Программа по вокалу "Сделай свой выбор"
методическая разработка по музыке на тему

Лопай Жанетта Константиновна

Программа предназначена для детей от 11-17 лет. Срок реализации 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sdelay_svoy_vybor.doc210.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ

ДОМ   ДЕТСКОГО  ТВОРЧЕСТВА КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ДДТ

___________ Л.П. Зорина

«___» _________ 2008г.

Утверждена Советом Учреждения

                                                                                   Протокол № __ от_____2008г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

«Сделай свой выбор»

       Автор программы:

       педагог  дополнительного образования

       Лопай Жанетта Константиновна

                                                                         Возраст  учащихся:  11-18 лет

                                                                         Срок  реализации:  4  года

                                                                         Место  и год  создания:  ст. Кавказская, 2008 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

направленность программы «Сделай свой выбор» - художественно – эстетическая.

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Эстетическое воспитание детей средствами музыки, приобщение их к музыкальному искусству через пение является самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности.

Исполнение музыки при помощи певческого голоса – одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.

Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка – оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий, прежде всего, преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям.

Пение обладает необычайно сильными свойствами – образовывать человека как такового.

Пение – это проявление духовной сущности человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» (Платон). В настоящее время вокальное воспитание детей в нашей стране осуществляется главным образом через хоровое пение в общеобразовательной школе (на уроках музыки). Из-за ограниченного количества учебных часов для музыкальных занятий в системе общеобразовательных школ невозможна реализация задач, связанных с вокальным воспитанием детей.

Программа «Сделай свой выбор» создает условия для раскрытия творческих способностей детей в области вокала, решает задачи, связанные с вокальным воспитанием детей.

Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, часто звучащие в эфире. И за мишурой аранжировки слушатели не замечают пустоты текста, примитивных мелодий и гармонии, не способствующей развитию слуха и интеллекта. Поэтому программа охватывает широкий круг произведений, приобщающих детей к пониманию истинных духовных ценностей, к основам мировой культуры. Очевидно, что не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в жизни, приводят нередко к заболеваниям голосового аппарата и порче голосов. В программе «Сделай свой выбор» преподавание вокала основывается на современной методике постановки голоса. Основная задача педагога – не навреди.

Применение в обучении методик специального профессионального образования ведет к разделению на «поющих» и «непоющих». В результате «непоющие» не только навсегда теряют интерес к пению, но и имеют не малейшей возможности реализовать волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому принципиально важно создать каждому ребенку такие условия, чтобы он смог раскрыться всем существом, сообразно своей природе.

Концептуальная идея программы – благотворно воздействовать на духовный мир воспитанников, так, чтобы ребенок приходил к пению как к естественному моменту своего становления.

Цель программы – приобщение детей к миру певческого искусства, пробуждение в ребенке творческой сущности, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса.

Задачи:

  • Обучение навыкам вокального исполнения;
  • Развитие умений выражения своего внутреннего мира в звуках;
  • Способствование реализации творческих духовных устремлений детей в пении;
  • Формирование культуры поведения и здоровьесбережения;
  • Расширение знаний в области музыки, истории музыкальной культуры.

Репертуар, с помощью которого решаются образовательные задачи, прежде всего должен соответствовать возрасту детей. Основой для приобщения детей к певческому искусству являются лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки, обладающими несомненными этическими и эстетическими достоинствами. Репертуар составляют произведения, предназначенные как для ознакомления, так и для исполнения детьми.

Программный материал предусматривает освоение основных тем:

  1. Специальная вокально-художественная работа с перечислением основных тем, таких как: работа над дикцией, дыханием, звукообразованием, работа над правильной чистотой интонирования и т.д.
  2. Навыки музыкальной грамоты: основные знания по нотной грамоте, понятия об интервалах и аккордах, их построением и исполнению. Также знания о мажоре и миноре, их видах, построению и исполнению.
  3. Слушание музыки: использование вокального материала, а также инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширение кругозора, для формирования умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
  4. Сценическое мастерство: работа над индивидуальным сценическим имиджем, раскрытием своего сценического образа с использованием различных выразительных средств.
  5. Организационно-воспитательная работа: беседы на различные темы по вокальному искусству, по воспитанию и организации.

Предполагаемый результат первого года обучения

Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, уметь пользоваться твердой  как средством выразительности. Учащийся  должен  обладать  навыками  дыхания, мягкого  нефорсированного звука, чистотой  интонирования, основными  правилами  вокальной  дикции, должен  знать  о  гигиене  голоса, уметь  точно  повторить  звук  в  интервале и аккорде, знать  средства  музыкальной  выразительности, ориентироваться  в нотном  тексте, обладать  знаниями  в  области  музыкальной  грамоты  и  сольфеджио.

Предполагаемый результат второго года обучения

Учащийся должен петь в диапазоне СИ м ДО2 октавы, соблюдать певческую установку, петь звуком ровным по тембру на всем диапазоне. Уметь петь на одном дыхании длинные фразы, достаточно равномерно его распределяя. Петь чисто некоторые простые виды двухголосия. Уметь петь  в ансамбле, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты. Уметь ориентироваться в мажора-минорных трезвучиях, пропевать звуки аккорда. Обладать знанием интервалов и уметь их петь. Научиться слушать классические произведения, при этом фантазировать, будить свое воображение. Научиться  «клиповать» исполняемое произведение, показывать на сцене его смысловое содержание.

