Рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС
рабочая программа по музыке по теме
Рабочая программа по музыке 1-4 класс ФГОС
Рабочая программа по музыке для 1-4-х классов составлена на основе авторской программы: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной,основной общеобразовательной программы начального общего образования ОУ, примерной рабочей программы, ориентированной для работы по учебнику «Музыка», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, рекомендованному или допущенному МОРФ в 2014 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_1-4_kl._mohnatkina.docx | 110.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Тарко-Сале Пуровского района
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
на заседании МО учителей Заместитель директора Директор МБОУ «СОШ № 2»
начальных классов по ОП______________ Л.В. Дюшко______________
Протокол №__ от_______2014г. «___»_____________2014г. Приказ № ________________
Руководитель МО___________ от «___» ____________2014г.
Рабочая программа
по музыке
для 1-4-х классов
1 час в неделю (всего 135 часов)
Учитель: Мохнаткина С.В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1-4-х классов составлена на основе авторской программы: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной,
основной общеобразовательной программы начального общего образования ОУ, примерной рабочей программы, ориентированной для работы по учебнику «Музыка», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, рекомендованному или допущенному МОРФ в 2014 году.
Цель предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности, позитивных традиций в области музыкально-эстетического образования школьников.
Задачи:
- прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- формировать основы художественного вкуса;
- учить видеть взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь, литературой и изобразительным искусством);
- формировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, при этом в интересной форме (игры, беседы, концерты, экскурсии, сказки), знакомить с музыкальной терминологией, тематическим музыкальным материалом. Исподволь, пропевая, интонируя несложные мелодии, знакомиться с музыкой известных композиторов, научиться слышать музыку, запоминать и узнавать, определять ее настроение, характер. С помощью несложных вокальных упражнений дети привыкают к правильному дыханию, четкой дикции, протяжному пению гласных, чистому интонированию.
Общая характеристика учебного предмета
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программы по музыке предмет « Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю.1 класс - 33ч, 2-4 кл. - 34ч. Общий объем учебного времени составляет 135 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений.
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений.
В 4 классе предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
В занятиях используются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни, слушают музыку и занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.
Виды занятий на уроке
Пение - хорошо знакомый вид музицирования. Задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных у детей весьма разнообразен. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале: попевок, русских народных мелодий, либо мелодий, близких им по интонационному строю. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают. В пении развивается метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы.
Слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Бах, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Дебюсси. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки.
Движения под музыку чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения.
Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические игры, мелодизация стихотворений, инсценирование.
Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- наблюдение;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- информативный;
- частично-поисковый.
Способы и средства:
- технические средства;
- дидактические материалы;
- портреты.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Музыка вокруг нас | 16 |
2 | Музыка и ты | 17 |
Итого | 33 |
Содержание
Музыка вокруг нас – 16 ч
Волшебная страна звуков. Хоровод муз. Урок-импровизация. Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Музыкальная азбука. Мои первые каникулы «Пересмешники». Русские народные музыкальные инструменты. Садко – былинный герой. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Звучащие картины. Музыкальная театрализация. Разыграй песню Г.Струве «Пёстрый колпачок». Родной обычай старины. Колядки. Добрый праздник среди зимы. П.Чайковский балет «Щелкунчик».
Музыка и ты – 18 ч
Край, в котором ты живёшь. Композитор, поэт, художник. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. Музы не молчали.
Мамин праздник. Поют солдаты (народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»). У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты (клавесин, рояль, лютня). Звучащие картины. Музыка в цирке. Музыка театра (опера, балет). М.Коваль опера – сказка «Волк и семеро козлят». Музыка любимых мультфильмов. По следам Бременских музыкантов.
В 1 классе программа предусматривает знакомство детей с доступными произведениями русских композиторов XIX в.: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и композиторов XX века: С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова. Песенное творчество представлено композиторами: В. Шаинским, Р. Паулсом, Г. Струве, Г. Гладковым и др. Учащиеся знакомятся также с музыкой западных композиторов: Э.Григ, Ж.-Ф.Рамо.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать на настроение, вызванное природой; мелодизировать на тексты колыбельных, принимать участие в концертных мероприятиях школы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты
( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты (гармонь, баян, балалайка);
- проявлять навыки вокально - хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро - медленно) динамики (громко - тихо);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 1 класса
обучающиеся должны
знать:
- музыкальные жанры (марш, танец, песня);
- музыкальные инструменты (рояль, фортепиано, арфа);
- народные инструменты (гусли, гармонь, балалайка, бубен, ложки).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам.
- участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Россия – Родина моя | 7 |
2 | День полный событий | 8 |
3 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 8 |
4 | В детском музыкальном театре | 2 |
5 | В концертном зале | 6 |
6 | Музыка оперы и балета. | 2 |
7 | Обобщающий урок. Афиша. | 1 |
Итого | 34 |
Содержание
О России петь – что стремиться в храм (7 ч)
Образ родной природы в музыке русских композиторов. Колокольные звоны. Героические образы в музыке (2 ч). Духовная музыка. Песни о России. Музыкальные воспоминая.
День полный событий (8 часов).
Музыка утра. Эти разные марши. Мир сказки. Танцы. Детские образы в музыке. Картины вечера. Колыбельная для малышей. Старинная музыка.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (8 ч)
Русские народные инструменты. Плясовые народные песни. Из сокровищницы русского фольклора. Водим хороводы. Музыка слова. Музыка в народном стиле. Зиму провожаем – Весну встречаем. Музыкальные воспоминания.
В детском музыкальном театре (2 ч)
Детская опера М.Коваль «Волк и семеро козлят»
В концертном зале (6 ч)
Звучит нестареющий В.Моцарт. Детские образы С.Прокофьева.
Волшебный цветик – семицветик.
