Мое эссе
статья на тему

Коломиец Елена Дмитриевна

Моя профессия особенная, я – учитель музыки. Мой предмет ценен тем, что на нем через искусство дети учатся чувствовать, сопереживать, а значит, у них развивается душа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_na_konkurs.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Эссе учителя музыки РБООУ «Боградской санаторной школы- интерната»

Коломиец Елены Дмитриевны.

Тема: «Мое педагогическое кредо: смыслы, ценности, приоритеты».

                                                                          "Единственное счастье в жизни –

                                                                                                это постоянное стремление вперед".

                                                                                                             (Э. Золя)

Сколько помнят себя люди, всегда среди них был Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого живого на земле человека хотя бы чуточку побывала в руках бескорыстного слуги Истины, Мудрости, Добра. «Чти Учителя, как Бога», - приказывал отец, отдавая сына в школу. Наставлению этому, хранящемуся в древнеегипетских папирусах, более двух с половиной тысяч лет. В наше время учитель стал доступнее, земнее. Профессия – менее престижной. Но не изменилось его призвание – сеять разумное, доброе, вечное.

Я люблю свою работу, в ней нет рутины, в школьной жизни не бывает двух одинаковых дней. Работа учителя удивительна - она не позволяет стоять на месте. Жизнь меняется стремительно, и, хочешь ты или нет, но ты должен быть мобилен, гибок, готов к любым переменам, а ученики ценят это качество в учителе. "Некогда стареть учителям" – не просто строчка из песни, жизнь подтверждает истинность этого высказывания.

Моя профессия особенная, я – учитель музыки. Мой предмет ценен тем, что на нем через искусство дети учатся чувствовать, сопереживать, а значит, у них развивается душа. Наверное, ради этого вот уже 15 лет каждое утро я спешу в школу. Что день грядущий мне готовит, какая музыка сегодня зазвучит в моей судьбе? Музыка светлой радости и фантастического счастья, как у “солнечного” Моцарта или мелодия беззвучно льющихся слёз и страдающего сердца, как у Глинки, а может быть, симфония мужества, огня и победы, как у Бетховена.

Звенит звонок, и начинается волшебный урок искусства. Мой урок. Иду к детям. Приветливая улыбка, доброе слово и прекрасная мелодия настраивают ребят на иной лад восприятия жизни, более возвышенный, поэтичный, благородный. Здесь сбываются мечты о чистой любви, о подвигах, доблести и славе, торжестве добра над злом. Ведь именно к этому, пусть подсознательно, тянется светлая детская душа.

В.Шекспир утверждал:

Тот, у кого нет музыки в душе,

Кого не тронут сладкие созвучья,

Способен на грабёж, измену, подлость.

Не верь такому!

И снова в путь - познавать мир сердцем, отправляясь по дорожке чёрно-белых клавиш за святой истиной, наслаждаться родниковой чистотой прекрасных голосов, наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они превратятся в яркий, великолепный, благоухающий букет. Это моё предназначение и учительское счастье.

Мой многолетний педагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей, но и оказывает на них сильнейшее воздействие.

Жизнь большинства моих учеников не будет связана с музыкой как профессией. В каждом из них разовьются те способности, которыми наградила мудрая природа. Но я верю, что в их душах всегда будет звучать настоящая музыка, не ожесточатся сердца и открытыми останутся для милосердия и сострадания, а умение образно мыслить поможет познать философию жизни и приведёт к великим откровениям. Ведь душа человеческая всегда тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати – бесконечной, мудрой, вечной Музыке, от которой так хочется жить. Ученик – это струны, а учитель - лишь тот, кто их тронет. Если тронуть струны, - польётся музыка. А если не тронуть…

Моя трудовая деятельность совпадает с моим увлечениями, а у меня их много, порой не всегда сама вижу грань между занятиями любимым делом и подготовкой к урокам. Я постоянно узнаю что-то новое в искусстве, и спешу поделиться своими открытиями с ребятами, рассказать о ранее известных композиторах, произведениях с неожиданного ракурса. Часто  "подкидываю" ребятам что-то из своих любимых произведений, даже если они и не из школьной программы, но, на мой взгляд, способны "расшевелить" мысли и чувства, вызвать на интересную, душевную беседу.  Я  сама всегда учусь у своих учеников и стараюсь идти по жизни с девизом "Ни дня без открытий!". Я – счастливый человек, ведь когда-то поэт сказал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия!»

