«Формирование отзывчивости младших школьников на классическую музыку».
методическая разработка по музыке на тему
Развитие способностей к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, образного мышления и творческой индивидуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_predmetu_muzyka.docx | 27.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Начальная общеобразовательная школа г. Покров"
Конспект урока по музыке
в 3 классе
«Формирование отзывчивости младших школьников на классическую музыку».
подготовила
учитель музыки
Курова Лариса Владимировна
г. Покров
2015
Открытый урок по предмету Музыка. Педагог Л.В.Курова.
Тема: Формирование отзывчивости младших школьников на классическую музыку.
Цель: Развитие способностей к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, образного мышления и творческой индивидуальности.
Задачи: 1. воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств. 2. освоение знаний о музыкальном искусстве и его связи с другими видами художественного творчества (поэзия, литература, изобразительное искусство). 3. развитие элементарных умений и навыков в восприятии идеи, образов природы, человеческих чувств. 4. Постижение выразительных и изобразительных средств музыки.
Оборудование: Магнитная доска, музыкальный центр, диск с записями для демонстрации и прослушивания музыки, портрет композитора Эдварда Грига, таблица эмоциональных состояний, мини таблицы на столах учащихся, рисунки учащихся, карандаши.
Ход урока: Слово учителя: Здравствуйте, дети! Тема нашего урока «Формирование отзывчивости младших школьников на классическую музыку». Урок наш будет не обычным. Мы провели мини исследование на основе только слушания классической музыки. Мы проводили такие исследования ни раз, но сегодня мне будут помогать помощники. Вы все знаете, что такие исследования проводятся по средствам анкетирования, что из этого получилось, мы послушаем наших исследователей и аналитиков. Учащиеся: Мы проводили исследования по поводу того, является ли классическая музыка востребованной и является ли она частью жизни среди учеников нашей школы. Исследования проводились в 4-х классах, а чтобы было проще обработать материал и получить конечный результат мы провели анкетирование.
Анкета состоит из 4-х вопросов и 3-х видов ответа на них.
Анкета
1. Какую ты любишь музыку? - Классическую, народную, эстрадную, (популярную).
2. Слушаешь ли ты классическую музыку? - Часто, редко, не слушаю.
3. Как относятся к классической музыке члены твоей семьи? - Нравится, не нравится, безразлично.
4. Понравился ли тебе концерт камерного оркестра Владимирской филармонии «Три кита в музыке»? - Очень, да, нет.
После обработки полученных данных мы пришли к неутешительному результату. Выявили проявление недостатка эмоциональной культуры вообще и недостаток знаний в области восприятия классической музыки, эмоционального отклика на нее. В процентном исчислении это выглядит как 3% от 100%.
Учитель: Сегодня мы попытаемся послушать серьезную музыку, а так же проникнуть в эмоциональную структуру слушаемой музыки.
Онегин Гаджикасимов
Без музыки не проживу и дня! Она в мне. Она вокруг меня! И в пенье птиц, и в шуме городов. В молчанье трав и в радуге цветов, И в зареве рассвета над землёй… Она везде и вечно спутник мой. Ей всё подвластно: радость и тоска, В ней просто миг и долгие века. И воскресить умеет и убить, Заставить полюбить и разлюбить. Но разве может она без нас, Хотя бы день, хотя б полдня, хотя бы час? Без наших дум и радостей земных, Без мелочей смешных и не смешных? Мы ей за всё «спасибо» говорим. И веря в творчество её творим!
Спасибо за прекрасное стихотворение, а мы обращаем своё внимание на творчество уже знакомого нам норвежского композитора Эдварда Грига, его портрет вы видите на доске. Картина из сюиты «Пер Гюнт». Сюита, это более или менее крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких музыкальных картин или фрагментов, объединённых одной темой. Итак, на жив описном берегу одного из многочисленных вьёрдов Норвегии, расположилась усадьба Трольхаубе. Здесь в тени и уединении, в непосредственной близости к прекрасной и суровой природе провёл большую часть своей жизни первый классик Норвегии Эдвард Григ. Здесь им было написано много замечательных произведений, одним из которых стала сюита «Пер Гюнт».
В 1874 г. Григ получает предложение от своего великого соотечественника Генриха Ибсена, написать музыку к сказочно-фантастической драме «Пер Гюнт». Взяв в основу драмы образ находчивого крестьянского парня изо норвежской народной сказки Ибсен построил самостоятельное сложное филосовское произведение.
