Рабочая программа по музыке 7 класс
рабочая программа по музыке (7 класс) по теме
Рабочая программа по учебнику Крицкой 7 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАбочая программа 7 класс | 306.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО зам. директора по УВР Директор школы №1 Протокол №1 от « » ___ 2014 г « » ______2014 г « »___ __2014 г
_________/ФИО руководителя ________/ И.В.Авдеева ________/Д.М.Куликов
Рабочая программа
По музыке
7 КЛАСС
Выполнила:
Кулаева С.М.
Учитель
Первой категории
САРАНСК, 2014 г
7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год).
На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Итого 35 часа за учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Музыка» основан на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Цель– развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи уроков музыки:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование > подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на мордовской земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для " класса введен региональный компонент в занятие «Героическая тема в русской музыке».
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задаю систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 7 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Распределение учебных часов по разделам программы
« Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»- 17 ч
« Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»- 18ч
Содержание обучения
Раздел 1. « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки. Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно–симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:
- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);
- знать основные жанры народной, профессионально, религиозной и современной музыки;
- понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др);
- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально–ритмического движения, импровизации;
- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;
- выявлять особенности построения музыкально–драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- совершенствовать умения и навыки самообразования.
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении «вечных» проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества и анализа музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки (ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно-симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.
Используемый учебно-методический комплект
1.Учебник «Музыка 7класс», М., Просвещение, 2011 г
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (7 класс)
№ п/п | № | Тема урока | Кол-во часов | В том числе: | ||||
Контрольные работы. | ||||||||
тема I полугодия: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» | 17 | |||||||
1 четверть | ||||||||
1. | Классика и современность. | 1 | ||||||
2. | В музыкальном театре. Опера | 1 | ||||||
3. | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 1 | ||||||
4. | А.П.Бородин опера «Князь Игорь». | 2 | ||||||
5. | В музыкальном театре балет. | 1 | ||||||
6. | Балет «Ярославна» Б.Тищенко. | 1 | ||||||
7. | Героическая тема в музыке. Галерея героических образов. | 1 | 1 | |||||
8. | В музыкальном театре. | 1 | ||||||
2 четверть | ||||||||
9. | Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина. | 1 | ||||||
10. | Опера «Кармен» Ж.Бизе. | 2 | ||||||
11. | Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина. | 1 | ||||||
12. | Сюжеты и образы духовной музыки. | 1 | ||||||
13. | Рок-опера «Иисус Христос-супер звезда» Э.Л.Уэббера Обобщение темы 2-й четверти. | 1 | 1 | |||||
14. | Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского«Ромео и Джульетта» | 1 | ||||||
15. | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 1 | ||||||
3 четверть (II полугодие) | ||||||||
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18 час) | ||||||||
16. | Музыкальная драматургия-развитие музыки. И.С.Бах. | 1 | ||||||
17. | Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка. | 1 | ||||||
18. | Камерная инструментальная музыка. | 1 | ||||||
19. | Транскрипция. | 1 | ||||||
20. | Циклические формы инструментальной музыки. «Сюита в старинном стиле» А.Шнитке. | 1 | ||||||
21. | Соната. Сонатная форма. Л.ван Бетховен. | 2 | 1 | |||||
22. | Симфоническая музыка. | 1 | ||||||
23. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции «Симфонии № 40» В.А.Моцарта. | 1 | ||||||
24. | Симфоническая музыка С.С.Прокофьева и Л.ван Бетховена. | 1 | ||||||
4 четверть | ||||||||
25. | Симфоническая музыка Ф.Шуберта и В.Калинникова. | 1 | ||||||
26. | Симфоническая музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Шостаковича. | 1 | ||||||
27. | Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси. | 1 | ||||||
28. | Инструментальный концерт А.Хачатуряна | 2 | ||||||
29. | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | ||||||
30.. | Пусть музыка звучит. Обобщение изученного за год. | 2 | 1 | |||||
Итого | 35 | 4 |
Примерный перечень музыкального материала I полугодия:
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.
Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.
Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.
Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.
Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.
Иисус Христос — суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.
Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе — Р. Щедрин.
Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.
Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.
Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.
Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.
Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.
Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.
Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.
Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Ива-щенко.
Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.
Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.
Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.
Тишь. Слова и музыка А. Загота.
Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.
Спасибо, музыка. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова
Д. Иванова.
Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Примерный перечень музыкального материала II полугодия:
Соната №11 для фортепиано. В.-А. Моцарт. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано. Л. Бетховен.
Соната № 2 для фортепиано (1-я часть). С. Прокофьев.
' Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.
Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.
Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.
Симфония № 40 (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Симфония № 8 {«Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт.
Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.
Этюды по каприсам П. Паганини. Ф. Лист.
Чакона. Из Партиты №2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузо-ни.
Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.
Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.
Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.
Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).
Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.
Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.
Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.
День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.
До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Мату-совского.
Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.
За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Ку-кина.
Следы. Слова и музыка В. Егорова.
Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.
Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1.Учебник «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2011 г.
Для учителя
Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 7класс". Пособие для учителя.
Фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 7класс" Г.П. Сергеева «Музыка. 7класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3,
Методическое пособие для учителя «Музыка 7классы», М., Просвещение, 2011г.
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Рекомендуемые литература и звуковые пособия
Антология русской и зарубежной музыки X—XXI вв. / сост. Ю. А. Зверев. Комплект компакт-дисков. — М., 2005.
Балашова С. С. Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С. Тарасов и др.; сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.
Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах / В. Васина-Гроссман. — М., 1999.
Дьякова Е. А. Перед праздником: рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. — М., 1996. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
Кошмина И. В. Духовная музыка в школе. — В 2-х кн. — М., 2001.
Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2004. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 2000. Музыка и поэзия / авт.-сост. Е. Н. Домрина. — М., 1999.
Осеннева М. С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: учеб. пособие / М. С. Осеннева, В. А. Самарин, Л. И. Уколова. — М., 1999.
Покровский Б. А. Путешествие в страну Опера / Б. А. Покровский. — М., 2000.
Рапацкая Л. А. Русская музыка в школе: пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры / Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2003.
Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях ее творцов. — Урал, Л. Т. Д., 2001.
Слово о музыке: русские композиторы XIX века: хрестоматия / сост. В. Б. Григорович, З. М. Андреева. — М., 1990.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором / Т. И. Стулова. — М., 2002.
Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов. — СПб., 2000. Шмагина Т. С., Кружалова А. М. Двунадесятые праздники // Искусство в школе. — 2000. — № 6; 2001. — № 1—6.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14. Материалы сайта «Созвездие Ориона» - http://sozvezdieoriona.ru
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс» под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.
16. «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛ.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | ||||||||||
1 | Классика и современность » | 1 | Вводный | Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого | Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля. Уметь приводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение | Закрепление полученных знаний | 6.09. 14 | ||
2 | В музыкальном театре. Опера. ■ - | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и ее составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | Знать понятия: опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена). Уметь: - приводить примеры - называть имена из- - определять роль ор- | Хоровое пение. Устный контроль. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Запись названий опер и музыкальных жанров, характеризующих действующих лиц, по рубрикам: «Увертюра», «Арии», «Песни», «Хоры», «Оркестровые номера» | 13.09.14 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Расширение и углубление знаний | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и польской). Музыкальные образы оперных героев | Знать: - драматургию развития - то, что музыкальные - проводить интонаци- | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ | Рисунки с эскизами костюмов героев или декораций | 20.09.14 | ||
