Оздоровительное дыхание на уроках вокала
план-конспект занятия по музыке на тему
Начальные упражнения для развития дыхания вокалистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovit_dykhanie.doc | 62.5 КБ |
ozdorovit_dykhanie.doc | 62.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «ДШИ ст.Раевская МО г.Новороссийск»
«Оздоровительное дыхание на уроках вокала»
Грицуля А.Ю.
14 марта 2014г.
Певческий аппарат уникален в своем строении, очень хрупок и требует бережного к себе отношения. И, естественно, по причине перегрузки, форсированного пения, приводящего в конечном итоге к порче голоса, лишаются возможности заниматься любимым делом сотни молодых исполнителей.
Звукообразование (фонация от греческого «фоне» - звук) происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонаторов. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: органов дыхания (подают воздух к голосовой щели), гортани (где помещаются голосовые связки) и артикуляционного аппарата с резонаторными полостями (служит для образования гласных и согласных звуков). Голосовые связки – источник звука. Их длина обычно определяет тип голоса. Наиболее длинные голосовые связки у басов (24 – 25 мм.). Над гортанью находится система полостей, называющаяся надставной трубкой (глоточная полость, ротовая полость, носовая и придаточные полости носа). Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука. Придаточные полости носа и носовая полость стабильные по форме, поэтому имеют низменный резонанс. Резонанс же ротовой и глоточной полостей меняется благодаря работе артикуляционного аппарата (язык, губы, мягкое нёбо). Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой и тембром (окраской).
Певческий аппарат человека по своим функциям можно условно разделить на три части: дыхательную, звукообразующую, артикуляционную.
К основным органам дыхания относятся: рот, нос, зев, гортань, дыхательное горло, легкие. Особую роль в процессе дыхания и пения играют межреберные мышцы и диафрагма, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.
Выдыхаемый под определенным давлением воздух заставляет вибрировать голосовые связки, колебание воздуха над ними рождает звуки. Силу они приобретают благодаря резонаторным полостям глотки, носоглотки, носа и рта.
Благодаря способности менять свой объем, полость рта является важным динамическим резонатором звука, влияет на тембр голоса и вместе с глоточной полостью обеспечивает артикуляцию речи.
Приступая к пению, необходимо постоянно заботиться о голосе, беречь его от переутомления и простуд; приучиться всегда дышать только носом. Первые шаги по развитию голоса особенно ответственны. Предпосылкой свободного пения является, прежде всего, освобождение от мышечного напряжения. При пении поза должна быть неподвижной. Правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция). Тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево. Вредным является совершенно излишнее поднимание плеч. Нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены. Нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Особую роль играет дыхание. Хотя певческое дыхание в основном процесс непроизвольный, вокалист, тем не менее, может и должен овладеть техникой управления им. Наилучший тип дыхания для певца - нижнерёберно-диафрагматический или так называемый смешанный, при котором участвуют одновременно нижнерёберные мышцы и диафрагма. Именно такое дыхание обеспечивает участие в певческом процессе всех дыхательных мышц; способствует тому, что вдыхаемый воздух равномерно распределяется в лёгких и создаёт условия для естественного, длительного и ровного звучания, а это, в свою очередь, благотворно действует на голосовые связки, охраняя их от заболевания.
Основу техники дыхания составляют вдох и выдох. Вдох – момент подготовки к пению, выдох – сам процесс пения. Вдох должен производиться спокойно, легко, но активно. Правильность певческого дыхания определяет не количество взятого воздуха, а целесообразность его расходования. Поэтому не следует переполнять себя воздухом до предела, так как это влечёт за собой неточную интонацию и форсирование звука.
В момент вдоха плечи остаются неподвижными, нижние рёбра расширяются, верхние – поднимаются (диафрагма, опускаясь сокращается, увеличивая объём грудной полости). Вдох очень важно зафиксировать: на мгновение задержать дыхание, что будет способствовать активизации всего певческого аппарата.
