рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке на тему

Акмайкина Людмила Николаевна

прогамма 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc79.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по  музыке для  5 -го  класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации. Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год).

Настоящая рабочая программа по музыке для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта следующих нормативных документов:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • 3-го издание авторской программы  Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год;);
  • Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта 

Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. 
Курс музыки в 5-х классах предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежный композиторов. Постижение музыкального искусства приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. 
Цель изучения предмета 
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей: 
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; 
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным наследием; заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; 
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; 
- овладение художественно- практическими умениями и навыками в разнообразным видах музыкально- творческой деятельности. 
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально- творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. 
Место учебного предмета в учебном плане 
Общая характеристика учебного процесса 
Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает, что на уроке музыки первый план выходит опыт творческой деятельности, который возможно реализовать через следующие виды деятельности учащихся на уроке: 
- слушание музыки: личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей; сравнение исполнительских трактовок, выявление связей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью; 
- пение: хоровое, ансамблевое и сольное пение: одноголосное и двухголосное исполнение образцов классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения; вокализация основных тем инструментальных произведений, поиски вариантов их исполнительских трактовок; 
- инструментальное музицирование: расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; инструментальная импровизация, создание композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений; 
- музыкально-пластическое движение: обогащение опыта индивидуально-личностного воплощения музыкального образа пластическими средствами, в том числе танцевальными; 
- драматизация музыкальных произведений: создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами; поиск вариантов сценического воплощения музыкального произведения (разыгрывание песен, музыкальные импровизации-инсценировки сказок, драматизация произведений программной музыки). 
Особенностью современного урока музыки является возможность организация разных форм музыкально-творческой деятельности школьников. Ученики класса становятся участниками хора, вокального или инструментального ансамбля, музыкально-театрализованного действия, слушателями музыки, им предоставляется свобода самоопределения в видах и формах музыкально-художественного творчества, реализованного в разнообразных индивидуальных, парных коллективных формах работы. Новые подходы к проведению урока музыки ориентируют учителя на использование современных педагогических технологий и нетрадиционных форм проведения урока: ИКТ, игровые технологии, развивающие интегрированные технологии, театральные технологии, диспуты, дискуссии, дебаты, исследовательская деятельность, проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, уроки-путешествия, уроки-концерты, уроки-экскурсии и т.д. 

Содержание учебного предмета
Основное содержание курса «Музыка» в 5-х классах представлено следующими содержательными линиями: «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». В первом разделе учащиеся знакомятся с разнообразием вокальной, симфонической и театральной музыкой. Рассматривают художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки. Оценивают характерные черты творчества композиторов (П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка, А.И.Хачатуряна).Школьники знакомятся с искусством интерпретации на примере выдающихся российских исполнителей(Ф.И.Шаляпин, С.Т.Рихтер, Д.Ф. Ойстрах). Во-втором разделе, рассматривают многообразие связи музыки с изобразительным искусством (живописью, скульптурой). Находят сходство между музыкальными портретами и картинами природы. Учатся понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника на основе взаимодополнения средств выразительности. Выявляют возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов(И.С.Бах, В.А.Моцарт, Ф.Шопен, Э.Грик, Ф.Лист). В результате освоения предметного содержания курса у школьников совершенствуются общие художественные умения и навыки при воплощении различных музыкальных образов в пении и игре на музыкальных инструментах, импровизации и драматизации, музыкально-пластическом движении и музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий. В ходе обучения школьники овладевают основными понятиями музыки как вида искусства (интонация, развитие, образ, драматургия и др.), учатся анализировать музыкальные произведения многообразных стилей, жанров и форм, сопоставлять музыкальный язык народного и композиторского творчества русской и западноевропейской традиции. В процессе работы у учащихся формируется способность рассуждать о явлениях современной мировой музыкальной культуры, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность во всем ее разнообразии, действовать самостоятельно и расширять свои творческие возможности на основе постижения широкой картины музыкального мира.

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Примечание

Лабора-торные и прак- тические

Контрольные и диагности-ческие материалы

Экс-курсии

I.

Тема 1 полугодия «Музыка и литература»

17 ч.

итоговый тест по теме «Значение музыки в литературе»

II.

Тема 2. полугодия «Музыка и изобразительное искусство»

18 ч.

Обобщающий урок по теме «Взаимосвязь музыки и ИЗО»

 
Результаты изучения учебного предмета 
Личностными результатами освоения программы по музыке в 5-хклассах являются: 
• формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира; 
• развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров; 
• совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; 
• овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; 
• наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; 
• приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; 
• сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. 
Метапредметные результаты подразумевают: 
• анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; 
• проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; 
• оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и видение своего предназначения в ней; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; 
• использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; 
• определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; 
• применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; 
• наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; 
• участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. 
Предметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: 
• общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 
• осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; 
• устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности; 
• понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств музыкальной выразительности; 
• осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия; 
• рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом; 
• применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; 
• постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира; 
• расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; 
• освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. 

Контроль осуществляется в следующих видах:

-  текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Критерии оценки. 
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. 
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки. 
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях. 
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: 
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; 
-самостоятельность в разборе музыкального произведения; 
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. 

Планируемые результаты освоения содержания программы

Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Учащийся научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.


Перечень учебно-методического обеспечения 
1. Программа «Музыка 1-8 классы», М., Просвещение, 2007г. 
2. Т.И. Науменко Музыка 5 Класс учеб. Для общеобразоват. Учреждений. Дрофа 2007. 
3. Музыка. 5 класс нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев: Дрофа, 2006. 
4.«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

5..«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

6. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

7. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

8. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

9. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

Внеурочная деятельность обучающихся. 
- Кружки; 
- Школьная неделя эстетического цикла; 
- Участие в конкурсе «Весенняя капель» 
- Викторины: «Угадай мелодию», «Портреты заговорили». 

Наглядные пособия: 
1) Портреты великих композиторов 
2) Демонстрационные таблицы по темам: «Струнные инструменты», «Ударные инструменты», «Духовые инструменты», «Интонация», «Русский оркестр». 
Технические средства обучения 
1) Компьютер 
2) Видеопроектор. 
Учебно-практическое оборудование: 
1) Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем. 
2) Ящики для хранения таблиц 
3) Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.)
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...