Конспект урока "Песни Гражданской войны"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Урок
„Песни гражданской войны”
Юрина Людмила Антоновна
учитель музыки
г. Новоалександровск
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?».
Тема урока: «Песни гражданской войны».
Цели: подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что музыка, равно как и другие искусства, черпает свои образы и темы из жизни
Задачи: - увлечь учащихся музыкой; через произведения искусства познакомить учащихся со страничкой истории нашей страны (Гражданская война); показать взаимосвязь музыки с другими искусствами;закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности;
- воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, ее историческому прощлому;
- развить любовь к музыке; внутренний слух и внутреннее зрение, творческое воображение; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей (чувство ансамбля, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма); певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении (в разных видах деятельности - пение, движение под музыку) настроение и характер музыки; показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; артистические способности.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, викторина, прием коллективных ответов.
Музыкальный материал:
1. «Орленок» В. Белого, Я. Шведова
2. Песня «Тачанка» К.Листова, М.Рудермана.
3. «Погоня» Я.Френкеля, Р.Рождественского.
Дополнительный материал: репродукция картины «Тачанка» М.Грекова, фильм «Тачанка», текст «Из истории создания песни «Тачанка"
Мультимедийное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока
I.Вход в класс.
II.Приветствие.
III.Проверка домашнего задания(уметь назвать некоторые имена героев гражданской.
У: - Знакомая музыка звучит? ( "Орленок»)
Д: - Это «Орленок».
У: - Как эта песня связана с историей нашей страны? Кому она посвящена?
Д: - Она рассказывает о юном герое гражданской войны.
Молодцы! А как вы думаете о каких песнях мы будем говорить!( о песнях Гражданской войны)
И сегодня попробуем разобраться как музыка, литература и живопись могут рассказать нам независимо друг от друга об одном и том же жизненном содержании.
Работа по теме урока.
Слушая «Орленка», мы (каждый, конечно, по-своему) обязательно представляем в своем воображении подвиг и гибель бойца-комсомольца.
Что вы увидите в своем воображении, слушая вот такую песню?(Звучит «Тачанка».)
Д: - Конница мчится, степь, погоня .
У: - Что в музыке вам подсказало, что это конница?
Д: - В оркестре слышен цокот копыт.
У: - Были ли здесь еще какие – либо изобразительные детали?
Д: - Да. Стрельба из пулемета.
У: - Какой группой инструментов изображены цокот копыт и стрельба из пулемета?
Д: - Ударными инструментами.
У: - Что указало на то, что конница мчится?
Д: - Быстрый темп, громкая динамика.
У: - Какие чувства, желания появились у вас, в момент звучания песни?
Д: - Радость, поднялось настроение, гордость за родину (и пр.); хочется присоединиться к коннице и в бой (и пр.).
У: - Песня понравилась? (Да!)Это прозвучала песня «Тачанка» композитора К. Листова и поэта М. Рудермана (Слайд 2.)
Почему и композитор и поэт посвятили песню тачанке?(Ответы учащихся.).
У - Пулеметная тачанка была грозной «боевой колесницей» в годы гражданской войны. Отлитые в бронзе, застыли тачанки в степи под Каховкой и при въезде в Ростов-на-Дону — в тех местах, по которым пролегли когда-то боевые маршруты буденовцев-первоконников (Слайд 3.).
Как же появилась песня «Тачанка»? (Слайд 4.).
История создания песни
Поэт М.Рудерман
У: -В далеком 1936 году поэт Михаил ИсааковичРудерман(1905—1984) написал стихотворение о тачанке.У себя на родине, в Харькове, четырнадцатилетним мальчиком он увидел впервые красную конницу: одна за другой проносились по улице, мимо их дома, пулеметные тачанки — бойцы спешили на юг, добивать Деникина… Это были незабываемые впечатления детства.
Композитор К.Листов
У: - Стихотворение опубликовали в газете “Правда”. Несколько композиторов написали к нему музыку. Но песни не получалось, пока не прочел случайно эти стихи композиторКонстантин Яковлевич Листов (1900—1983) в книжке «Песни Страны Советов».Строки и образы, запечатленные в стихотворении, пробудили дорогие и его сердцу воспоминания юности, когда Листов был бойцом, а потом политруком в красной коннице, воевал в гражданскую под Царицыном.
Он восемнадцатилетним пареньком добровольно пришел в Красную Армию, защищал родную Советскую власть. Боевую тачанку он знал не по картинам…
Навсегда врезался в память Листова один фронтовой эпизод, про который он рассказал много лет спустя, знакомя с историей создания «Тачанки»(учитель зачитывает текст):
«Под Камышиным наша часть была в резерве. По безлюдной, опустевшей степи продвигались осторожно, минуя сожженные хутора. Опасались вражеских засад.