Выдох должен быть более длительным и равномерным, чем вдох, его экономность определяет равномерность давления воздушного столба на связки и, тем самым, ровность и мягкость звучания голоса. При выдохе сначала спадает нижняя часть грудной клетки, верхняя же как можно дольше остается максимально расширенной. Проверяют это следующим образом: нужно положить ладонь одной руки на область диафрагмы, а другую – на рёбра, обе руки должны при вдохе подниматься, а при выдохе – опускаться. Важно, чтобы при выдохе воздух из лёгких не «выталкивался» с силой, так как это приводит, как и при «переборе» дыхания, к резкому, форсированному звучанию.
Вдох должен производиться через рот. Рот при этом должен быть таким же, как при взятии первого певческого звука, так как изменение положения рта между вдохом и началом пения влечёт за собой ненужное расходование сил.
Начинающему певцу, как правило, трудно сразу освоить новый для него способ дыхания, нижнереберный. Помочь в этом могут специальные упражнения для организации певческого аппарата и дыхания. В них описаны простейшие движения, способствующие правильной работе мышечных систем при дыхании, пении и артикуляции, а также создающие условие для мягкой подачи, полётности звука, правильной постановки голоса.
В пении еще более строго, чем в упражнениях, нужно следить за тем, чтобы дыхание расходовалось экономно.
Тренировочным материалом для певческих упражнений могут служить короткие мелодии без скачков в виде секвенций, секвентно построенные интервалы, небольшие попевки из песен, а позднее - вокализы (исполняемые с названием нот или на «а»). Наконец, удобные для исполнения песни, простые романсы, арии.
Пение следует начинать с примарных тонов. М.И. Глинка называл зоной примарного звучания певческие звуки «без всякого усилия берущиеся», то есть звуки, воспроизводящиеся певцом удобно и легко.
Теперь можно начинать петь простые упражнения, начиная с этих звуков; при этом полость рта при вдохе и пении должна быть такова, чтобы можно было просунуть между зубами средний палец; вдох нужно производить через нос; нижнюю челюсть свободно опустить, а язык расслабить, слегка уперев его в нижние зубы. Важно проследить, чтобы с первых звуков пения расходовалось как можно меньше воздуха при выдохе.
Лишь когда возникает легкий, полетный звук, можно приступить к расширению объема звукоряда в вокальных упражнениях вверх и вниз (не выходя далеко за пределы середины диапазона), перенеся на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Делать это следует осторожно и постепенно. Возможно пропевание упражнений не только со слогами, но и с различным текстом (переход с одной гласной на другую будет способствовать выработке эластичности мышц в пении).
Преимущество такого подхода к начальному этапу развития певческого голоса заключается в том, что голос, избегая напряжения, приобретает свободное, естественное звучание примарной зоны на других участках диапазона.
Каждое упражнение следует пропевать 3-4 раза, поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь по полутонам вниз.
При пении гласных следует их не «толкать», а брать мягко, как бы гладя голосом. Произношение согласных должно быть интенсивным, но свободным, с ощущением головного резонирования.
Петь нужно связно (legato) без малейшего перерыва и толчков, производя звуки, одинаковые по силе и тембру.
Снова и снова следует стремиться к полному отсутствию напряженности при пении. При исполнении высоких нот не следует морщить лоб, менять свободное положение головы.
Нужно также добиваться безукоризненности звуковысотной интонации и акцентирования верхних нот каждого упражнения, независимо от темпа, в котором оно пропевается. Слуховой самоконтроль певца - необходимое условие успешных занятий.
К пению произведений следует приступать с большой осторожностью. Особенно тщательно следует подбирать первые произведения. Для начала рекомендуется взять песню с небольшим диапазоном в средней тесситуре (тесситура - часть диапазона голоса или музыкального инструмента, наиболее используемая в произведении. Самая удобная тесситура для певца - средняя), с простой, удобной, напевной мелодией, желательно без широких интервалов. Ритмическая и гармоническая структура должна быть также простой и удобной. Лучше всего, если это будет народная или детская песня куплетной формы в умеренном темпе (но не слишком медленном), с ограниченным диапазоном (октава-децима).
