Синтез музыки и живописи
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
разработка урока музыки в 5 кл. по теме "взаимосвязь музыки и живописи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_muzyki_v_5_kl.docx | 34.6 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 48
с углубленным изучением отдельных предметов»
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
«СИНТЕЗ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА М.П. МУСОРГСКОГО и И.И. ШИШКИНА)»
(для учащихся 5 класса)
Составитель: Пяткова Алена Викторовна
учитель музыки
Новоуральский городской округ
2014
Пояснительная записка к уроку музыки в 5 классе
Тема урока: Синтез музыки и изобразительного искусства (на примере творчества М.П. Мусоргского и И.И. Шишкина).
Программа: по музыке для основной школы авторов Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.
Учебник: рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 5 класс — 7-е изд. - М.: «Просвещение», 2011
Количество часов в неделю и год: 1 час в неделю, 35 часов в год.
Тип урока: изучение нового материала;
Цели урока: Создание условий для формирования новых знаний учащихся по теме «Синтез музыкального и изобразительного искусств».
Задачи:
- интегрирование знаний по предметам «музыка» и «изобразительное искусство»;
- развитие навыков индивидуальной и коллективной работы в решении проблемы;
- Развитие умения антиципации музыкального произведения;
- Воспитание музыкальной «слушательской» культуры учащихся;
- Воспитание ценителей изобразительного искусства.
образовательные технологии: традиционная, с введением элементов проблемно-диалогического обучения, информационно-компьютерных технологии; личностно-ориентированное обучение;
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод;
элементы проблемного обучения; частично-поисковый метод;
интегрирование предметов «музыка» и «изобразительное искусство»,
эмоционального воздействия.
Специально-педагогические методы: метод эмоционального воздействия, личностно-ориентированный подход.
Виды деятельности: подготовка учащимися сообщений и презентации
хоровое пение,
слушание музыки;
работа над проблемными вопросами,
размышление, сравнение, беседа.
Этапы:
- Организация и мотивация.
- Изучение нового материала —
А) Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского;
Б) Знакомство с творчеством И.И. Шишкина;
В) Поиск общих признаков в произведениях М.П. Мусоргского и И.И. Шишкина;
- Подведение к проблеме;
- Поиск решения проблемы
- Формулирование проблемы, темы урока;
- Рефлексия. Выводы по теме.
- Практическая часть. Вокально-хоровая работа;
- Рефлексия. Подведение итогов.
Музыкальный материал:
1. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» из оперы «Хованщина» ( фонохрестоматия к урокам музыки по программе Е.Д. Критской);
2. Е. Крылатов, слова Л. Дербенев «Три белых коня».
Материалы для урока: индивидуальные сообщения учащихся; таблица, презентация по творчеству М.П. Мусоргского; мультимедиа презентация (видеоряд репродукций И. Шишкина с музыкой М.Мусоргского).
Использование компьютерных технологий: презентация по творчеству М.П. Мусоргского в Power Point, мультимедиа презентация в Windows Movie Maker, Media Player – фонограмма песни, поиск сведений в Интернете – сообщения учащихся.
Оборудование: телевизор, музыкальный центр, компьютер, доска, портреты М. Мусоргского и И.И. Шишкина, репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Словарная работа: пейзаж, музыкальный пейзаж, музыкальные краски, синтез.
Список литературы
- Волчегорская Е.Ю. «Расширение границ восприятия музыки// Музыка в школе. – 2004.-3. –С.31.
- Мельникова Е.Л. «Проблемный урок, или как открывать знания ученикам»,-М. 2006.
- Петрушин В.И. «Музыкальная психология.- М. 1997.
- Интернет ресурсы: www/classikmusik.ru/musorgskiy.html.
- www. Bibliotekar.ru/rusShishkin/.
