Сценарий музыкальной гостиной
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему
Идея проведения музыкальной гостиной «По дорожке русских композиторов Александро-Невской Лавры возникла в рамках программы «Я и музыкальный Петербург», в ее разделе «Я в музыкальном Петербурге». Ель программы - воспитание нравственных качеств личности, обучающихся средствами музыкального искусства и музыкальной культуры Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т
Московского района
Музыкальный отдел,
инструментальная секция
Сценарий проведения музыкальной гостиной «По дорожке русских композиторов Александро-Невской лавры».
Составители:
педагоги доп. образования
Петренко Е.В.
Кот Е.М.
Бибичина М.В.
Пояснительная записка
Идея: Идея проведения музыкальной гостиной «По дорожке русских композиторов Александро-Невской Лавры возникла в рамках программы «Я и музыкальный Петербург», в ее разделе «Я в музыкальном Петербурге». Ель программы - воспитание нравственных качеств личности, обучающихся средствами музыкального искусства и музыкальной культуры Петербурга.
Учащиеся музыкального отдела часто посещают экскурсии и концерты, проходящие в исторических музеях и концертных залах Петербурга. Одним из этих мест стала Александро-Невская Лавра. Таким образом ,организаторы этой встречи в очередной раз смогли прикоснуться к шедеврам мировой музыкальной культуры и приобщить к ней своих воспитанников.
Форма: Музыкальная гостиная «По дорожке русских композиторов Александро-Невской Лавры».
Цель: формирование навственно-ценностного отношения воспитанников к шедеврам музыкальной культуры .
Задачи:
- Способствовать повышению общего культурного и интеллектуального уровня воспитанников
- Обобщить опыт воспитания культуры на основе музыкального творчества
- Содействовать организации содержательного досуга
- Показать значение музыки в общекультурном развитии воспитанников.
Методы:
- Метод эмоционального воздействия и стимулирования
- Метод побуждения интеллектуального развития
Вдоль северной ограды Некрополя мастеров искусств Александро-Невской Лавры протянулась «Композиторская дорожка».
Здесь находится памятник Михаилу Ивановичу Глинке с нотной цитатой из знаменитого хора «Славься». Близ дорожки – надгробия на могилах композиторов так называемой «Могучей кучки»:Милия Балакирева, Цезаря Кюи, Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Александра Бородина. Здесь же в 1893 году был похоронен Петр Ильич Чайковский. Напротив похоронен Антон Рубинштейн, пианист и композитор, основатель петербургской консерватории. Неподалеку видна бронзовая фигура пастушка, играющего на свирели. Этот удивительный образ был создан как надгробие композитору Александру Сергеевичу Даргомыжскому. В 1972 году в Некрополь был перевезен из Франции прах Александра Константиновича Глазунова.
Музыка Глинки, пройдя испытания временем, осталась живой и юной до наших дней. В ней воплощены лучшие черты русского творчества, его нравственная сила и красота, духовность, правдивость и скромность.
Звучат произведения М. Глинки:
- «Полька»
- «Чувство»
-«Мазурка с- moll»
-«Полька А-dur»
После смерти глинки еще 12 лет занимался творчеством великий композитор Александр Сергеевич Даргомыжский, тоже нашедший последнее упокоение в Петербурге: автор известных опер «Русалка», «Каменный гость», множества романсов и песен.
Звучит романс Даргомыжского на слова Ю. Жадовской «Я все еще его люблю».
Несмотря на то, что концертная жизнь в Москве и Петербурге с начала XIX века была интенсивной – здесь гастролировали европейские знаменитости, существовало Петербургское филармоническое общество, - тем не менее профессиональное образование одаренные русские музыканты могли получить лишь за границей. Именно там впервые засверкал талант замечательного русского пианиста – виртуоза, дирижера и композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Во многом благодаря его авторитету и активности в 1859 году было организовано Русское Музыкальное общество, а в 1862 году – Петербургская консерватория.
Звучат произведения А. Рубинштейна
-«Мелодия» F-dur
-романс на слова А.С.Пушкина «Ночь».
Примерно в это же время в Петербурге образовался кружок музыкантов-единомышленников, которому критик и искусствовед Владимир Стасов дал крылатое название «Могучая кучка», утвердившееся в истории музыки.
