Тема:"Для многих я был как бы дивом"(знакомство с творчеством композитора М.С,Березовского)
план-конспект занятия по музыке (6 класс) на тему
Тема: « Для многих я был как бы дивом»
(клуб музыкальных встреч)
Цели: познакомить с творчеством русского певца, композитора М.С.Березовского; развивать исполнительские умения и навыки, познавательные психические процессы, музыкальные способности, умения слушать, анализировать музыкальные произведения.
Ход занятия
Учитель. Максим Сазонтович Березовский. Какая глубина музыкальной мысли! Какая трагическая судьба! Одни только догадки о его скрытой шпионской деятельности и связи с княжной Таракановской чего стоят!
Но опять зазвучит» Не отвержи мене во время старости»- и забываешь всё. Какая красота и глубина! Ну как не поделиться этим с вами!
Только что прошло занятие о Моцарте. Мы вслушивались в первые строчки «Реквиема»-Requiem aeternam»,проследили за интонациями «Lacrymosa»,спели их. Вспомнили, что знали о Моцарте. Теперь новое занятие.
На доске – «Для многих я был как бы дивом»-70-й псалом.
-Вы смотрели фильм «Гардемарины, вперёд!»? О каком времени в нём идёт речь? Какой век? Какая императрица царствовала в то время? (Восемнадцатый век. Правила Елизавета Петровна, дочь Петра I)
-Какая императрица вступит на престол после смерти Елизаветы, добившись отречения от власти своего мужа Петра III? (Екатерина II)
-Перенесёмся в 1763 год. Петродворец Сегодня в знаменитой Янтарной комнате впервые прозвучит новое сочинение молодого придворного певчего Максима Сазонтовича Березовского. Исполнение состоится в присутствии самой императрицы Екатерины II.Это хоровой концерт, то есть концерт для хора и солистов. Называется он по первым строчкам, взятым из семидесятого псалма: « Не отвержи мене во время старости»
По другим сведениям, этот концерт Березовский написал, уже возвратившись в Россию, незадолго до своей смерти.
На доске - название произведения и имя автора.
-Входит императрица, за ней – придворные, все рассаживаются.Звучит хоровой концерт, прекрасная русская музыка.Постарайтесь услышать эту музыку как бы ушами тех, кто присутствовал там, в Янтарной комнате.
Слушает Екатерина II, которую назовут Великой. Уже 19 лет в России эта бывшая немецкая принцесса, она приняла православие, ходит в церковь, соблюдает все обряды православной церкви. Уже год, как сбывалась её мечта: она - императрица!
Слушает концерт маэстро Бальсодаре Голуппи, итальянский композитор, который осуществлял « художественный надзор» за придворной певческой капеллой. Вскоре после этого концерта он отправит учиться молодого композитора в Италию. Льстивая улыбка у него на лице. А что в душе?
Что переживает автор, молодой 18-летний М.С.Березовский, что ждёт его впереди?
Тихо, горят свечи, звучит хор.
Учитель зажигает свечи, гасит свет.
Звучит хоровой концерт М.С.Березовского «Не отвержи мене во время старости».
-Екатерина слушает очень внимательно, лицо печально, она вспоминает свою юность в доме у матери. Слушает с гордостью. Какую красивую музыку написал для неё молодой композитор! А может, задумалась. Как пройдёт её старость? Ведь молодой Павел. Сын Екатерины, не любит её Голуппи, мне кажется, не всё понимает, о чём поёт хор, но он уже понял, что музыка очень красивая. Что её автор весьма талантлив, что надо отправить его в Италию учиться .Он улыбается, а в душе- зависть.
Сам Березовский поёт в хоре. Старается. Чтобы понравилось Екатерине. Вслушивается в свою музыку. Что ждёт его впереди? Как там, в Италии? Ему грустно, и радостно.
-Вы обратили внимание, как закончился хоровой концерт Березовского? Каким аккордом?
Недавно я прочитала. Что этот концерт действительно исполняется в церковном богослужении во время Великопостной недели перед Пасхой. Но в той же статье я прочла и о том, что этот хоровой концерт написан Березовским уже после возвращения из Италии. Читайте. Может быть, вы узнаете ещё что- нибудь новое о русском композиторе Максиме Сазонтовиче Березовском.
Он прожил всего 32 года. Вспомните, какой великий композитор прожил тоже очень мало? (Моцарт.)
-Интересно, что Березовский и Моцарт целый год учились в Болонской академии музыки у одного и того же учителя - Дж. Мартини. В 1770 году Моцарт становится академиком. А в 1771 году-Березовский . Послушайте два фрагмента из двух сонат для скрипки и фортепиано. Их написал один автор?
