Проектная работа «История развития баяна от гармоники «однорядки» до баяна «Юпитер».
проект по музыке на тему
приобщение детей к русской народной музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4proekt.docx | 27.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проектная работа «История развития баяна от гармоники «однорядки» до баяна «Юпитер».
Цель: Приобщить детей к русской народной музыке.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей возникновения и развития баяна.
- Развитие творческой инициативы и исполнительского мастерства, а также популяризация народного инструмента баян.
- Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине, бережного отношения к музыкальному наследию родного края.
- Выработка личной позиции, самостоятельного действия; сравнение полученного с требуемым; корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов; объективная оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования.
Почему мы рекомендуем использовать в процессе работы над темой «История возникновения баяна» проектную деятельность?
Проектную деятельность обучающихсяся психологи считают структурообразующей для построения учебного пространства.
Проектная деятельность помогает учащимся ДШИ:
- прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, осознать роль знаний в жизни и обучении. Осваивать с их помощью новые способы человеческой деятельности;
- развивать способности к активной практической деятельности, сотрудничать с преподавателями при работе над проектом;
- участвовать и самостоятельно организовывать полезную и востребованную деятельность, популяризация народного инструмента баян.
Мы в своей проектной деятельности решили обратиться к миру искусства русского народа. Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, но и одна из функций – воспитательная. Обучающиеся должны впитывать культуру своего народа через слушание русской народной музыки. Только в этом случае народное искусство –этот незамутнённый источник оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Ещё Д.С. Лихачёв говорил: «Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного человеческого…Память – это форма воплощения вечности и преодоления времени. Хранить память, беречь память- это наш нравственный долг».
Тип проекта:
- по числу учащихся – групповой, разновозрастной;
- по доминирующему методу – творческий;
- по предметным областям – межпредметный ( музыкальное исполнительство, история, литература);
- по продолжительности – средней продолжительности.
Методика работы над проектом.
В центре внимания преподавателя при организации проектной деятельности находилось именно мышление учащихся и их самостоятельная деятельность. Поэтому роль преподавателя заключалась в организации самостоятельной деятельности обучающихся, создании условий для такой деятельности. А при необходимости в оказании поддержки и помощи.
Методика работы над проектом включала в себя 4 этапа:
- подготовительный этап (планирование работы над проектом);
- аналитический этап (конструкционный; создание условий для самостоятельной деятельности);
- этап обобщения (технологический; создание реального объекта, т. е. в данном случае сценария ; анализ выполненной работы; самооценка);
- этап презентации полученных результатов работы над проектом (лекция-концерт).
Подготовительный этап - самый сложный и ответственный при введении в учебно-воспитательный процесс проекта. Во время неё произошёл «запуск» - совместное планирование и проектирование работы по избранной тематике; решение совместно поставленных задач через индивидуальные образовательные маршруты.
Суть этапа, с точки зрения преподавателя,- организация самостоятельной проектной деятельности, но так как это трудоёмкий процесс, то проектная деятельность использована как метод внеклассной работы, несущий межпредметный и личностно-значимый характер.
Для успешной организации была продумана структура, обозначены цели, обоснована актуальность предмета исследования для всех участников; обозначены источники информации (библиотека, интернет), создан список рекомендованной литературы, продуманы методы реализации идеи, результаты, сроки выполнения, организация консультативной помощи. В результате проделанной работы родился замысел проекта «История возникновения инструмента баян от гармоники «однорядки» до баяна «Юпитер» (Лекция-концерт с презентацией).
Аналитический этап (конструкционный). Суть этапа, с точки зрения преподавателя - создание условий для самостоятельной проектной деятельности учащихся. Учащиеся выдвигали гипотезы для решения выявленной проблемы («мозговой штурм»); произошло обсуждение и обоснование каждой из гипотез; составление сценария; выбор и подготовка репертуара, оформление сцены. В результате этого этапа участниками проекта было найдено оптимальное решение выполнения будущего проекта (лекция-концерт).
Этап обобщения. Основная цель данного этапа - создание реального объекта, после которого был сделан анализ выполненной работы, дана её самооценка.