Детская фортепианная музыка. Музыкальные картины. Старинная музыка.
Музыка оперы и балета (2 ч)
Обобщающий урок. Афиша (1ч)
Во 2 классе продолжается знакомство с творчеством М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Г.В. Свиридова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Л. Бетховена и с произведениями новых для учащихся композиторов: А.П. Бородина, Э. Грига, Ф. Шуберта. Разучиваются песни: И. Дунаевского, В. Шаинского, Р. Паулса, А. Филиппенко, Ю. Чичкова, Е. Крылатова, Г. Струве, Г. Гладкова, А. Спадавеккиа и др.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать в характере музыкальных образов выразительные движения, участвовать в ритмических играх, в игре "Я - композитор", инсценировать песни и сказки разных народов, мелодизировать тексты стихотворений, в том числе частушек.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
( индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» во 2 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
- понимать главные отличительные особенности музыкально - театральных жанров - оперы и балета;
- узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе. А также органа и клавесина;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении или пластике;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 2 класса
обучающиеся должны
знать:
- музыкальные термины (минор, мажор, хор, мелодия, марш, танец, песня, колядка);
- музыкальные инструменты (изученные в первом классе, а также орган и клавесин);
- композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, М.Глинка).
уметь:
- определять характер и настроение музыки;
- передавать в пении характер песни;
- слышать паузы, ясно и четко произносить слова при исполнении.
Участвовать в музыкальных играх и импровизациях.
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Россия – Родина моя | 5 |
2 | День полный событий | 7 |
3 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 5 |
4 | В концертном зале | 11 |
5 | В музыкальном театре | 3 |
6 | Музыкальные воспоминания | 3 |
Итого | 34 |
Содержание
Россия – Родина моя 5 ч
Мелодия – душа музыки. Величальные песни. Солдатские песни. Героические образы в музыке (2 часа).
День полный событий 7 ч
Картины природы. Портрет в музыке. В детской. Музыкальные картины вечернего покоя. Духовная музыка. Тихая моя, нежная моя. Чтоб музыкантом быть, так надобно умение.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло 5 ч
Музыкальные предания. Народные песни в операх русских композиторов. Звучащие картины. Проводы зимы. Встреча Весны.
В концертном зале 10 ч
Поет рояль. Музыкальный инструмент – клавесин. Музыкальный инструмент – скрипка. Скрипичная музыка в творчестве Н.Паганини. Музыкальный инструмент – флейта. Мир Бетховена (2 ч). Сказочный мир П.Чайковского. Симфоническая музыка. Э.Григ сюита «Пер Гюнт».
В музыкальном театре 3 ч
М.Глинка опера «Руслан и Людмила» (2 ч). А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад».
Музыкальные воспоминания 4 ч
Тембры музыкальных инструментов. Симфоническая музыка. Вокальные жанры, народные песни. Фортепианная музыка.
В 3 классе программа предусматривает знакомство учащихся с произведениями более крупной формы известных им композиторов. Они слушают музыку из оперы и балета, например, "Сказка о царе Салтане" Н.А. Римского-Корсакова, "Щелкунчик" П.И. Чайковского, кантату
С.С. Прокофьева "Александр Невский", отдельные номера из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя").
Новые композиторы представлены именами В.А. Моцарта, А.К. Лядова, М.П. Мусоргского, А.И. Хачатуряна, И.С. Баха.
Расширяется песенный репертуар. Разучиваются песни: Г. Гладкова,
Е. Птичкина, В. Шаинского, Е. Крылатова, Р. Паулса, Ю. Чичкова, И.С. Баха, Э. Грига, В.А. Моцарта и др. Дети поют отдельные фрагменты из оперы и балета, "Колыбельную Гвидона" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", хоры "Проводы масленицы" из оперы
Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и "Вставайте, люди русские" из кантаты С.С. Прокофьева "Александр Невский".
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать по русским народным сказкам, мелодизировать стихотворные тексты.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса)
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
-осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов( П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 3 класса:
обучающиеся должны
знать:
- музыкальные термины (мелодия, кант, опера, сюита, балет);
- фамилии выдающихся русских и зарубежных композиторов;
- узнавать их по фотографиям (П.Чайковский, М.Глинка, Г.Свиридов, М.Мусоргский, А.Бородин);
- музыкальные инструменты, входящие в группу струнных смычковых.
уметь:
- определять характер и основные интонации музыки – вопрос, радость, жалость;
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 3 классе (не менее трех);
- во время пения передавать характер песни, делать кульминации, правильно распределять дыхание во фразе.
Участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы. | Всего часов |
1 | Вся Россия просится в песню | 4 |
2 | День полный событий | 4 |
3 | Композитор – имя ему народ | 2 |
4 | В концертном зале | 8 |
5 | В музыкальном театре | 8 |
6 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 3 |
7 | Музыкальные воспоминания | 4 |
8 | Заключительный урок. Обобщение учебных тем 4 класса | 1 |
Итого | 34 |
Содержание
Вся Россия просится в песню (4 ч)
Душа русского народа в музыке С.Рахманинова. Жанры русских народных песен. С.Прокофьев кантата «Александр Невский». Обобщённый образ русских богатырей в музыке А.Бородина.
День, полный событий (4 ч) Музыка осени. Сказочные образы А.Пушкина в симфонической сюите «Три чуда». Ярмарочные гулянья. Музыка зимы.
Композитор – имя ему народ (2 ч)
Песни разных народов мира. Оркестр народных инструментов.
В концертном зале (8 ч)
Образы родины в фортепианной музыке Ф.Шопена. Разнообразие музыкальных образов. Оркестр – музыкальная республика (состав, группы). Музыкальные зарисовки в фортепианной сюите М.Мусоргского «Картинки с выставки». Знаменитые исполнители, дирижеры. Музыкальный инструмент – гитара. Авторская песня. Барды. Великий музыкальный сказочник Н.Римский-Корсаков.