Ход урока
№ этапа | t в мин. | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 1 3 | Орг.момент Мотивация учащихся Изучение нового материала | На сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать изобразительное искусство через музыку, дополнять свое восприятие музыки зрительным рядом. И в конце, вы сами попробуете назвать тему нашего урока. Знакомство с творчеством М.П. Мусоргского. Музыка, с которой мы будем сегодня знакомиться, принадлежит творчеству русского композитора М. П. Мусоргского. Давайте обратимся к его биографии и послушаем сообщение о композиторе (портрет на доске, слайд на экране телевизора). Слайд 1 (Приложение 2) | Дети подготовлены к уроку, приветствуют учителя Сообщение - справка ученика о композиторе |
2 | ||||
5 | Слушание Беседа | У: Сейчас мы прослушаем фрагмент красивой музыки М. Мусоргского. У: Какую картину вы представите, вообразите? Первичное восприятие музыки. Прием – антиципация. (Слушание фрагмента «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского) Дети отвечают на поставленный вопрос У: Попробуйте дать название этому музыкальному произведению? У: Молодцы, вы были близки к идеи композитора, т.к. он назвал свое произведение «Рассвет на Москве-реке». | Дети слушают музыку Д: (лес, река, природа) Д: (Утро, рассвет) | |
3 | 3 3 | Беседа с элементами проблемного диалога. | Знакомство с творчеством И. Шишкина. Сейчас вашему вниманию будут представлены иллюстрации на фоне звучания музыкального произведения М. Мусоргского. Постарайтесь вглядеться и вслушаться. Углубление восприятия через интегрирование материалов (на фоне музыкального произведения идет слайд-шоу с использованием пейзажей И. Шишкина). У: Были ли из представленных иллюстраций, картин, знакомые вам? У: Это самая известная картина, по своему сюжету – «Утро в сосновом бору» (показ картины на доске и на слайде презентации). Слайд 2 У: Скажите, что объединяет эти картины? У: Кто знает, как в изобразительном искусстве называется жанр изображения природы? У: Это картины великого русского художника, Сообщение-справка учащегося об Иване Шишкине, который является самым ярким из русских пейзажистов. Слайд 3. (Приложение 3) У: Какую роль сыграла музыка? | Дети слушают музыку и смотрят картины Д: с изображением медвежат Д: изображение природы. Д: пейзаж Сообщение учащегося Д: дополнила |
4 | 7 | Поиск решения проблемы. Поиск общих признаков | У: В чем же сходство музыки и картины? Сейчас разделите тетрадь на три столбика, в ней мы будем отмечать общие и отличные черты этих произведений искусства. Общие черты отмечаем «+», различные «-». (Приложение 1). | Работа в тетради |
5 | 4 | Работа с терминами: Формулирование темы | У: Эти средства тоже называют красками, только музыкальными красками. Раз музыкальные краски, тогда как в музыке будет называться изображение картин природы? У: постарайтесь запомнить и запишите этот термин в тетрадь (Слайд №4). У: Итак, мы рассмотрели отдельно картину, отдельно слушали музыку, но что произошло в нашем восприятии? У: Если вдруг вы услышите эту музыку, то какую картину вы вспомните и представите? У: а наоборот? У: В научном мире такое объединение называется синтез! Вы еще будете знакомиться с этим термином в старших классах, но уже будете знать, что синтез – это объединение, единое целое. | Д: музыкальный пейзаж. Дети записывают термин в словарь тетради. Д: связь, объединение Д: «Утро в сосновом лесу». Д: «Рассвет на Москва-реке» |
6 | 2 | Рефлексия. Выводы по теме. | У: Как же будет звучать тема нашего урока, кто назовет? У: С чем познакомились? Какая была проблема? Как решали? Какие термины запомнили? | Д: Синтез музыки и - изобразительного искусства. Дети отвечают на поставленные вопросы. |
7 | 14 | Практическая часть. Вокально-хоровая работа. Распевание Пение | У: Назовите песни, где упоминается природа, явления природы? Вокально-хоровая работа: 1) Отработка вокально-певческих навыков: Распевания на дикцию и артикуляцию: «От топота копыт», АБ-ДУ-БА-ДУ-ФА-Ю; 2)Работа над выразительным исполнением - выделение главных эмоциональных слов. У: В чем трудности исполнения этой песни. У: Каким звуком, как вы считаете, нужно исполнять эту песню? Пение соответствующим звуком (легким, четким, активным) с просмотром слайдов зимнего пейзажа. 3)Исполнение песни под фонограмму. Домашнее задание: написать отзыв об уроке, выписать 5 названий песен, связанных с природой. | Д: (перечисляют), «Три белых коня». Д: Быстрый темп, четкость произношения, ритмическая точность Д: Легкий, четкий, отрывистый, активный. Дети записывают в дневник. |
8 | 3 | Рефлексия. Подведение итогов. | Что нового узнали? Что понравилось? Что получилось? Оценивание работы класса. Домашнее задание: выписать 5 песен, связанных с образом природы. У: Спасибо, до свидания. | Дети отвечают на вопросы |
Результативность урока
- Дети получили новые знания по теме «Синтез музыки и изобразительного искусства», восприятие о целостной картины природы в музыке и изобразительном искусстве;
- Учащиеся впервые сформулировали тему урока;
- Учащиеся включены в музыкально-творческую деятельность;
-Отрабатывали навыки и умения в решении проблемы, высказывании мнений, сравнивали, анализировали, находили общее и отличное; готовили презентации, сообщения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Словарная работа:
- Музыкальный пейзаж — изображение картин природы в музыке
- синтез — объединение в единое целое.
