Рабочая программа по музыке
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему

Дальчанина Татьяна Мейнгардовна

Рабочая программа по музыке 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rp.doc166 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                          Проверена:                                                                 Утверждаю:

Руководитель ШМО                                           зам. директора по УВР                                                 директор школы

_________ / ___________________/                  _____________ Т.В.Берчук                                          __________ Ю.Г.Берчук

Протокол № ___ от _____________                  «____» ___________ 2013 г.                                        «____» __________ 2013 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЁЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

5 класс (Базовый уровень)

Разработчик программы: Дальчанина

Татьяна Мейнгардовна

                                                                                                                                     

                                                                                                                                    Должность: учитель музыки

 2013 г.

с.Берёзовка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учетом основных положений  концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.,  соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089. Соответствует учебному плану школы. Рабочая программа составлена на основании авторской программы «Музыка» В.В.Алеева,

 Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак для 5-8 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2010).

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т.И.Науменко, В.А. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5 класс» (М.: Дрофа,2010), дневник музыкальных наблюдений, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б.Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» в 5 классе согласно учебного плана школы отведено 35 часов  в год (1 час в неделю).

В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков, развитие познавательных способностей детей, овладение ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; практическая направленность обучения.

Целью уроков музыки в 5 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Задачи музыкального образования:

  • Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • Содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • Способствовать развитию интереса к музыке;
  • Способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства;
  • Сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

  Тематическое построение этого учебного года предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Данная тема, как следует из учебного материала 5 класса предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее окружает. Рабочая программа предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки:

  • с литературой («общепрограммные) литературные произведения и жанры- например, сказки Г.-Х. Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»; жанр «музыкальная басня» - Г.Малер. «Похвала знатока»; общие для литературы и музыки понятия- интонация, предложение, фраза);
  • изобразительным искусством ( жанровые разновидности- портрет, пейзаж; общие для музыки и живописи понятия- пространство, нюанс, контраст, музыкальная краска и т.д.);
  • мировой художественной культурой (изучение особенностей художественных направлений, в частности импрессионизма);
  • русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «Описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»);
  • историей (изучение древнегреческой мифологии – пьеса К.-В.Глюка «Орфей»);
  • природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
  •   Междисциплинарные взаимодействия осуществляются либо при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов, либо «методом подхвата» ( сначала в одном предмете, затем в другом), что способствует более объемному его восприятию и усвоению.

Программа включена в инвариантную часть учебного плана

Структура рабочей программы

Рабочая программа по музыке для 5 класса включает следующие разделы:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебный план (раздел программы)
  4. Календарно-тематический план
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
  6. Список литературы

Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. В связи с тем, что в базисном плане школы количество часов в год 35, а в программе по музыке В.В. Алеева, Т.И.Науменко  содержится 34 часа, добавлен один час в форме творческого отчета в раздел программы «Музыка и изобразительное искусство»

Количество часов в год- 35

Содержание курса 5 класса(тема года-«Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах-«музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство»

Музыка рассказывает обо всём – (1 ч).

Древний союз – (3 ч).

Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема одна.

Музыка и литература (18 ч.)

Слово и музыка – 3 (ч).

Два великих начала искусства. «Стань музыкою слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией.

Песня – 3 (ч).

Песня – верный спутник человека. Обобщение 1 (ч). Мир русской песни. Песни народов мира.

Романс – 2 (ч).

Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств.

Хоровая музыка –(2 ч).

Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка. Обобщение – 1 (ч).

Опера – 2 (ч).

Самый значимый жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера.

Балет – 2 (ч).

Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже.

Музыка звучит в литературе -2(ч).

Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.

                           

                                              Музыка и изобразительное искусство (13 ч).

Образы  живописи в музыке. -2 (ч).

Живописность искусства. «Музыка – сестра живописи».

Музыкальный портрет. – 2 час.

Пейзаж в музыке. – 1 часа.

1 час обобщение

«Музыкальная живопись» сказок и былин.- 3 (ч).

Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке.