В музыкальном театре (8 ч)
Тема польского народа в опере М.Глинки «Иван Сусанин». Музыкальные образы русского народа в опере «Иван Сусанин» М.Глинки. Народная музыка в опере М.Мусоргского «Хованщина». Восточные мотивы в операх русских композиторов. Характерные особенности мелодики и ритма восточных мотивов. Современная трактовка народных мелодий – основа музыкального языка балета. Музыка театра комедии. Сходство и различие жанров сценической музыки (балет, опера, мюзикл, оперетта).
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (3 ч)
Фортепианная музыка. Образы революции в музыке Ф.Шопена. Великие исполнители. Пианисты, вокалисты.
Музыкальные воспоминания (4 ч)
Музыка осени. Песни разных народов мира.
Заключительный урок. Обобщение учебных тем 4 класса.
В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
В занятиях используются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни, слушают музыку и занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.
Виды занятий на уроке.
Пение - хорошо знакомый вид музицирования. Задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально - певческих данных у детей весьма разнообразен. Поэтому главная задача учителя - развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разнообразном певческом материале: попевок, русских народных мелодий, либо мелодий, близких им по интонационному строю. Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают. В пении развивается метроритмическое чувство детей. Осознание фразы, членение ее на отдельные ритмические мотивы.
Слушания музыки - накопление музыкальных впечатлений, обогащение восприятия разнохарактерными интонациями, главным образом программной музыки: песенными, танцевальными, маршевыми. Ставится задача - познакомить младших школьников с музыкой крупных русских и зарубежных композиторов: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева, И.Ф. Стравинского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, И.С. Бах, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Дебюсси. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие. В то же время они учатся ее "слышать". Средства музыкальной выразительности наиболее ярко раскрываются именно в процессе слушания музыки. Музыкальный материал дает возможность для сравнения средств музыкальной выразительности в произведениях разных композиторов и стилей музыки.
Движения под музыку чаще всего сопровождают процесс слушания музыки и помогают лучше чувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности. Они содействуют развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, так как включаясь своими движениями или аккомпанементом в ход восприятия музыки, дети становятся ее исполнителями, что помогает им глубже "войти в образ" музыкального произведения.
Импровизационное творчество детей опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности комбинировать, создавать свое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические игры, мелодизация стихотворений.
Программа предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы на основе их взаимосвязи, что осуществляется тематическим объединением учебного материала и систематическим освоением навыков в разных видах музыкальной деятельности.
В 4 классе программа строится на обобщении пройденного материала. Она включает развитие представлений школьников об использовании народной песни в творчестве композиторов. На примерах музыки М.И. Глинки, Л. Бетховена, В.А. Моцарта и Д.Б. Кабалевского обобщаются представления детей о жанре вариаций. Инструментальное и вокальное исполнение музыки представлено творчеством выдающихся исполнителей: Ф.И. Шаляпина, А.В. Неждановой, Н.А. Обуховой, С.Т. Рихтера, М.Л. Ростроповича и других русских и зарубежных вокалистов и инструменталистов.
Творчество композиторов-классиков и современных композиторов, знакомых детям, представлены "Венской классической школой" (И. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен), основоположником русской классической музыки М. И. Глинкой, представителями "Могучей кучки" и творчеством П.И. Чайковского. Композиторы XX века так же известны учащимся, это С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Среди новых имен:
И.Стравинский и К. Дебюсси.
Разучиваются песни И. Гайдна, Л. Бетховена, М. И. Глинки, Ц. Кюи и цикл песен Е. Крылатова.
Дети учатся воспринимать и исполнять музыку, включать мелодические импровизации в текст, например, по рассказу М. Горького "Как сложили песню", на тексты стихотворений.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
знать/понимать:
- взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);
- музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.);
- тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов;
- основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена;
уметь:
- выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
- умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- эмоционально-осознанно воспринимать музыку, уметь давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- петь более сложные ритмические рисунки, понимать дирижерские жесты;
- участвовать в музыкальных импровизациях и концертах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки.
Учебно-методическое обеспечение
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4-х классов общеобразовательной школы. Допущено Министерством Российской Федерации. В комплект входит издание авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
- Музыка. Учебник-тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка: Учебник для учащихся 2 класса начальной школы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 2 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка: Учебник для учащихся 3 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 3 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия музыкального материала. MP3
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2014
- Музыка. 4 класс. Хрестоматия музыкального материала к учебнику.
- Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс.
- Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс.
- Музыка. Рабочая тетрадь. 3класс.
- Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс.
- Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2013.
- Поурочные планы по программе Критской Е.Д., 1 – 4 классы. Корифей Волгоград 2013 г.
Дополнительная литература
1. Агапова И., Давыдова М. Лучшие музыкальные игры для детей. Москва. ООО «ИКТЦ» ЛАДА», 2006
2.Арсенина Е.Н. Музыка. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи. Волгоград. Издательство «Учитель», 2014
2Ермолаев П.И. «Весёлые песенки»
3. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 1 класс. Москва. «ВАКО».2013
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по музыке. 2 класс. Москва. «ВАКО».2013Кудряшов А. «Песни для детей»
5.Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград. Издательство «Учитель», 2014
6.Михеева Л. «Музыкальный словарь в картинках»
7. Музыкальный словарь . начальная школа.(ФГОС). Москва – «ВАКО», 2013
8. Программы по музыке 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского. 3-е издание.
