ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
учебно-методический материал по музыке на тему
В этой работе я рассказываю о разнообразных методах работы преподавания и опроса на уроках музыкальной литературы в музыкальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody_obucheniya_po_predmetu.doc | 51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Задачный подход в обучении
Педагоги давно пришли к выводу, что на современном уроке «передача знаний» не является главной целью. Более того, такая организация урока, где детям выдаются готовые рафинированные знания, губительна для познавательной деятельности.
Ученик должен быть поставлен в условия поиска, заблуждений, радостных открытий и огорчений от временных неудач. Мышление начинается там, где есть неизвестное, где встречаются затруднение, непонимание, ошибка. А, следовательно, учитель так продумывает урок, что поставленные учебные цели подразделяются на ряд учебных задач, решаемых учащимися совместно или самостоятельно.
Еще великий Сократ отмечал, что «учитель – не тот, кто дает, а тот, у кого берут».
Система запланированных целей неразрывно связана с системой действий, которые ведут к выполнению этих целей. Тем, что вызывает эти активные действия, становятся учебные задачи, выступающие как разновидность опережающего управления познавательной деятельностью, «проект будущего учебного действия», определяющий интеллектуальное пространство, в котором ученик станет выполнять мыслительные операции.
Несмотря на большие изменения в российском образовании, по-прежнему наиболее традиционным является «знаниевый» подход в обучении. Суть его заключается в том, чтобы передать учащимся необходимый объем знаний. Единица обучения – порция знаний, т. е. предметной информации, в которой ученики должны осознать значение и смысл.
«Знаниевый» подход развивает почти исключительно интеллектуальную сферу сознания, причем только ту ее часть, которая связана с памятью, совершенно не затрагивая волевую, эмоционально-чувственную и мотивационную сферы сознания обучаемых. Преобладание «знаниевой» подготовки над всеми остальными видами обучения приводит к развитию формального уровня образования.
Относительно недавно сформировался «задачный» подход, который основной акцент делает на разрешение в ходе обучения различных учебных задач, вопросов, ситуаций и т. д. Единица такого обучения – интеллектуальное умение (или даже навык), позволяющее разрешать учебные задачи, давать ответы на вопросы.
«Задачный» подход интенсивно развивает интеллектуальную сферу сознания, но в отличие от «знаниевого» – прежде всего, логическое мышление.
Специально организованное, правильно и систематически осуществляемое обучение в виде разрешения разнообразных учебных задач расширяет возможности обучения.
Развивается ориентировочная сторона учебной деятельности, когда ученик активно занимается поиском правильного решения, самостоятельно добывает новые знания. Кроме того, возрастает роль аналитико-поисковой деятельности по определению последствий учебных действий, сокращается набор «проб» и «ошибок», появляется стремление найти все возможные для данной задачи решения, возрастает вариативность действий.
При этом существенно развиваются волевая и мотивационная сферы учебной деятельности и в некоторой степени эмоционально-чувственная.
Примеры задач для различных уровней учебных целей:
- Знание (например: назвать композиторов-классиков)
- Понимание (например: какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для передачи данного образа, музыкальной темы и почему?)
- анализ (какая из предложенных музыкальных тем не входит в темы данного произведения?)
- синтез (например: составить таблицу представителей различных видов искусств эпохи, в которой жил данный композитор)
- применение (например: составить из предложенных музыкальных отрывков построение в форме рондо)
В зависимости от поставленных задач могут использоваться следующие техники:
Технологический приём СОРБОНКА
Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, дат и т.д.
На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.
Анимированный вариант сорбонки поможет сделать процесс запоминания более привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.
Дидактический приём ПОДБЕРИ ПАРУ
Данный приём техники репродукции знаний, как и приём СОРБОНКА, также направлен на эффективное запоминание. Суть приёма заключается в том, что вопросы и ответы оформляются на разных карточках.
Ученик должен подобрать правильные пары вопросов и ответов. Приём можно использовать гораздо продуктивнее, если помимо прямых вопросов и ответов будут учебные задания по подбору пар:
предмет – признак предмета,
дата – описание события,
композитор – произведение,
визуальный образ – письменный комментарий… И так далее.
Приём педагогической техники ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить опираясь на ранее изученный материал; с беглого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа.
Небольшой по времени этап урока имеет большое значение для всех последующих событий.