Музыка в произведениях изобразительного искусства. – 2( ч).

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Подводим итоги – 1 час.

Заключительный урок -1 час.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ)

п/п

Наименование раздела программы

Кол-во

часов

Форма контроля

МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБО ВСЕМ

4

1.

Музыка рассказывает обо всём

1

Устный опрос

2.

Древний союз

3

Устный опрос. Хоровое пение

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

18

3.

Слово и музыка

3

Устный опрос. Хоровое пение

4.

Песня

4

Устный опрос. Хоровое пение

5.

Романс

2

Устный опрос. Хоровое пение

6.

Хоровая музыка

3

Устный опрос. Хоровое пение.

7.

Опера

2

Устный опрос. Хоровое пение

8.

Балет

2

Устный опрос. Хоровое пение

9.

Музыка звучит в литературе

2

Устный опрос. Хоровое пение. Музыкальная викторина

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

13

10.

Образы живописи в музыке

2

Устный опрос. Хоровое пение

11.

Музыкальный портрет

2

Устный опрос

12.

Пейзаж в музыке

2

Устный опрос. Хоровое пение

13.

«Музыкальная живопись» сказок и былин

3

Устный опрос. Хоровое пение

14.

Музыка в произведениях изобразительного искусства

2

Устный опрос. Хоровое пение

15.

Подводим итоги. Обобщение по теме года «Льётся музыка, музыка…»

1

Устный опрос. Хоровое пение. Тест

16.

Урок-концерт

1

Устный опрос. Хоровое пение

               Всего часов

35

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Кол – во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

(знать, уметь)

Оборудование

Форма контроля

Д/З

Дата проведения

план

факт

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

МУЗЫКА РАССКАЗЫВАЕТ ОБО ВСЕМ

1

Музыка рассказывает обо всем

1

Особый аспект специфики музыкального искусства- соотношение его временной природы и художественно-смысловой  целостности.

Искусство- образное осмысление действительности

Знать о роли музыки в жизни человека;

понятие искусство.

Уметь исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох

М.Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение); В.Алеев, С.Маршак «Гвоздь и подкова» (слушание)

Устный опрос.

Составить устный рассказ

2

Древний союз.

Истоки

1

История развития музыки.

Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями

Знать, что является источниками вдохновения для композиторов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др.).

Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения

П. Чайковский

«Времена года. Октябрь»(слушание); М.Таривердиев. «Маленький принц» (пение).

Устный опрос.

Хоровое пение.

Подготовить сообщение

3

Древний союз.

Искусство открывает мир

1

Искусство-процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств

Знать: виды искусства; о роли музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произведения, используя приобретенные вокально-хоровые навыки

Р.Шуман.»Первая утрата» (слушание) М.Таривердиев «Маленький принц»(пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение

4

Древний союз.

Искусства различны, тема едина

1

Темы в искусстве. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме

Знать: основные темы в искусстве

Уметь приводить примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве

М.Глинка.»Я помню чудное мгновенье…» (слушание; М.Таривердиев «Маленький принц» (пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок (хлопками, постукиванием, голосом)

МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА

5

Слово и музыка. Два великих начала искусства

1

Музыка- вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. О чем говорит музыка

Знать:о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Уметь  характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении

Ф.Шуберт, В.Мюллер.«В путь» (из вокального цикла «Прекрасная мельничиха») (слушание)

Устный опрос

Составить кроссворд

6

Слово и музыка. Стань музыкою, слово!

1

Цикл. Циклические формы в музыке- музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл- объединение и целых произведений, каждое из которых может обладать или не обладать циклическим характером

Знать о различных жанрах вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки

М.Мусоргский.»Кот Матрос» (из вокального цикла «Детская») (слушание); Американская народная песня «Веселый мельник» (пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение

7

Слово и музыка. Музыка «дружит» не только с поэзией

1

Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта:

-музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.);

-литературный концерт;

-эстрадный

Знать понятие «песня без слов».