Систему самостоятельного развития певческого голоса определяют следующие положения вокальной педагогики:
а) выработка навыка дыхательной установки в пении способствует правильной организации певческого дыхания;
б) организация вокального аппарата достигается с помощью подготовительных упражнений без пения;
в) исходные вокальные упражнения постепенно расширяют зону естественного, свободного (примарного) звучания;
г) во время вокальных упражнений на слоги и с текстом следует сохранять правильный певческий тон и дыхание;
д) работа над вокальным произведением предусматривает решения как вокально-технических задач, так и художественно-исполнительских.
Упражнения на организацию дыхания и звучания:
1. Полностью расслабить тело. Свободно свисающие руки раскачать с
помощью корпуса (будто подвесить на ниточке). Голову освободить от мышечного напряжения. Нижнюю челюсть свободно опустить вниз, язык полностью расслабить, его кончик поместить у нижних зубов. После полного выдоха сделать глубокий вдох через нос (ребра при этом расширятся, живот немного втянется). Остаться несколько мгновений в положении вдоха (как будто хочется сделать еще вдох); затем выпустить изо рта весь воздух.
2. Взять дыхание вышеуказанным способом и выдыхать, будто осторожно дуя на пламя свечи, не гася его. Взять дыхание, задержать его, выдохом «раздуть пламя костра». Взять дыхание, выдохнуть, как бы дуя на пушинку, не давая ей опуститься.
Все упражнения необходимо выполнять точно по описанию, следя за тем, чтобы голова, торс и руки были свободны от мышечного напряжения.
3. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.
4. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень «высокое», куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
Артикуляционная гимнастика.
1.Покусать кончик языка.
2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4.Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
11. Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
12. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
13. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
14. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
Певческие упражнения
Вокальные упражнения помогают разогреть связки и подготовить голосовой и артикуляционный аппарат к пению. Распевать надо на легко берущихся нотах, не насилуя голосовой аппарат. Пока это упражнение выполняется на среднем участке диапазона.
Упражнение 1 «Мычание» – пение с закрытым ртом на сонорный согласный «М». Оно настраивает на головное звучание и осуществляется при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью и ощущением небольшого зевка. Если упражнение выполняется верно, то вы должны ощутить вибрацию в районе носа, губ.
Упражнение 2 «Рычание» - пение на широкой, нарочитой улыбке согласного «Р». Во время выполнения упражнения кончик языка плотно прилегает к верхним зубам, рот приоткрыт, положение губ, языка на протяжении распевки не меняется. Причем, чем выше ноты, тем более утрировано «улыбайтесь». При упражнениях не бойтесь искажений, странной гримасы на своем лице.
Упражнения выполняются секвенциями по полутонам вверх и вниз.
Упражнение 3. Исполнение трех нот на одной высоте на стаккато на букву «у». Упражнение исполняется на двух нотах – соль и ля первой октавы. Такой способ звукообразования исключает появление каких-либо мышечных зажимов или форсировку звука. Исключает сип и «подъезды» к звуку.
Упражнение 4. Пение мелодии поступенно вверх в пределах шести звуков и обратно на слог «ми-я». Активизирует мягкое нёбо и всю голосообразующую систему.
Упражнение 5. Пение на двух звуках скороговорки «Веники-веники». Развитие артикуляционного аппарата.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Этот комплекс упражнений помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания, а самое главное благотворно влияет на развитие и восстановление певческого аппарата. Поэтому эта гимнастика рекомендована педагогам, актерам, исполнителям, дикторам, лекторам.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, мы успеваем сделать 16 движений каждого упражнения.
Основной комплекс дыхательных упражнений
1. Упражнение «Повороты головы»
И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
2. Упражнение «Китайский болванчик»
И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: «Ай! Как не стыдно!». Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
3. Упражнение "Малый маятник"
И.П.: ноги чут уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Мышцы шеи расслаблены, поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Голова посередине не останавливается.
4. Упражнение «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое «сбрасывающее» движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое.
5. Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
6. Упражнение «Обними плечи»
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
7. Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.