         Предполагаемый результат третьего года обучения

Знать правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации. Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, ясно и четко произносить трудные буквосочетания. Овладеть умением фразировать. Петь звуки трезвучия и в некоторых случаях септаккордов, отгадывать интервалы. Уметь отрежиссировать исполняемое произведение на сцене, импровизировать в «предлагаемых обстоятельствах». Уметь петь гаммы мажорно-минора с пропуском ступеней. Обладать способностью держать второй голос.

Предполагаемый результат четвертого года обучения

Учащийся должен петь в расширенном звуковом диапозоне  (СОЛЬ м – МИ 2 окт.), сохраняя при этом близкую вокальную позицию.

Владеть техникой «беглости» или «мелкой» техникой, быстро менять характер движения, манеру исполнения, работая индивидуально, или в режиме ансамблевого пения. Уметь «филировать» звук от еле слышного до громкого, и наоборот, оставляя при этом неизменным качество вокального голоса.

 Петь развернутые мажорные и минорные трезвучия и их обращения.

Уметь устойчиво «держать» свой голос в трех, четырех голосных вокальных произведениях, не теряя силу звука и выразительность в исполнении.

Петь по полутонам звукоряд, от нижней до верхней ступени и наоборот. В диапазоне СОЛЬ м-МИ 2 окт.

Уметь самостоятельно поставить изучаемое вокальное произведение в плане хореографии и сценографии, с учетом требований по сценическому мастерству.

Формы  и  виды  контроля

Этапы педагогического контроля

Сроки

Какие ЗУН контролируются

Форма проведения итогов

1 год

Май 

Умение соблюдать певческую установку.

Навыки дыхания, мягкого нефорсированного звука, чистоты интонирования.

Знание основных правил вокальной дикции.

Знание о гигиене голоса.

Умение точно повторить звук в интервале и аккорде.

Знание средств музыкальной выразительности.

Умение ориентироваться в нотном тексте.

Знание музыкальной грамоты первой ступени.

Открытое занятие.

Концерты.

2 год

Май 

Умение петь в диапазоне Сим-ДО2 октавы.

Умение соблюдать певческую установку.

Умение петь звуком ровным по тембру на всем диапазоне.

Умение петь чисто простые виды двухголосия.

Умение петь в ансамбле.

Умение ориентироваться в можорно-минорных трезвучиях.

Умение пропевать звуки аккорда.

Знание интервалов.

Умение слушать классические произведения.

Умение показывать на сцене смысловое содержание исполняемого произведения.

Открытое занятие.

Концерты.

3 год

Май 

Умение петь с мягкой атакой.

Умение пользоваться твердой атакой.

Знание правил охраны голоса в связи с наступлением  предмутационного периода и мутации.

Умение петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы.

Умение фразировать.

Умение петь звуки трезвучия и септаккордов.

Умение отгадывать интервалы.

Умение отрежиссировать исполняемое произведение на сцене.

Умение импровизировать.

Умение петь гаммы можоро-минора с пропуском ступеней.

Навык держать второй голос.

Открытое занятие.

Концерты.

4 год

Май

Умение петь в расширенном звуковом диапазоне (СОЛЬ м МИ 2 окт.)

 Умение сохранять близкую вокальную позицию

Умение владеть техникой «беглости» или «мелкой» техникой

Умение быстро менять характер движения, манеру исполнения, работая как индивидуально, так и в ансамбле

Умение «филировать» звук от еле слышного до громкого и наоборот

Умение петь развернутые мажорные и минорные трезвучия и их обращения

Умение устойчиво «держать» свой голос в трех-, четырехголосных вокальных произведениях, не теряя силы звука и выразительности в исполнении

Умение петь по полутонам от нижней ступени до верхней и наоборот (в диапазоне СОЛЬ м МИ 2 окт.)

Умение самостоятельно поставить вокальное произведение с учетом требований по сценическому мастерству

Открытое занятие.

Концерты.

Хотя программа разделена на отдельные тематические части в связи со спецификой занятий, границы их несколько сглаживаются. На каждом занятии изучаются элементы вокала, музыкально - ритмические  упражнения, задания на импровизацию.

В образовательном процессе сочетаются вокальные и ритмические  упражнения, направленные на обладание голосом и своим телом одновременно. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками. В ходе постановочной работы дети усваивают музыкально-танцевальную природу искусства. У них развивается творческая инициатива, художественное воображение, ассоциативная память, умение передать музыку и содержание образа голосом, желание импровизировать.

Содержание музыкального образования предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие музыкальной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности.

Специфика обучения предполагает индивидуальные занятия два раза в неделю, проводящих в форме практических занятий, музыкальных иллюстраций, в форме работы с фонограммой. Предусмотрено отдельное занятие (2 раза  в неделю по 2 часа) для вокальной группы. Занятия предусматривают формы работы как индивидуально, так и вокальными дуэтами, трио.

