Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Согласовано: Проверена: Утверждаю:
Руководитель ШМО зам. директора по УВР директор школы
_________ / ___________________/ _____________ Т.В.Берчук __________ Ю.Г.Берчук
Протокол № ___ от _____________ «____» ___________ 2013 г. «____» __________ 2013 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕРЁЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
5 класс (Базовый уровень)
Разработчик программы: Дальчанина
Татьяна Мейнгардовна
Должность: учитель музыки
2013 г.
с.Берёзовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом основных положений концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г., соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Соответствует учебному плану школы. Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Музыка» В.В.Алеева,
Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010).
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И.Науменко, В.А. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа,2010), дневник музыкальных наблюдений, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» в 5 классе согласно учебного плана школы отведено 35 часов в год (1 час в неделю).
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.
Целью уроков музыки в 5 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования:
- Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- Способствовать развитию интереса к музыке;
- Способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
- Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Тематическое построение этого учебного года предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебного материала 5 класса предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает. Рабочая программа предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:
- с литературой («общепрограммные) литературные произведения и жанры- например, сказки Г.-Х. Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»; жанр «музыкальная басня» - Г.Малер. «Похвала знатока»; общие для литературы и музыки понятия- интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством ( жанровые разновидности- портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия- пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
- мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «Описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В.Глюка «Орфей»);
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
- Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» ( сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.
Программа включена в инвариантную часть учебного плана
Структура рабочей программы
Рабочая программа по музыке для 5 класса включает следующие разделы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебный план (раздел программы)
- Календарно-тематический план
- Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
- Список литературы
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. В связи с тем, что в базисном плане школы количество часов в год 35, а в программе по музыке В.В. Алеева, Т.И.Науменко содержится 34 часа, добавлен один час в форме творческого отчета в раздел программы «Музыка и изобразительное искусство»
Количество часов в год- 35
Содержание курса 5 класса(тема года-«Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах-«музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство»
Музыка рассказывает обо всём – (1 ч).
Древний союз – (3 ч).
Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема одна.
Музыка и литература (18 ч.)
Слово и музыка – 3 (ч).
Два великих начала искусства. «Стань музыкою слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией.
Песня – 3 (ч).
Песня – верный спутник человека. Обобщение 1 (ч). Мир русской песни. Песни народов мира.
Романс – 2 (ч).
Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств.
Хоровая музыка –(2 ч).
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка. Обобщение – 1 (ч).
Опера – 2 (ч).
Самый значимый жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.
Балет – 2 (ч).
Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже.
Музыка звучит в литературе -2(ч).
Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.
Музыка и изобразительное искусство (13 ч).
Образы живописи в музыке. -2 (ч).
Живописность искусства. «Музыка – сестра живописи».
Музыкальный портрет. – 2 час.
Пейзаж в музыке. – 1 часа.
1 час обобщение
«Музыкальная живопись» сказок и былин.- 3 (ч).
Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке.
Музыка в произведениях изобразительного искусства. – 2( ч).
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
Подводим итоги – 1 час.
Заключительный урок -1 час.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ)
№ п/п | Наименование раздела программы | Кол-во часов | Форма контроля |
МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБО ВСЕМ | 4 | ||
1. | Музыка рассказывает обо всём | 1 | Устный опрос |
2. | Древний союз | 3 | Устный опрос. Хоровое пение |
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА | 18 | ||
3. | Слово и музыка | 3 | Устный опрос. Хоровое пение |
4. | Песня | 4 | Устный опрос. Хоровое пение |
5. | Романс | 2 | Устный опрос. Хоровое пение |
6. | Хоровая музыка | 3 | Устный опрос. Хоровое пение. |
7. | Опера | 2 | Устный опрос. Хоровое пение |
8. | Балет | 2 | Устный опрос. Хоровое пение |
9. | Музыка звучит в литературе | 2 | Устный опрос. Хоровое пение. Музыкальная викторина |
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО | 13 | ||
10. | Образы живописи в музыке | 2 | Устный опрос. Хоровое пение |
11. | Музыкальный портрет | 2 | Устный опрос |
12. | Пейзаж в музыке | 2 | Устный опрос. Хоровое пение |
13. | «Музыкальная живопись» сказок и былин | 3 | Устный опрос. Хоровое пение |
14. | Музыка в произведениях изобразительного искусства | 2 | Устный опрос. Хоровое пение |
15. | Подводим итоги. Обобщение по теме года «Льётся музыка, музыка…» | 1 | Устный опрос. Хоровое пение. Тест |
16. | Урок-концерт | 1 | Устный опрос. Хоровое пение |