Упражнение «Перекаты».
8. И.П. Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага, руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться. Делать легкие, едва намеченные полуприсяды, как бы танцуя на месте. Вдыхать в конечной фазе кождого полуприседа. Сделав половину вдохов, надо сменить положение ног.
9. Упражнение «Шаги» передний шаг (рок-н-ролл)
И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох.
10. Упражнение «Шаги» задний шаг.
На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.
Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Вот, собственно, и весь комплекс, однако при всей своей компактности и миниатюрности дыхательные упражнения Стрельниковой проделывают чудеса с самочувствием и состоянием здоровья.
Предварительный просмотр:
МБОУ ДОД «ДШИ ст.Раевская МО г.Новороссийск»
«Оздоровительное дыхание на уроках вокала»
Грицуля А.Ю.
14 марта 2014г.
Певческий аппарат уникален в своем строении, очень хрупок и требует бережного к себе отношения. И, естественно, по причине перегрузки, форсированного пения, приводящего в конечном итоге к порче голоса, лишаются возможности заниматься любимым делом сотни молодых исполнителей.
Звукообразование (фонация от греческого «фоне» - звук) происходит в результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с помощью резонаторов. Голосовой аппарат состоит из трех отделов: органов дыхания (подают воздух к голосовой щели), гортани (где помещаются голосовые связки) и артикуляционного аппарата с резонаторными полостями (служит для образования гласных и согласных звуков). Голосовые связки – источник звука. Их длина обычно определяет тип голоса. Наиболее длинные голосовые связки у басов (24 – 25 мм.). Над гортанью находится система полостей, называющаяся надставной трубкой (глоточная полость, ротовая полость, носовая и придаточные полости носа). Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука. Придаточные полости носа и носовая полость стабильные по форме, поэтому имеют низменный резонанс. Резонанс же ротовой и глоточной полостей меняется благодаря работе артикуляционного аппарата (язык, губы, мягкое нёбо). Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой и тембром (окраской).
Певческий аппарат человека по своим функциям можно условно разделить на три части: дыхательную, звукообразующую, артикуляционную.
К основным органам дыхания относятся: рот, нос, зев, гортань, дыхательное горло, легкие. Особую роль в процессе дыхания и пения играют межреберные мышцы и диафрагма, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.
Выдыхаемый под определенным давлением воздух заставляет вибрировать голосовые связки, колебание воздуха над ними рождает звуки. Силу они приобретают благодаря резонаторным полостям глотки, носоглотки, носа и рта.
Благодаря способности менять свой объем, полость рта является важным динамическим резонатором звука, влияет на тембр голоса и вместе с глоточной полостью обеспечивает артикуляцию речи.
Приступая к пению, необходимо постоянно заботиться о голосе, беречь его от переутомления и простуд; приучиться всегда дышать только носом. Первые шаги по развитию голоса особенно ответственны. Предпосылкой свободного пения является, прежде всего, освобождение от мышечного напряжения. При пении поза должна быть неподвижной. Правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция). Тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево. Вредным является совершенно излишнее поднимание плеч. Нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены. Нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
Особую роль играет дыхание. Хотя певческое дыхание в основном процесс непроизвольный, вокалист, тем не менее, может и должен овладеть техникой управления им. Наилучший тип дыхания для певца - нижнерёберно-диафрагматический или так называемый смешанный, при котором участвуют одновременно нижнерёберные мышцы и диафрагма. Именно такое дыхание обеспечивает участие в певческом процессе всех дыхательных мышц; способствует тому, что вдыхаемый воздух равномерно распределяется в лёгких и создаёт условия для естественного, длительного и ровного звучания, а это, в свою очередь, благотворно действует на голосовые связки, охраняя их от заболевания.
Основу техники дыхания составляют вдох и выдох. Вдох – момент подготовки к пению, выдох – сам процесс пения. Вдох должен производиться спокойно, легко, но активно. Правильность певческого дыхания определяет не количество взятого воздуха, а целесообразность его расходования. Поэтому не следует переполнять себя воздухом до предела, так как это влечёт за собой неточную интонацию и форсирование звука.