Используемые методы:  наглядный метод (слуховой и зрительный), словесные методы, методы повторения и закрепления, метод интеграции слова и движения (по Карлу Орфу), метод предупреждения ошибок, метод эмоционального воздействия, метод визуализации, репродуктивный метод, эвристический метод, метод вживания, художественно-синкретический метод. Наряду с общепедагогическими методами в вокальной педагогике используются: концентрический метод (И.М.Глинка), фонетический метод, метод мысленного пения, метод сравнительного анализа.

Сведения о сроках реализации программы:

1 год обучения (11-14лет) - индивидуальных  -72 часа; групповых- 144 часа

2 год обучения (12-15 лет) – индивидуальных  -72 часа; групповых- 144 часа

3 год обучения (13-16 лет) – индивидуальных  -72 часа; групповых- 144 часа

4 год обучения (14-18 лет)- индивидуальных  -72 часа; групповых- 144 часа

Программа 2-г, 3-го и 4-го годов обучения предполагает усложнение материала на основе базисных положений постановки голоса, развития музыкальных способностей, участие в концертных и конкурсных мероприятиях.

Учащиеся поделены ориентировочно на четыре возрастные группы: 11-14 лет; 12-15 лет; 13-16 лет, 14-18 лет. С учетом возрастных особенностей и восприимчивости составляется репертуар, и усложняются программные требования. При приеме детей в объединение учитывается наличие музыкальных способностей (слух, ритмическая дисциплина).

Форма организации детского коллектива - объединение «Мечта».

                           

Условия реализации программы «Сделай свой выбор»

Материально-техническое обеспечение: / 1 год обучения/.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным. Оборудование должно соответствовать современному техническому уровню. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности. Наличие магнитофона с двойной декой и проигрывателя обязательно. Фортепиано должно быть тщательно настроено. CD и MP3 диски для записей фонограмм должно быть высокого качества и в достаточном количестве.

Методическое оснащение: /1 год обучения/

  1. Березняк Т. П. «Школа профессионально пения, постановка голоса».г. Москва 1998г.
  2.  Вахромеев В. «Музыкальная грамота 1-5 год обучения» г. Москва 2003г.
  3.  Гульянц Е. И. «Музыкальная грамота» г. Москва «аквариум» 2001г.
  4. Емельянов  В. «Развитие голоса» г. С-П  2003г..
  5. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Мосвка 1998г.
  6. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио». г. Москва «Музыка», 2000г
  7. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором» г. Краснодар 2002г.
  8. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Москва 1998г.

.                      

                         

                               

Материально - техническое обеспечение:  /2 год обучения/

Условия сохраняются те же, что и для первого года обучения. Прибавляются требование для проведения занятий по основам сценического движения, входящим в пункт «Работа над сценическим имиджем». Обязательно наличие большого пространства классной комнаты, присутствие зеркала. Непременным условием являются регулярные репетиции на сцене зала, наличие качественного микрофона и усилительной аппаратуры. Необходима возможность создания костюмов для исполнения произведений на концертах.

Методическое оснащение: /2 год обучения/

  1. Березняк Т. П. «Школа профессионально пения, постановка голоса».г. Москва 1998г.
  2. Вахромеев В. «Музыкальная грамота 1-5 год обучения» г. Москва 2003г.
  3. Гульянц Е. И. «Музыкальная грамота» Москва «аквариум» 2001г.
  4. Емельянов В. «Развитие голоса» г. С-П  2003г..
  5. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Москва 1998г.
  6. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио». Москва «Музыка», 2000г
  7. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором» г. Краснодар 2002г.

8.   Струве «Хоровое сольфеджио» г. М., 1997г.

9.   Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Москва 1998г.

Материально  техническое обеспечение: /3 год   обучения/

Условия необходимы те же, что и на первом и втором году обучения. Обязательно наличие двух и более микрофонов качественного звучания.

Методическое оснащение /3 год   обучения/

1.Березняк Т. П. «Школа профессионально пения, постановка голоса».

г. Краснодар  1998г.

2.Вахромеев В. «Музыкальная грамота 1-5 год обучения» г. Москва  2003г.

3.Гульянц Е. И. «Музыкальная грамота» г. Москва «аквариум» 2001г.

4.Емельянова В. «Развитие голоса» г. С-П  2003г..

5.Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио». г. Москва «Музыка», 2000г

6.   Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». г. Ярославль,                      академия развития, 1997г.

7.Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором» г. Краснодар 2002г.

8.  Струве «Хоровое сольфеджио» М., 1997г.

9.  Сафронова О. Л. «Распевки» хрестоматия для вокалистов г. Краснодар 2008г.

10. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Москва 1998г.

Материально  техническое обеспечение: /4 год   обучения/

Условия необходимы те же, что и на втором и третьем году обучения,

с  обязательными репетициями на сфене и хорошим качеством звука

Методическое оснащение /4 год   обучения/

        1.Березняк Т. П. «Школа профессионально пения, постановка голоса».1998г.

