«Исполнительские штрихи флейтиста»
методическая разработка по музыке на тему

 

Методическая разработка на тему:

 «Исполнительские штрихи флейтиста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolnitelskie_shtrikhi_fleytista.docx26.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ»

Отдел эстетического развития

Методическая разработка на тему:

 «Исполнительские штрихи флейтиста».

Автор: Педагог дополнительного образования

по классу флейты

Гребеник Валентина Алексеевна

Москва

 2014

    Неакцентированные штрихи:

1. Легато (legato). Обозначается лигой под нотами или над нотами (). Переход от одного звука к другому происходит связно, без перерыва(без атаки). Основное выразительное качество legato-певучесть звуковой линии, плавность переходов в интервалах.

2. Портато (portato).Обозначается черточками с лигой под или над нотами

().  Этот штрих исполняется динамически ровно, длительность звука предельно выдерживается до конца в основном в тихих нюансах. Атака – исключительно мягкая, нежная, незаметная, кончик языка едва касается альвеол (тю). Можно пользоваться наиболее мягкой артикуляцией (ю), a также более четкой (кю). Portato - штрих кантиленного,  лирического характера.

3. Тенуто (tenuto). Обозначается черточками под или над нотами (). Некоторые специалисты называют его detache, отождествляя с нотой без обозначения () и считая, что это одно и тоже. С этим нельзя согласиться. Этот штрих также напевного, протяжного характера, но более активного, волевого звучания.

4. Деташе (detache). Специального обозначения не имеет (). Это слово французское (detache – отделить). В отличие от предыдущих штрихов, деташе характеризуется незначительным ослаблением силы звука к моменту его окончания (), a также, на наш взгляд минимально укороченным звучанием, особенно в медленных темпах и в более продолжительных нотах, когда между звуками угадываются паузы.

5. Стаккато (staccato). Обозначается точками под или над нотами (). Staccato – штрих легкий и изящный, исполняемый коротко и отрывисто быстрым отдергиванием языка, в результате чего звуки отделяются паузами.

Staccato исполняется двумя способами - одинарным (простым) ударом языка (простое, одинарное стаккато) и двойным (сложным) ударом языка (двойное стаккато).

 6. Залигованное стаккато. Staccato-слово итальянского происхождения,

Означающее – отрывисто. Залигованное стаккато обозначается точками с лигой под или над нотами (). Соотношение звучания ноты к паузе примерно 3/5 к 2/5, опять же в зависимости от темпа и длительности нот. Этот штрих обычно применяется в спокойных, умеренных и медленных темпах, a также в тихих нюансах. Атака мягкая, выдох равномерный и спокойный, прерываемый для соблюдения и обозначения пауз между нотами.

Акцентированные штрихи:

1. Маркато (marcato) - итальянское слово, которое можно перевести как «подчеркнуто», «четко».Обозначается акцентами галочками под или над нотами

(). Начало звука акцентированное с последующим его затуханием. Этот штрих по характеру схож со сфорцандо. Артикуляция штриха маркато очень сложная и требует постоянной и долгой тренировки.

2. Мартеле (martele). Это французское слово можно перевести как «отчеканивание». Обозначается акцентами клиньями под или над нотами (). Звукоизвлечение очень отрывистое,  резкое и сильное.

3. Маркированное стаккато. Обозначается акцентами и точками под или над нотами(  ). Объединяет в себе два штриха - маркато и стаккато, благодаря чему стаккато получается акцентированным. Исполняется этот штрих легким акцентом и не менее коротко, чем стаккато, поэтому длительность звука несколько больше ,чем при стаккато, a время паузы - меньше. Артикуляция примерно та же, что и в штрихах маркато и мартеле, но работа губ, языка и мышц дыхания менее активная. Поэтому маркированное стаккато отличается легкостью   и непринужденностью звучания.

4. Маркированное тенуто. Обозначается акцентами с черточками под или над нотами ().Надо сказать ,что этот штрих, также как и предыдущий и по следующий, можно объединить в одну группу- смешанных акцентированных. Но в отличие от других акцентированных штрихов ,при этом штрихе после активной и резкой атаки следует незначительное ослабление звука  с последующим его продолжением до конца на одном динамическом уровне, одинаковой силы и без пауз между звуками - как говориться, на одном дыхании.

5.Маркированное легато. Обозначается акцентами с лигой под или над нотами

(). Этот штрих артикулируется акцентами с помощью губ(произносится как буква  ф),диафрагмы и мышц брюшного пресса с воздействием на эти мышцы резкими вдохами –толчками. Перерывов  и пауз между звуками не должно быть, лига не должна нарушаться. Весь артикуляционный процесс происходит дез языка и на одном дыхании. Если требуется более заметный акцент на каждую ноту, то можно при атаке подсоединить и язык, но так , чтобы не нарушить связь между нотами, то есть легато, поэтому атака языка должна быть мягкой и пластичной, с легким прикосновением к верхним зубам и частично к альвеолам, a также с использованием артикуляции «кю». Обычно этот штрих употребляется в умеренно-медленном движении музыки.

Все перечисленные штрихи многим известны. Но знать теоретически – это не значит уметь их выполнять практически. Артикуляцией и штрихами надо заниматься самостоятельно и ежедневно, также как и другими видами техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais

Работа над штрихами (legato, staccato) в хоровом произведении «Vois sur ton chemin», музыка Bruno Coulais   22.03.2011 г. Открытый урок Л.А. Сопиной, преподавателя вокально-хорового отде...

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Об организации домашних занятий ученика- флейтиста

Методическая разработка для воспитанников и их родителей о том , как правильно организовать домашние занятия на флейте....

«Исполнительское дыхание флейтиста».

Методическая разработка...

Методическая разработка (для педагогов дополнительного образования) "Техника дыхания флейтиста"

Методическая разработка (для педагогов дополнительного образования) "Техника дыхания флейтиста" Описывает технику дыхания флейтистов и работу над техникой дыхания и звука. "...Одним из показателей ...

Открытый урок на тему: "Работа над штрихами - основа для формирования исполнительских навыков учащихся"

Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизв...

Методическая презентация "Роли и функции каждого из компонентов дыхательного аппарата начинающего флейтиста"

На самых первых занятиях  музыканта – духовика начинается работа по постановке дыхания. Именно это играет важную роль в становлении дальнейшего профессионального исполнительства. Достаточно...