Презентационный этап (финал). Проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.
Сценарий
Оформление мероприятия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Звучит русская народная песня «То не ветер ветку клонит» обработка Онегина в исполнении Палеховой Елены Дмитриевны.
Ведущий 1: Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.
Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов, Таких, например, как фагот, флейта, кларнет, орган. Какой же инструмент обладает столь редкостною способностью имитировать различные тембры? Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. О каком инструменте идёт речь?
Презентация слайд 1
Да! Это баян – национальный русский народный инструмент. У каждого народа есть свой любимый музыкальный инструмент. У немцев – это аккордеон, у итальянцев – мандалина, в Испании – гитара, на Украине – бандура, а у нас в России – это гармоника – баян.
Видимо глубокий смысл и народная мудрость заключается в том, что инструмент носит имя древнего певца – сказителя Киевской Руси. Презентация слайд 2
Почему же баян пользуется поистине всенародной славой? Главное, наверное, в том что баян обладает замечательным голосом, способным проникновенно спеть задушевную песню. Его глубокий, густой, дышащий звук, соответствует широте русского характера. Он может передать целую гамму чувств – от глубокой печали до безудержного веселья.
Смирнов Максим исполняет р.н.п «То не ветер ветку клонит» обр. Онегина
Андреева Ксения пляска «Цыганочка» обр. Бушуева.
Ведущий 2 Но не сразу баян пришел к нам в Россию.
История развития баяна начиналась более 170 лет назад.
И начиналось все так:
Слайд 3
В 1821 г. Немецкий мастер Фридрих Бушман изготовил музыкальный инструмент представляющий собой продолговатую металлическую коробочку, длиной около 100 см. (так называемую губную гармонику). Воздух в нее вдувался губами через рот. Этот же немецкий мастер применил воздушный резервуар – мех. По форме инструмент напоминал раскрытую книгу. На нем можно было исполнять только мелодию.
Слайд 4
В 1829 году венский мастер Кирилл Демиан изменил устройство прежней гармонии, разделив корпус на две половины. На правой стороне гармония имела 5 клавиш, на левой 2 кнопки – бас и мажор. На ней можно было исполнить простую мелодию. Слайд 5
В России гармоника появилась в 1830 году и сразу же к ней в народе проявился большой интерес. Вначале наши русские мастера копировали заграничную гармонику, а потом стали заниматься ее усовершенствованием.
Первые русские гармоники были до 10 клавишей на правой руке и две кнопки на левой. Потом наши русские мастера изготовили 2-х рядовую гармонику. Сделана была гармоника в селе Бологое Петербуржской губернии. Конструкций 2-х рядовых гармоний было много: вятская, саратовская, ливенка, елецкая, касимовская, бологаевская, новоржевская, вологодская, черепинка.
слайд 6 звучит фонограмма саратовской, елецкой черепинки.
Самая распространенная гармоника изготовлена русскими мастерами в г. Туле, потом стала называться Тульской. И вот в 1878 г. Замечательный русский музыкант Николай Иванович Белобородов,
слайд 7
вместе с тульскими мастерами, изготовил новую хроматическую гармонику. Она имела на правой клавиатуре 23 клавиши, на левой три пары кнопок (басов и мажоров). Из года в год конструкция этой гармоники улучшалась и в конце 18 начале 19 в. Русские мастера Тулы, Петербурга и Москвы создают 3-х рядные и 4-х рядные гармоники, которые уже получили название баян. На правой клавиатуре 3 ряда, левой 5 рядов.
слайд 8
Ведущий3 В 20-е годы нашего столетия создается баян, где соединяются выборная клавиатура и готовый аккомпанемент – один из таких уникальных инструментов был изготовлен в 20-е годы петроградским мастером Самсоновым.
Андреева Ксения исполняет И. С.Бах. Ария C-dur.
Начиная с 30-х годов создаются специальные музыкальные фабрики для серийного изготовления инструментов. Новый этап в развитии баяна наступил в 50-е годы нашего столетия, когда московские мастера создают по заказу нашего знаменитого исполнителя баяниста Юрия Казакова многотембровый, четырехголосный готово-выборный баян.