        2.Вахромеев В. «Музыкальная грамота 1-5 год обучения» 2003г.

        3.Гульянц Е. И. «Музыкальная грамота» Москва «аквариум» 2001г.

        4.Емельянов В. «Развитие голоса» С-П  2003г..

        5.Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио». Москва «Музыка», 2000г

  6.   Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». Ярославль,                             академия развития, 1997г.

       7.Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором» 2002г.

 8.  Сафронова О. Л. «Распевки» хрестоматия для вокалистов 2008г.

9. Репертуарный сборник «IV краевая  ассамблея песни солнца» 2008г.

10.Репертуарный сборник «Поющий Краснодар, поющая Кубань» 2008.


Методическое оснащение программы «Сделай свой выбор»

Для осуществления задач программы «Сделай свой выбор» в качестве ключевого предлагается ХУДОЖЕСТВЕННО-СИНКРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД. Данный метод позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально-хоровых задач. Используя выразительные средства искусства слова, руководитель певческого коллектива должен владеть художественной речью, для которой характерна нестандартность словообразования и самое главное — подвижность, гибкость и многоплановость значений, не говоря уже об интонации как одухотворенном звукосмысловом единстве.

Речь педагога должна включать метафору, олицетворение, слова-символы, гиперболу, литоту, а также антитезу, градацию и др. Например, можно говорить о «стальных кружевах голоса» и «золотых потоках его», о «нарастающем тепле или блеске голоса, летящего прямо к маме, где бы она ни была», о голосе, «порхающем, как бабочка с цветка на цветок», о «песне-чайке» и «голосе-колокольчике», о том, что «звук такой тоненький, хрупкий, как стебелек травинки. Можно даже неосторожным дыханием переломить его...», о том, «возможно ль слышать грома звук, в той песне, что нежна, как пух?..», что важно «не наступать голосом, а вступать»; о том, что значит в звуке «волна и камень», «лед и пламень», что «голос может звучать как росинка, блестящая на солнце, или ручей, река, целое море и даже океан!» и т. д. Разумеется, это лишь небольшая часть образных средств речи, составляющих арсенал искусства слова педагога. Главное, что необходимо подчеркнуть, — это огромное воздействие слова педагога на пение детей.

Основные приемы психолого-педагогического взаимодействия на воспитанников:

  • Творческие задания и вопросы;
  • Запись основных правил пения на плакатах;
  • Постоянное побуждение детей к самоконтролю;
  • Организация соревнований;
  • Юмор, как способ выражения положительных эмоций;
  • Различные индивидуальные задания;
  • Одобрение, поощрение;
  • Использование дыхательной гимнастики;
  • Формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

Примерный комплекс вокалотерапии

Артикуляционные упражнения: «Чистим зубки», «Гармошка», «Баскетбол», «Мартышка» (губы сомкнуты), «Пошинкуем язычок», «Змейка» (губы разомкнуты).

Дыхательная гимнастика: упражнение «Потуши свечу», «Свистит ветер», «Шуршит листва»

КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ  ЗУН ВОСПИТАННИКОВ

программы «Сделай свой выбор»

Дата _______________________

Источник диагностики ______________________________

Педагог ___________________________________________

Объединение _______________________________________

Ф.И.О. воспитанника

Развитие музыкальных способностей

Усвоение учебного материала

Концертная деятельность

Продуктивность деятельности

Чувство ритма

Музыкальный слух

Вокальные данные

Музыкальная память

Диапазон

Умение петь в унисон

Умение петь в хоровой партии

Умение чисто интонировать

Овладение певческим навыкам

Навыки пения в народной манере

Выразительность  исполнения

Навыки хореографии

Навыки сольфеджирования

Владение 2-х и 3-х голосием

ДДТ

Район, зона

Край


Критерии отслеживания результатов реализации программы

 «Сделай свой выбор» на основе методики автора-составителя И.И. Вавилова

1 критерий - «Развитие познавательной активности в творческой деятельности».

Высокий: Присутствует устойчивый познавательный интерес, отличается оригинальность мышления, богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей. Легко и быстро увлекается творческим делом.

Средний: Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходима помощь учителя. Может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить.

Низкий: Интереса к творчеству не проявляет. Производит сравнение предметов по заранее намеченному плану, не испытывает радости открытия, отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.

2 критерий  - «Уровень сформированности развития навыков пения».

Высокий: Точно передает мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поет выразительно. Качество звука – чистый, громкий, протяжный, четкое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох – 12-17 сек., диапазон си/м – ре/п.

Средний: Точно передает мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поет недостаточно выразительно. Качество звука – негромкий, непротяжный, средний вокальный слух, нечеткое произношение согласных. Фонационный выход – 6-11 сек., диапазон до/1 – м/1.

Низкий: Интонирует неточно, поет равнодушно. Качество звука – низкий, сиплый, вялая дикция, отрывистое звуковедение, слабый ритмический слух. Фонационный выдох – 1-5 сек., диапазон ре/1 – соль/1.

3 критерий – «Уровень эмоционально-эстетической настроенности».

