ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖА
статья по музыке на тему
Обучающиеся, с огромным удовольствием занимающиеся в ансамбле, получат большой запас умений и энергетики, которые пригодится им в их дальнейшей работе с детьми. Своим творчеством они подтверждают, что поколения не уходят бесследно - остается накопленный опыт, традиции, язык, литература, музыка. Обращение к народным корням обогащает духовную жизнь молодого поколения, делая его чище и сильнее. Наша задача - бережно сохранить созданное народом искусство, т.к. в нем отразилась совесть нации, ее философия и гуманизм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karpunina_3.doc (56 КБ) | 56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЧУВАШСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖА
Преподаватели: Карпунина Е.Д.
г. Самара, ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж
В условиях кардинальных перемен изменяются все основные элементы формирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных процессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личная и социальная жизнедеятельность).
В современном российском обществе, находящемся в состоянии смены общественных формаций, утверждаются следующие тенденции:
1. Становление социального образования и социального воспитания;
2. Расширение круга социальных институтов воспитания (школа, гимназия, лицей, колледж; общественные объединения детей, подростков, молодежи; средства массовой информации; Церковь; политические партии и общественные движения; библиотеки и клубы; парки культуры и отдыха и детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры; фонды и различные специализированные службы);
3. Повышение внимания к социальной среде как фактору разностороннего влияния на детей и подростков;
4. Увеличение количества в общеобразовательных учреждениях работников новых для них специальностей - социальных педагогов, социологов ит.д.
Эти и другие обстоятельства являются отражением социально-педагогической парадигмы воспитания. Необходимо отметить, что человеческая цивилизация вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как рост миграционных и демографических процессов, увеличение этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов значительно расширяют рамки межкультурного и межэтнического общения. Очевидно, что будущность России связана с её полиэтничностью. В России проживают 147 национальностей, которые имеют разное вероисповедание, собственную культуру, нередко сложную и драматичную историю. Это обуславливает вовлечение представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие и непосредственный обмен информацией. И роль образования, а в более частном случае - образовательного учреждения, нельзя недооценивать. Все системы образования должны быть нацелены на конечный результат, который заключается в социальной адаптации, а в более широком плане - в социализации индивида.
В научном плане, социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Процесс вхождения человека в культуру своего народа определяется термином - «этническая социализация», которая понимается как приобщение человека к его истории, культуре, родному языку, традициям своего народа, в процессе которого им осознается своя национальная принадлежность.
Начнем, пожалуй, с истории. На территории Самарской области, по данным Всероссийской переписи 2001 года, проживают 102 тысячи чувашей. Чуваши в основном проживают в сельской местности, в области насчитывается более 100 населенных пунктов компактного проживания чувашского населения. На территории современного Поволжья чуваши, согласно историческим источникам, проживают, начиная с VI-VII в. нашей эры.
В те далекие времена чуваши назывались суварами, имели свою столицу - город Сувар, печатались свои монеты. Были и другие города: Биляр, Таяба и т.д. Булгары и сувары были близкими родственными племенами, позднее племя сувар входило в состав первого на территории Среднего Поволжья государственного образования Волжская Булгария. Даже во времена официального принятия в X веке нашей эры Волжской Булгарией ислама племя сувар под предводительством великого суварского князя Варыга сумело противостоять насильной исламизации и сохранить свою веру, язык, культуру, традиции и самобытные обычаи древней Волжской Булгарии. Это бесценное наследие чуваши сумели перенести через многие века. Как и все коренные народы Поволжья, чуваши богаты своей яркой самобытной культурой.
Колледж, как один из видов общеобразовательных учреждений, рассматривается как образовательный комплекс, образовательная среда, адекватная новым социальным требованиям. В связи с этим необходимы оптимальные условия организации воспитывающей среды с использованием различных педагогических технологий, психолого-педагогическим сопровождением и педагогическим мониторингом. Воспитательная концепция Самарского социально-педагогического колледжа не отметает опыта прошлого и берет из него то, что было позитивно и действенно ранее. В то же время ведется поиск новых путей в воспитании, что обусловлено задачами сегодняшнего дня. Под воспитанием педагогический коллектив понимает целенаправленный процесс создания условий для профессионального и личностного развития, самореализации и саморазвития обучающихся колледжа. Такими условиями в социально - педагогическом колледже являются:
1. Создание социально-культурной образовательной среды колледжа, способствующей становлению у обучающихся опыта творческой деятельности и эмоционально -нравственного ценностного отношения к социуму и самому себе.