4-5 | Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» • | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев | Уметь называть полные имена композиторов: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование | 27. 09.14 4.10 14 | |||
6 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Расширение и углубление знаний | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | Знать: - понятия: балет, типы - составляющие балета: | Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование | Запись названий знакомых балетов, полных имен известных композиторов, артистов и балетмейстеров | 11. 10.14 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
Уметь: - определять роль ба- - приводить примеры | ||||||||||||
7-8 | Балет Б. И. Ти-щенко «Ярославна» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Б. И. Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Драматургия балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра | Знать драматургию развития балета. Уметь: -проводить интонацион- - определять тембры - называть полное имя Б. И. Тищенко | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | 18.10 .14 25.10. 14 | |||||
9 | Героическая тема в русской музыке | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма | Уметь: - приводить примеры - рассуждать на постав | Беседа. Устный, письменный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Сравнение музыкальных и художественных произведений | Национально-патриотические идеи в песенно-музыкаль-ном творчестве мордовского народа | Запись названий художественных произведений, в которых отражены образы ге- | 1.11 .14 | |||
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
- проводить сравнитель- - называть полные име- | роических защитников Отечества прошлого и настоящего | |||||||||
lO -ll It | В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» » | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин -создатель американской национальной классики XX в., первооткрыватель симфо-джаза. «Порги и Бесс» -первая американская национальная опера | Знать: - жизнь и творчество - драматургию развития - то, что музыкальные и сравнительный анализ музыки | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности | Общие и различные черты в воплощении образов в операх М. И. Глинки «Иван Сусанин» и Дж. Гершвина «Порги и Бесс» | 15.11 14 22.11 14 | ||
12-13 | Опера Ж. Визе «Кармен» | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. | Знать: - драматургию развития - то, что музыкальные | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Вокально-хоровое интонирование. | Словесное описание образа Кармен; отличие образов главных героев в лите- | 29.11 14 6.12.14 |
1 | 2 | 3 | 4 . | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Музыкальные образы оперных героев | Уметь: - проводить интонаци- - называть полное имя | Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму. Хоровое пение | ратурном и музыкальном произведениях | |||||||
14 | Балет Р. К. Щедрина «Кармен-сюита» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Визе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | Знать: - драматургию развития - понятие транскрипция. - проводить интонаци- - называть полные - выявлять средства му- | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение средств музыкальной выразительности. Вокально-хоровое интонирование | «Мои впечатления от музыки балета». Комментарий слов Р. Щедрина: «Преклоняясь перед гением Бизе, я старался, чтобы преклонение это всегда было не рабским, но творческим» | 13.12.14 | ||
15 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. «Вы- | Знать: понятия: месса, всенощная. Уметь: - называть полные имена композиторов: | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный | «Мои размышления». Письменное рассуждение о словах | 20.12.14 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
сокая месса» - вокально-драматический жанр. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С. В. Рахманинова | И. С. Бах, С. В. Рахманинов; - проводить интонаци- - выявлять средства му- | анализ. Выявление средств музыкальной выразительности | немецкого композитора Л. ван Бетховена об И. С. Бахе: «Не ручей -море ему имя» | |||||||
16 | Рок-опера Э. Л. Уэббера «Иисус Христос -суперзвезда» • | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы -конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев | Знать: драматургию развития рок-оперы. Уметь: - проводить интонаци - определять тембры - выявлять средства му- - называть полное имя | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Выявление средств музыкальной выразительности. Хоровое пение | Сопоставление направлений современной музыки. Словарь направлений современной популярной музыки. Определение направлений, встречающихся в рок-опере «Иисус Христос -суперзвезда» | 27.12.14 | ||
17 | Музыка к драматическому спектаклю Д. Б. Кабалев- | 1 | Расширение и углубление знаний | Знакомство с музыкой Д. Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео | Знать понятие сюита. Уметь: - проводить интонационно-образный и срав- | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и срав- | Отрывки из трагедии В. Шекспира, созвуч- | Выполнение рисунков эскизов костюмов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ского «Ромео и Джульетта» | и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | нительныи анализ музыки; - называть полное имя композитора - Д. Б. Кабалевский | нительныи анализ. Хоровое пение | ные прослушанным частям сюиты | (декораций) для театральной постановки | |||||
18 | «Гоголь-сюита» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» • | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | Знать: понятия: сюита, полистилистика. Уметь: - проводить интонаци- - определять тембры - выявлять способы - называть полное | Устный контроль. Рассуждение. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ | ||||