Однажды я был послан в разведку. В нескольких верстах от нас виден был, как на ладони, горящий хутор, окруженный белыми. Казалось, никому уже не суждено было вырваться оттуда. И вдруг послышались дробные звуки пулеметной очереди, и прямо на позиции белых вылетела тачанка. Вихрем мчалась она по степи. Вдогонку ей сыпал град пуль. А в ответ поливал врага пулеметным огнем приникший к стволу «максима» светловолосый пулеметчик. Красивый парень! — я его до сих пор не могу забыть. Он весь был изрешечен пулями, но прорвался к своим. Смертельно раненный, лежал он, обняв ствол своего пулемета. И таким торжествующим и счастливым был его взгляд… Довез! Добрался!»…
После К.Листов поступил в Саратовскую консерваторию.
Окончив ее, он приехал в Москву. А когда прочитал стихи Рудермана, ему сразу же вспомнился тот смелый, молодой парень — героический боец революции, верный ей до последнего вздоха. Только в стихах он не мертвый, а бессмертный, живой…
Композитор мгновенно написал музыку и понес ее в Краснознаменный ансамбль. Александру Васильевичу Александрову, руководителю ансамбля, песня так понравилась, что он тут же сказал: «Будем петь ее не меньше пяти лет… Ее запоют все!»(Слайд 5.)
18 декабря 1937 года краснознаменцы исполнили «Тачанку» в Большом зале Московской консерватории. Успех был огромный: песню трижды бисировали. Ее подхватила вся армия, запела молодежь. Она звучала на демонстрациях и парадах. На мелодию песни ставили хореографические композиции. Распространению песни способствовал и выпущенный Ленинградской студией кинохроники короткометражный фильм «Песня о тачанке» — один из первых опытов создания фильма-песни с участием Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии.
Просмотр короткометражного фильма «Тачанка»
У: - Давайте посмотрим короткометражный фильм «Тачанка», созданный сегодня, в XXI веке. (Слайд 6.)
Картина «Тачанка» М.Грекова (анализ картины)
Художник М Греков
У: - Перед вами репродукция известной картины русского художника М.Грекова«Тачанка» (Слайд 5.)и ее автор - художник Митрофан Борисович Греков (1882—1934)(Слайд 7.).
Почти во всех картинах художника, во всех его зарисовках – лошади. В 20-е годы Греков вступил добровольцем в Красную Армию и стал ее художником: писал бои, переправы, писал разведчиков, бойцов и … лошадей. Однажды художника привлек пулеметчик, скакавший впереди отряда. Вероятно, тогда появился замысел тачанки. Идея так захватила М.Грекова, что он поехал в летний лагерь кавалеристов, где начал изучать натуру, делал многочисленные наброски. Начальник курсов разрешил запрячь в старую тачанку четверку самых лучших коней. Она мчалась мимо художника, а он старался запомнить бешеный ход коней и запечатлеть его в своих этюдах. В феврале 1925 года картина « Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед» появилась на выставке. М.Б.Греков стал членом Академии художников.
Анализ картины «Тачанка»
У: - Вернемся к картине. (Слайд 8.) Всмотритесь в неё. (Рабочая пауза.) Что изображено на картине?
Д: - Изображена картина боя. Под палящим солнцем мчатся тачанки. Бойцы – красноармейцы стреляют из пулемета (и пр.).
У: - Прислушайтесь к картине. (Рабочая пауза.) Можно ли ее назвать «звучащей» картиной? Объясните, пожалуйста, ответ.
Д: - Картину можно назвать «звучащей». В ней слышатся крики бойцов, пальба из пулемета, ржанье лошадей (и пр.).Картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова.
У: - Какие чувства, желания вызывает у вас картина?
Д: - Волнение и гордость, желание участвовать в этом сражении (и пр.).Кажется, что кони только мелькнут перед глазами и скроются вдали.
Сравнительный анализ песни «Тачанка» и картины «Тачанка» (викторина).
У: - Вы сказали, что «картина похожа на песню «Тачанка» К.Листова». В чем заключается это сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую викторину. Будьте внимательны. (Слайд 8.)
Викторина
- Ощущаете ли вы в картине движение? (Да.) Есть ли движение в песне? (Да.)
- Движение (темп) в картине быстрое или медленное? (Быстрое.) А в песне? (Быстрый темп.)
- Ритм картины ровный или нет? (Не ровный.) Ритм песни? (Не ровный.)