Москва. «Просвещение»
Поурочные планы по программе Критской Е.Д., Волгоград. Издательско- торговый дом «Корифей» «1-4 классы. 2009
9.Семернин В. Музыка всюду живет… Москва «Советский композитор» 1991
10.Скудина Г. Рассказы о И.С. Бахе.Москва. «Музыка» 1985
Учебник. Музыка 1класс, авторы В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
6.Учебник. Музыка 2 класс, авторы В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
7.Учебник. Музыка 3 класс, авторы В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
8. Учебник. Музыка 4 класс, авторы В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.
9.Учебник. Музыка 1класс, автор Т.И.Бакланова
10.Учебник. Музыка 2 класс, автор Т.И.Бакланова
11.Учебник. Музыка 3 класс, автор Т.И.Бакланова
12.Учебник. Музыка 4 класс, автор Т.И.Бакланова
Использование медиаресурсов
1. Audiophile Classic Collection. Paganini (AUDIO-DISC)
2. Classic Hits. (AUDIO-DISC). 2013
3.Классическая музыка (МР3)
4. Лунный свет. РиДерз. (AUDIO-DISC) 2002
5. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004
6. Полная коллекция лучших записей джазовой эпохи. Оркестр Глена Миллера. ИДДК 2013
7. Русская симфоническая музыка (МР3)
8. Шедевры классической музыки» в эстрадной обработке (AUDIO-DISC)
9.Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п.п. | № в теме | Кол-во часов | Тема урока | Музыкальный материал | Дата | Прим | ||||
1 «А» 1 «В» 1 «Г» | 1 «Б» | |||||||||
1 четверть | ||||||||||
1 | 1 | 1 | «Музыка вокруг нас» (16 часов) Урок-беседа Волшебная страна звуков | Г.Струве «Так уж получилось» «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский | 05.09 | 01.09 | ||||
2 | 2 | 1 | Урок-игра Хоровод муз | «Березка» русский хоровод «Хора и сырба» молдавские народные наигрыши «Во поле березка стояла» р.н.п. | 12.09 | 08.09 | ||||
3 | 3 | 1 | Урок-импровизация Повсюду музыка слышна. | Л.-К.Дакен «Кукушка» Т.Попатенко «Скворушка прощается» | 19.09 | 15.09 | ||||
4 | 4 | 1 | Урок-концерт Душа музыки – мелодия | П.И.Чайковский «Сладкая греза» Х.-В.Глюк «Мелодия» | 26.09 | 22.09 | ||||
5 | 5 | 1 | Урок-игра Музыка осени | Г.Свиридов «Осень» О.Юдахина «Дождик» | 03.10 | 29.09 | ||||
6 | 6 | 1 | Урок-импровизация Сочини мелодию | В.Павленко «Капельки» Осенние заклички | 10.10 | 06.10 | ||||
7 | 7 | 1 | Урок-игра Музыкальная азбука | В.Герчик «Нотный хоровод» Г.Струве «Песенка о гамме»» | 17.10 | 13.10 | ||||
8 | 8 | 1 | Урок-конкурс Мои первые каникулы «Пересмешники» | П.И.Чайковский Вальс цветов из балета «Щелкунчик» | 24.10 | 20.10 | ||||
9 | 9 | 1 | Урок - экскурсия Русские народные музыкальные инструменты | «Пастушья песня» французская народная песня, «Полянка» русский народный наигрыш «Встал наш Ваня» р.н. п. | 31.10 | 27.10 | ||||
2 четверть | ||||||||||
10 | 10 | 1 | Урок - беседа Садко – былинный герой | Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» Н.Римский-Корсаков | 14.11 | 10.11 | ||||
11 | 11 | 1 | Урок - концерт Музыкальные инструменты симфонического оркестра | И.С.Бах «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2, В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | 21.11 | 17.11 | ||||
12 | 12 | 1 | Урок - экскурсия. Звучащие картины | И.-С.Бах «Шутка» из Оркестровой сюиты № 2 К.Дебюсси «Лунный свет» | 28.11 | 24.11 | ||||
13 | 13 | 1 | Урок-импровизация Разыграй песню | Г.Струве «Пёстрый колпачок» | 05.12 | 01.12 | ||||
14 | 14 | 1 | Урок-импровизация Разыграй песню | Л.Книппер «Почему медведь спит зимой». | 12.12 | 08.12 | ||||
15 | 15 | 1 | Урок-театрализация Родной обычай старины Колядки | «Риу, риу, риу» европейская колядка Ф.Грубер «Тихая ночь» «Роджественская песенка» колядка | 19.12 | 15.12 | ||||
3 четверть | ||||||||||
16 | 16 | 1 | Урок-концерт Добрый праздник среди зимы | П.И.Чайковский «Марш», «Вальс» из балета «Щелкунчик | 26.12 | 22.01 | ||||
17 | 1 | 1 | «Музыка и ты» (16 часов). Урок-импровизация Край, в котором ты живёшь | Г.Свиридов «Пастораль» из музыкальных иллюстраций к повести Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя» | 16.01 | 12.01 | ||||
18 | 2 | 1 | Урок - игра Композитор, поэт, художник | А.Филиппенко «Веселый музыкант» | 23.01 | 19.01 | ||||
19 | 3 | 1 | Урок - концерт Музыка утра | П.И.Чайковский «Зимнее утро» Э.Григ «Утро» В.Салманов «Утро в лесу» | 30.01 | 26.01 | ||||
20 | 4 | 1 | Урок - экскурсия Музыка вечера | В.Гаврилин «Вечерняя музыка» А.Хачатурян «Вечерняя сказка» И.Дунаевский «Колыбельная» | 06.02 | 02.02 | ||||
21 | 5 | 1 | Урок – игра Музыкальные портреты | Л.-К.Дакен «Кукушка» С.С.Прокофьев «Болтунья» | 13.02 | 09.02 | ||||