Пер Гюнт, фантазёр и мечтатель изгнан из родной деревни за оскорбление девушки и нетерпимый характер. Отныне его удел одиночество. От нищеты и горя умирает мять Пера Озе, чьё любящее сердце было единственным прибежищем отверженного сына. С наступлением утра Пер Гюнт уходит в горы. (Слушание фрагмента «Утро»).
Попробуем определить, какие чувства передаёт музыка картины утра. Что вы услышали, какие образы природы вы нарисовали?
(Предположительные ответы) Просыпается природа с первыми лучами восходящего солнца, дует лёгкий ветерок, слышно пение птиц, шелест листьев, журчание ручейка. В конце фрагмента музыка постепенно изменяется и кажется, что это медленно восходит солнце и начинается новый день, новая жизнь.
Учитель: Загляните в свои таблицы эмоционального состояния, попробуйте отыскать слово, которое подходит к вашему эмоциональному состоянию сейчас, поскольку оно может быть другим при повторном прослушивании этого фрагмента. А как вы назовёте эту музыку? (Предположительные ответы) - лучезарная, восторженная, светлая, напевная, завороженная).
Учитель: Вы правы, с детских лет Григ любил норвежскую природу, которую он образно и поэтично воспел в своём творчестве. А мы слушаем, что происходило дальше с нашим героем.
Пер Гюнт уходит в горы. Там ему повстречалась дочь короля Троллей… Вспомните сказки, где живут в подземных пещерах фантастические существа гномы т тролли. Они увлекают за собой юношу в подземное царство горного короля, где царит нестройный гомон недовольных злых существ от вторжения не прошенного гостя.
Слушание фрагмента «В пещере горного короля»
Учитель: Как отразились в этом фрагменте музыкальные образы человека, сказочных существ, присутствие самого горного короля, природа подземного царства. (Предположительные ответы) В начале музыка звучала тихо, таинственно и в достаточно медленном темпе, это тролли увлекают за собой Пер гюнта. Наверное король хотел бы оставить в своём царстве человека.
Учитель: Обращаемся к таблицам. Ответы: Властная грозная музыка, слышна какая-то сумрачность в ней. Звучит воинственно, зловеще, хмуро, гневно.
Учитель: Если бы в картине «Утра» выделяли ли главную интонацию, то где бы вы её обнаружили? Ответы: Это первые 4 звука.
Учитель: Верно, потому что слышно, как из маленького зерна интонации вырастает целая картина утра. А теперь попробуйте нарисовать главную интонацию «Пещеры». Предположительные ответы: Контраст темпа, динамики, постепенное нарастание звука, смена регистров, минорный лад, так и кажется, что злые тролли увлекают героя в свою бешеную пляску.
Учитель: Согласна, но должна сказать, что здесь интонация не имеет своего развития. Вся тема построена на восьми тактах, которые постоянно повторяются, и лишь в конце фрагмента слышны аккорды мажора, что подчёркивает присутствие человека. А теперь сопоставим эти два фрагмента и определим, похожи ли они между собой. Предположительные ответы: Эти две картины построены на контрасте, поэтому они и не похожи одна на другую. Чувствуется присутствие двух разных образов: образ природы и образ загадочных враждебных существ.
Учитель: Слушаем, что происходит с нашим героем. Пер Гюнт покидает родину, многие годы странствует по свету в поисках удачи и счастья. Его жизнь полна приключений и превращений. Вот он оказывается в мире, где царит власть денег, жажда наживы, становится богачом, а вот он обнищавший, после ряда злоключений и неудач. Встретив племя бедуинов, он выдаёт себя за пророка. Дочь вождя, прекрасная Анитр, развлекает героя танцами. Слушание «Танец Анитры».
Учитель: Какие мысли возникли у вас после прослушивания этой картины? Предположительные ответы: Анитра не знает, кто такой Пер, поэтому в музыке слышны нотки кокетливости, любви, нежности.
Учитель: Обращаемся к таблице, хочется послушать ваши определения. Ответы: музыка нежная, доверчивая, загадочная, изящная.