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера

Мендельсон. Песня без слов № 14;

П.Чайковский. Концерт № 1 (слушание). Американская народная песня «Веселый мельник» (пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Составить устный рассказ

8

Песня- верный спутник человека

1

Песня- наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Основные жанры музыкального искусства: песня-один из трех китов, на которых держится музыка (Д.Б.Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс

Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады.

Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера

В.Баснер, М.Матусовский. «С чего начинается Родина?» (слушание, пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подобрать песни по теме урока

9

Музыкальная палитра (заключительный урок 1 четверти)

1

Многообразие музыкальных жанров, тем. Музыка как вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой

Знать изученные понятия

Уметь применять полученные знания и умения, анализировать

Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору учащихся

Устный опрос

Составить музыкальный кроссворд

10

Мир русской песни

1

Русская народная песня-песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Народная песня не имеет определенного автора, или автор не известен. Типы песен, их определение.

Знать основные признаки народной песни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.

Русская народная песня «Ах ты степь широкая…»;

И.Козлов,обр.Н.Иванова» Вечерний звон» (слушание, пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок

11

Песни народов мира

1

Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен некоторых народов мира.

Сходство и различия песен разных народов. Песня- душа народа

Знать характеристику и отличия народных песен мира

Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию

Польская нароная песня «Висла»; Г.Малер, немецкая народная поэзия.

«Похвала знатока» (из вокального цикла «Волшебный рог мальчика»)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подобрать песню по теме урока

12

«Романса трепетные звуки..»

1

Жанр романса. Виды романсов (городской, бытовой, цыганский, песня-романс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Романс-камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Русский композитор Сергей Рахманинов

Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей

С.Рахманинов, И.Бунин. «Ночь печальна»;

М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о романсе. Ответить на вопрос: «В чем разница между романсом и песней?»

13

Мир человеческих чувств

1

Серенада- музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, мандолины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровождающие пение серенады: лютни, гитары, мандолины. Родина серенады- Италия, Испания

Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняются серенады

Х.Каррерас. «Серенада»; М.Глинка, Н.Кукольник. «Жаворонок» (хоровое пение)

Устный опрос

Составить устный рассказ о чувствах человека и их воплощении в музыке

14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме

1

Виды хоров: смешанный, детский,  хор мальчиков и юношей, мужской, женский хор. По манере пения различают: академические и народные хоры; по количеству участников: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональные, любительские, церковные

Знать виды хоров, хоровых произведений, авторов хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка

Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле (стройно), используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной

«Есть на Волге утес…» Русская народная песня; Д.Бортянский. «Многолетие» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о народной хоровой музыке

15

Что может изображать хоровая музыка

1

Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне: канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 16 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни

Знать о вечной теме в искусстве- высокой теме веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке.

 Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения

П.Чайковский. «Отче наш»; Г.Свиридов, С.Есенин. «Поет зима…» (из музыкальной поэмы»Памяти Сергея Есенина

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о хоровой музыке

16

Вокально-хоровая музыка- поет душа…(заключительный урок  II четверти

1

Выполнение заданий музыкальной викторины(олимпиадных) по вариантам.

Слушание и исполнение произведений по выбору

Знать названия изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках.

Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и называть их

Музыкальная викторина (олимпиада); Д.Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

---

17

Опера- самый значительный жанр вокальной музыки

1

Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опера- драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождается инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом

Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действа.

Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно, с точной интонацией

М.Глинка, С.Городецкий. Финальный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Устный опрос

Нарисовать рисунок по теме урока

18

Из чего состоит опера

1

Синтез искусств при создании оперного произведения. Части оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера- сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды.

Оперные голоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас

Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий

Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры

М.Глинка. «Мазурка» (из оперы «Жизнь за царя»); Н.Римский-Корсаков. Ария Садко(фрагменты из оперы) (слушание и анализ)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение

19

Единство музыки и танца

1

Жанры балетного искусства: балет-сказка, балет-симфония; драматический балет; модерн-балет; сюжетный балет. Хореография. Дивертисмент. Сценические костюмы артистов балета: пуанты, пачка, трико

Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержание балета

П.Чайковский. Вариация II (из балета «Щелкунчик»); И.Стравинский «Русская», «У Петрушки» (из балета «Петрушка»). Слушание, просмотр видеосюжетов

Устный опрос.