В момент вдоха плечи остаются неподвижными, нижние рёбра расширяются, верхние – поднимаются (диафрагма, опускаясь сокращается, увеличивая объём грудной полости). Вдох очень важно зафиксировать: на мгновение задержать дыхание, что будет способствовать активизации всего певческого аппарата.
Выдох должен быть более длительным и равномерным, чем вдох, его экономность определяет равномерность давления воздушного столба на связки и, тем самым, ровность и мягкость звучания голоса. При выдохе сначала спадает нижняя часть грудной клетки, верхняя же как можно дольше остается максимально расширенной. Проверяют это следующим образом: нужно положить ладонь одной руки на область диафрагмы, а другую – на рёбра, обе руки должны при вдохе подниматься, а при выдохе – опускаться. Важно, чтобы при выдохе воздух из лёгких не «выталкивался» с силой, так как это приводит, как и при «переборе» дыхания, к резкому, форсированному звучанию.
Вдох должен производиться через рот. Рот при этом должен быть таким же, как при взятии первого певческого звука, так как изменение положения рта между вдохом и началом пения влечёт за собой ненужное расходование сил.
Начинающему певцу, как правило, трудно сразу освоить новый для него способ дыхания, нижнереберный. Помочь в этом могут специальные упражнения для организации певческого аппарата и дыхания. В них описаны простейшие движения, способствующие правильной работе мышечных систем при дыхании, пении и артикуляции, а также создающие условие для мягкой подачи, полётности звука, правильной постановки голоса.
В пении еще более строго, чем в упражнениях, нужно следить за тем, чтобы дыхание расходовалось экономно.
Тренировочным материалом для певческих упражнений могут служить короткие мелодии без скачков в виде секвенций, секвентно построенные интервалы, небольшие попевки из песен, а позднее - вокализы (исполняемые с названием нот или на «а»). Наконец, удобные для исполнения песни, простые романсы, арии.
Пение следует начинать с примарных тонов. М.И. Глинка называл зоной примарного звучания певческие звуки «без всякого усилия берущиеся», то есть звуки, воспроизводящиеся певцом удобно и легко.
Теперь можно начинать петь простые упражнения, начиная с этих звуков; при этом полость рта при вдохе и пении должна быть такова, чтобы можно было просунуть между зубами средний палец; вдох нужно производить через нос; нижнюю челюсть свободно опустить, а язык расслабить, слегка уперев его в нижние зубы. Важно проследить, чтобы с первых звуков пения расходовалось как можно меньше воздуха при выдохе.
Лишь когда возникает легкий, полетный звук, можно приступить к расширению объема звукоряда в вокальных упражнениях вверх и вниз (не выходя далеко за пределы середины диапазона), перенеся на соседние звуки незначительно видоизмененную мышечную установку, характерную для зоны примарного звучания. Делать это следует осторожно и постепенно. Возможно пропевание упражнений не только со слогами, но и с различным текстом (переход с одной гласной на другую будет способствовать выработке эластичности мышц в пении).
Преимущество такого подхода к начальному этапу развития певческого голоса заключается в том, что голос, избегая напряжения, приобретает свободное, естественное звучание примарной зоны на других участках диапазона.
Каждое упражнение следует пропевать 3-4 раза, поднимаясь по полутонам вверх и опускаясь по полутонам вниз.
При пении гласных следует их не «толкать», а брать мягко, как бы гладя голосом. Произношение согласных должно быть интенсивным, но свободным, с ощущением головного резонирования.
Петь нужно связно (legato) без малейшего перерыва и толчков, производя звуки, одинаковые по силе и тембру.
Снова и снова следует стремиться к полному отсутствию напряженности при пении. При исполнении высоких нот не следует морщить лоб, менять свободное положение головы.
Нужно также добиваться безукоризненности звуковысотной интонации и акцентирования верхних нот каждого упражнения, независимо от темпа, в котором оно пропевается. Слуховой самоконтроль певца - необходимое условие успешных занятий.