В него входили: Милий Алексеевич Балакирев, Александр Порфирьевич Бородин, Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков. Композиторы «Могучей кучки» стремились показать в своих произведениях образы народа, страницы его истории, картины быта, воплотить народные предания, сказки, раскрыть острые социальные проблемы. Кучкисты считали себя наследниками и продолжателями великих традиций Глинки и Даргомыжского. Они вели борьбу за утверждение русского национального стиля в музыке.
Звучат следующие произведения:
-муз. Н. Римский-Корсаков, сл А.С.Пушкина «О чем в тиши ночей» (романс)
-Р. Глиэр Прелюдия des-dur
-Р.Глиэр Прелюд
-Ц. Кюи «Царскосельская статуя»(романс)
Одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский. Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей! Петр Чайковский познал и то и другое. Он самый известный и популярный русский композитор. «В своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу». (П. Чайковский).
Звучит романс
Цикл «Времена года» был написан по заказу петербургского издателя Н. Бернарда. Чайковскому предложили написать для журнала цикл фортепианных пьес, которые публиковались бы ежемесячно и составили бы, таким образом, полный годичный круг. Каждая пьеса была снабжена поэтическим эпиграфом.
Звучат пьесы из цикла «Времена года»
- Январь «У камелька»
«И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет уголек,
И свечка догорела». А.С. Пушкин.
-Апрель «Подснежник»
«Голубенький, чистый подснежник – цветок!
А подле – сквозистый последний снежок…
Последние слезы о горе былом,
И первые грезы о счастье ином…» А. Майков.
-Май «Белые ночи»
«Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега,
Как свеж и чист твой вылетает май». А. Фет.
-Июнь «Баркарола»
«Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать;
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять». А. Плещеев.
-Октябрь «Осенняя песня»
«Осень! Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят». А Толстой.
-Ноябрь «На тройке»
«Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой во след не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши». Н. Некрасов.
Звучат произведения П.И. Чайковского:
-«Немного Шопена»
-«Andante» из балета «Щелкунчик»
-На слова А. Толстого «То было раннею весной»(романс)».
Список используемой литературы:
1. «Русская и советская музыка». Сост. В. Блок, К. Португалов. «Просвещение» 1977.
2. «Классическая музыка для «чайников»». Компьютерное издательство «Диалектика», 2007.
3. «Русские и советские композиторы». Издательство «Музыка» Москва 1982, 1985, 1994, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкальной гостиной "Моя дорога счастья"
Данный сценарий может использоваться преподавателями педагогических колледжей и учителями старших классов при проведении внеаудиторных мероприятий. Данное мероприятие направлено на воспитание эстетиче...
Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству группы "АВВА", на английском языке для 9 класса
В материале представлен сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству популярной группы "АВВА", на английском языке для учащихся 9 класса....

Сценарий музыкальной гостиной "Звуки и краски"
Идея музыкальной гостиной, основанной на взаимодействии музыки и живописи, появилась в результате размышлений над тем, как научить детей выразительнее исполнять музыкальные произведения. Для этого нуж...

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта.
Сценарий музыкальной гостиной, посвященной творчеству В. А. Моцарта "Вечный солнечный свет в музыке - имя тебе!"...

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ ТЕМА «МЫ ИГРАЕМ ДЖАЗ»
История возникновения джаза. Направления, особенности стилей и музыкальные иллюстрации....

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ ТЕМА «МЫ ИГРАЕМ ДЖАЗ»
История возникновения джаза. Направления, особенности стилей и музыкальные иллюстрации....

СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИННОЙ "МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП".
Сценарий концерт для учащихся и родителей, подготовленный педагогами музыкальной школы....