Высокий: Распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально-выразительные движения рук, адекватно использует жест, высокий уровень включенности в образ.

Средний: Видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестом, не проникая в образ.

Низкий: Подавленный, напряженный общий вид, бедная, маловыразительная мимика, не в состоянии четко выразить эмоционально-выразительные движения рук, неадекватно использует жест.

4 критерий – «Уровень гуманных отношений»

Высокий: Умеет не задевать интересы других людей, выслушивать, здороваться, уступать место, уважать достоинство другого человека, отличается скромностью, ярко выявлена способность своего творческого «Я», проявляет инициативность.

Средний: Проявляет стремление помочь, но не всегда. Забота о другом человеке часто на словах, инициативу проявляет не всегда, нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива, добросовестно выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого.

Низкий: Проявляет недостаточную заботу о близких в семье, в классе, культивирует положительные качества своего «Я», инициативу не проявляет, иногда отказывается от трудовых дел.


Педагогический срез реализации программы «Сделай свой выбор»

№ п/п

Ф.И.О. воспитанника

Развитие познавательной активности в творческой деятельности

Уровень сформированности развития навыков пения

Уровень эмоционально-эстетической настроенности

Уровень гуманных отношений

Примечание

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий


Диагностика по определению типа певческого голоса с учетом использования регистрового звучания

Выделяются четыре группы:

  1. С чисто грудным звучанием;
  2. Использующий микст, близкий к грудному типу;
  3. Микст, близкий к фалыдетному типу;
  4. Чистый фальцет.

Диагностирование типа происходит индивидуально. Сначала можно предложить ребенку спеть песню, которая ему нравится, поговорить с ним на интересную тему. Как правило, ребенок поёт и говорит в естественной для него тесситуре. Тембр голоса ребенка — самое ценное качество певческого голоса и главный показатель его типа; во время исполнения песни слышен тот участок диапазона, где голос звучит лучше всего, наиболее естественно и красиво. Эта область звуков, находящихся в середине диапазона, называется примерным диапазоном. Для определения общего диапазона следует идти от примарных тонов по полутонам вниз, до момента, когда голос не звучит, а интонация повышается; а затем — также вверх, очень осторожно до момента, когда голос тоже перестаёт звучать, а интонация понижается. Диапазон от крайнего нижнего, до крайнего верхнего — общий звуковой диапазон.

Данная диагностика необходима для использования необходимой тональности в песнях, полевках, упражнениях, в которой детский голос будет чувствовать себя спокойно, комфортно, без напряжения и интонация ребенка будет более точной.

Диагностика фонационного выдоха

Задание.

Встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Опять вдохнуть и выдохнуть. После этого сделать выдох и мычать закрытым ртом. Когда звук закончится, поднять руку.

Очень важно следить, чтоб ребенок спокойно выполнял вдох и выдох, экономно расходовал воздух при мычании, не напрягая мышц лица.

  • Высший:        от 9 то 12 секунд.
  • Средний:        от 5 до 8 секунд.
  • Низкий:        от 1 до 4 секунд.

При высшем уровне фонационного выдоха — обычный режим. При среднем уровне — дополнительные дыхательные упражнения. При низком уровне — усиленные дыхательные тренировки.

Учебно-тематический план

1 года обучения (11-14 лет)

№ п/п

Содержание и виды работы

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Специальная вокально-художественная работа:

 1.1  Формирование певческой установки.

1.2Работа над дикцией.

1.3Работа над дыханием.

1.4Работа над правильной чистотой интонирования.

1.5Двухголосное пение.

1.6Работа по развитию музыкальной памяти.

1.7Пение импровизаций.

1.8Работа над звукообразованием.

1.9Пение вокальных произведений.

Индивидуальные

Ансамблевые

Индивидуальные

Ансамблевые

индивидуальные

ансамблевые

6

6

4

8

4

3

4

4

12

12

12

8

16

8

6

8

8

24

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

5

3

7

3

2

3

3

11

11

11

7

15

7

5

7

7

13

2

Навыки музыкальной грамоты:

2.1. Основы музыкальной грамотности.

2.2. Понятие об интервалах.

2.3. Понятие мажора и минора.

4

2

2

8

4

4

1

1

1

1

1

1

3

1

1

7

3

3

3

Слушание музыки

4

8

1

1

3

7

4

Сценическое мастерство

5

10

1

1

4

9

5

Организационно-воспитательная работа

4

8

1

1

3

7

ИТОГО:

72

144

15

15

57

129

Содержание программы «Сделай свой выбор»

1 года обучения

1. Специальная вокально-художественная работа:

1.1 Формирование певческой установки, как обязательное условие правильной работы голосового аппарата (прямое положение корпуса, живот втянут, мышцы передней стенки живота напряжены). Соблюдение правил певческой установки. Внешнее поведение певцов. Упражнение на самоконтроль певческой установки.

1.2 Работа над дикцией. Формирование правильного произношения слов и развитие подвижности речеобразующих органов. Четкость и активность произношения. Работа над произношением гласных и согласных. Работа над осмысленностью произношения текста. Работа над выразительностью слов в пении. Тренинг четкого произношения, упражнения с текстами, имитации криков животных и птиц.