2. Создание гибкой системы управления воспитательной деятельности колледжа, способствующей организации условий для творческого самовыражения личности.
Таким образом, обращение к национальной культуре, истории, традициям, ценностям, опыту, накопленному и проверенному временем, с целью определения путей дальнейшего развития общества, как нам кажется, вполне закономерно.
2013-2014 учебный год в рамках деятельности воспитательной системы колледжа объявлен в Самарском социально-педагогическом колледже годом фундамента государственности и патриотизма. Цель воспитательной работы – создание специальных педагогических условий для профессионального и личностного развития, саморазвития и самореализации обучающихся колледжа, для присвоения ими общечеловеческих и национальных ценностей и формирования социальной и культурной компетенций.
Исторически сложившаяся система гармонического взаимодействия коренных этносов Поволжья сохраняется и в настоящее время. Активное содействие этому оказывает политика в области культуры. Плодотворному сотрудничеству колледжа и Самарского областного чувашского культурного общества «Пехиль» в этом году исполняется шесть лет. За эти годы достигнуто немало. В настоящее время при поддержке правительства Самарской области ежегодно проводятся национальные мероприятия, в том числе и чувашские. При организации и проведении этих мероприятий стала очевидной проблема нехватки, а порой и отсутствия музыкальных специалистов для работы в общеобразовательных школах и учреждениях культуры, расположенных в населенных пунктах компактного проживания чувашей. В связи с этим Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» обратилось к руководству Самарского социально-педагогического колледжа с просьбой наладить подготовку музыкальных специалистов.
Самарский социально-педагогический колледж - социальное образовательное учреждение, известно своими глубокими традициями. Далеко не каждое высшее учебное заведение может похвастаться такими преподавателями, профессионалами своего дела, материально-технической базой, и заботливым отношением преподавателей к своим обучающимся. Сегодня на музыкальном отделении колледжа учатся обучающиеся, знающие свой родной чувашский язык, из многих районов нашей губернии: Исаклинского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Нефтегорского, Похвистневского, Сергиевского, Челно-Вершинского, Шенталинского и города Самара, а также обучающиеся из соседней Республики Татарстан: Аксубаевского, Лениногорского, Нурлатского, Черемшанского районов. География расширяется. На музыкальном отделении на протяжении многих лет изучается чувашский фольклор.
Гордость колледжа - вокально-хореографический ансамбль «Шевле». Художественный руководитель этого уникального коллектива Ирина Александровна Голованова, хореограф Ольга Александровна Власенко, музыкальный руководитель Иван Федорович Данилин. Большую помощь ансамблю оказывают преподаватели Елизавета Дмитриевна Карпунина, Василий Кузьмич Жердев. В коллективе собрались люди творческие, неравнодушные. С первых же выступлений «Шевле» запомнился зрителю своей самобытностью, удивительной неповторимостью. В его репертуаре и народные песни, и современные эстрадные. В постановке танцев наблюдается бережное, трепетное отношение к народным традициям. Вокально-хореографический ансамбль «Шевле» - участник многих мероприятий города и области, является лауреатом Всероссийского фестиваля народного творчества «Родники России», ежегодно проводимого в столице Чувашской Республики — городе Чебоксары, победитель многих ежегодных региональных чувашских мероприятий: областной чувашский фольклорный фестиваль; областной чувашский эстрадный смотр-конкурс чувашских ансамблей песни и танца; областной смотр-конкурс «Играй, гармонь»; областная спартакиада и фольклорный смотр-конкурс, посвященные дню рождения просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева, классика чувашской литературы К.В. Иванова, Дню чувашской письменности и традиционной встрече «Уяв»; областной национальный праздник «Акатуй»; олимпиада по чувашскому языку, литературе, этнической истории и элементам национальной культуры, посвященная дню рождения классика чувашской литературы Михаила Сеспеля.