Всего часов | 35 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол – во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (знать, уметь) | Оборудование | Форма контроля | Д/З | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» | |||||||||
МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБО ВСЕМ | |||||||||
1 | Музыка рассказывает обо всем | 1 | Особый аспект специфики музыкального искусства- соотношение его временной природы и художественно-смысловой целостности. Искусство- образное осмысление действительности | Знать о роли музыки в жизни человека; понятие искусство. Уметь исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох | М.Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение); В.Алеев, С.Маршак «Гвоздь и подкова» (слушание) | Устный опрос. | Составить устный рассказ | ||
2 | Древний союз. Истоки | 1 | История развития музыки. Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями | Знать, что является источниками вдохновения для композиторов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения | П. Чайковский «Времена года. Октябрь»(слушание); М.Таривердиев. «Маленький принц» (пение). | Устный опрос. Хоровое пение. | Подготовить сообщение | ||
3 | Древний союз. Искусство открывает мир | 1 | Искусство-процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств | Знать: виды искусства; о роли музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально-хоровые навыки | Р.Шуман.»Первая утрата» (слушание) М.Таривердиев «Маленький принц»(пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение | ||
4 | Древний союз. Искусства различны, тема едина | 1 | Темы в искусстве. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме | Знать: основные темы в искусстве Уметь приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве | М.Глинка.»Я помню чудное мгновенье…» (слушание; М.Таривердиев «Маленький принц» (пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмический рисунок (хлопками, постукиванием, голосом) | ||
МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА | |||||||||
5 | Слово и музыка. Два великих начала искусства | 1 | Музыка- вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. О чем говорит музыка | Знать:о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении | Ф.Шуберт, В.Мюллер.«В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха») (слушание) | Устный опрос | Составить кроссворд | ||
6 | Слово и музыка. Стань музыкою, слово! | 1 | Цикл. Циклические формы в музыке- музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл- объединение и целых произведений, каждое из которых может обладать или не обладать циклическим характером | Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки | М.Мусоргский.»Кот Матрос» (из вокального цикла «Детская») (слушание); Американская народная песня «Веселый мельник» (пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение | ||
7 | Слово и музыка. Музыка «дружит» не только с поэзией | 1 | Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта: -музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.); -литературный концерт; -эстрадный | Знать понятие «песня без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера | Мендельсон. Песня без слов № 14; П.Чайковский. Концерт № 1 (слушание). Американская народная песня «Веселый мельник» (пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ | ||
8 | Песня- верный спутник человека | 1 | Песня- наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Основные жанры музыкального искусства: песня-один из трех китов, на которых держится музыка (Д.Б.Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс | Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера | В.Баснер, М.Матусовский. «С чего начинается Родина?» (слушание, пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песни по теме урока | ||
9 | Музыкальная палитра (заключительный урок 1 четверти) | 1 | Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой | Знать изученные понятия Уметь применять полученные знания и умения, анализировать | Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору учащихся | Устный опрос | Составить музыкальный кроссворд | ||
10 | Мир русской песни | 1 | Русская народная песня-песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Народная песня не имеет определенного автора, или автор не известен. Типы песен, их определение. | Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. | Русская народная песня «Ах ты степь широкая…»; И.Козлов,обр.Н.Иванова» Вечерний звон» (слушание, пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмический рисунок | ||
11 | Песни народов мира | 1 | Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен некоторых народов мира. Сходство и различия песен разных народов. Песня- душа народа | Знать характеристику и отличия народных песен мира Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию | Польская нароная песня «Висла»; Г.Малер, немецкая народная поэзия. «Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика») | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песню по теме урока | ||
12 | «Романса трепетные звуки..» | 1 | Жанр романса. Виды романсов (городской, бытовой, цыганский, песня-романс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Романс-камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Русский композитор Сергей Рахманинов | Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей | С.Рахманинов, И.Бунин. «Ночь печальна»; М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о романсе. Ответить на вопрос: «В чем разница между романсом и песней?» | ||
13 | Мир человеческих чувств | 1 | Серенада- музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, мандолины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровождающие пение серенады: лютни, гитары, мандолины. Родина серенады- Италия, Испания | Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняются серенады | Х.Каррерас. «Серенада»; М.Глинка, Н.Кукольник. «Жаворонок» (хоровое пение) | Устный опрос | Составить устный рассказ о чувствах человека и их воплощении в музыке | ||