Учитель: Жизнь героя драмы, это цепь обманчивых надежд, заблуждений, сомнительных удач и тяжких разочарований. Промелькнули годы, подошла старость, утрачены надежды, растрачены душевные силы. Пер так и не нашёл себя в жизни. Родина, вот единственный «маяк», который светит ему. В одинокой, заброшенной избушке он встречает прекрастную Сольвейг, которая все годы ждала его возвращения. Песня Сольвейг, песня верности безграничной чистой любви - одно из самых совершеннейших творений Грига. Мелодия её исполнена редкой искренности и красоты.
Слушание фрагмента «Песня Сольвейг»
Учитель: какие переживания выражает музыка? (работа по таблице) Ответы: Сольвейг ждёт Пер Гюнта много лет, верит в его возвращение, поэтому здесь звучит напевность, сердечность, задушевность, чуткость, доверчивость.
Учитель: А теперь сопоставим эти два фрагмента. Чем они отличны и чем схожи? Предположительные ответы: Различны характером, настроением. Объединяет их любовь к Родине, доброта, нежность.
Учитель: А теперь ваши ответы по таблице. Ответы: Ласково, напевно, изящно, светло, прозрачно.
Учитель: Постановка «Пер Гюнта» 1876 г. Вызвало огромный успех и принесла композитору мировую известность. Я не случайно разместила ваши рисунки. Что вы в них видите? (ответы учащихся)
Учитель: Что вы можете сказать об интонации музыки в этих рисунках? (и в музыке, и в рисунках есть выразительность и изобразительность). Художник может изобразить человека смеющегося или плачущего, но изобразить на одной картине развитие чувств от печали к радости он не может. Композитор же наоборот, может изобразить в одной картине развитие чувств от печали к радости, переход от одного настроения или состояния к другому. Вот Сольвейг страдала, переживала свою прошлую жизнь, а вот она уже понимает, что счастье вернулась к ней. Вам уже известно, что в музыке можно передать движение темпа от медленного к быстрому, от спокойного состояния к возбужденному. А при помощи каких средств это достигнуто? Предположительные ответы: Ритм – ритмическое, лад – ладовое, темп – темповое, жанр – жанрово-мелодическое изменение мелодии.
Учитель: Какое развитие во всех этих фрагментах сегодня прозвучало? Ответы: Выразительность и изобразительность.
Вывод: Мы не ставили целью сегодня оценивать урок, потому что восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоционалный смысл, возможно только при наличии и способности отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому умение сопереживать заключённому в ней образно – эмоциональному смыслу является главной целью нашего урока, я считаю что вы сегодня хорошо поработали и что-то унесёте. Может быть новое для себя. Всем спасибо! Аплодисменты.
Таблица эмоциональных состояний
(к данному уроку)
Радостно | Спокойно | Торжественно | Поэтично |
Легко Ярко Живо Полётно | Мирно Безмятежно Светло Прозрачно | Величественно Призывно Восторженно Жизнеутверждающе | Мечтательно Задушевно Заворожено Напевно |
Таинственно | Робко | Элегантно | Шутливо |
Загадочно Обворожено Колдовски Затаенно | Осторожно Застенчево Боязливо Смущенно | Тонко Хрустально Искусно Изящно | Забавно Шаловливо Лукаво Насмешливо |
Энергично | Властно | Взволнованно | Грозно |
Решительно Гордо Могущественно Напористо | Воинственно Повелительно Твёрдо | Тревожно Обеспокоено С отчаянием Порывисто | Трагично Зловеще Вызывающе Наавязчиво |
Дерзко | С бравадой | Раздраженно | Тяжело |
Назойливо Бесцеремонно Нескромно | Высокомерно Нпыщенно Зангосчиво | Гневно Агрессивно Злобно Резко | Мощно Напряжённо Тягуче |
Нежно | Беспечно | Сумрачно | Страстно |
Доверчиво Ласково Хрустально | Равнодушно Отвлечённо Рассеяно | Хмуро Тоскливо Неловко | Стремительно Буйно Мятежно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы формирования психологической установки к восприятию классической музыки.
В данной работе раскрываются приёмы формирования психологической установки к восприятию классической музыки....
Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"
Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, само...
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
"ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ"
Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразов...
Статья на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
В современном мире значимым становится вопрос становления и развития человека культуры нового поколения. В качестве глобальной цели воспитания выступает свободная личность, умеющая как прини...
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе
Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в различных видах музыкальной деятельности на уроках музыки в начальной школе...
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....