22 | 6 | 1 | Урок – концерт Мамин праздник | В.Иванникова «Самая хорошая» Г.Струве «Маленькая мама», «Мамин праздник» | 27.02 | 02.03 | ||||
23 | 7 | 1 | Урок – концерт Музы не молчали | А.Бородин симфония «Богатырская» Я.Френкель «Журавли» В.Парфенюк «Мой дедушка» | 06.03 | 27.02 | ||||
24 | 8 | 1 | Урок-театрализация Разыграй сказку | Ф.Лещинская «Еж» Н.Потоловский «Жук» Н.Френкель «Пляшут зайцы» А.Гретти «Спор» | 13.03 | 10.02 | ||||
25 | 9 | 1 | Урок-импровизация Народная песня | «Солдатушки, бравы ребятушки» | 20.03 | 09.03 | ||||
4 четверть | ||||||||||
26 | 10 | 1 | Урок - экскурсия У каждого свой музыкальный инструмент | «У каждого свой народный инструмент» эстонская народная песня Х.-В.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» | 03.04 | 16.03 | ||||
27 | 11 | 1 | Урок – игра Музыкальные инструменты (клавесин, рояль, лютня) | И.Г.Конради «Менуэт» Ж.-Ф.Рамо «Тамбурин» | 10.04 | 30.03 | ||||
28 | 12 | 1 | Урок – концерт Звучащие картины | А.Шнитке «Пастораль» из сюиты «В старинном стиле» Г.Свиридов «Пастораль» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина | 17.04 | 06.04 | ||||
29 | 13 | 1 | Урок-игра Музыка в цирке | ИДунаевский «Выходной марш» Д.Б.Кабалевский «Клоуны» | 24.04 | 13.04 | ||||
30 | 14 | 1 | Урок-театрализация Музыка театра (опера, балет) | Р.Щедрин «Золотые рыбки» из балета «Конёк-горбунок» Н.Римский-Корсаков «Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» | 08.05 | 20.04 | ||||
31 | 15 | 1 | Урок-импровизация М.Коваль опера – сказка «Волк и семеро козлят» | М.Коваль «Семеро козлят» заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят» | 15.05 | 27.04 04.05 | ||||
32 | 16 | 1 | Урок-экскурсия Музыка любимых мультфильмов | Э.Шаинский «Голубой вагон» Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем» | 22.05 | 11.05 | ||||
33 | 17 | 1 | По следам Бременских музыкантов | Ген. Гладков «Песенка друзей» «Песня атаманши и разбойников» «Песня Трубадура» «Принцесса и Трубадур» | 29.05 | 18.05 |
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ | № в теме | Кол-во часов | Тема урока | Музыкальный материал | Дата | Прим | ||
2«А» 2 «Б» | 2 «В» 2 «Г» | |||||||
1 четверть | ||||||||
1 | 1 | 1 | «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч) Образ родной природы в музыке русских композиторов | М.Мусоргский «Рассвет на Москве – реке» Г.Струве «Родина моя» | 02.09 | 03.09 | ||
2 | 1 | 1 | «День, полный событий» (7 ч) Музыка утра | С.Прокофьев «Утро» Э.Григ «Утро» | 09.09 | 10.09 | ||
3 | 2 | 1 | Эти разные марши
| П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы» С.Прокофьев «Марш» | 16.09 | 17.09 | ||
4 | 3 | 1 | Мир сказки | С.Прокофьев «Сказочка» П.Чайковский «Нянина сказка» «Баба – Яга» | 23.09 | 24.09 | ||
5 | 4 | 1 | Танцы | П.Чайковский «Полька» С.Прокофьев «Вальс» | 30.09 | 01.10 | ||
6 | 5 | 1 | Детские образы в музыке | С.Прокофьев «Прогулка» | 07.10 | 08.10 | ||
7 | 6 | 1 | Картины вечера | С.Прокофьев «Вечер» «Ходит месяц над лугами» А.Тома «Вечерняя песня» | 14.10 | 15.10 | ||
8 | 7 | 1 | Колыбельная для малышей | Е.Крылатов «Колыбельная медведицы» А.Островский «Спят усталые игрушки» | 21.10 | 22.10 | ||
9 | 1 | 1 | В концертном зале (1 ч) Старинная музыка | И.Бах Скрипичный концерт И.Пахельбель Канон | 28.10 | 29.10 | ||
2 четверть | ||||||||
10 | 2 | 1 | «О России петь – что стремиться в храм» (6ч) Колокольные звоны | М.Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» | 11.11 | 12.11 | ||
11 | 3 | 1 | Героические образы в музыке | Песня об Александре Невском из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева | 18.11 | 19.11 | ||
12 | 4 | 1 | Героические образы в музыке | Хор «Вставайте люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева | 25.11 | 26.11 | ||
13 | 5 | 1 | Духовная музыка | П.Чайковский «Утренняя молитва», « В церкви» И.Бах «Хорал» | 02.12 | 03.12 | ||
14 | 6 | 1 | Песни о России | Г.Струве «Родина моя» Е.Птичкин «Сказки гуляют по свету» | 09.12 | 10.12 | ||
15 | 7 | 1 | Музыкальные воспоминания по теме: «О Росси петь – что стремится в храм» | М.Глинка «Патриотическая песня» М.Мусоргский «Великий колокольный звон» | 16.12 | 17.12 | ||
16 | 2 | 1 | В концертном зале (1 ч) Музыка, прошедшая сквозь века | И.Бах «Токката и фуга ре минор», «За рекою старый дом» | 23.12 | 24.12 | ||
3 четверть. | ||||||||
17 | 1 | 1 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (8 ч) Русские народные инструменты | «Во кузнице» русская народная песня | 13.01 | 14.01 | ||
18 | 2 | 1 | Народные плясовые песни | «Камаринская» русская народная плясовая (ритмическое сопровождение) | 20.01 | 21.01 | ||