Хоровое пение

Составить кроссворд

20

«Русские сезоны» в Париже

1

Русская балетная школа. Российский балет возник при царе Алексее. Это был спектакль, поставленный офицером Н.Лимой на тему древнегреческогомифа об Орфее и Эвридике. Опера и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают ведущее положение в мире

Знать, что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержание, созданные средствами балетного искусства

И.Стравинский. «Петрушка»; П.Чайковский «Вальс цветов»(из балета «Спящая красавица»; переложение для фортепиано Н.Пановой) (слушание, хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение «Искусство балета»

21

Музыкальность слова

1

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог

Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет.

Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка

К.-В. Глюк. «жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М.Яковлев, А Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение

Устный опрос

Составить устный рассказ «Звучащее музыкой слово…»

22

Музыкальные сюжеты в литературе

1

Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т.п.). Проникновение музыкальных звуков в художественное слово, окружающих нас звуков- в мир искусства

Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.

Уметь определять в произведении сочетание музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ

Н.Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г.Свиридов. «Тройка»; П.Чайковский. «Песня жаворонка». М.Яковлев, А.Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подобрать песни по теме урока

МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

23

Живописность искусства

1

Изобразительность- это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Средства выразительности в искусстве

Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело, задорно, легко, стройно, в ансамбле

С.Прокофьев «Вариации Феи зимы» (из балета «Золушка»);Г.Струве. «Веселое эхо» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

--

24

Музыка- сестра живописи

1

Средства выразительности в живописи и музыке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. Музыка, звучащая с полотен

Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (альбом фортепианных пьес)(слушание, анализ)

Устный опрос.

Хоровое пение

Придумать ритмический рисунок

25-26

Может ли музыка выразить характер человека?

2

Выразительность- вторая сторона художественного образа, отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Для того, чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений. Музыка программная

Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятие «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка».

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слаженно песню

М.Мусоргский. «Песня Варлаама» (из оперы «Борис Годунов»), «Гном» (из фортепианного цикла «картинки с выставки»); Г.Гладков, Ю.Энтин. «Песня о картинах» ( хоровое пение)

Устный опрос

Подобрать песни по теме урока

27

Образы природы в творчестве музыкантов

1

Образ природы в живописи и музыке. Выразительные средства. Выразительность- отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям- пения птиц, звука шагов, шума ветра и т.д.

Знать определение понятия «музыкальный пейзаж»,основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, композиторов, изображающих природу.

Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни

М.Равель. «Игра воды» (фрагмент); П.Чайковский. «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»; Русская народная песня «Ты река ли моя…» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение

28

«Музыкальные краски» в произведениях художников- импрессионистов(заключительный урок III четверти

1

Творчество композиторов-импрессионистов

Музыкальный пейзаж у импрессионистов- это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует и в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.

Знать имена и творческую биографию композиторов импрессионистов; понятие «музыкальные краски».

Уметь приводить примеры «музыкальных картин», характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа

К.Дебюсси. «Облака»(из симфонического цикла «Ноктюрн»); М.Равель. «Игра воды» (фрагмент). Русская народная песня «Ты река ли моя…» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Составить устный рассказ о художнике-импрессионисте, композиторе- импрессионисте (на выбор)

29

Волшебная красочность музыкальных сказок

1

Роль сказки в музыке. Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы

Понимать роль музыки и проявление ее волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ

Закрепить вокально-хоровые навыки

И.Стравинский. «Заколдованный сад Кощея» (из балета «Жар-птица»); С.Никитин, Ю.Мориц. «Сказка по лесу идет» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о любимой музыкальной сказке

30

Сказочные герои в музыке

1

Разные облики и образы сказочных героев, воплощенные в музыке. Все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Характерные сказочные музыкальные интонации. Музыкальные инструменты, помогающие воссоздать образ сказочного персонажа

Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.