Участвуя на этих массовых национальных мероприятиях, обучающиеся одновременно учатся их организовывать и проводить, приобщаются к традиционной народной культуре народов Поволжья, совершенствуют сценическое мастерство. В 2010 году ансамбль «Шевле» завоевал Гран- при на Международном конкурсе «Хрустальная пирамида» во Франции, городе Париже. Вокально-хореографический ансамбль «Шевле» успешно гастролирует в Самарской области. В планах ансамбля — побывать с концертами в соседних регионах: Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Оренбургская, Ульяновская области и т.д. Зритель привык видеть на сцене этот жизнерадостный, яркий, неповторимый ансамбль и ждет от него всегда чего-то нового, песни или танцы в их исполнении всегда зрелищны, удивительно запоминаемы; «Шевле» словно заряжает зрителя своей легкостью.
Костюмы для ансамбля шьются у заслуженного художника Чувашской Республики, народного умельца Чувашской Республики, члена Союза художников Российской Федерации Татьяны Ивановны Петровой. К сожалению, богатейшая чувашская музыкальная культура мало известна даже профессиональным музыкантам. Вообще «запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, да и истощается он с все прогрессирующей скоростью. Чтобы сохранить и восстановить этот «запас», необходимый для воспитания нравственного и духовного здоровья человека, надо искать, творить и создавать, опираясь на фольклор и обрядовые традиции. Именно этими причинами обусловлено создание чувашского ансамбля «Шевле».
На музыкально-педагогическое отделение колледжа, благодаря деятельности культурного центра чувашской диаспоры, приходят получить образование молодые чуваши. Необходимо отметить, что несмотря на недостаток профессионального образования, некоторые из этих молодых людей выступали на сцене. С одной стороны это является положительным моментом, т.к. у них имеется сценический опыт; с другой стороны, отсутствие навыка грамотной работы с музыкальным текстом влечет за собой небрежность, неточность интонирования, форсировку звука, использование однорегистрового пения. Но это компенсируется их желанием учиться и любовью к своей народной музыке.
Чувашская народная музыка имеет свои национальные особенности. Прежде всего, это: пентатоника, особая ритмика, переменно-смешанные сложные размеры (отсюда несимметричность, синкопы), преимущественное движение сверху вниз небольшими скачками, короткие распевы на 2-3 звука и т.д. Но певцы, с детских лет находящиеся в атмосфере народной музыки, достаточно легко преодолевают подобные трудности. Воспринять, почувствовать этническое ядро, интонацию чувашской музыки можно исполняя ее традиционно в бытовавших в прошлом и сейчас бытующих способах - вариационно, с импровизацией, в движении.
Выступления ансамбля представляют собой мини спектакли, где жанровые сценки сменяются танцами, сольными номерами, дуэтами, хоровыми номерами. Необыкновенно обогащают впечатление от выступления ансамбля великолепные белые костюмы, украшенные яркой национальной вышивкой. Хочется надеяться, что обучающиеся, с огромным удовольствием занимающиеся в ансамбле, получат большой запас умений и энергетики, которые пригодится им в их дальнейшей работе с детьми. Своим творчеством они подтверждают, что поколения не уходят бесследно - остается накопленный опыт, традиции, язык, литература, музыка. Обращение к народным корням обогащает духовную жизнь молодого поколения, делая его чище и сильнее. Наша задача - бережно сохранить созданное народом искусство, т.к. в нем отразилась совесть нации, ее философия и гуманизм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»
выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...
Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"
Педагогический совет...
Педагогический совет "Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности обучающегося"
Цель: 1. Рассмотреть основные направления духовно-нравственного развития ивоспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.2. Рефлексия подходов и тех...
Роль и значение физического воспитания в духовно-нравственном развитии личности обучающегося
В данной статье описывается роль физического воспитания в общем развитии детей. Рассказывается о культуре проведения тренировочных занятий, законах жизни в коллективе. Раскрываются принципы эффективно...
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Статья подготовлена в рамках мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....
Восприятие музыки, как важный элемент духовно-нравственного воспитания личности ребёнка школьного возраста..
Вниманию читателей предлагается методический материал, помогающий активизировать обучающихся в процессе восприятия музыки, т.е. учить чётко выделять элементы характеристики музыки, воспринимать ...
Доклад на ШМО воспитателей на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности обучающегося»
Доклад на ШМО воспитателей на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности обучающегося»...