Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС
рабочая программа по музыке на тему
Программа по Музыке для 5 класса общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5 класса авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС | 65.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 41
городского округа Тольятти
«РАССМОТРЕНО»: на заседании МО учителей Протокол № от «___» ____________20__ г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _________Марчук М.А. «___» сентября 20___ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБУ средней школы №41 ______/ Давыдов О.М. «___» сентября 20___ г. |
|
Рабочая программа
по
Музыке
для 5 «А, Б, В, Г» класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель высшей категории
Севостьянова Е.В.
г.о. Тольятти
2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по Музыке для 5 класса общеобразовательных учреждений соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, содержащимся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и обеспечена УМК для 5 класса авторов В.О.Усачевой и Л.В. Школяр.
Программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, изложенных в ФГОС. Содержание соответствует целям основного общего образования и предметной области «Искусство», куда входит музыка, и базируется на положениях «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Структура документа. Примерная программа включает в себя пояснительную записку, в которой дается общая характеристика предмета, его цели, место предмета в базисном учебном плане, основные содержательные линии, общеучебные умения, навыки и способы деятельности, а также результаты обучения, основное содержание и требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Особенностью программы является то, что она не просто создана с опорой на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, основные принципы и методы которой являются до настоящего времени прогрессивными и новаторскими, а строго следует логике тематического развития программы и поурочного планирования в целом. Для современного состояния музыкальной педагогики это имеет большое значение, поскольку идеи концепции, содержание и сама структура программы Д.Б. Кабалевского не только заложили основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования, но, по сути дела, представляют собой научно обоснованный курс музыкальной эстетики, соответствующий школьному возрасту детей, в котором процесс познания музыкального искусства совершается с целью воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры.
Содержание программы также наглядно доказывает, насколько многообразно и эффективно музыка участвует в реализации фундаментальных функций искусства –коммуникативной, эмоционально-оценочной, преобразовательной и познавательной, соответствующих основным направлениям системы человеческой деятельности.
Общая характеристика программы
Музыка играет важнейшую роль в формировании нравственно-эстетических воззрений человека, в воспитании его духовного мира. Необходимо понимать, что на современном этапе модернизации российского образования задача приобщения подростков к музыкальному искусству, а значит, и преподавания музыки в основной школе на высоком уровне является особенной, специальной задачей. В пору настойчивого размывания культурных ценностей, создаваемых поколениями русского народа на протяжении веков, нивелирования чувства уважения к национальным традициям и чувства ответственности за сохранение классического искусства ее решение поможет в освоении и сохранении духовного опыта поколений, созидавших русскую культуру.
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.
Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цели.
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса,
- музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
- развитие творческих сил подростка, которые сделали бы успешным и плодотворным процесс формирования его музыкальной культуры как части всей его духовной культуры.
Задачи.
- развитие у подростков способности к эстетическому освоению мира и оценке музыкальных произведений по законам гармонии и красоты;
- воспитание художественного мышления, постигающего жизненные и музыкальные явления во всей их сложности и совокупности противоречий;
- освоение музыки в союзе с другими видами искусства, понимание сущности их взаимодействия в восприятии целостной картины мира;
- изучение музыки как вида искусства в многообразии форм и жанров, усвоение особенностей музыкального языка, способов исполнительства;
- знание лучшего, что создано в отечественной и зарубежной классике, в творчестве современных композиторов, народной музыке;
- развитие художественных умений и навыков, слушательской и исполнительской культуры учащихся, их творческой индивидуальности, проявляющихся в хоровом и сольном пении, импровизации на музыкальных инструментах, выражении музыкального образа через образ живописный, танцевальный, поэтический.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Программа по музыке разработана в соответствии с базисным учебным планом для основного общего образования. Музыка в основной школе изучается в 5 классе в объеме не менее 34 часа в год.
Требования к результатам обучения музыке
В основной школе личностными результатами обучения музыке являются формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Этому способствует определенный метод подачи материала, который стимулирует интерес учащихся к самостоятельной интеллектуальной деятельности, основанной на поиске тех или иных решений, связанных с индивидуальными особенностями каждого, жизненными реалиями и констатирующих в итоге необходимость музыкально-художественной деятельности и ее значение для личности учащегося. Такого рода результаты проявляются, например, в исследовательской деятельности учащихся по освоению раздела учебника «Самостоятельно работаем: читаем, слушаем, поём, размышляем».