2.Работа с таблицей.
М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» музыкальное произведение | И. Шишкин «Утро в сосновом лесу» (пейзаж) | |
1. Какой сюжет. Что изображают (картина природы) | + | + (рассматриваем и рассказываем сюжет) присутствие медвежьего семейства, резвящегося, расположившегося на краю оврага, бурелом – поваленные, сломанные деревья. На заднем плане: сосновый лес, с его еще не рассеявшимся туманом, через него и громадные сосны пробивающийся солнечный свет. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. |
С какого момента произведение начинает жизнь? 2. Идея. Что хотел выразить, передать (утреннее состояние, пробуждение природы). | + | + |
У: С помощью, каких средств создает пейзаж художник? (учитель перечисляет, а дети отмечают сходства или различия). У: А с помощью, каких средств создает композитор свое произведение? 3. средства воплощения - краски: | - Музыкальные краски Мелодия – движется постепенно, плавно вверх; Темп – спокойный, безмятежный; Тембр – симфонический оркестр; Динамика – нарастает Лад – мажорный, светлый | - Художественные краски Краски (масло, холст); Цвет; линия. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сообщение о композиторе Модесте Петровиче Мусоргском
Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. Именно она стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома.
В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище — Школу гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки. Затем знакомится с Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым, основателем кружка «Могучая кучка». В музыкальном творчестве Мусоргского нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.
Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы: «Борис Годунов», «Хованщина». Произведения Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения композиторов.
Материал взят с Интернет сайтов:
Википедия — свободной энциклопедия; www.mussorgsky.ru; www.classicmusic.ru/mussorgsky.html.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сообщение о художнике Иване Ивановиче Шишкине
Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина.
Отец отдал мальчика в казанскую гимназию в 12 лет, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми «мог рисовать и рассуждать» об искусстве, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, где получает хорошую подготовку. Успехи молодого художника отмечены золотыми и серебряными медалями. Закончив, Московское училище живописи, в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств. Был в Германии и Швейцарии. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал). Обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей. 20 марта 1898 года художник ушел из жизни. Его картины и сегодня пользуются заслуженным успехом и вниманием.
Он очень глубоко любил природу, много путешествовал по России и утверждал: «Россия – страна пейзажей», им создано немало пейзажей, но самой популярной и известной является картина, созданная в 1889г. «Утро в сосновом лесу», ее размер: ширина 139 высота213 см, храниться в Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Материал взят с Интернет сайтов:
ru.wikipedia.org/wiki;
www.bibliotekar.ru/rusShishkin/.
Заключение
Данная методическая разработка урока, с элементами проблемно-диалогического обучения, помогает «творчески усваивать знания», глубже и качественнее, развивает интеллект, творческие способности и воспитывает активность личности. Элементы данной технологии формирует способность самостоятельного поиска способов и средств деятельности, информации. Способность к рефлексии, развитие словарного запаса детей. Формирует целостную картину мира через музыку. Актуализирует психологические качества личности, связанные с креативными способностями, воображением. Обеспечивает вовлечение в учебную деятельность, желание обсуждать, совместно искать и находить правильное решение.
В своем уроке я стремилась отразить и необходимость использования информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки, так как они помогут учителю сделать урок современным, интересным, запоминающимся, развивающим ученика, и в то же время нравственно и эстетически воспитывающим.
Результатами применения информационно-коммуникативных технологий являются:
1. Положительная мотивация на уроках музыки с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников.
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию собственных презентаций по музыке.
- Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.
ИКТ на уроках музыки расширяет возможности учителя в разнообразии форм подачи программного материала, а ученикам – в проявлении своих творческих фантазий на более высоком современном уровне.
Использование ИНТЕРНЕТ - ресурсов, как на уроках музыки, так и при выполнении домашних заданий к уроку предоставляют большую возможность получить и обработать разнообразную музыкальную информацию. Поэтому ИНТЕРНЕТ является новым направлением в развитии познавательного интереса учащихся к урокам музыки, а также одной из форм изучения мирового музыкального искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
«Знакомство с увертюрой «Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского, через синтез литературы, музыки и живописи»
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦели урока: формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного со...
Развитие эстетического восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья через синтез музыки и живописи
Статья о развитии эстетического восприятия детей....