1.3 Дыхание. Основные типы певческого дыхания: ключичный, грудной, брюшной, смешанный. Упражнение на формирование навыков плавного и экономного выдоха во время фонации.

1.4 Работа над правильной чистотой интонирования как главное условие воспитания и развития мелодичного слуха. Упражнения на точность воспроизведения мелодии. Направление мелодии, скачки и т.д.

1.5 Двухголосное пение. Отличие одноголосного исполнения от двухголосного. Упражнения основаны на простых интервалах.

1.6 Работа по развитию музыкальной памяти, проводится путем прослушивания несложных мелодий и их повтора в исполнении вокалиста. Развитие ритмической и мелодической памяти осуществляется путем простых упражнений на фортепиано, прослушивание вокальных записей и т.д.

1.7 Пение импровизаций. На первом году обучения используются простые импровизации, например «певческий» ответ на различные несложные вопросы. Используются импровизации на несложные поэтические тексты. На определенный заданный ритм сочиняется мелодия и т.д.

1.8 Работа над звукообразованием. Вид атаки звуки и способ звуковедения. Упражнение в пении с закрытым  ртом. Работа над артикуляцией.

1.9 В пение вокальных произведений входят:  изучение текста, мелодии, изучаемой песни, и вокальная работа в процессе изучения и исполнения песенного материала.

2.        Навыки музыкальной грамоты:

  • основы нотной грамоты - это чтение нотных примеров в скрипичном ключе, расположение актов и их название;
  • понятие об интервалах - знать названия интервалов в пределах квинты и петь их от разных нот;
  • понятие мажора и минора - на первоначальном этапе дается понятие мажора и минора, определение на слух и пение гамм в мажоре и миноре;

3. Слушание музыки. 

Список прослушиваемых произведений:

  1. «Времена года» Чайковский П.И.
  2. «Лунная соната» Л.Бетховен.

4. Сценическое мастерство. Для яркого исполнения вокального произведения на сцене, необходимо иметь понятие о мимике лица, о выразительности исполнения.

Вокалист учится выполнять определенные сценические движения, характерные настроению исполняемой песни. Также даются понятия о культуре сценического поведения.

5. Организационно - воспитательная работа. Беседы на различные темы по вокальному искусству по воспитанию и организации.

Учебно-тематический план

 2 года обучения (12-15 лет)

№ п/п

Содержание и виды работы

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Специальная вокально-художественная работа:

1.1.Работа над дикцией.

1.2.Работа над правильной чистотой интонирования.

1.3.Двухголосное пение.

1.4.Работа по развитию музыкальной памяти.

1.5.Работа над звукообразованием.

1.6.Пение вокальных произведений.

Индивидуальные

Ансамблевые

Индивидуальные

Ансамблевые

Индивидуальные

Ансамблевые

7

9

6

3

10

18

14

18

12

6

20

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

8

5

2

9

17

13

17

11

5

19

35

2

Навыки музыкальной грамоты:

2.1. Основы нотной грамоты.

2.2. Интервалы и аккорды.

4

2

8

4

1

1

1

1

3

1

7

3

3

Слушание музыки

4

8

1

1

3

7

4

Сценическое мастерство

5

10

1

1

4

9

5

Организационно-воспитательная работа

4

8

1

3

3

5

ИТОГО:

72

144

11

13

61

121

Содержание программы «Сделай свой выбор»

2 года обучения

1. Специальная вокально-художественная работа:

1.1 Работа над дикцией с использованием различного распевочного материала (в том числе распевку «да-де-ди-до-ду») продолжать работу над дикцией, добиваясь четкого и активного произношения слов и их окончания, особенно согласных.

1.2 Работа над правильной чистотой интонирования. Пение без фальши различных упражнений и вокальных произведений. Пение на мелодической основе и без нее.

1.3. Двухголосное пение. Исполнение более сложных вокальных произведений с двухголосием, а также распевочного материала.

1.4. Работа по  развитию музыкальной памяти. Она производится путем прослушивания и проигрывания музыкальных тем, а затем их голосового повтора.

1.5 Работа над звукообразованием. Продолжать работу по пению мягкой атакой, а также смешанному пению. Продолжать работу над качеством звучания - развитием звонкости,
полетности, ровности звуковедения. Использовать различный учебный распевочный материал.

1.6 Пение вокальных произведений. Используется различный песенный репертуар по характеру, по настроению. (В песнях применяются). В подборе репертуара используются песни с более сложным мелодическим рисунком, расширенным диапазоном.

2. Навыки музыкальной грамоты.

2.1. В разделе нотной грамоты продолжать работу по чтению с листа. Пропевать нотные тексты, как нотами, так и на различные звуки, соблюдая длительности и паузы, сильные и слабые доли такта.

2.2 Интервалы и аккорды. Уметь строить и петь интервалы от квинты до октавы от разных звуков. Строить мажорное и минорное трезвучие и их обращение (пение от разных звуков).

3. Слушание музыки.

Слушание детьми различной музыки, разного характера и жанра. Рассказ об особенностях музыкально выразительных средств.