Личностные результаты изучения музыки:
- становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;
- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;
- навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;
- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.
В процессе обучения музыке в основной школе метапредметные результаты формируются через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих основу умения учиться: познавательных (знакомство с музыкальным своеобразием культур разных стран, освоение произведений «золотого фонда» музыкальной культуры мира, углубленное знакомство с музыкальной жизнью России, с различными периодами развития национальной культуры);
регулятивных (участие в совместном открытии знаний, в диалогах с учителем, в дискуссиях с классом с привлечением исключительно средства музыкальной выразительности – музыкальное цитирование, музыкальная импровизация и т.д.);
коммуникативных (они заложены в самом существе музыкального искусства как универсального коммуникативного средства и реализуются в совместном музицировании – вокальном и инструментальном ансамблевом исполнительстве, хоровом пении, совместной музыкально-ритмической деятельности).
Метапредметные результаты изучения музыки:
- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;
- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;
- убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;
- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.
Приобретаемый учащимися опыт в специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира, включены в конкретные предметные требования.
Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» по музыке:
- сформированность основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение);
- появление эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
- творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
- музыкальный вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса.
Содержание курса.
Первое полугодие: «МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА»
Тема: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» - 8часов.
Программа музыкальных занятий в 5 классе направлена на установление внутренних связей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Учащиеся должны почувствовать, что эти три искусства не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями. Первое полугодие посвящено выяснению связей между музыкой и литературой. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это, прежде всего, такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера.
Тема: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки»? – 7часов.
Учащиеся постигают значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Учащимся предлагается целый ряд произведений, в которых нашли отражение незабываемые образы выдающихся музыкальных сочинений или жизнь и творчество знаменитых композиторов,
музыкантов – исполнителей. Еще одной важной линией реализации темы «Музыка и литература» становится выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Второе полугодие «МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Тема: «Можем ли мы увидеть музыку» - 10часов.
Задача этой темы – выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. В результате изучения материала этой четверти ребята должны почувствовать, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение, способность мысленно, внутри себя, услышать то, что в действительности в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности в данный момент они не видят.
Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал. Работа по этой теме направлена на формирование у учащихся умения вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ.
Тема: «Можем ли мы услышать живопись» - 9часов.
Продолжается развитие умения внимательно всматриваться в произведения живописи, а всматриваясь, услышать в своем воображении ту или иную музыку; выявлять сходство и различие жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения (сходные и отличительные черты в средствах выразительности обоих искусств).
Наряду с этим продолжается процесс формирования исполнительских навыков учащихся: совершенствование выразительности звучания голоса, свободное дирижирование, различного рода импровизации. В 5 классе расширяются интонационно – жанровые, образно – стилевые представления учащихся. Это осуществляется путем повторения уже знакомых сочинений (концентрический принцип) на уровне темы и включения новых содержательных линий, связанных с восприятием, осознанием и исполнением музыки прошлого и настоящего.
Планируемые предметные результаты освоения содержания программы
5 класс. Взаимосвязь музыки, литературы и живописи.
Учащиеся смогут понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства; наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства в их взаимосвязях, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения и его влияние, направленное как на человека вообще, так и на самого учащегося; понимать значимость музыкального искусства для формирования личности человека в том или ином социальном контексте и независимо от него; выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Учащиеся смогут принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, формулировать критическое мнение о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.