К пению произведений следует приступать с большой осторожностью. Особенно тщательно следует подбирать первые произведения. Для начала рекомендуется взять песню с небольшим диапазоном в средней тесситуре (тесситура - часть диапазона голоса или музыкального инструмента, наиболее используемая в произведении. Самая удобная тесситура для певца - средняя), с простой, удобной, напевной мелодией, желательно без широких интервалов. Ритмическая и гармоническая структура должна быть также простой и удобной. Лучше всего, если это будет народная или детская песня куплетной формы в умеренном темпе (но не слишком медленном), с ограниченным диапазоном (октава-децима).
Систему самостоятельного развития певческого голоса определяют следующие положения вокальной педагогики:
а) выработка навыка дыхательной установки в пении способствует правильной организации певческого дыхания;
б) организация вокального аппарата достигается с помощью подготовительных упражнений без пения;
в) исходные вокальные упражнения постепенно расширяют зону естественного, свободного (примарного) звучания;
г) во время вокальных упражнений на слоги и с текстом следует сохранять правильный певческий тон и дыхание;
д) работа над вокальным произведением предусматривает решения как вокально-технических задач, так и художественно-исполнительских.
Упражнения на организацию дыхания и звучания:
1. Полностью расслабить тело. Свободно свисающие руки раскачать с
помощью корпуса (будто подвесить на ниточке). Голову освободить от мышечного напряжения. Нижнюю челюсть свободно опустить вниз, язык полностью расслабить, его кончик поместить у нижних зубов. После полного выдоха сделать глубокий вдох через нос (ребра при этом расширятся, живот немного втянется). Остаться несколько мгновений в положении вдоха (как будто хочется сделать еще вдох); затем выпустить изо рта весь воздух.
2. Взять дыхание вышеуказанным способом и выдыхать, будто осторожно дуя на пламя свечи, не гася его. Взять дыхание, задержать его, выдохом «раздуть пламя костра». Взять дыхание, выдохнуть, как бы дуя на пушинку, не давая ей опуститься.
Все упражнения необходимо выполнять точно по описанию, следя за тем, чтобы голова, торс и руки были свободны от мышечного напряжения.
3. Положите руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохните. Не поднимайте плечи. Ваши руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что вы взяли приличный объем воздуха. Сбросьте дыхание, выдохните. Руки должны ощутить как опали ребра.
4. Сначала проведите языком около корней верхних передних зубов. От зубов назад идет твердое небо. Ощутите эту зону: корни передних резцов, твердое небо. А теперь на вдохе (контролируем руками ребра) ощущаем объем входящего воздуха, а на выдохе считаем четким, громким голосом (1, 2, 3, 4...), стараясь при этом почувствовать ту зону у корней резцов, которую трогали языком. В эту зону мы направляем поток выдоха и там звучит наше слово, причем ваше воображение должно помочь. Представьте себе, что твердое небо очень «высокое», куполом, как крыша зонта или парашюта. Такая речь на контролируемом выдохе (и вдохе) и называется поставленной. Следите, как по мере расходования воздуха, плавно, а не толчками опускаются ребра, это плавно выходит воздух из легких, расходуясь на произношение звуков, слов.
Артикуляционная гимнастика.
1.Покусать кончик языка.
2.Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
3.Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4.Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
5.Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
6.Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
7.Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
8.Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
9.Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
10.Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
11. Совершать предыдущие два движения попеременно в ускоряющемся темпе.
12. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
13. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
14. Наморщив переносицу (контроль пальцами), включив мышцы под глазами (контроль пальцами), широко открыть глаза.
Певческие упражнения
Вокальные упражнения помогают разогреть связки и подготовить голосовой и артикуляционный аппарат к пению. Распевать надо на легко берущихся нотах, не насилуя голосовой аппарат. Пока это упражнение выполняется на среднем участке диапазона.
Упражнение 1 «Мычание» – пение с закрытым ртом на сонорный согласный «М». Оно настраивает на головное звучание и осуществляется при сомкнутых губах, с несколько опущенной нижней челюстью и ощущением небольшого зевка. Если упражнение выполняется верно, то вы должны ощутить вибрацию в районе носа, губ.