Звучат фрагменты сонат для скрипки и фортепиано Березовского и Моцарта ( соната № 23 ре-мажор).
-Второй прозвучала соната Моцарта. Там есть интонации, похожие на «Маленькую ночную серенаду». Музыка Моцарта более светлая. А первая соната - Березовского? Ну конечно, ведь они учились у одного и того же учителя. Сразу слышно, что они жили в одно и то же время. Музыка похожа? (Только Березовский пишет более однообразно, музыка Моцарта ярче.)
-прочтите, что я написала на доске. Эти строки из того псалма, на стихи которого Березовский написал «Не отвержи мене…». («Для многих я был как бы дивом». Т о есть многие считали Березовского необыкновенным, необычным. Но Моцарта тоже считали чудо-ребенком. А потом восторгались его музыкой. Может быть, так же было и с Березовским?)
-Да, для многих он был дивом. (Но всё-таки его музыка звучит как старинная, а музыка Моцарта более современна.)
-Я думаю. Это потому, что музыка Моцарта чаще звучит по радио и телевидению. Березовский- автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами мирового хорового искусства XVIII века. Большинство его произведений сохранились в рукописях, были изданы только немногие, которые принесли ему славу.
Мы начали с вами занятие с того, что вспомнили о телефильме «Гардемарины, вперёд! ».Давайте споём песню из этого фильма.
Учащиеся поют песню В. Лебедева» Гардемарины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_muzyke.doc | 35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: « Для многих я был как бы дивом»
(клуб музыкальных встреч)
Цели: познакомить с творчеством русского певца, композитора М.С.Березовского; развивать исполнительские умения и навыки, познавательные психические процессы, музыкальные способности, умения слушать, анализировать музыкальные произведения.
Ход занятия
Учитель. Максим Сазонтович Березовский. Какая глубина музыкальной мысли! Какая трагическая судьба! Одни только догадки о его скрытой шпионской деятельности и связи с княжной Таракановской чего стоят!
Но опять зазвучит» Не отвержи мене во время старости»- и забываешь всё. Какая красота и глубина! Ну как не поделиться этим с вами!
Только что прошло занятие о Моцарте. Мы вслушивались в первые строчки «Реквиема»-Requiem aeternam»,проследили за интонациями «Lacrymosa»,спели их. Вспомнили, что знали о Моцарте. Теперь новое занятие.
На доске – «Для многих я был как бы дивом»-70-й псалом.
-Вы смотрели фильм «Гардемарины, вперёд!»? О каком времени в нём идёт речь? Какой век? Какая императрица царствовала в то время? (Восемнадцатый век. Правила Елизавета Петровна, дочь Петра I)
-Какая императрица вступит на престол после смерти Елизаветы, добившись отречения от власти своего мужа Петра III? (Екатерина II)
-Перенесёмся в 1763 год. Петродворец Сегодня в знаменитой Янтарной комнате впервые прозвучит новое сочинение молодого придворного певчего Максима Сазонтовича Березовского. Исполнение состоится в присутствии самой императрицы Екатерины II.Это хоровой концерт, то есть концерт для хора и солистов. Называется он по первым строчкам, взятым из семидесятого псалма: « Не отвержи мене во время старости»
По другим сведениям, этот концерт Березовский написал, уже возвратившись в Россию, незадолго до своей смерти.
На доске - название произведения и имя автора.
-Входит императрица, за ней – придворные, все рассаживаются.Звучит хоровой концерт, прекрасная русская музыка.Постарайтесь услышать эту музыку как бы ушами тех, кто присутствовал там, в Янтарной комнате.
Слушает Екатерина II, которую назовут Великой. Уже 19 лет в России эта бывшая немецкая принцесса, она приняла православие, ходит в церковь, соблюдает все обряды православной церкви. Уже год, как сбывалась её мечта: она - императрица!
Слушает концерт маэстро Бальсодаре Голуппи, итальянский композитор, который осуществлял « художественный надзор» за придворной певческой капеллой. Вскоре после этого концерта он отправит учиться молодого композитора в Италию. Льстивая улыбка у него на лице. А что в душе?
Что переживает автор, молодой 18-летний М.С.Березовский, что ждёт его впереди?
Тихо, горят свечи, звучит хор.
Учитель зажигает свечи, гасит свет.
Звучит хоровой концерт М.С.Березовского «Не отвержи мене во время старости».