У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения музыки пятиклассник должен:
- - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- уметь находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- - знать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров—песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а так же музыкально-изобразительных жанров;
- - знать основоположника русской классической музыки, композиторов «Могучей кучки»;
- - уметь находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- Знать новые имена композиторов—К. Дебюсси и М. Равеля, а так же некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- - размышлять о знакомом музыкальном произведении, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- - уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально – ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- - уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a’capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
- - развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, посещение концертов, театров и др.;
- - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы, поселка.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Наименование темы, раздела | УУД | Триместр | Кол-во часов | № недели | Месяц | Домашнее задание §, стр. |
1 | Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы | Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; | 1 | 1 | 1 | сентябрь | стр.6-13 |
2 | Древний союз. Истоки. | 1 | 1 | 2 | сентябрь | стр.13-20 | |
3 | Искусство открывает мир. | 1 | 1 | 3 | сентябрь | стр.20-27 | |
4 | Искусства различны, тема едина. | 1 | 1 | 4 | сентябрь | стр.27-35 | |
5 | Два великих начала искусства. | 1 | 1 | 5 | октябрь | стр.35-51 | |
6 | "Стань музыкою, слово!" | 1 | 1 | 6 | октябрь | стр.51-60 | |
7 | Музыка "дружит" не только с поэзией. | 1 | 1 | 7 | октябрь | стр.60-72 | |
8 | Песня - верный спутник человека. | 1 | 1 | 8 | октябрь | стр.72-78 | |
9 | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; | 1 | 1 | 9 | октябрь | стр.78-84 |
10 | Мир русской песни. | 1 | 1 | 10 | ноябрь | стр.84-92 | |
11 | Песни народов мира. | 2 | 1 | 11 | ноябрь | стр.92-97 | |
12 | Романса трепетные звуки. | 2 | 1 | 12 | ноябрь | стр.97-106 | |
13 | Мир человеческих чувств. | 2 | 1 | 13 | декабрь | стр.106-113 | |
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. | 2 | 1 | 14 | декабрь | стр.113-119 | |
15 | Что может изображать хоровая музыка? | 2 | 1 | 15 | декабрь | стр.119-127 | |
16 | Можем ли мы увидеть музыку? | Л: становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; П: расширение музыкального и общего культурного кругозора; | 2 | 1 | 16 | декабрь | стр.127-131 |
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки. | 2 | 1 | 17 | январь | стр.131-136 | |
18 | Из чего состоит опера? | 2 | 1 | 18 | январь | стр.136-140 | |
19 | Единство музыки и танца. | 2 | 1 | 19 | январь | стр.140-146 | |
20 | "Русские сезоны" в Париже. | 2 | 1 | 20 | январь | стр.146-150 | |
21 | Музыкальность слова. | 2 | 1 | 21 | февраль | стр.150-156 | |
22 | Музыкальный сюжет в литературе. | 2 | 1 | 22 | февраль | стр.156-164 | |
23 | Живописность искусства. | 3 | 1 | 23 | февраль | стр.164-168 | |
24 | Музыка - сестра живописи. | 3 | 1 | 24 | март | стр.168-172 | |
25 | Музыкальный портрет. | 3 | 1 | 25 | март | стр.172-174 | |
26 | Можем ли мы услышать живопись. | Л: навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач; М: умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности. П: творческие способности в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; | 3 | 1 | 26 | март | стр.174-179 |
27 | Образы природы в творчестве музыкантов. | 3 | 1 | 27 | апрель | стр.179-183 | |
28 | Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов. | 3 | 1 | 28 | апрель | стр.183-189 | |
29 | Волшебная красочность музыкальных сказок . | 3 | 1 | 29 | апрель | стр.189-195 | |
30 | Сказочные герои в музыке. | 3 | 1 | 30 | апрель | стр.195-200 | |
31 | Тема богатырей в музыке. | 3 | 1 | 31 | май | стр.200-209 | |
32 | "Хорошая живопись - это музыка, это мелодия!" | 3 | 1 | 32 | май | стр.209-212 | |
33 | Подведение итогов. | 3 | 1 | 33 | май | стр.212-215 | |
34 | Заключительный урок. | 3 | 1 | 34 | май | стр.215-219 |
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации целей и задач обучения музыке по данной программе используется УМК по музыке Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»), «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевского и Программа по музыке для 5–7-го классов (под рук. Д.Б. Кабалевского):
- Программа по музыке (4–7 кл.) (под рук. Д.Б. Кабалевского).
- Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
- В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 5 кл.
- Нотная хрестоматия для 5 кл.
- Фонохрестоматия для 5 кл.
Из другой печатной продукции учитель может использовать методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке необходимо иметь фортепиано (баян, скрипку), комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер или музыкальный центр, универсальный портативный компьютер. Возможно использование клавишного синтезатора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...