Синтез искусств. «Культ исполнителя».

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски; музыкальная коллекция «Великие композиторы».              

Комбинированный урок

Рисунки учащихся

Дневник наблюдений» стр.23

15

.

Музыкальная сцена сегодня.

1

Изменения шедевров прошлого и создание органичных условий для звучания современного музыкального произведений.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски

Урок сообщений новых знаний

Таблица

Рисунок по теме урока

16

Музыкальный кроссворд.

Фронтальный опрос.

1

Закрепление пройденного  материала.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Комбинированный урок

Таблица

_

17

.

Выход за пределы сцены.

1

Разнообразие концертных площадок.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр,

Урок сообщений новых знаний

Таблица

         __

18

Заключение. Музыка- целый мир.

1

Предназначение музыки - гармония и смысл жизни. Выразительно исполнить все пройденные произведения.

Цифровое фортепиано, учебник, муз.центр, образовательные диски.

Урок контроля

__

          __


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема года: «Традиция и современность в мировой культуре» - 18 часов

        

Главные темы искусства – 10 часов

Родство художественных образов разных искусств – 7часов

Заключение – 1час

Учащиеся должны:

•  понимать роль музыки в жизни человека;

•  понимать свои предпочтения в ситуации выбора;

•  знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

•  иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

•  сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

•  знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;

•  ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозной традиции в их соотношении с массовой музыкальной культурой;

•  иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной    культуре и за рубежом;

•  проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.), развивать навыки проектной деятельности;

•  совершенствовать умения и навыки самообразования.

 


КОНТРОЛЬ  РЕЗУЛЬТАТА  РЕАЛИЗАЦИИ  

УЧЕБНОЙ  ПРОГРАММЫ

Контроль результата реализации учебной деятельности осуществляется в   конце каждой четверти в форме:

1 четверть – Музыкальный диктант, фронтальный опрос (1 урок)

2 четверть – Музыкальный кроссворд (1 урок)


ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 Подготовка учащихся к научно-практической конференции в рамках школьных «Дней науки и творчества».

Подготовка и выступления учащихся в мероприятиях школьного, регионального и областного уровней.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Учебники: « Т. И. Науменко, В. В. Алеев (дневники размышлений) – для 8класса, Дрофа, 2008 г.
  2. О.А. Апраскина «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей, выпуск № 9, 17.
  3. Т.Ф. Вихарева «Музыкальные сценарии». 2005г.
  4. С.В. Истомин «Я познаю мир» - музыка. 2005 г.
  5. Л.В. Кравчук. «Мир музыкальных инструментов». 2006 г.
  6. С.А. Насонкина «Уроки этикета». 2008 г.
  7. Т.Н. Образцова «Музыкальные игры для детей». 2005 г.
  8. О.Д. Ушакова «Великие композиторы». 2005 г.
  9.  «Музыка. ИЗО. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно-правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана – Граф», 2008 г.

     10 «Сборник нормативных документов. Искусство», М.. Дрофа, 2005 г.

     11.  «Музыка в школе» № 1-3 2007 г., № 1-6 2008 г., № 1-5 2009 г.

     12. И.А. Агапова, М.А. Давыдова Лучшие музыкальные игры для детей М. ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006 г.

     13. Е.А. Смолина «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006 г.

     14. Музыкальная коллекция «Великие композиторы». Спец.приложение   газеты «Комсомольская правда». 2007-2008 г.

        

        

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

                 1. Цифровое фортепиано

                 2. Музыкальный центр

                 3. Образовательные диски

                 4. Коллекция репродукций «Великие художники»

                 5.Музыкальная коллекция «Великие композиторы»              

                 6. Фонотека

                 7. Детские   музыкальные инструменты



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...