-Екатерина слушает очень внимательно, лицо печально, она вспоминает свою юность в доме у матери. Слушает с гордостью. Какую красивую музыку написал для неё молодой композитор! А может, задумалась. Как пройдёт её старость? Ведь молодой Павел. Сын Екатерины, не любит её Голуппи, мне кажется, не всё понимает, о чём поёт хор, но он уже понял, что музыка очень красивая. Что её автор весьма талантлив, что надо отправить его в Италию учиться .Он улыбается, а в душе- зависть.
Сам Березовский поёт в хоре. Старается. Чтобы понравилось Екатерине. Вслушивается в свою музыку. Что ждёт его впереди? Как там, в Италии? Ему грустно, и радостно.
-Вы обратили внимание, как закончился хоровой концерт Березовского? Каким аккордом?
Недавно я прочитала. Что этот концерт действительно исполняется в церковном богослужении во время Великопостной недели перед Пасхой. Но в той же статье я прочла и о том, что этот хоровой концерт написан Березовским уже после возвращения из Италии. Читайте. Может быть, вы узнаете ещё что- нибудь новое о русском композиторе Максиме Сазонтовиче Березовском.
Он прожил всего 32 года. Вспомните, какой великий композитор прожил тоже очень мало? (Моцарт.)
-Интересно, что Березовский и Моцарт целый год учились в Болонской академии музыки у одного и того же учителя - Дж. Мартини. В 1770 году Моцарт становится академиком. А в 1771 году-Березовский . Послушайте два фрагмента из двух сонат для скрипки и фортепиано. Их написал один автор?
Звучат фрагменты сонат для скрипки и фортепиано Березовского и Моцарта ( соната № 23 ре-мажор).
-Второй прозвучала соната Моцарта. Там есть интонации, похожие на «Маленькую ночную серенаду». Музыка Моцарта более светлая. А первая соната - Березовского? Ну конечно, ведь они учились у одного и того же учителя. Сразу слышно, что они жили в одно и то же время. Музыка похожа? (Только Березовский пишет более однообразно, музыка Моцарта ярче.)
-прочтите, что я написала на доске. Эти строки из того псалма, на стихи которого Березовский написал «Не отвержи мене…». («Для многих я был как бы дивом». Т о есть многие считали Березовского необыкновенным, необычным. Но Моцарта тоже считали чудо-ребенком. А потом восторгались его музыкой. Может быть, так же было и с Березовским?)
-Да, для многих он был дивом. (Но всё-таки его музыка звучит как старинная, а музыка Моцарта более современна.)
-Я думаю. Это потому, что музыка Моцарта чаще звучит по радио и телевидению. Березовский- автор духовных концертов, являющихся выдающимися образцами мирового хорового искусства XVIII века. Большинство его произведений сохранились в рукописях, были изданы только немногие, которые принесли ему славу.
Мы начали с вами занятие с того, что вспомнили о телефильме «Гардемарины, вперёд! ».Давайте споём песню из этого фильма.
Учащиеся поют песню В. Лебедева» Гардемарины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему:"Вся моя жизнь- роман с собственной душой.Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой"
Урок « Вся моя жизнь- роман с собственной душой .Знакомство с творчеством Лилии Юсуповой « был проведен в этом учебном году в 10 «а» классе. Урок прошёл на хорошем ме...
Мультфильм для знакомства с творчеством выдающегося композитора, математика и поэта эпохи барокко Алессандро Марчелло "Зеркало".
Мультфильм "Зеркало". Кстати, большое спасибо выдающемуся политику, одолжившему свой голос для мультфильма.Посмотреть его можно по гиперссылке - Мультфильм на YouTube. Использован знам...
«Тема детства в творчестве композиторов» О.Н.Хромушин
Тема: «Тема детства в творчестве композиторов» 4 класс. Обращение к творчеству О.Н.Хромушина...
Фото-отчет о проведении проекта "Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева" к празднованию 125-летия со дня рождения композитора.
Фото-отчет расскажет коллегам как в игровой, интересной форме: ( используя ИКТ, оркестр, драматизацию, слушание и дидактические игры) можно отметить юбилей любимого композитора в ДОУ....
Урок внеклассного чтения "Диво дивное" (по творчеству Н.Рубцова)
Разработка урока предназначена для уроков внеклассного чтения по циклу "Русские поэты о природе". Может быть использована и как сценарий для внеклассного мероприятия...
Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»
Тема урока «Много, много и много. Урок введения нового материала»к учебнику “Enjoy English”-3, М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой....
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...