Об организации домашних занятий ученика- флейтиста
методическая разработка по музыке по теме

Силантьева Ирина Леонидовна

Методическая разработка для воспитанников и их родителей о том , как правильно организовать домашние занятия на флейте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_organizacii_domashnih_zanyatiy.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Об организации домашних занятий

ученика- флейтиста.

Методическая разработка педагога дополнительного

Образования  ГБОУ Гимназии №587 Силантьевой И.Л.

Санкт – Петербург

2013

Когда ребенок начинает заниматься музыкой, крайне важно с самого начала правильно организовать процесс домашних занятий на инструменте. Неоценимую помощь в этом могут оказать родители . Маленький человечек в семь лет еще не имеет в своем характере достаточной серьезности и «стержня»,чтобы самостоятельно и ежедневно вдумчиво отрабатывать задания педагога. К сожалению , часто можно слышать от детей : «забыл поиграть», « не успел, уроков много задали» и т.д.  А ведь музыка-это большой и серьезный труд и это нужно понимать с самого начала.

Я всегда  приглашаю на занятия родителей. Часто и взрослые люди склонны ошибочно преуменьшать важность домашних музыкальных занятий, доставляя этим трудности ,как для собственного ребенка, так и для педагога.  Флейта-инструмент с красивым, певучим тембром звука, но, чтобы такого звука добиться, надо трудиться ежедневно. Иначе все усилия ,приложенные на занятии пойдут насмарку и придется все начинать сначала.

Присутствие на занятии позволяет родителям проникнуться его атмосферой, увидеть успехи и неудачи ребенка ,  понять как можно помочь ему дома, рождает интерес к инструменту . В моей практике были родители, которые учились играть вместе со своими детьми!

Еще один немаловажный момент: мама и папа –для ребят-авторитет и получается так, что то что интересно им достойно и детского внимания, а если неинтересно вызывает обратную реакцию.

Конечно ,на ребенка « сваливается» большой объем ответственности, он устает, поэтому я не требую многочасовых утомительных занятий. Гораздо важнее , чтобы они были систематическими и чтобы время на них выделялось каждый день. Когда его больше, можно поработать более интенсивно, когда мало- позаниматься чем-то одним, но очень качественно. Ведь есть дела , которые мы делаем ежедневно, вне зависимости от обстоятельств. Таким делом должны стать и ежедневные музыкальные упражнения.

Доказано, что игра на музыкальных инструментах развивает интеллект( через развитие мелкой маторики), внимание , силу воли, умение организовать себя  и хороший вкус.

Еще Аристотель сказал: « Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души ; и раз музыка обладает такими свойствами , то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.»

Поэтому, положительных сторон в общении с музыкой, музыкальных  занятиях множество. И , несомненно , музыка принесет большую пользу ребенку.

Ниже я привожу краткие методические рекомендации, так называемые  «памятки»  по работе

дома.   Они адресованы моим ученикам и  их родителям.

Уход инструментом и обращение с ним.

  1. Флейта должна храниться в футляре. Нельзя допускать резкого перепада температур. В холодную погоду, если предстоит продолжительное пребывание на улице, футляр лучше убрать в утепленный чехол.
  2. Когда собираем флейту ,нельзя  бсрать ее руками за клапаны и оси. Это хрупкие элементы, которые легко ломаются.
  3. На инструменте обычно есть специальные метки. Чтобы инструмент был собран правильно, они должны совпадать.
  4. Флейту необходимо беречь от ударов. Нельзя класть инструмент на стулья и давать маленьким детям.
  5. Не рекомендуется самостоятельно ремонтировать инструмент.

Как заниматься на инструменте дома.

