Современный урок.Обновления содержания образования.
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому я стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению. Применяю и чередую различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samusenko_g.v._shkola-internat_no4.docx | 21.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Школа-интернат №4 VI вида» г.Саратова
Семинар на тему:
«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.»
Автор: Самусенко Галина Владимировна
Учитель музыки
Саратов
Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета «Музыка»
Музыкальное образование в школе обладает неограниченными возможностями, формируя в человеке чувство гармонии, пропорции, ритма, звука, цвета, пластической и динамической формы. Оно развивает воображение и фантазию, способность к абстрактному мышлению, все то, что имеет большое практическое значение для личности в условиях современной технократической цивилизации. Общество не может стать материально и духовно богатым, не обеспечивая высокий уровень художественно-эстетического образования, которое среди школьных дисциплин традиционно представляет и музыка.
Концептуальные основы преподавания музыки в школе, заложенные в значительной степени выдающимся педагогом-музыкантом и композитором Д. Б. Кабалевским, сохраняют свою значимость и по сей день.
Учитывая специфику образовательного учреждения, где обучаются дети с нарушениями в двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы, уроки музыки играют огромную роль не только в коррекции вышеперечисленных нарушений, но и в их развитии.
При подготовке к урокам, я учитываю не только особенности наших детей, но и требования ФГОС в преподавании предмета «Музыка».
Остановлюсь на особенностях преподавания уроков музыки в начальной школе.
Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся. Поэтому я стараюсь творчески подходить к планированию урока и его проведению. Применяю и чередую различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов.
Такой подход к ведению урока способствует концентрации внимания, развитию познавательного интереса к предмету, развитию речи, фонематического слуха.
Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста: неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний. Быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость. Стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др., которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности. Частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке.
Начинать урок в начальной школе всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Провожу физкультминутки с музыкальным сопровождением – это один из основных элементов здоровье сберегающих технологий.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка, так как музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает сконцентрировать внимание для дальнейшей работы. Например: Бетховен «Лунная соната», Чайковский «Вальс цветов» из балета Щелкунчик, «Осенняя песня» Октябрь.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности открыто выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры народному и профессиональному музыкальному творчеству направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, активизацию творческого, символического, логического мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека, так как основная задача школы – это подготовка детей к жизни в социуме.
Эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений, жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся определяется характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.
Учащиеся пишут рефераты о композиторах, о их творчестве, вместе с родителями перечитывают произведения: «Волк и семеро козлят», «Александр Невский», «Золушка», «Спящая красавица», «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане».
Рассуждают об образе героя, его характере, взаимоотношениях с другими персонажами. Участвуют в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства. Размышляют о музыкальном произведении, как способе выражения чувств и мыслей человека.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики. Образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы - отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.
Содержание программы обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных): импровизацию в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. А также и основными средствами музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад. Еще они получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально духовная сфера. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей воспитывается художественный вкус, развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство. У учащихся формируется не только умение решать учебные, музыкально-творческие задачи, но и стремление принимать участие во внеурочной деятельности, художественных проектах школы.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".
Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...
Организация учебного процесса в соответствии с современными тенденциями в содержании математического образования с использованием УМК «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс» линии «Сферы».
Материалы к VІ областной научно-методической конференции «Школьное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»...
Содержание образования и современные технологии обучения в начальной школе
Цель: раскрытие системы работы по повышению качества обучения учащихся начальных классов через использование и внедрение образовательных технологий в учебный процесс....
Метапредметность как основа современного содержания образования
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции. ...
Обеспечение комплексного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку
Доклад подготовлен для выступления на Августовской секции ГМО учителей иностранного языка в 2014 году...
Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.
доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ...
Методические подходы подготовки урока обновленного содержания образования по биологии
презентация подготовлена в соответствии с требованиями обновленного ГОСО по биологии 8 класс...