- Каково звучание (динамика) картины? (Громкая.)А динамика в песне? (Громкая.)
У: -В чем заключается сходство песни и картины?
Д: - Они похожи средствами выразительности. И в песне и на картине мы видим события Гражданской войны, бойцов, тачанки, лошадей.
У: - Молодцы! Вы были очень внимательными.
Музыкальная загадка
(«Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых» Э.Кеосаяна.)
У: - А теперь музыкальная загадка: попробуйте определить название музыки и вида искусства, в котором звучит эта музыка.(Звучит«Последний бой» из к/ф «Новые приключения неуловимых».)
Д: - Это же музыка к песне «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых»!
У: - Что чувствовали во время слушания музыки?
Д: - Тревожность, радость, хочется скакать на лошадях (и пр.).
У: - Эту музыку можно увидеть?
Д: - Да. Сразу же видишь погоню, конницу (и пр.).
У: - Эта песня всем хорошо знакома. Давайте разучим ее и исполним (Исполнение песни классом .Слайды 11 – 13.)
У: - Молодцы!
Сравнительный анализ песен «Погоня» и «Тачанка».
У: - Сравните песни «Тачанка» и «Погоня».
Д: - Они похожи. Обе о Гражданской войне, о детях – героях. Вызывают одинаковое настроение и желание сражаться за родину. Обе в быстром темпе, стремительные, имеют неровный ритм, слышится бег лошади (и пр.).
У: - Верно.
VI. Обобщение.
У: - Назовите виды искусства, которые присутствовали сегодня на уроке. (Слайд 14.)
Д: - Музыка, литература, изобразительное искусство (живопись, скульптура), киноискусство.
У: - Считаете ли вы, что все эти искусства родственны?
Д: - Да.
У: - Что их объединило сегодня на уроке?
Д: - Их объединила история нашей страны – Гражданская война.
У: - А зачем авторы этих произведений создали эти произведения?
Д: - Для того, чтобы люди разных поколений знали об историческом прошлом нашей Родины, помнили и чтили память тех, кто сражался за Родину.
Разные искусства — поэзия, музыка и живопись по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление об эпохе гражданской войны (мы одновременно видим картину и слышим песню, в которой стихи сливаются с музыкой).
VII.Итог.
У: - Спасибо за отличную работу. Вы сегодня были очень активными, но я хотела бы узнать как вы оцениваете сами себя?(
Дома подумайте над вопросом: «Можно ли героев песен, картины, скульптур, которые присутствовали сегодня на уроке, назвать богатырями?» (Слайд 15.)
Выход из класса.
Список использованной литературы:
1. ЗатяминаТ.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. – М.: «Глобус», 2007.
2. Кабалевский Д.Б.Программа по музыке 1-8 классы. – М.: Просвещение 2006.
Музыкальный материал:
http://mp3sort-com.ifolder.ru/15984307
http://www.sovmusic.ru/m32/pogonya2.mp3
http://www.sovmusic.ru/m32/tachanka.mp3
http://narod.ru/disk/58171756001.6d73236b5e4e6e4325098d771a4782f1/Posledni%20boi.mp3.html
Источник заимствования картинок:
http://www.artsait.ru/art/g/grekov/main.htm
http://www.artsait.ru/foto.php?art=g/grekov/img/14
http://www.bard.ru/cgi-bin/trackography.cgi?name=%D0%F3%E4%E5%F0%EC%E0%ED_%CC.
http://clubs.ya.ru/4611686018427439455/replies.xml?item_no=10487
http://rostov-dom.info/wp-content/uploads/2009/12/rostov_tachanka.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tachanka_Nova_Kakhovka.jpg
http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post110536543/
http://www.tunnel.ru/
Дополнительный материал:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Гражданские войны в Риме"
Игровой урок по истории....
конспект и презентация к уроку "Гражданская война"
урок в 9 классеучебник А.А.Данилова и др....
Конспект урока истории по теме "Гражданская война: белые. Адмирал Колчак" (9-й класс)
Цели:Показать, что в любой войне главную роль занимает человек.Осмыслить трагизм гражданской войны, которая по-разному отразилась на судьбах людей.Способствовать проявлению чувств сопереживания,...
конспект урока по теме "Гражданская война в России"
На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....
Отражение темы «Гражданская война» в истории России и литературе (конспект интегрированного урока в 12 классе в игровой форме)
интегрированный урок (литература+история)...
Конспект урока "Гражданская война в России" 11 класс
Гражданская война в России - тема урока, которую нельзя пройти мимо....
конспект урока Гражданская война Кубани
конспект урока в 11 классе...