Колокольные звоны Руси
план-конспект урока (музыка) по теме

Матиевская Елена Валериевна

презентация к уроку "Колокольные звоны Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kolokolnye_zvony_rusi.ppt1.34 МБ
Файл plan_uroka_kolokolnye_zvlny_rusi.docx33.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колокольные звоны Руси

Слайд 2

Как будто солнца светлый нимб Из тьмы взошёл над распрями. Звенит, звенит небесный гимн Над Родиной непраздною. Над Русью бьют колокола Печально и торжественно. Как будто белые крыла Взошли в ночи божественной.

Слайд 3

Памятник в Новгороде «Тысячелетие Руси»

Слайд 4

Епископ Павлин (Паулин, Павлиний), жил в Италии, в провинции Кампана, в конце V в.

Слайд 5

Под впечатлением сна епископ велел отлить колокола, повторяющие по форме эти цветы.

Слайд 6

била и клепала

Слайд 7

Била - это деревянные доски, клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками.

Слайд 8

В Соловецком монастыре каменное клепало служило братии для призыва к службе.

Слайд 9

На Руси колокола уподобляли живым существам. они были одушевлены и, более того, «очеловечены»: ударная часть стала называться языком, а за «уши» колокола подвешивают. Загадка: «За уши повесят, да за язык подергают, станет говорить».

Слайд 10

ЗАЧЕМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ?

Слайд 11

«Русь святая зовет, звон плывет, как встарь. Русь святая живет, пока звонит звонарь!»

Слайд 12

Соловецкий монастырь, Колокол Благовестник. Колокол Соборной колокольни. Г. Каргополь

Слайд 13

“ Кто колокол купит, тот счастлив, будет”, “Кого люблю, того и дарю…”

Слайд 14

Я УЗНАЛ ПОЗНАКОМИЛСЯ НАУЧИЛСЯ УДИВИЛСЯ



Предварительный просмотр:

 План-конспект открытого урока в 4 классе   по теме:

«За Русь мы все стеной стоим» Колокольные звоны Руси.

 Цель: познакомить учащихся с историей появления колоколов, заключительным хором из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Задачи: 

  • Осуществление межпредметных связей: музыка, история, изобразительное искусство;
  • Образовательные - знакомство с историей, легендами, использованием колоколов;    закрепление, обобщение, расширение знания учащихся.
  • Развивающие - развитие  творческого воображения; эстетического отношения к окружающему миру.  
  • Воспитательные  - воспитывать гордость и любовь к родному краю; вызывать эмоциональную отзывчивость на прекрасное; формировать духовно - нравственное отношение к Малой родине.

  • Зрительный ряд: презентация, иллюстрации росписи сувениров - колокольчиков, фотографии храмов
  • Материалы:  кортонные колокольчики, фломастеры, цветные карандаши.
  • Музыка:  Ария Сусанина , Заключительный хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, фонограмма колокольного звона " Пасхальный вон" , фонограмма к песне «Колокола» из х/ф «Приключения Электроника».

Ход урока:

  1. ОРГ. МОМЕНТ.      РАБОТА В ГРУППАХ            (Музыка на вход - звучит фрагмент оперы «Иван Сусанин» -Ария Сусанина , на партах лежат буквы, из которых учащимся предлагается составить   слова :  ОПЕРА, ГЛИНКА, АРИЯ, СУСАНИН,  КОЛОКОЛ.

 Ребята,  вы вошли сегодня в класс под музыку, мы слышали раньше эту музыку (нет), а как вы думаете, что это за песня, и кто её поёт? ( отвечают учащиеся)   почему вы так решили?        Я предлагаю вам составить из  карточек с буквами слова, а из полученных слов, мы с вами  сможем  определить и тему нашего  урока…

                                                                                                     Сегодня  мы продолжим знакомство с оперой величайшего русского композитора Михаила Ивановича Глинки  «Иван Сусанин»… Как вы думаете - а какое отношение к этой опере имеет КОЛОКОЛ и колокольный звон?  Это и предстоит нам свами сегодня узнать. Какие задачи мы можем поставить, чтобы достичь поставленной цели?