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | ||||||||||
19 | Музыкальная драматургия -развитие музыки | 1 | Расширение и углубление знаний. Сообщение новых знаний | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке - развитие. Прин- | Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры | Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
(комбинированный) | ципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация | |||||||||
20 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | Расширение и углубление знаний | Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, ка- -мерная музыка | Знать: -понятия: духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, кам ерн ая музыка; - что лежит в основе музыки православной и католической церквей. Уметь приводить музыкальные примеры | Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение | Составление вступления для ведущего концерт из полюбившихся произведений камерной музыки | |||
21 | Камерная инструментальная, музыка: этюд | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знаний о музыкальном жанре -этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа | Знать понятие этюд. Уметь: - проводить интонаци- - называть имена ком- | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение | Выполнение рисунков к одному из полюбившихся музыкальных сочинений |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
22 | Транскрипция | 1 | Расширение и углубление знаний | Транскрипция - переложение музыкальных произведений. Транскрипции - наиболее популярный жанр кон-цертно-виртуозных произведений | Знать понятие транскрипция. Уметь: - выявлять средства - называть полные имена | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной выразительности. Определение формы музыкального произведения. Рассуждение. Хоровое пение | ||||
23 | Циклические формы инструментальной музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке | Знать понятия: циклическая форма музыки, полистилистика. Уметь: - приводить музыкаль- - определять тембры | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов. Хоровое пение | ||||
24-25 | Соната | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих | Знать понятия: соната, сонатная форма. Уметь: - проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; | Устный и письменный контроль. Беседа. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определе- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 8 | 9 | 10 | 11 |
композиторов: Л. ван Бетховена, С. С. Прокофьева, В. А. Моцарта | - определять приемы - называть полные име- | ние приемов музыкального развития. Хоровое пение | ||||||||
26-,30 | Симфоническая музыка * | 5 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: И. Гайдна, B. А. Моцарта, C. С. Прокофьева, Ф. Шуберта, В. С. Калинникова, П. И. Чайковского, Д. Б. Шостаковича. Мир музыкальных образов симфонической музыки | Знать: - понятие симфония; - особенности строения Уметь: - проводить интонаци- - определять тембры - определять приемы - называть полные име- - выявлять связи в сред- | Устный и письменный контроль. Беседа по теме занятий. Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Определение тембров музыкальных инструментов, приемов развития музыки, жанровой принадлежности. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение | ||||
31 | Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность | Знать понятия: импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина. | Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
музыкальных образов симфонической картины | Уметь: - анализировать состав- - определять форму - проводить интонаци- - выявлять связи в сред- - называть полное имя | Определение формы, средств музыкальной выразительности. Выявление связей между музыкой и живописью. Хоровое пение | ||||||||
32 | Инструментальный концерт | 2 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфоничес-кий цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А. И. Хачатуряна | Знать: - понятие инструмен - строение инструмен- - проводить интонации- - определять принципы - называть полное имя | Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов развития музыки. Хоровое пение | Письменное рассуждение о словах композитора и музыковеда Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии» | |||
33 | Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с творчеством американского компози- | Знать: понятия: джаз, симфоджаз и их отличительные черты. | Беседа. Устный контроль. Интонационно-образный | Закрепить полученные знания |
1 | т | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
тора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз | Уметь: - проводить интонаци- - выявлять жанровую | анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение | ||||||||
34 35 | Пусть музыка звучит! | 2 | Расширение и углубление знаний. По-вторительно-обобщающий урок | Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно-музыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | Знать понятия: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь: - определять тембры - приводить примеры | Устный и письменный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1.Учебник «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2007 г.
Для учителя
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 7класс". Пособие для учителя.
- Фонохрестоматия к учебнику "Музыка. 6 класс" Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3,
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
- Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
• Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
• Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
• «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г
• Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
• учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2006г.
• «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс
Список научно-методической литературы.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...