Закрепить вокально-хоровые навыки

М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»)

Устный опрос

Нарисовать сказочного героя из музыкальной сказки

31

Тема богатырей в музыке

1

Взаимосвязь музыки с живописью, литературой, театральным искусством. Любовь и уважение к искусству, к родине через знакомство с героями былин- русскими богатырями. Музыкальная характеристика сказочного персонажа

Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки.

Закрепить вокально-хоровые навыки

М.Мусоргский. «Богатырские ворота» («В стольном городе Киеве»); А.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»

Устный опрос.

Хоровое пение

Подготовить сообщение о воплощении богатырской темы в музыке

32-33

«Хорошая живопись- это музыка, это мелодия»

2

Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и живописи: они выполняют единую творческую задачу- создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение

Знать музыкальные и живописные средства выразительности

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент);

В.Семенов. «Звездная река» (хоровое пение)

Устный опрос.

Хоровое пение

Составить устный рассказ «Музыка, звучащая с полотен»

34

«Льется музыка, музыка, музыка…» (обобщение темы года

1

Понятие об эпизоде в музыке. Повторение знаний, понятий и определений. Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков. Подготовка к музыкальной викторине

Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка), полученные в процессе обучения за курс 5 класса

С.Семенов «Звездная река» (хоровое пение). Музыкальные эпизоды программных произведений для слушания

Устный опрос.

Хоровое пение

Выбрать понравившуюся для исполнения песню. Подготовить сообщение(презентацию) «Я люблю такую музыку»

35

Пусть музыка звучит нам во благо (урок-концерт)

1

Музыкальная викторина. Творческий отчет о проделанной за год работе. Исполнение любимых песен (по выбору). Слушание понравившихся произведений (по желанию)

Знать определения музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов.

Уметь определить на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать это произведение и его авторов (автора)

Фрагменты музыкальных произведений для слушания (задания викторины). Исполнение изученных песен (по желанию)

Устный опрос.

Хоровое пение

---

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ИТОГАМ 5 КЛАССА

Обучающиеся должны уметь:

-находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;

- уметь определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров;

- знать новые имена композиторов- К.Дебюси и М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с недублирующим  вокальную партию   аккомпанементом, пение а capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя

  1. Музыка.5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И.Науменко, В.В.Алеев.-М.:Дрофа, 2010.-190 с.
  2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс: пособие для общеобразоват. учреждений / Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.- М.: Дрофа, 2010.
  3. Музыка 5 класс: нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учеб.-метод.пособие / сост.Т.И.Науменко, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.- М.: Дрофа, 2006.-208 с.
  4. Музыка. 5 класс (Электронный ресурс) : фонохрестоматия на 2 СD / Т.И.Науменко, В.В. Алев.- М.: Дрофа, 2010. – 2 электрон.опт. диска (CD-Rom)
  5. Поурочные планы по музыке. 5 класс /Т.И.Науменко, В.В.Алеев/ автор составитель В.М.Сиренко.-М.: Владос, 2002.

Дополнительная литература

  1. Музыка. Большой энциклопедический словарь /гл.ред.Г.В.Келдыш.-М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
  2. Музыкальная литература /В.Н.Владимиров, А.И.Лагутин.- М.: Музыка, 1984
  3. ФинкельштейнЭ.И. Музыка от А до Я / Э.И. Финкельштейн.- СПб.: Композитор, 1997

Литература для учащихся:

 учебник Музыка.5 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И.Науменко, В.В.Алеев.-М.:Дрофа,

Интернет-ресурсы,которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов.

  1. Википедия. Свободная энциклопедия.-Режим доступа: http: // ru. Wikipedia.org/wiki
  2. Классическая музыка.- Режим доступа: http:// classic.chubrik.ru
  3. Музыкальный энциклопедический словарь.- Режим доступа: http://www.musik-dic.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П

Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы  «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...

Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса  разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...