Необходимы действенные меры и оперативные меры по созданию единого информационного пространства урока. Это не просто гимнастика ума. Мы еще раз вспоминаем с учениками ключевые слова, понятия прошлых тем.
Прежде всего, в интеллектуальную разминку следует включить те учебные задачи, которые помогут в дальнейшем легче усвоить новый учебный материал, позволят ученикам провести в дальнейшем определённые сравнения, анализ прошлой и новой информации.
Очень важно провести интеллектуальную разминку в хорошем темпе и с позитивным настроем. Заданный темп можно сохранить затем на протяжении всего урока.
Не рекомендуется акцентировать внимание на возможных ошибках, неправильных ответах. Интеллектуальная разминка – это ни в коем случае не контроль знаний.
Она преследует совершенно другие цели. Позитивный настрой разминки повлияет на формирование рабочей, психологически комфортной атмосферы урока.
Будет весьма полезным воспользоваться мультимедийной поддержкой. Это позволит увеличить не только темп, но и плотность интеллектуальной разминки.
Приём педагогической техники ОСТРОВКИ
На страницу накладывается трафарет: лист плотной бумаги с вырезанными окошечками – «островками». Ученик читает увиденные слова или ноты и затем составляет связный рассказ или мелодию.
Различные приемы разучивания биографий композиторов.
В целях формирования музыкальной культуры учащихся, развития их духовности используются различные варианты устных заданий-рассказов о жизни великих композиторов:
- устный рассказ-монолог одного ученика о важных событиях жизни знаменитого композитора:
- ученик читает информацию о жизни композитора, выступая в роли самого автора, рассказывая о самом себе;
- ученик выступает в роли близкого автору человека - в роли отца, матери, друга, учителя, бабушки, няни и пр., рассказывая о жизни известного композитора
- устный рассказ-диалог двух учащихся в форме вопросов и ответов, сочиненного литературного фрагмента, содержащий яркий, интересный для ребят биографический материал о композиторе;
устный рассказ-инсценировка: несколько учащихся, выбранных учителем, выступают в роли реальных действующих лиц, принимавших участие в судьбе конкретного композитора. Они как в настоящем спектакле разыгрывают сцены из жизни музыканта, рассказывая о наиболее важных событиях и произведениях автора
Конечно, новые технологии вовсе не должны тиражироваться в обязательном порядке и вполне могут существовать наряду с традиционным программно-методическим обеспечением занятий (учебники, конспекты, портреты композиторов в классе, рассказ преподавателя, аудиозаписи). Построение образовательного процесса должно учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности детей, стремиться к созданию комфортной среды для развития обучающихся. Но умение выбора и использования приемов из современных образовательных технологий должно находиться в рамках компетенции преподавателя.
Использование компьютерных презентаций на уроках музыкальной литературы.
Высокие темпы развития науки, техники не оставляют в стороне и музыкальную школу от введения инновационных методов и форм работы.
Современные компьютерные технологии значительно расширяют возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации познавательной деятельности учащихся. Медиапедагогика предлагает новый вид дидактического материала - компьютерная презентация. Это электронная обучающая презентация, представляющая способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств.
Компьютерные презентации – это эффективный метод представления и изучения любого материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ. Это оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус, увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень участия самих учащихся в процесс обучения.
Предлагается несколько вариантов создания таких презентаций:
-звуковая и нотная хрестоматии (музыкальные произведения и нотное сопровождение);
-изобразительная хрестоматия (репродукции и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей и т.д.);
-видеохрестоматия (видео записи фрагментов концертов, оперных и балетных спектаклей, музыкальных фильмов);
-мультимедийная хрестоматия (монтаж музыкального, нотного, иллюстративного и видео материала).
Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).
Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения инновационных методов обучения в ПУ №1
в ГОУ НПО ПУ№1Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся.Необходимость активного обучения заключается в том, ч...
Фольклорные инновационные методы обучения в общеобразовательной школе.
Применение фольклорных инновационных метоодов обучения в общеобразовательной школе....
Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе
Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...
Реферат на тему "ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ"
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОУ...
Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...
Информационно-компьютерные технологии как один из инновационных методов обучения и контроля на уроках русского языка и литературы
В статье перечислены инновационные методики обучения и контроля на уроках русского языка и литературы. Достаточно просты, подходят для использования в малых школах с небольшой наполняемостью....
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.
Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...