  1. Заниматься необходимо ежедневно. Для получения качественного звука, развития техники  пальцев и подвижности амбушюра важны правильные мышечные  ощущения. На занятии с ребенком мы их формируем. Но, если не заниматься ежедневно и не закреплять  то , что сделано на уроке, ребенок их забудет.
  2. Заниматься  перед зеркалом ( так , чтобы видеть себя во весь рост), для того чтобы контролировать постановку и осанку.
  3. Если что-то не получается, вспомнить момент ,когда  это отрабатывалось  на уроке и подумать, что было сделано неправильно, потому что , если все правильно, то все должно получиться . Очень многие ошибки мы допускаем по невнимательности. Если все проверено, а положительного результата  всеравно  нет, лучше отложить проблему до урока.
  4. Между занятиями в классе обязательно дома успевать заниматься всем учебным материалом (долгими звуками, упражнениями, гаммами , этюдами, пьесами), т к.  отрабатывая каждый материал, мы формируем  определенные исполнительские навыки. Но начинать целесообразно с того , что на данный момент является наиболее трудным, а заканчивать самым приятным, чтобы дать возможность  ребенку порадоваться за свои успехи и дать ему понять, что некоторые вещи он уже делает хорошо.  
  5.  Не изнурять  маленького музыканта сверх меры: равномерно распределять работу по дням недели , делать перерывы во время занятий ( через каждые  20-30 минут, а для  маленьких-15-20 минут) ,делать в перерывах расслабляющую гимнастику.
  6. Бывают дни , когда остается очень мало времени для занятий. Тогда лучше поработать над чем-то одним ( предпочтительны  долгие звуки, гаммы, упражнения). Важно не только количество времени , которое мы отдаем занятиям на инструменте, но и то КАК мы занимаемся.
  7. Не заниматься , если ребенок болен или плохо себя чувствует, особенно при распираторных заболеваниях.

Как работать над гаммой.

Гаммы редко кто любит, но играть их всеравно необходимо, ведь они развивают технику и организованность исполнительского аппарата. Ниже даны советы , как сделать работу над гаммой наиболее эффективной.

  1. Запомнить, какие в гамме знаки при ключе ( диезы или бемоли), определить устойчивые ступени, построить тоническое трезвучие с обращениями и доминантовый септаккорд с обращениями.
  2. Разбить гамму на нижний и верхний тетрахорды, т. е. по 4 звука.
  3. Выучить пальцами без звука, а затем со звуком отдельно каждый тетрахорд в восходящем и нисходящем движении. Соединить.
  4. Далее гамма играется в умеренном темпе .Необходимо правильно распределять дыхание. Оно берется строго через четное количество звуков (4, 8, 16 и т.д.) Темп для всех длительностей одинаковый и выбирается по шестнадцатым, т.е. всеми длительностями гамма играется в том темпе, в котором получается качественно сыграть  шестнадцатыми.
  5. Трезвучие и доминантсептаккорд  прорабатывается отдельно .Также,  пальцами  без звука, затем со звуком и соединяется.
  6. Отработать гамму, трезвучие  , доминантсептаккорд и обращения различными штрихами (legato, staccato, смешанным штрихом).

Как работать над этюдом ( пьесой).

  1. Определить тональность произведения. Сыграть гамму , тоническое трезвучие и доминантовый септаккорд в этой тональности.
  2. Ознакомиться визуально с текстом произведения. Сыграть его в медленном темпе и отметить технические и ритмические трудности.
  3. Проработать трудные места отдельно. Сначала пальцами , без звука,а затем со звуком в медленном темпе. В ритмически трудных местах подписать счет и просольфеджировать их со счетом, только после этого играть.
  4. Разбить произведение на музыкальные фразы, определить места взятия дыхания, звуковые ньюансы.
  5. Учить по фразам, соединяя. Категорически запрещается играть произведения подвижного характера постоянно в быстром темпе. Это «осаживает» технику и не дает возможности контролировать себя. Исполнение в быстром темпе –это награда за труд. Лучше сыграть 10 раз медленно, а ,затем 1 раз –быстро.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение по теме:«Планирование процесса обучения,методика преподавания урока фортепиано и организация домашней работы ученика» .

Методическое сообщение по данной теме включает в себя следующие разделы: планирование процесса обучения, задачи и содержание урока, подготовка педагога к уроку фортепиан...

Статья. Значение бесед с родителями "Об организации домашних занятий учащегося музыкальной школы"

Значение начального периода обучения в музыкальной школе трудно переоценить. Именно в самом начале важно суметь не только увлечь ребенка музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудить...

Организация домашних занятий учащихся детских музыкальных школ

В статье подробно объясняется необходимость полного сотрудничества родитель - ученик - учитель. Только при полном понимании и поддержке родителей будут качественными и грамотными домашние заняти...

Информация для родителей "Как организовать домашние занятия ученика в музыкальной школе

Ваш ребенок поступил в музыкальную школу. Это события является серьезным и ответственным шагом как для него самого, так и для его родителей. Для того чтобы ваш ребенок мог успешно справляться с ...

«Организация домашней работы ученика- пианиста»

laquo;Организация домашней работы ученика- пианиста»...