  1.  ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА

 Как вы уже сказали, первую русскую оперу написал М.И. Глинка , а что мы знаем об этом композиторе? Героическая тема (воспевание героев, защитников всегда была актуальна в искусстве, это и былины, сказания, песни, оды…  тем более Глинка, который ребёнком пережил первую мировую войну (войну с наполеоновской Францией) , он рос на этих легендах…   долгое время он вынашивал идею создания этой оперы – воспевание героического подвига простого крестьянина, отдавшего жизнь во имя спасения РОДИНЫ…

 Давайте дослушаем  Арию Сусанина до конца…  (анализ)

 У оперы есть и второе название «Жизнь за царя»  (тем самым Глинка хотел , обратить  царское внимание на себя и своё творчество) Каким приемом он мог этого добиться?  ( ВОСПЕВАНИЕ ЦАРЯ В ПЕСНЕ)

  Слушание эпилога ХОР «Славься»  анализ…

 Что особенного вы услышали в этом хоре?   КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Ребята, а вы слышали когда-нибудь как звонят колокола (вживую) ?  Где? По какому поводу был колокольный звон?

 СЛАЙД №1

Над Русью бьют колокола
Печально и торжественно
Какбудто белые крыла 
Взошли в ночи божественной.
Как будто солнца светлый нимб
Из тьмы взошёл над распрями
Звенит, звенит небесный гимн 
Над Родиной непраздною.

Колокола - неотъемлемая часть русской души 

Стоит в Новгороде памятник, который носит название "Тысячелетие России", имеет форму огромного колокола. Это не случайно. Он как бы символизирует образ России.

 

СЛАЙД

Как же появились колокола? "Давным-давно в небольшом городе жил епископ Паулин (епископ Павлин, живший в Италии, в конце V века). Служил он в старинном храме. Храм стоял на красивой площади, и все птицы слетались к нему, а люди спешили по своим делам. Епископ Паулин все время призывал прихожан - придите помолиться Богу, но тщетно. Однажды Паулин отлучился из города, а возвращался домой по большому красивому лугу, где росло множество цветов. Стрекотали кузнечики, летали стрекозы и бабочки, высоко в небе пел жаворонок. Устал Паулин и решил прилечь на траву. Трава была мягкая, солнце ласково грело, и он не заметил, как уснул. Спит Паулин, а день клонится к вечеру. Вдруг он слышит, будто кто-то в колокольчик звонит, да так мелодично, звонко, радостно. И голос слышит: "Вставай, Паулин, а то на службу опоздаешь!". Видит он, что маленький белый ангел с прозрачными радужными крылышками раскачивает лиловый полевой колокольчик, и цветок звенит так, что замирает сердце. Вскочил епископ и быстро зашагал в город, еле успел к службе.

Паулин не мог забыть ангела с колокольчиками, и пришла ему мысль - сделать большой колокольчик и повесить повыше, на башенке  храма. Однажды утром из храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, побросали свои дела и поспешили в церковь. Звонил колокол над городом, Дом Божий наполнялся народом, а епископ Паулин - радовался. С тех пор храм никогда не пустовал".

   СЛАЙД

На Руси колоколам долго предпочитали била самой различной формы. Малое било являлось обычным деревянным бруском. Его держали в одной руке, а другой били по нему молотком или просто палкой. Била побольше представляли собой доски, которые подвешивали на перекладинах. Их изготавливали из клена, ясеня или бука, дающих особую красоту звучания. Были и железные била - клепала. Самые большие из них соединялись из нескольких частей в конструкцию, напоминающую радугу. Удар в такое било звучал как "гром небесный" и впечатлял куда больше, чем слабый перезвон первых колоколов, обычно - очень небольшого размера.

 СЛАЙД

На Руси колокола уподобляли живым существам. они были одушевлены и, более того, "очеловечены": ударная часть стала называться языком, а за "уши" колокола подвешивают.  "За уши повесят, да за язык подергают, станет говорить" (колокол).

К колоколам относились, как к людям, им давали имена. При крещении колоколов были даже крестные мать и отец, а их имена высекались на самом колоколе. Колокола подвергались наказанию: их били кнутом, зарывали в землю, отбивали уши, вырывали язык, отправляли в ссылку, на переплавку.

 СЛАЙД

Зачем звонят колокола? ( ответы учащихся).

Много веков люди верили в чудесную силу колоколов. Колокола собирали воинов в поход, оглушительным трезвоном начинали праздник, помогали завоевывать или отстаивать города.

Колокольным звоном наши предки ограждались от эпидемий и пожаров, от многих недугов и болезней. До появления на европейском Севере маяков навигационными ориентирами использовались звонницы, колокола которых в туманную или штормовую погоду предупреждали своим звоном проходящие суда. У поморов такие колокола прозывали "вещунами".