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме | 1 | Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, женский хор. По манере пения различают: академические и народные хоры; по количеству участников: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональные, любительские, церковные | Знать виды хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле (стройно), используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной | «Есть на Волге утес…» Русская народная песня; Д.Бортянский. «Многолетие» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о народной хоровой музыке | ||
15 | Что может изображать хоровая музыка | 1 | Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне: канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 16 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни | Знать о вечной теме в искусстве- высокой теме веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения | П.Чайковский. «Отче наш»; Г.Свиридов, С.Есенин. «Поет зима…» (из музыкальной поэмы»Памяти Сергея Есенина | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о хоровой музыке | ||
16 | Вокально-хоровая музыка- поет душа…(заключительный урок II четверти | 1 | Выполнение заданий музыкальной викторины(олимпиадных) по вариантам. Слушание и исполнение произведений по выбору | Знать названия изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и называть их | Музыкальная викторина (олимпиада); Д.Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | --- | ||
17 | Опера- самый значительный жанр вокальной музыки | 1 | Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опера- драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождается инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом | Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действа. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно, с точной интонацией | М.Глинка, С.Городецкий. Финальный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» | Устный опрос | Нарисовать рисунок по теме урока | ||
18 | Из чего состоит опера | 1 | Синтез искусств при создании оперного произведения. Части оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера- сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас | Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры | М.Глинка. «Мазурка» (из оперы «Жизнь за царя»); Н.Римский-Корсаков. Ария Садко(фрагменты из оперы) (слушание и анализ) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение | ||
19 | Единство музыки и танца | 1 | Жанры балетного искусства: балет-сказка, балет-симфония; драматический балет; модерн-балет; сюжетный балет. Хореография. Дивертисмент. Сценические костюмы артистов балета: пуанты, пачка, трико | Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета | П.Чайковский. Вариация II (из балета «Щелкунчик»); И.Стравинский «Русская», «У Петрушки» (из балета «Петрушка»). Слушание, просмотр видеосюжетов | Устный опрос. Хоровое пение | Составить кроссворд | ||
20 | «Русские сезоны» в Париже | 1 | Русская балетная школа. Российский балет возник при царе Алексее. Это был спектакль, поставленный офицером Н.Лимой на тему древнегреческогомифа об Орфее и Эвридике. Опера и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают ведущее положение в мире | Знать, что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержание, созданные средствами балетного искусства | И.Стравинский. «Петрушка»; П.Чайковский «Вальс цветов»(из балета «Спящая красавица»; переложение для фортепиано Н.Пановой) (слушание, хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение «Искусство балета» | ||
21 | Музыкальность слова | 1 | Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог | Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка | К.-В. Глюк. «жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М.Яковлев, А Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение | Устный опрос | Составить устный рассказ «Звучащее музыкой слово…» | ||
22 | Музыкальные сюжеты в литературе | 1 | Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т.п.). Проникновение музыкальных звуков в художественное слово, окружающих нас звуков- в мир искусства | Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять в произведении сочетание музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ | Н.Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г.Свиридов. «Тройка»; П.Чайковский. «Песня жаворонка». М.Яковлев, А.Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подобрать песни по теме урока | ||
МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО | |||||||||
23 | Живописность искусства | 1 | Изобразительность- это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Средства выразительности в искусстве | Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле | С.Прокофьев «Вариации Феи зимы» (из балета «Золушка»);Г.Струве. «Веселое эхо» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | -- | ||
24 | Музыка- сестра живописи | 1 | Средства выразительности в живописи и музыке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. Музыка, звучащая с полотен | Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки | М.Мусоргский «Картинки с выставки» (альбом фортепианных пьес)(слушание, анализ) | Устный опрос. Хоровое пение | Придумать ритмический рисунок | ||
25-26 | Может ли музыка выразить характер человека? | 2 | Выразительность- вторая сторона художественного образа, отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Для того, чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений. Музыка программная | Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слаженно песню | М.Мусоргский. «Песня Варлаама» (из оперы «Борис Годунов»), «Гном» (из фортепианного цикла «картинки с выставки»); Г.Гладков, Ю.Энтин. «Песня о картинах» ( хоровое пение) | Устный опрос | Подобрать песни по теме урока | ||