Лозунгом моей педагогической деятельности стало когда-то давно прочитанное мною высказывание Антуана де Сент-Экзюпери: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание». Разумеется, очень важно помочь детям приобрести знания, сформировать умения и навыки,  но для меня гораздо важнее то, что с моих уроков они выйдут другими: размышляющими, одухотворенными,  способными понимать других людей. Ни один урок музыки не обходится без интеграции в другие виды искусства, без обращения к истории своей страны. Мы не просто слушаем музыку, мы учимся трудолюбию у Чайковского, который любил  повторять: "Вдохновение – это гостья, которая не любит посещать ленивых", испытываем чувство гордости за Ивана Сусанина, восхищаемся красотой родного края, воспетой в произведениях Рахманинова.

 

 Музыка правдиво отображает жизнь — во всем ее многообразии, с доминантой добра и красоты. Музыка, действительно, совершенствует, облагораживает человека, воспитывает чувство уважения к себе и другим.

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека”.

Человек, соприкасаясь с произведениями музыкальной классики,  тоньше ощущает проявления добра и зла, радости и печали. Он учится отличать прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного. Другими  словами, музыкальные произведения обладают уникальным свойством формировать (корректировать) систему ценностей человека. Воспитывать музыкой значит оказывать влияние на его представления о мире —  «что такое хорошо и что такое плохо» (В.В.Маяковский).

Человек обращается к музыке часто ради эстетического удовольствия, позитивно преобразующего его личность. Но не только. Мы идем к музыке за искренностью, за откровенностью, за правдой.

Шедевры никогда не лгут, потому что их создатели — гении, люди  высокого духовного уровня, особой когорты, как говорится, отмеченные свыше. Мы с трепетом слушаем произведения Баха, Бетховена, Рахманинова, Прокофьева и других композиторов-классиков, потому что всецело доверяем им. Эти люди, создавая шедевры, жили среди многочисленных музыкальных сочинений, в «море» музыки, которая совершенствовала их внутренний облик по своему образу и подобию. Проблема слова о музыке занимала многих выдающихся литераторов. Примеры образных характеристик музыкальных произведений имеются в творчестве Т.Манна, Г.Гессе, Р.Роллана, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и других писателей.

Еще один важный аргумент в пользу музыки. В современной жизни много перемен: сменились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материальному благополучию. Расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа человеческая по-прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати – бесконечной, мудрой, вечной Музыке, от которой так хочется жить. “Спасите наши души!” - этот крик о помощи не слышат взрослые, занятые важными проблемами. А ведь дети так часто не могут понять, что происходит с их внутренним миром, и снова стена равнодушия отдаляет нас друг от друга. Да, современный мир живет необычайно сложно. Психологические перегрузки разного характера столь велики, что человек нуждается в сверхмощных средствах релаксации. Снять стресс помогают не только кардинально новые достижения, не известные до сих пор человечеству, но и то, что создано ранее, не востребовано или недостаточно познано, в частности, классическое музыкальное наследие. Очень многие люди могут найти в нем своего рода укрытие, нишу отдохновения, таким образом снять стресс. Но для этого опять-таки требуется «сокращать» расстояние, «отделяющее» от музыки, то есть овладевать подходом к ее постижению.

Изложенные аргументы подтверждают актуальность и важность обращения к классическому музыкальному наследию в настоящее время.

Я глубоко убеждена – мой предмет необходим детям! Пусть это всего лишь один час в неделю (как же мало, почти ничего!), но он обязательно будет "прививкой от пошлости", которую несет нам массовая культура. Музыка – один из немногих предметов в школьной программе, на котором ребенок смело может высказывать свое мнение, и оно очень редко бывает неправильным. Занятия музыкой дают возможность снять напряжение, почувствовать себя в новом качестве, перевоплотиться в кого угодно, и это не просто игра или развлечение, это – работа души. Бывает досадно, когда встречаешь непонимание значимости своего предмета даже среди учителей, но я не сержусь, наверное, просто в детстве им не повезло с учителем музыки...

Музыка открывает человеку разнообразный удивительный мир и самого себя в этом мире. Мой предмет – это полёт творческой мысли, фантазии, таланта, духовного совершенства, урок Воспитания Личности.

Прикоснуться к великому искусству, слушая потрясающую музыку, размышляя о ней и передавая образы в красках и художественно-поэтическом слове, исполняя нежную лирическую или озорную задорную песню, чувствуя душу музыкальных инструментов, импровизируя со звуком, -

ни с чем не сравнимое счастье, которое возможно пережить на уроке музыки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...