19 | 3 | 1 | Из сокровищницы русского фольклора | Игровая песня «Бояре, а мы к вам пришли» | 27.02 | 28.01 | ||
20 | 4 | 1 | Русские народные хоровые песни | «Калинка» русская народная песня «Светит месяц» русская народная плясовая песня | 03.02 | 04.02 | ||
21 | 5 | 1 | Музыка слова | Сочиняем мелодии на тексты русских народных песен | 10.02 | 11.02 | ||
22 | 6 | 1 | Музыка в народном стиле | С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами» П.Чайковский «Мама» | 17.02 | 18.02 | ||
23 | 7 | 1 | Зиму провожаем – Весну встречаем | Масленичные колядки | 24.02 | 25.02 | ||
24 | 8 | 1 | Музыкальные воспоминания по теме: «Гори, гори, чтобы не погасло» | Русские народные песни | 03.03 | 04.03 | ||
25 | 1 | 1 | «В детском музыкальном театре» (2 ч) | Детская опера М.Коваль «Волк и семеро козлят» | 10.03 | 11.03 | ||
26 | 2 | 1 | Детская опера М.Коваль «Волк и семеро козлят | Хор из оперы М.Коваль «Волк и семеро козлят» | 17.03 | 18.03 | ||
4 четверть | ||||||||
27 | 3 | 1 | «В концертном зале» (5 ч) Звучит нестареющий В.Моцарт | В.Моцарт Симфония № 40, увертюра к опере «Свадьба Фигаро» | 31.03 | 01.04 | ||
28 | 4 | 1 | Детские образы С.Прокофьева | С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» | 07.04 | 08.04 | ||
29 | 5 | 1 | Волшебный цветик – семицветик | М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» | 14.04 | 15.04 | ||
30 | 6 | 1 | Детская фортепианная музыка | Д.Кабалевский «Клоуны» «Кавалерийская» С.Прокофьев «Марш» | 21.04 | 22.04 | ||
31 | 7 | 1 | Музыкальные картины | М.Глинка «Жаворонок» «Попутная песня» И.Бах «Менуэт» «Волынка» | 28.04 | 29.04 | ||
32 | 1 | 1 | «Музыка оперы и балета» (2 ч) М.Глинка сцены из оперы «Руслан и Людмила» | М.Глинка опера «Руслан и Людмила» «Увертюра» | 05.05 | 06.05 | ||
33 | 2 | 1 | Сцены из балета «Золушка» С.Прокофьева | С.Прокофьев балет «Золушка» «Вальс» «Урок танца» | 12.05 | 13.05 | ||
34 | 1 | 1 | Обобщающий урок Афиша. | 19.05 | 20.05 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п.п. | № в теме | Кол-во часов | Тема урока | Музыкальный материал | Дата | Прим |
1 четверть | ||||||
1 | 1 | 1 | «Россия – Родина моя» (5 ч) Мелодия – душа музыки | П.Чайковский симфония №4 2-я ч. Г.Свиридов «Романс» М.Глинка «Жаворонок» А.Теплов «Тепло Родины» | 04.09 | |
2 | 2 | 1 | Величальные песни | Кант «Радуйся, Росско земле!» | 11.09 | |
3 | 3 | 1 | Солдатские песни | «Славны были наши деды» «Вспомним, братцы, Русь и славу» | 18.09 | |
4 | 4 | 1 | Героические образы в музыке | Хор «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» | 25.09 | |
5 | 5 | 1 | Героические образы в музыке | С.Прокофьев кантата «Александр Невский» Хор «Вставайте люди русские» | 02.10 | |
6 | 1 | 1 | «День полный событий» (7 ч) Картины природы | Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» П.Чайковский «Утренняя молитва» | 09.10 | |
7 | 2 | 1 | Портрет в музыке | С.Прокофьев «Болтунья» «Урок танца» из балета «Золушка» «Джульетта – девочка» из балета «Ромео и Джульетта» | 16.10 | |
8 | 3 | 1 | В детской | П.Чайковский «Болезнь куклы» С.Прокофьев «Сказочка» М.Мусоргский «С няней», «С куклой» | 23.10 | |
9 | 4 | 1 | Музыкальные картины вечернего покоя | Э.Григ «Заход солнца». М.Мусоргский «Вечерняя песня» П.Чайковский «Колыбельная песня» | 30.10 | |
2 четверть | ||||||
10 | 5 | 1 | Духовная музыка | П.Чайковский «В церкви» И.Бах «Прелюдия до-мажор» Ф.Шуберт «Ave Maria» | 13.11 | |
11 | 6 | 1 | Тихая моя, нежная моя | В.Гаврилин «Мама» Ч.Биксио «Мама» | 20.11 | |
12 | 7 | 1 | Чтоб музыкантом быть, так надобно умение | Я.Дубравин «Всюду музыка живёт» «Волшебный смычок» норвежская народная песня | 27.11 | |
13 | 1 | 1 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (2 ч) Музыкальные предания | «Былина о Добрыне Никитиче». «Садко и морской царь» М.Глинка опера «Руслан и Людмила» вторая песня Баяна | 04.12 | |
14 | 2 | 1 | Народные песни в операх русских композиторов | Н.Римский-Корсаков опера «Садко» Протяжная песня Садко Хор «Высота ли, высота» | 11.12 | |
15 | 1 | 1 | «В концертном зале» (5 ч) Поет рояль | П.Чайковский концерт №1 для фортепиано с оркестром (3 ч.) Украинская народная песня «Веснянка» | 18.12 | |
16 | 2 | 1 | Музыкальный инструмент клавесин | И.Бах «Шутка» «Менуэт» | 25.12 | |
3 четверть | ||||||
17 | 3 | 1 | Музыкальный инструмент скрипка | И.Бах Скрипичный концерт ми мажор Норвежская народная песня «Волшебный смычок» | 15.01 | |
18 | 4 | 1 | Скрипичная музыка в творчестве Н.Паганини | Н.Паганаини «Каприс №24» С.Рахманинов «Рапсодии на тему Паганини» Р.Бойко «Скрипка» | 22.01 | |
19 | 5 | 1 | Музыкальный инструмент флейта | П.Чайковский «Мелодия» К.Глюк «Мелодия» И.Бах «Шутка» | 29.01 | |