27 | Образы природы в творчестве музыкантов | 1 | Образ природы в живописи и музыке. Выразительные средства. Выразительность- отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям- пения птиц, звука шагов, шума ветра и т.д. | Знать определение понятия «музыкальный пейзаж»,основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, композиторов, изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни | М.Равель. «Игра воды» (фрагмент); П.Чайковский. «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»; Русская народная песня «Ты река ли моя…» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение | ||
28 | «Музыкальные краски» в произведениях художников- импрессионистов(заключительный урок III четверти | 1 | Творчество композиторов-импрессионистов Музыкальный пейзаж у импрессионистов- это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует и в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д. | Знать имена и творческую биографию композиторов импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин», характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа | К.Дебюсси. «Облака»(из симфонического цикла «Ноктюрн»); М.Равель. «Игра воды» (фрагмент). Русская народная песня «Ты река ли моя…» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ о художнике-импрессионисте, композиторе- импрессионисте (на выбор) | ||
29 | Волшебная красочность музыкальных сказок | 1 | Роль сказки в музыке. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы | Понимать роль музыки и проявление ее волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ Закрепить вокально-хоровые навыки | И.Стравинский. «Заколдованный сад Кощея» (из балета «Жар-птица»); С.Никитин, Ю.Мориц. «Сказка по лесу идет» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о любимой музыкальной сказке | ||
30 | Сказочные герои в музыке | 1 | Разные облики и образы сказочных героев, воплощенные в музыке. Все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Характерные сказочные музыкальные интонации. Музыкальные инструменты, помогающие воссоздать образ сказочного персонажа | Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки | М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») (из фортепианного цикла «Картинки с выставки») | Устный опрос | Нарисовать сказочного героя из музыкальной сказки | ||
31 | Тема богатырей в музыке | 1 | Взаимосвязь музыки с живописью, литературой, театральным искусством. Любовь и уважение к искусству, к родине через знакомство с героями былин- русскими богатырями. Музыкальная характеристика сказочного персонажа | Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально-хоровые навыки | М.Мусоргский. «Богатырские ворота» («В стольном городе Киеве»); А.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» | Устный опрос. Хоровое пение | Подготовить сообщение о воплощении богатырской темы в музыке | ||
32-33 | «Хорошая живопись- это музыка, это мелодия» | 2 | Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и живописи: они выполняют единую творческую задачу- создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение | Знать музыкальные и живописные средства выразительности | П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент); В.Семенов. «Звездная река» (хоровое пение) | Устный опрос. Хоровое пение | Составить устный рассказ «Музыка, звучащая с полотен» | ||
34 | «Льется музыка, музыка, музыка…» (обобщение темы года | 1 | Понятие об эпизоде в музыке. Повторение знаний, понятий и определений. Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков. Подготовка к музыкальной викторине | Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка), полученные в процессе обучения за курс 5 класса | С.Семенов «Звездная река» (хоровое пение). Музыкальные эпизоды программных произведений для слушания | Устный опрос. Хоровое пение | Выбрать понравившуюся для исполнения песню. Подготовить сообщение(презентацию) «Я люблю такую музыку» | ||
35 | Пусть музыка звучит нам во благо (урок-концерт) | 1 | Музыкальная викторина. Творческий отчет о проделанной за год работе. Исполнение любимых песен (по выбору). Слушание понравившихся произведений (по желанию) | Знать определения музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов. Уметь определить на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать это произведение и его авторов (автора) | Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины). Исполнение изученных песен (по желанию) | Устный опрос. Хоровое пение | --- |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ИТОГАМ 5 КЛАССА
Обучающиеся должны уметь:
-находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
- уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;
- знать новые имена композиторов- К.Дебюси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя
- Музыка.5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И.Науменко, В.В.Алеев.-М.:Дрофа, 2010.-190 с.
- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.- М.: Дрофа, 2010.
- Музыка 5 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод.пособие / сост.Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.- М.: Дрофа, 2006.-208 с.
- Музыка. 5 класс (Электронный ресурс) : фонохрестоматия на 2 СD / Т.И.Науменко, В.В. Алев.- М.: Дрофа, 2010. – 2 электрон.опт. диска (CD-Rom)
- Поурочные планы по музыке. 5 класс /Т.И.Науменко, В.В.Алеев/ автор составитель В.М.Сиренко.-М.: Владос, 2002.
Дополнительная литература
- Музыка. Большой энциклопедический словарь /гл.ред.Г.В.Келдыш.-М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- Музыкальная литература /В.Н.Владимиров, А.И.Лагутин.- М.: Музыка, 1984
- ФинкельштейнЭ.И. Музыка от А до Я / Э.И. Финкельштейн.- СПб.: Композитор, 1997
Литература для учащихся:
учебник Музыка.5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И.Науменко, В.В.Алеев.-М.:Дрофа,
Интернет-ресурсы,которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов.
- Википедия. Свободная энциклопедия.-Режим доступа: http: // ru. Wikipedia.org/wiki
- Классическая музыка.- Режим доступа: http:// classic.chubrik.ru
- Музыкальный энциклопедический словарь.- Режим доступа: http://www.musik-dic.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...