Практические диагностические тесты по по критериям Л.В.Егоровой
опыты и эксперименты по музыке на тему
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
2) применимы для массового исследования;
3) дают сравнимые между собой результаты.
Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_diagnosticheskie_testy.docx | 46.29 КБ |
diagnosticheskaya_karta.doc | 41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Практические диагностические тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"
Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.
Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах простой мелодии.
Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.
Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми и ми в разных октавах на фортепиано, металлофоне, ксилофоне. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.
В случае правильного исполнения в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).
После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.
Критерии оценки:
- адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
- адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром илиумеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
- ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
- сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.
2. Тест - игра на изучение чувства ритма
"Ладошки"
Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.
Стимулирующий материал
1.Руская народная песня "Дон-дон"
2. Белорусская народная песня "Перепёлочка"
3. М. Красев "Ёлочка"
Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
Критерии оценки:
- точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
- воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
- адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
- неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)
"Гармонические загадки"
Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.
Критерии оценки:
- слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
- средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
- высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий
"Повтори мелодию"
Цель:
- определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
- вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
- инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Ребёнку предлагается:
- спеть любую известную ему песенку;
- повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
- подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
- слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
- средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
- высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.
4. Диагностика чувства тембра
Тест - игра "Тембровые прятки"
Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:
- детского голоса;
- женского голоса;
- мужского голоса;
- хора;
- струнных смычковых инструментов;
- деревянных духовых инструментов;
- медных духовых инструментов;
- фортепиано;
- оркестра.
Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.
Критерии оценки:
- низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
- средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
- высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
5. Диагностика динамического чувства
Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""
Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.
Стимулирующий материал:
- Барабан или бубен;
- фрагменты музыкальных пьес
Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.
Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.
Критерии оценки:
- слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
- средний уровень - 2-3 балла;
- высокий уровень - 4-5 баллов.
6. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра "Незавершённая мелодия"
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
- средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
- высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест "Музыкальная палитра"
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.
Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:
1. "Утреннее размышление"
2. "Сладкая грёза"
3. "Баба-Яга"
4. "Болезнь куклы"
5. "Игра в лошадки"
Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;
2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;
3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.
Критерии оценки:
- низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
- средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью кконгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
- высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
- оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
- детализация (разработанность) своей идеи или образа;
- беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
- гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.
8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей
Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты.
- Ты любишь музыку?
- Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
- Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
- Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
- Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
- Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
- Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
- Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
- Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
- Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
- Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:
- низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
- средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
- высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).
Тест "Музыкальный магазин"
Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.
Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:
- народная вокально-хоровая музыка;
- народная инструментальная музыка;
- народная вокально-инструментальная музыка;
- классическая вокально-хоровая музыка;
- классическая инструментально-симфоническая музыка;
- классическая вокально-инструментальная музыка;
- современная классика авангардного направления;
- современная развлекательная музыка;
- духовная музыка.
Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки:
- низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
- средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
- высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.
9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест "Хочу дослушать"
Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.
Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?
Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:
- проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
- индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка
(на учебный год)
Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________
Возраст ребёнка ________________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________
промежуточного этапа (2) ___________________________________________________
контрольного этапа (3) _____________________________________________________
Уровень развития | Параметры музыкальных способностей | |||||||||||||||||
Метро-темпо-ритм | Чувство тембра | Чувство звуковысотности | Гармоническое чувство | Динамическое чувство | Чувство формы | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Высокий | ||||||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||||
Низкий |
Уровень развития | Эмоциональная отзывчивость | Личностные характеристики | Итоговые данные | ||||||||||||
Мотивационный компонент | Когнитивный компонент | Операциональный компонент | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | |
Высокий | |||||||||||||||
Средний | |||||||||||||||
Низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг-диагностический тест с 5-11 классы 22 сентября 2011 год.
В данной таблице можно увидеть результаты диагностического теста в нашем лицее с 5-11 классы, который проводился 22 сентября 2011 года. Результаты оставляют желать лучшего....
Диагностический тест по разделу "Фонетика" для 5 класса
Тест рассчитан на проверку знаний учащихся по разделу "Фонетика".Форма данной контрольной работы по своей форме приближает детей к ГИА и ЕГЭ.Даны задания А1-А15.Задания охватывают весь раздел, составл...
Работа со справочной лингвистической литературой. Диагностические тесты
Тесты по темам "Орфоэпия", "Лексика", "Фразеология", "Морфемика и словообразование"....
Тест по теме «Критерии вида»
Тематический контроль знаний. Тестирование содержит 3 варианта....
Практический диагностический материал
Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей...
Тест по теме "Критерии и структура вида. Популяция."
Данный тест представлен в виде заданий с выбором одного правильного ответа. 3 варианта теста помогут школьникам проверить свои знания по теме "Критерии и структура вида. Популяция", могут бы...
Практический диагностический материал
Диагностический инструментарий...