Педагогические конкурсы как фактор профессионального развития — «за» и «против»
статья по музыке
Данный материал отражает размышления учителя музыки средней школы о необходимости и эффективности участия в педагогических дистанционных конкурсах, о важности непрерывного самообразования педагога и трансляции своего опыта с помощью профессиональных сетевых сообществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnye_konkursy.docx | 57.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Педагогические конкурсы как фактор профессионального развития — «за» и «против».
Наш быстро меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том числе от педагогов. Это процесс трудоёмкий, но интересный и важный. Тем более что подлинное знание – это знание индивидуальное, полученное в результате собственной деятельности. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано лично самим педагогом; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. Считается, что в осмыслении новых идей, в сохранении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах. Определяя значимость конкурсного движения для профессионального развития педагогов, попробуем ответить на два вопроса.
1 вопрос: для чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?
2 вопрос: какие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства?
3 вопрос: насколько необходимо это участие?
Педагог участвует в конкурсах:
🕐 для обмена и обобщения собственного опыта с целью поиска наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;
🕐 для актуализации и презентации собственных педагогических
находок и достижений;
🕐 для развития дружеских взаимосвязей единомышленников.
В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самоанализа. Основной целью участия в конкурсах выступает стимулирование педагога к принятию творческо-деятельной позиции. Трансляция опыта работы педагогов на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие педагогических умений и навыков.
Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня в наш век, век разрастающейся компьюте-ризации. Во-первых, педагог учится грамотно использовать учебные ресурсы сети Интернет, во-вторых, те, кто прошёл школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства педагогов всей страны и ближнего зарубежья.
Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал"... Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога. Да и сама подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
Конкурсы педагогического мастерства помогают:
🕐 выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют
профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему
творческому развитию;
🕐 способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов,
способных заниматься методической работой;
🕐 повышают престиж профессии.
Не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только профессиональный рост учителя, но и интеллектуальный рост его учеников. Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому узнать как можно больше, перелистать сотни страниц педагогических журналов, изучить ресурсы крупных образовательных порталов. И ведь как только находишь что-то интересное и увлекательное, то хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами. Значит, и для учеников появляется возможность обогатить свои знания, расширить свой кругозор. Также ни для кого не секрет, что участие в конкурсах – важный критерий результативности работы учителя при аттестации.
Но почему же не каждый педагог стремится попробовать свои силы в педагогических конкурсах?
Проблемы:
1) пассивность и сопротивление педагогов участию в конкурсах;
2) внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;
3) отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.
4) нехватка рабочего времени.
Причины возникновения проблемы:
1) педагоги не хотят участвовать в конкурсах, так как испытывают
трудности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно
систематизировать накопленный педагогический опыт;
2) пугает количество материала для представления своего опыта.
Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать или игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени и психологическое напряжение. Я лично неоднократно принимала участие в различных музыкальных конкурсах в качестве музыкального руководителя, концертмейстера, хормейстера, где старалась раскрыть творческий потенциал своих учеников. Часто приходилось участвовать и в роли режиссёра в процессе бесконечных репетиций, инсценируя ту или иную песню, после чего каждое выступление моих учеников на сцене заканчивалось бурными овациями и призовыми местами, что вызывало у детей (и это самое главное!) необузданное желание и в дальнейшем участвовать в подобных мероприятиях. После всего вышеизложенного, передо мной встал вопрос - насколько необходимы в нашей профессии учителей музыки "статичные" педагогические конкурсы в интернете, в области инновационных технологий и т.д. Наша профессия творческая, требующая живого участия на сценах и театральных подмостках. Стоит ли тратить время на обдумывание "умных" мыслей и оформление их в статьи? Может, всё-таки, учителям музыки целесообразнее участвовать в концертных конкурсах, а педагогам других специализаций - в тех, которые помогают обмениваться собственным опытом с целью поиска наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий? Или всё-таки не бояться и не лениться нам, учителям музыки, пробовать свои силы в педагогических конкурсах, показывать свои достижения и транслировать активнее свой богатый опыт? Ведь каждый из нас в начале профессионального пути учился у старших коллег, используя их методические наработки. Никто не приходит в школу, умея учить - этот навык вырабатывается годами и затем перерастает в мастерство. Почему бы теперь и нам в свою очередь не поделиться интересными находками с начинающими учителями? Тем более что интернет предоставляет для этого безграничные возможности! Например, многие образовательные порталы предлагают для педагогов эстетической направленности особые конкурсы, где вместо «сухой» методической разработки принимают видеозаписи выступлений музыкальных и хореографических коллективов. Вот там-то мы и можем показать своих учеников во всем их великолепии! А еще это прекрасная возможность без больших затрат, не выезжая с детьми в другие города, заявить о себе в буквальном смысле на весь мир. Попробуем, коллеги? Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "за и против"
Готовимся к ЕГЭ по английскому языку, ЧАСТЬ WRITING...
агитбригада против наркотиков
мероприятие о здоровом образе жизни...
Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"
В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...
Тактические командные взаимодействия в нападении против зонной защиты, против личного и зонного прессинга, для обучающихся в группе ТГ-4
Тема данной работы была выбрана не случайно, так как она актуальна в современном юношеском, да и в мужском баскетболе. Современный юношеский баскетбол предъявляет высокие требования к двиг...
Терроризм и экстремизм против молодежи,молодежь против экстремизма и терроризма
Буклет по профилактике экстремизма и терроризма...
Внеклассное мероприятие "НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ"
Сценарий для учащихся средних и старших классов....
Конспект урока открытий новых знаний по теме: "Калий против фосфора. Металл против неметалла"
Разработка урока химии для 9 класса, в соответствии с ФГОС....