Упражнение 2 «Рычание» - пение на широкой, нарочитой улыбке согласного «Р». Во время выполнения упражнения кончик языка плотно прилегает к верхним зубам, рот приоткрыт, положение губ, языка на протяжении распевки не меняется. Причем, чем выше ноты, тем более утрировано «улыбайтесь». При упражнениях не бойтесь искажений, странной гримасы на своем лице.
Упражнения выполняются секвенциями по полутонам вверх и вниз.
Упражнение 3. Исполнение трех нот на одной высоте на стаккато на букву «у». Упражнение исполняется на двух нотах – соль и ля первой октавы. Такой способ звукообразования исключает появление каких-либо мышечных зажимов или форсировку звука. Исключает сип и «подъезды» к звуку.
Упражнение 4. Пение мелодии поступенно вверх в пределах шести звуков и обратно на слог «ми-я». Активизирует мягкое нёбо и всю голосообразующую систему.
Упражнение 5. Пение на двух звуках скороговорки «Веники-веники». Развитие артикуляционного аппарата.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Этот комплекс упражнений помогает избавиться от целого ряда заболеваний: от астмы и неврозов до диатеза и заикания, а самое главное благотворно влияет на развитие и восстановление певческого аппарата. Поэтому эта гимнастика рекомендована педагогам, актерам, исполнителям, дикторам, лекторам.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, мы успеваем сделать 16 движений каждого упражнения.
Основной комплекс дыхательных упражнений
1. Упражнение «Повороты головы»
И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.
2. Упражнение «Китайский болванчик»
И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох. Словно мысленно кому-то говорите: «Ай! Как не стыдно!». Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.
3. Упражнение "Малый маятник"
И.П.: ноги чут уже ширины плеч, спина прямая, подбородок слегка приподнят, руки опущены. Снизу потянуло гарью! Наклоняем голову вниз и делаем короткий шумный вдох носом. Сверху потянуло гарью! Поднимаем голову вверх и также делаем короткий и максимально шумный вдох. Мышцы шеи расслаблены, поднимается и опускается одна только голова, но не плечи. Голова посередине не останавливается.
4. Упражнение «Кошка»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое «сбрасывающее» движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое.
5. Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.
6. Упражнение «Обними плечи»
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.
7. Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)
Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто.
Упражнение «Перекаты».
8. И.П. Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага, руки опущены вдоль тела, подбородок слегка приподнят, спина прямая. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться. Делать легкие, едва намеченные полуприсяды, как бы танцуя на месте. Вдыхать в конечной фазе кождого полуприседа. Сделав половину вдохов, надо сменить положение ног.
9. Упражнение «Шаги» передний шаг (рок-н-ролл)
И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох.
10. Упражнение «Шаги» задний шаг.
На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.
Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Вот, собственно, и весь комплекс, однако при всей своей компактности и миниатюрности дыхательные упражнения Стрельниковой проделывают чудеса с самочувствием и состоянием здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика работы концертмейстера на уроках вокала.
В статье отражена специфика работы концертмейстера на уроках вокала в детской музыкальной школе....
Разработка урока вокала на тему: "Формирование вокальных навыков у подростков"
Развернутый конспект открытого урока по вокалу. Тема урока: "Формирование вокальных навыков у подростков"....
Презентация к уроку вокала на тему:"Формирование вокальных навыков у подростков"
Презентация к уроку вокала. Тема: "Формирование вокальных навыков у подростков"....
Метадическая разработка открытого урока вокала. Тема:«Усовершенствование навыков и умений постановки голоса в процессе работы на уроках вокала».
- обеспечить формирование у учащегося знание об особенностях работы голосового аппарата; - обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке; - создать условия для развити...
Использование оздоровительного дыхания в обучении вокальному искусству
Использование оздоровительного дыхания в обучении вокальному искусству....
Использование оздоровительного дыхания в обучении вокальному искусству.
Материал посвящен использованию оздоровительного дыхания в обучении вокалу....
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...