20 | 1 | 1 | «Музыкальные воспоминания» (1ч) Тембры музыкальных инструментов | «Вариации» И.Бах «Фреска» А.Шнитке | 05.02 | |
21 | 1 | 1 | «В музыкальном театре» (2 ч) М.Глинка опера «Руслан и Людмила» | М.Глинка «Марш Черномора» «Каватина Людмилы» | 12.02 | |
22 | 2 | 1 | М.Глинка опера «Руслан и Людмила» | М.Глинка «Ария Руслана» «Рондо Фарлафа» | 19.02 | |
23 | 3 | 1 | «Гори, гори ясно – чтобы не погасло» (3 ч) Звучащие картины | Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка» 3-я песня Леля «Туча со громом сговаривалась» | 26.02 | |
24 | 4 | 1 | Проводы зимы | Н.Римский-Корсаков «Проводы зимы» Закличка «Веснянка» обработка А.Луканина | 05.03 | |
25 | 5 | 1 | Встреча Весны | Г.Науменко «Веснянка» К.Квитки «Закликание весны» | 12.03 | |
26 | 6 | 1 | «В концертном зале» (6 ч) Мир Л.Бетховена | Л.Бетховен «Лунная соната» 1-я ч. «Контрданс» | 19.03 | |
4 четверть | ||||||
27 | 7 | 1 | Мир Л.Бетховена | Л.Бетховен «К Элизе» «Сурок» | 02.04 | |
28 | 8 | 1 | Сказочный мир П.Чайковского | П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» | 09.04 | |
29 | 9 | 1 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | И.Гайдн «Мы дружим с музыкой» Д.Кабалевский «Чудо-музыка» | 16.04 | |
30 | 10 | 1 | Симфоническая музыка | Л.Бетховен «Героическая симфония» №3 | 23.04 | |
31 | 11 | 1 | Э.Григ сюита «Пер Гюнт» | Э.Григ «Песня Сольвейг» «Танец Анитры» «Смерть Озе» «В пещере горного короля» | 30.04 | |
32 | 3 | 1 | «В музыкальном театре» (1 ч) А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад» | А.Рыбников опера «Волк и семеро козлят на новый лад» | 07.05 | |
33 | 2 | 1 | «Музыкальные воспоминания» (2 ч) Симфоническая музыка | Э.Григ симфоническая сюита «Пер Гюнт» П.Чайковский симфония №4 2-я ч., «Щелкунчик» Л.Бетховен «Героическая симфония» | 14.05 | |
34 | 3 | 1 | Вокальные жанры, народные песни Фортепианная музыка | Народные песни разных народов
П.Чайковский «У камелька» | 21.05 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п.п | № В теме | Кол-во часов | Тема урока | Музыкальный материал | Дата | Прим | ||
4 «Г» 4 «В» | 4 «А» | 4 «Б» | ||||||
1 четверть | ||||||||
1 | 1 | 1 | «Вся Россия просится в песню» (4 ч) Душа русского народа в музыке Рахманинова | Концерт для фортепиано с оркестром №3 1часть «Вокализ» С.Рахманиниов | 02.09 | 05.09 | 03.09 | |
2 | 2 | 1 | Жанры русских народных песен | «Колыбельная» обр. А.Лядова, «А мы просо сеяли» обр. Римского-Корсакова | 09.09 | 12.09 | 10.09 | |
3 | 3 | 1 | С.Прокофьев кантата «Александр Невский» | Кантата «Александр Невский» (№6 Мёртвое поле, №7 Въезд Александра во Псков) С.Прокофьев | 16.09 | 19.09 | 17.09 | |
4 | 4 | 1 | Обобщённый образ русских богатырей в музыке А.Бородина | «Богатырская» симфонии А.Бородина. «Былина об Илье Муромце» | 23.09 | 26.09 | 24.09 | |
5 | 1 | 1 | «День, полный событий» (3 ч) Музыка осени | М.Мусоргский «В деревне» П.Чайковский «Осенняя песнь» | 30.09 | 03.10 | 01.10 | |
6 | 2 | 1 | Сказочные образы А.Пушкина в симфонической сюите «Три чуда» | Сюита «Три чуда» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» | 07.10 | 10.10 | 08.10 | |
7 | 3 | 1 | Ярмарочные гулянья | Хороводные, плясовые песни русской народной музыки в обработке композиторов – классиков. Хор «Девицы-красавицы» из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» | 14.10 | 17.10 | 15.10 | |
8 | 1 | 1 | «Композитор – имя ему народ» (2 ч) Песни разных народов мира | «Реченька» белорусская народная песня «Вишня» японская народная песня | 21.10 | 24.10 | 22.10 | |
2 четверть | ||||||||
9 | 2 | 1 | Оркестр народных инструментов | «Марш Берендея» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова | 28.10 | 31.10 | 29.10 | |
10 | 4 | 1 | «День, полный событий» (1 ч) Музыка зимы | «Зимний вечер» М.Яковлев «Зимнее утро» П.Чайковский | 11.11 | 14.11 | 19.11 | |
11 | 1 | 1 | «В концертном зале» (5 ч) Образы родины в фортепианной музыке Ф.Шопена | Полонез ля мажор Мазурка ля минор Вальс си минор Ф.Шопен | 18.11 | 21.11 | 26.11 | |
12 | 2 | 1 | Разнообразие музыкальных образов | Л.Бетховен «Лунная соната» «Патетическая соната» П.Чайковский « Баркарола» | 25.11 | 28.11 | 03.11 | |
13 | 3 | 1 | Оркестр – музыкальная республика (состав, группы) | М.Глинка Фантазия Венецианская ночь | 02.12 | 05.12 | 10.11 | |
14 | 4 | 1 | Музыкальные зарисовки в фортепианной сюите М.Мусоргского «Картинки с выставки» | «Старый замок» «Катакомбы» «Прогулка» М.Мусоргский | 09.12 | 12.12 | 17.11 | |
15 | 5 | 1 | Знаменитые исполнители, дирижеры | Ф.Шопен «Революционный этюд» П.Чайковский «У камелька»
| 16.12 | 19.12 | 24.11 | |