На Руси колокольный звон - неотъемлемая часть богослужения. Он созывает верующих в храм на совместную молитву, открывает и завершает литургию (публичное богослужение).

Сегодня мы услышали колокольный звон в финале оперы «Иван Сусанин», пасхальный  церковный звон…  скажите, А ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛИ ПЕСНИ С ТАКИМИ ЗВУКАМИ , ПОХОЖИМИ НА КОЛОКОЛЬЧИКИ ?

НАЗОВИТЕ ИХ (Солнечная капель, Колокольчики)

 Распевка на одной из названных песен.

РАЗУЧИВАНИЕ НОВОЙ ПЕСНИ « КОЛОКОЛА» из  к/ф «Приключения Электроника»

- демонстрация песни учителем;

- разучивание по фразам,

- контрольное исполнение (с «-« фонограммой)

 СЛАЙД

Украшение колоколов:

По-разному украшались колокола на протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты богослужебных текстов, исторические сведения. Если колокол повреждался или побивался, то и тогда он продолжал исполнять свое предназначение, становясь в результате переливки другим колоколом, порой с существенным увеличением веса.

  СЛАЙД

В народе говорят: "Кто колокол купит, тот счастлив, будет", "Кого люблю, того и дарю:" В наше время колокольчики украшают наше жилище, стали сувенирами.

Что такое сувенир? (ответы учащихся)

Это память о местности, где вы побывали. Сувениры бывают различными, но мы рассмотрим только некоторые из них. На этих изделиях изображены памятники архитектуры, церкви, знаменитых писателей, художников всех деятелей, которые прославили этот край, город, местность и конечно рисуют природу.

 Я  предлагаю вам оформить ваши колокольчики своими рисунками (по желанию) чтоб они стали тоже настоящими сувенирами .

 Учащиеся рисуют на картонных заготовках.

Приложение.

Различали:

  • Церковные колокола, предназначенные для выполнения культовых и религиозных функций. ( воскресные, праздничные, будничные, великопостные, благовестники, красные, зазвонные, трапезные.
  • Гражданские (городские) колокола выполняли различные функции: вечевые собирали на вече, под звон других проводились казни; всполошные колокола созывали людей на борьбу с пожарами; часовые - отбивали время.
  • Первый звон - пропадай мой сон.
  • Другой звон - земной поклон.
  • Третий звон - из дому вон.

Вестовые подавали сигналы к сбору для различной информации, извещали о раздаче угля, о продаже рыбы; звонили в пургу, чтобы люди не заблудились и по звону нашли дорогу.

Военные били в набат (называются набатные), как сигнал тревоги. Осадные предназначались для осады крепости. Шумовые - для создания шума в момент наступления.

На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби. Они оповещали о грозящем стихийном бедствии и о приближении врага, они созывали мужчин для борьбы с неприятелем и встречали торжественным звоном победителей, собирали граждан для обсуждения важных дел и призывали народ к восстаниям.

Отношение к колоколу, как к оберегу, к звону, как к спасению от злых сил было распространено повсеместно.

Еще в Древнем Риме стали звонить в колокола, созывая людей в храмы. "Хлебный колокол" в городе Турине напоминал хозяйкам: пора месить тесто.

"Колокол чистоты" в Бонне звал горожан подметать улицы.

По звону "Торговки рыбой" в городе Бовэ открывались продуктовые лавки.

А "Пивной колокол" открывал по вечерам питейные заведения в Гданьске. "Колокол чудаков" в Ульме звонил с наступлением темноты, напоминая: в это время лучше не гулять по улицам.

"Трудовой колокол" в Аахене сообщал о начале и конце рабочего дня.

  ОЦЕНИВАНИЕ

ИТОГ УРОКА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :  история Царь-колокола.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.

Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"

Интегрированный урок по музыке и ОПК "Колокольные звоны на Руси"...

план-конспект урока музыки "Колокольные звоны на Руси"

план-конспект открытого мероприятия "Колокольные звоны Руси"...

Колокольные звоны на Руси

Презентация "Колокольные звоны на Руси"...

Открытый урок "Колокольный звон на Руси"

Цель;Пробуждение интереса к историческому прошлому, воспитание бережного отношения к русской культуре.Задача:                 • Сформировать первонача...

"Колокольные звоны Руси".

Презентация для 5 класса. "Колокольные звоны Руси", в которую включён контрольно-измерительный материал....

Презентация "Колокольный звон на Руси"

Урок по музыке в 5 классе по теме "Колокольный звон на Руси" (по программе Е.Д.Критская)....