4. Сценическое мастерство.

Работа над индивидуальным исполнительским имиджем, раскрытием своего сценического

образа, использование движений в соответствии с характером вокального произведения.

5. Организационно - воспитательная работа. Беседы на различные темы по вокальному искусству по воспитанию и организации.

 

                                                     

                             

                                                     Учебно-тематический план

3 года обучения (13-16- лет)

№ п/п

Содержание и виды работы

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Специальная вокально-художественная работа:

1.1.Работа над дикцией.

1.2Работа над правильной чистотой интонирования.

1.3.Работа по развитию музыкальной памяти.

1.4.Двухголосное и трехголосное пение.

1.5.Работа над звукообразованием.

1.6.Пение вокальных произведений.

Индивидуальные

Ансамблевые

индивидуальные

Ансамблевые

Индивидуальные

Ансамблевые

4

8

3

10

8

18

8

16

6

20

16

36

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

7

2

4

3

12

7

15

5

9

7

25

2

Навыки музыкальной грамоты:

2.1. Основы нотной грамоты.

2.2. Изучение тонико - доминантных

       тяготений.

2.3. Интервалы, аккорды и их обращения.

2

2

3

4

4

6

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

3

5

3

Слушание музыки

4

8

1

1

3

7

4

Сценическое мастерство

5

10

1

1

4

9

5

Организационно-воспитательная работа

5

10

4

8

1

2

ИТОГО:

72

144

15

22

57

122

Содержание программы «Сделай свой выбор»

3 года обучения

1. Специальная вокально-художественная работа:

1.1Работа над дикцией. В процессе вокальной работы продолжать работу над дикцией, постоянно производится контроль над четким и активным произношением, т.е. закрепляется работа первого и второго года обучения, усложняется распевочный материал с упором на дикцию (правильное формирование гласных и четкое произношение согласных).

1.2. Работа над правильной чистотой интонирования. Закрепление материала прошлых двух лет обучения. При работе над чистотой интонирования используется более сложный распевочный материал. Продолжение исполнения вокальных произведений, как на мелодической основе, так и без нее, добиваясь чистого интонирования.

1.3Работа по развитию музыкальной памяти. Дальнейшее развитие музыкальной памяти вокалистов путем прослушивания несложных вокальных произведений и их голосовому повтору.

1.4.Двухголосное и трехголосное пение. Работа над двухголосным и трехголосным  исполнением с использованием более сложного песенного и распевочного материала. Обязательно при работе выполнение всех вокальных навыков дикции, дыхания, чистоты интонирования, синхронного ансамблевого исполнения. При этом используется пение, как без сопровождения, так и вместе с ним.

1.5 Работа над звукообразованием. Пение с мягкой атакой, использование твердой, как средство выразительности. Пение естественным, легким, мягким звуком, сохранением индивидуальности тембра. Звуковая «атака», должна соответствовать характеру произведения. Работа проводится путем исполнения распевочного материала и разучиваемого вокального материала, т.е. песен.

1.6 Пение вокальных произведений. Разучивание и исполнение разнохарактерных песен. По сложности они соответствуют обучающим задачам третьего года обучения.

2. Навыки музыкальной грамоты:

2.1Основы нотной грамоты. Чтение с листа более сложных вокальных произведений, а также пение по нотам двухголосных и трехголосных вокальных произведений.

2.2 Изучение тонико - доминантовых тяготений. Критическое объяснение понятием таким, как ощущение лада, устойчивых ступеней, гармонических функций, тоникодоминантовых тяготений. Пение тоникодоминантовых тяготений: Д-Т, 2-Т,                    7-Т, 3-2-Т, 6-5-Т.

2.3. Интервалы, аккорды и их обращение. Теоретический рассказ об интервалах, аккордах и их обращениях. Построение и исполнение интервалов от различных звуков. Построение аккордов и их обращение в мажоре и миноре, а также их исполнение.

3. Слушание музыки.

Прослушивание музыкальных и вокальных произведений, собеседование по поводу разучиваемых произведений. Здесь используется классические произведения и современные.

4. Сценическое мастерство.

Продолжение работы над индивидуальным исполнительским имиджем, раскрытием своего сценического образа с использованием различных выразительных средств.

5. Организационно - воспитательная работа. Беседы на различные темы по вокальному искусству по воспитанию и организации.

Учебно-тематический план

4 года обучения (14-18 лет)

№ п/п

Содержание и виды работы

Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Специальная вокально-художественная работа:

     1.1 Работа над дикцией.

1.2 Работа над чистотой интонирования

1.3. Работа по развитию музыкальной памяти

1.4. Работа над звукообразованием.

1.5. Двухголосное, трехголосное и четырехголосное пение.

1.6.Пение вокальных произведений.

Индивидуальные

Ансамблевые

Индивидуальные

Ансамблевые

Индивидуальные

Ансамблевые

3

4

3

8

12

19

6

8

6

16

24

38

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

2

7

11

18

5

7

5

15

23

37

2

Навыки музыкальной грамоты:

2.1. Основы нотной грамоты.