3 четверть | ||||||||
16 | 1 | 1 | «В музыкальном театре» (8 ч) Тема польского народа в опере М.Глинки «Иван Сусанин» | «Полонез» «Краковяк» «Мазурка» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки | 23.12 | 26.12 | 14.01 | |
17 | 2 | 1 | Музыкальные образы русского народа в опере «Иван Сусанин» М.Глинки | Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из оперы «Жизнь за царя» М.Глинки | 13.01 | 16.01 | 21.01 | |
18 | 3 | 1 | Народная музыка в опере «Хованщина» М.Мусоргского | Ария Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргкого | 20.01 | 23.01 | 28.01 | |
19 | 4 | 1 | Восточные мотивы в операх русских композиторов | «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка «Пляска персидок» из оперы «Хованщина» М.Мусоргкого. | 27.01 | 30.01 | 04.02 | |
20 | 5 | 1 | Характерные особенности мелодики и ритма восточных мотивов | Балет «Гаяне» «Танец с саблями» «Колыбельная Гаяне» А.Хачатурян | 03.02 | 06.02 | 11.02 | |
21 | 6 | 1 | Современная трактовка народных мелодий – основа музыкального языка балета | Балет «Петрушка» И.Стравинский | 10.02 | 13.02 | 18.02 | |
22 | 7 | 1 | Музыка театра комедии | Мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу Оперетта «Летучая мышь» И.Штраус | 17.02 | 20.02 | 25.02 | |
22 | 8 | 1 | Сходство и различие жанров сценической музыки (балет, опера, мюзикл, оперетта) | «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус «Танец с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатурян | 24.02 | 27.02 | 04.03 | |
23 | 1 | 1 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч) Фортепианная музыка | «Прелюдия до-диез минор» С.Рахманинов «Прелюдия до-мажор» И.Бах | 03.03 | 06.03 | 11.03 | |
24 | 2 | 1 | Образы революции в музыке Ф.Шопена | Прелюдия №7, №20, «Революционный» этюд до-минор Ф.Шопен | 10.03 | 13.03 | 18.03 | |
4 четверть | ||||||||
25 | 3 | Великие исполнители Пианисты Вокалисты | Концерт для ф-но с оркестром № 2 С.Рахманинов «Куплеты Риголетто» из оперы «Риголетто» Д.Верди | 17.03 | 20.03 | 01.04 | ||
26 | 6 | 1 | «В концертном зале» (3 ч) Музыкальный инструмент – гитара | Концерт для гитары. И.Альбенис «Романс» неизвестный автор | 31.03 | 17.04 | 08.04 | |
27 | 7 | 1 | Авторская песня Барды | «Песня о друге» В.Высоцкий «Пожелание друзьям» Б.Окуджава | 07.04 | 17.04 | 15.04 | |
28 | 8 | 1 | Великий музыкальный сказочник | Симфоническая сюита «Шехеразада» Н.Римский-Корсаков | 14.04 | 24.04 | 22.04 | |
29 | 1 | 1 | «Музыкальные воспоминания» (4ч) Музыка осени. Песни разных народов мира | «Осенняя песнь» П.Чайковский «Бульба» белорусская народная песня «Колыбельная» Итальянская народная песня | 21.04 | 08.05 | 29.04 | |
30 | 2 | 1 | Сказочные образы в музыке Былины | «Былина об Илье Муромце» «Богатырская симфония» А.Бородин | 28.04 | 15.05 | 06.05 | |
31 | 3 | 1 | Фортепианная музыка русских и зарубежных композиторов | «Лунная соната» «К Элизе» Л.Бетховен «Баркарола» П.Чайковский | 05.05 | 22.05 | 13.05 | |
32 33 | 4 | 1 | Многообразие музыкальных образов, возникающих на основе одной интонации ( до – фа – соль - ля) | «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига, «Песня Марфы» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского, Соната №8 (финал) Л.Бетховена, французская народная песня «Пастушка» | 12.05 19.05 | 29.05 | 20.05 | |
34 | 1 | Заключительный урок Обобщение учебных тем 4 класса Определение уровня развития музыкальной культуры учащихся | Музыкальная викторина | 26.05 | 29.05 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 5 класс (ФГОС ООО)
Пояснительная запискаВведениеРабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-7-х классов.Программа включает четыре раздела:• «Пояснительная записка»,...
Рабочая программа по музыке 1 класс ФГОС
Настоящая рабочая программа данного курса «Музыка» для 1 класса первой ступени обучения составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования по ис...
рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС
Программа , календарно-тематическое плпнирование по программе В. В. Алеева с требованиями ФГОС...
рабочая программа по музыке 4 класс ФГОС
программа и календарно- тематическое планирование по учебнику В. В. Алеев...
рабочая программа по музыке 6 класс ФГОС
программа и календарно- тематическое планирование к учебнику В. В. Алеева с требованиями ФГОС...
рабочая программа по музыке 7 класс ФГОС
программа и планирование по учебнику В.В. Алеева с требованиями ФГОС...
рабочая программа по музыке 3 кл ФГОС
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3-го класса общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,...