рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 7 -го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год).
Настоящая рабочая программа по музыке для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта следующих нормативных документов:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- 3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год;);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Общая характеристика программы
Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.
Целью уроков музыки в 7 классе является освоение умения ориентироваться в разных музыкальных явлениях, событиях и жанрах, давать оценку звучащей музыки.
Таким образом преподавание музыкального искусства в основной школе – это развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Задачи обучения:
- воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;
- развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5–7-м классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).
В основной школе результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».
Личностные результаты изучения музыки:
∙ становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров; потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
∙ навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры); регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.); коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).
Метапредметные результаты изучения музыки:
∙ анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства; проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
∙ наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира; убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
∙ умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:
∙ сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
∙ развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
∙ сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
∙ появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
∙ расширение музыкального и общего культурного кругозора; музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
∙ овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Общие содержательные особенности программы для 7-го класса
Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Предполагается, при определенной подготовленности учителя, развитие информационной компетенции с использованием современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).
Программа, несомненно, ставит высокую планку для педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, условий работы конкретной школы.
В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Кроме того, проблематика 6–7-го классов хотя и объединена в единое целое, а также несколько расширена по содержанию в теме «Современность в музыке», но исходная логика тематического развития и планирования уроков сохранена. Сделана также попытка предоставить учащимся 6–7-го классов более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 5-ти лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве.
Возрастные особенности учеников-подростков (устремленность к интенсивному взрослению) и опыт проектной деятельности по другим предметам, обширная информационная база и развивающаяся стремительными темпами интернет-культура – все это при тактичном и умелом руководстве учителя, твердо опирающегося в своей деятельности на основные принципы и методы Д.Б. Кабалевского, позволяет нам надеяться, что пожелание автора, обращенное к ребятам в конце своей книги о трех китах: «Счастливого плавания!», – осуществится: самостоятельное, время от времени, вхождение в музыкальную стихию будет проходить умело, с воодушевлением, плодотворно и действительно принесет счастье понимать и любить музыку. Поэтому раздел программы и глава учебника, с которой начинается работа уже с семиклассниками, и получила свое название «В свободном плавании». Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка – это сама жизнь», – так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 6–7-му классам становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка – сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни» – главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве.
Критерии оценки.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Планируемые предметные результаты освоения содержания программы
7кл. Музыкальный образ и музыкальная драматургия
Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Учащийся научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Учащийся должен уметь:
• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | ||
Лабора-торные и прак- тические | Контрольные и диагности-ческие материалы | Экс-курсии | ||||
I. | Тема 1 полугодия «Музыкальный образ» | 17 ч. | итоговый тест по теме «Средства музыкальной выразительности» | |||
II. | Тема 2. полугодия «Музыкальная драматургия» | 18 ч. | Обобщающий урок по теме «Особенности музыкального языка» |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программа «Музыка 1-8 классы», М., Просвещение, 2007г.
2. Т.И. Науменко Музыка 7 Класс учеб. Для общеобразоват. Учреждений. Дрофа 2007.
3. Музыка. 5 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев: Дрофа, 2006.
4.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
5..«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
6. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
7. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
8. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
9. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...