Слайд11
В 1960 году ведущий конструктор Московской фабрики муз. Инструментов В. Колчин создает баян «Россия», ставший наиболее распространенным среди баянистов – исполнителей.
Количество рядов на правой клавиатуре 5, количество регистров от 12 до 15. На таком баяне играли: И. Паницкий, А. Сурков, В. Галкин и другие знаменитые исполнители.
Звучит фонограмма И.Паницкий р.н.п. «Ой, да ты, калинушка»
Слайд 11
В 1970 г. На этой же Московской фабрике муз. инстр. Ю. Волховичем был изготовлен 4-х голосный готово-выборный баян «Юпитер».
Слайд 14
Вот уже на протяжении сорока лет «Юпитер» - наиболее популярен среди знаменитых исполнителей баянистов, так и среди учащейся молодежи.
На этом баяне наши музыканты одержали много побед на международных конкурсах. Этот инструмент приобретают многие зарубежные музыканты.
слайд
В1974 г. Баян «Юпитер» получил большую золотую медаль и диплом 1-ой степени на Лейпцигской Ярмарке в Германии.
В 1965 г. Появился двухголосый готово-выборный баян «Рубин» и на Кировской фабрике начался его серийный выпуск, для обучения на нем учащихся музыкальных школ и училищ.
слайд
Ведущий1 Совершенно новым самостоятельным направлением в развитии баяна явилось применение электроники. слайд Современный электронный баян – это целый оркестр в руках одного музыканта. Он обладает тысячами тембров от скрипки и гавайской гитары – до трубы и клавесина. Синтезирует звучание струнной или другой группы оркестра, а также имеет ритм – приставку, имитирующую игру на ударных инструментах. Баян имеет мощную звуковую силу
Ближайшие годы раскроют перед нами новые идеи неистощимой фантазии русских мастеров. слайд Знаменитые баянисты-виртуозы сейчас: Фридерих Липс, В. Бесфамильнов, В. Зубицкий и др.
Учащиеся класса Палеховой Е.Д исполняют музыкальные произведения:
- Р.н.п «Чижик» исп. Дуэт Андреева Ксения, Тихонова Ульяна.
- А.Доренский «Хоровод и наигрыш» исп. Вишняков Матвей.
- Ф.Бушуев «Оригинальный вальс» исп. Устюжанин Ярослав.
- В.Соловьёв - Седой «Подмосковные вечера» исп. Тихонова Ульяна.
Ведущий2 В заключении можно сказать, что игра на баяне доставляет огромное удовольствие исполнителю, возможности баяна безграничны, репертуар от простых застольных песен до сложных полифонических и оркестровых произведений даёт возможность полностью раскрыть себя как музыканту и творческой личности. Учитесь играть на русском баяне это по настоящему интересно
Литература
Мирек А.М. Из истории баяна. М. Музыка 1967г.
Онегин А. Школа игры на баяне. М.
Новожилов В. Баян. Популярный очерк. «Музыка”1988
Проект
«История развития баяна от гармоники «однорядки» до баяна «Юпитер».
Работали над проектом:
Устюжанин Ярослав,
Андреева Ксения,
Смирнов Максим,
Тихонова Ульян
Руководитель проекта
Палехова Елена дмитриевна.
2014-2015 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития Робототехники на уроках истории. Статья
В статье рассказывается об истории развития Робототехники от фантастических идей философов Древней Греции до претворение в жизнь в современном мире....
Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".
Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы животных и растений...
Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».
Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".
Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...
Разработка плана-конспекта интегрированных уроков (история+обществознание+кубановедение) по теме: Понятие общества в эпоху камня и бронзы на древнейшей стадии истории развития человека в пределах территории Краснодарского края.
Конспект трех интегрированных уроков....
Тесты по банку заданий по истории из банка ФИПИ к ЕГЭ (раздел "Древность и Средневековье")
Данный тест составлен на основе тестовых заданий открытого банка ФИПИ к ЕГЭ по истории раздел "Древность и Средневековье". Материал может быть полезен как учителям, так и учащимся при подгот...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...