2.2. Мажорные и минорные развернутые трезвучия и их обращения

2

4

4

8

1

1

1

1

1

3

3

7

3

Слушание музыки

3

6

1

1

2

5

4

Сценическое мастерство

10

20

1

1

9

19

5

Организационно-воспитательная работа

4

8

3

3

3

7

ИТОГО:

72

144

13

13

59

131

Содержание программы «Сделай свой выбор»

4 года обучения

1. Специально  вокально-художественная работа

1.1. Работа над дикцией . Работа над полноценным усвоением содержания исполняемого произведения; работа над правильным произношением гласных и согласных, особенно в условиях ансамблевого пения. Работать над осмысленностью и выразительностью произношения текста.

1.2. Работа над чистотой интонирования. Работа над мелодией вокального произведения , без мелодической поддержки , работа над чистотой интонирования, используя метод мысленного пения под оригинал вокального произведения.

1.3. Работа по развитию музыкальной памяти. Прослушивание мажорных и минорных трезвучий и их голосовой повтор с произношением нотного текста. Специальные упражнения на развитие мелодической памяти с использованием различных интервалов, таких как: секста, септима, октава.

1.4. Работа над звукообразованием. Работа над техникой «беглости» или «мелкой» техникой с быстрой сменой характера движения. Работа над «филированием» звука от еле слышного и наоборот и умение сохранять качество вокального голоса. Упражнение для формирования более «плотного» тембрового звучания в грудном регистре, построенные на восходящих звукорядах.

1.5. Двухголосное, трехголосное, четырехголосное пение. Специальный распевочный материал с использованием двух, трех и четырех-голосия. Работа над многоголосием без музыкального сопровождения (ансамбль). Работа над каждым отдельным голосом без музыкального сопровождения (соло). Синхронность исполнения многоголосия (ансамбль), работа над эмоциональным исполнением.

1.6. Пение вокальных произведений. Работа с разнообразным по содержанию вокальным репертуаром, с расширенным звуковым диапазоном. В репертуаре ансамбля наличие сложных (трех и четырехголосных) проведений, работа над отдельными голосами по партиям. Работа над эмоциональной  актерской подачей исполняемого вокального произведения. Работа над постановкой вокального произведения.

 2. Навыки музыкальной  грамоты.

2.1. Основы новой грамоты. Пение по нотам двух, трех, четырехголосных произведений. Знание главных ступеней и главных аккордов лада (Тоника, Субдоминанта, Доминанта, понятия о гармонии как о звуках, стройно связанных в созвучиях).

2.2. Изучение развернутых мажорных и минорных трезвучий и их обращений. исполнение развернутых мажорных и минорных трезвучий и их обращений. В условиях ансамбля работа над одновременным звучанием всех голосов развернутого трезвучия и его обращения.

 3. Прослушивание музыки.

 Прослушивание инструментальных произведений для фортепиано с оркестром композитора Игоря Крутого. Прослушивание вокальных произведений в исполнении хора «Турецкого».

4. Сценическое мастерство.

Работа над передачей сценического образа в соответствии с характером вокального произведения. Специальные упражнения на актерское мастерство с использованием пантомимы и ролевой гимнастики у зеркала. Работа для развития пластической выразительности при создании образа.

5. Организационно - воспитательная  работа. Беседы на различные темы по вокальному искусству, воспитанию и организации.

Список  литературы

                                                         Литература для педагога:

  1. Березняк Т. П. «Школа профессионально пения, постановка голоса».1998г.
  2.  Вахромеев В. «Музыкальная грамота 1-5 год обучения» г. Москва 2003г.
  3.  Гульянц Е. И. «Музыкальная грамота» г. Москва «аквариум» 2001г.
  4. Емельянова В. «Развитие голоса» г. СПб,  2003г..
  5. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Мосвка1998г.
  6. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио». г. М., «Музыка», 2000г
  7. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором» г. Краснодар 2002г.

8.    Струве «Хоровое сольфеджио» г. М., 1997г.

9.   Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей детей». г. Ярославль,                      академия развития, 1997г.

       10. Сафронова О. Л. «Распевки» хрестоматия для вокалистов г. Краснодар 2008г.

       11. Репертуарный сборник «III краевая  ассамблея песни солнца» г. Краснодар 2006г.

       12. Репертуарный сборник «IV краевая  ассамблея песни солнца» г. Краснодар 2008г.

13  .Репертуарный сборник «Поющий Краснодар, поющая Кубань» г. Краснодар 2008г. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профилактике детского суицида «Сделай свой выбор»

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийце...

Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»

На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...

сделай свой выбор

классный час по здоровому образу жизни. Использованы элементы групповых, игровых технологий...

Сделай свой выбор

Презентация классного часа для старшеклассников по пропоганде здорового образа жизни....

Воспитательная программа для учащихся 10 – 11 классов «Сделай свой выбор!»

Основное внимание в программе «Сделай свой выбор!» уделяется умению определения профессиональной деятельности и планирования карьеры, правилам поведения в обществе и коллективе, способам установления ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Сделай свой выбор"

Программа предназначена для обучения детей  вокальному мастерству....