Практические диагностические тесты по по критериям Л.В.Егоровой
опыты и эксперименты по музыке на тему

Горкольцева Ольга Николаевна

Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:

1) опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);

2) применимы для массового исследования;

3) дают сравнимые между собой результаты.

Рекомендуемая методика диагностики музыкальных способностей детей может использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskie_diagnosticheskie_testy.docx46.29 КБ
Microsoft Office document icon diagnosticheskaya_karta.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми  и ми в разных октавах  на фортепиано, металлофоне, ксилофоне. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе (80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

  • адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;
  • адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром илиумеренном и медленном) соответствует среднему, нормативному уровню развития чувства темпа;
  • ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;
  • сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

2. Тест - игра на изучение чувства ритма

"Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1.Руская народная  песня "Дон-дон"

2. Белорусская  народная песня "Перепёлочка"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
  3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
  4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха)

"Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

"Повтори мелодию"

Цель:

  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

  • спеть любую известную ему песенку;
  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
  • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

4. Диагностика чувства тембра

Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

5. Диагностика динамического чувства

Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • Барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

6. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра "Незавершённая мелодия"

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до конца;

3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия - доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

7. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление"

2. "Сладкая грёза"

3. "Баба-Яга"

4. "Болезнь куклы"

5. "Игра в лошадки"

Ребёнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие ребёнку для выражения его переживания музыки;

2-й (невербально-художественный) вариант задания: ребёнку предлагается нарисовать образы, картинки, которые ему представляются во время прослушивания музыки;

3-й (невербально-двигательный) вариант задания: ребёнку предлагается двигаться под музыку так, как ему это представляется во время звучания музыкального фрагмента.

Критерии оценки:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) ребёнка от проекции своих состояний или его неспособностью в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение своих впечатлений, мыслеобразов, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и неконгруэнтные формы самовыражения ребёнка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;
  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью кконгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особых детализаций своего отображения);
  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки. Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения:
  1. оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи;
  2. детализация (разработанность) своей идеи или образа;
  3. беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов;
  4. гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал.

8. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Тест "Музыкальный магазин"

Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности.

Стимулирующий материал: фрагменты аудиозаписи музыкальных произведений различных жанров и направлений:

  • народная вокально-хоровая музыка;
  • народная инструментальная музыка;
  • народная вокально-инструментальная музыка;
  • классическая вокально-хоровая музыка;
  • классическая инструментально-симфоническая музыка;
  • классическая вокально-инструментальная музыка;
  • современная классика авангардного направления;
  • современная развлекательная музыка;
  • духовная музыка.

Ребёнку предлагается выбрать в музыкальном магазине понравившуюся музыку. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки:

  • низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором лишь развлекательных образцов музыкального искусства;
  • средний уровень - выбор двух образцов различных направлений музыкального творчества;
  • высокий уровень - проявление интереса к трём (и более) различным музыкальным направлениям (жанрам) с предпочтением классических произведений.

9. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест "Хочу дослушать"

Данный тест предполагает естественную ситуацию слушания музыки на музыкальных занятиях с детьми. В качестве стимулирующего материала предлагается набор разнохарактерных фрагментов музыкальных произведений. Диагностической такая ситуация становится в случае, если педагог намеренно прерывает музыку на кульминационном моменте её звучания. Ситуация незавершённости музыкальной формы (образа) вызывает у детей с высокой мотивационной направленностью на музыкальную деятельность ярко выраженную реакцию-просьбу завершения прослушиваемой музыки.

Поэтому после остановки музыки на кульминации педагог обращается к детям с вопросом: будем ли дослушивать музыку до конца или достаточно того, что уже прозвучало?

Признаки, по которым оценивается уровень мотивационной направленности, следующие:

  • проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как мотивационная готовность ребёнка к развитию своих музыкальных способностей;
  • индифферентное или отрицательное отношение (т.е. отказ от завершения прослушивания) интерпретируется как несформированная мотивация музыкальной деятельности



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Диагностический конструктор музыкальных способностей ребёнка

(на учебный год)

Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________________

Возраст ребёнка ________________________________________________________________

Дата: констатирующего этапа (1) __________________________________________________

 промежуточного этапа (2) ___________________________________________________

 контрольного этапа (3) _____________________________________________________

Уровень

развития

Параметры музыкальных способностей

Метро-темпо-ритм

Чувство тембра

Чувство звуковысотности

Гармоническое чувство

Динамическое чувство

Чувство формы

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий

Уровень

развития

Эмоциональная

отзывчивость

Личностные характеристики

Итоговые данные

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Операциональный компонент

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

Высокий

Средний

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг-диагностический тест с 5-11 классы 22 сентября 2011 год.

В данной таблице можно увидеть результаты диагностического теста в нашем лицее с 5-11 классы, который проводился 22 сентября 2011 года. Результаты оставляют желать лучшего....

Диагностический тест по разделу "Фонетика" для 5 класса

Тест рассчитан на проверку знаний учащихся по разделу "Фонетика".Форма данной контрольной работы по своей форме приближает детей к ГИА и ЕГЭ.Даны задания А1-А15.Задания охватывают весь раздел, составл...

Работа со справочной лингвистической литературой. Диагностические тесты

Тесты по темам "Орфоэпия", "Лексика", "Фразеология", "Морфемика и словообразование"....

Тест по теме «Критерии вида»

Тематический контроль знаний. Тестирование содержит 3 варианта....

Практический диагностический материал

Анализ полученных данных позволяет проводить обследование ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей...

Тест по теме "Критерии и структура вида. Популяция."

Данный тест представлен в виде заданий с выбором одного правильного ответа. 3 варианта теста помогут школьникам проверить свои знания по теме "Критерии и структура вида. Популяция", могут бы...

Практический диагностический материал

Диагностический инструментарий...