"Хрустальная музыка зимы"
проект по музыке на тему
Проект "Хрустальная музыка зимы" основан на элементарном музицировании с дошкольниками. В проекте использована в основном игровая методика - игровой материал, игровой подход к преподнесению и разучиванию, игровое развертывание, игровая атмосфера, где органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей.
Цель проекта: Привлечение внимания к красоте зимних звуков природы. Развитие тембрового слуха, чувства ритма, воображения, ассоциативного мышления, способности к свободным образным импровизациям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_khrustalnaya_muzyka_zimy.doc | 87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышение квалификации) специалистов
"Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования"
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественно - эстетических дисциплин
Хрустальная музыка зимы
Проект
Исполнитель:
Петрова Людмила Ивановна,
музыкальный руководитель МДОУ
Консультант:
Шаталова Ирина Леонидовна - старший преподаватель
кафедры гуманитарных и художественно - эстетических дисциплин
Введение
В последние годы родители наших воспитанников озабочены, в первую
очередь, их интеллектуальным развитием, при этом взрослые не всегда задумываются об эмоционально - душевном благополучии своих чад.
Музыка в ряду других искусств имеет уникальный шанс помочь сделать жизнь ребёнка гармоничной. Стремясь приблизиться к выполнению поставленной цели нам, музыкальным руководителям, приходится искать новые формы, интересные подходы.
Впервые о "Методе проектов" заговорил Джон Дьюн (1859-1952), американский педагог - демократ, автор большого количества книг и статей о проблемах философии, психологии, этики, политики.
Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965), который разработал “проектную систему обучения” (“метод проектов”). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
“… дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С.Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нём дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью. “… плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить” (Ф.А.Дистервег).
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причём необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.
Заключительное интегрированное занятие проекта "Хрустальная музыка зимы" составлено по программе "Элементарное музицирование с дошкольниками".
Элементарное музицирование - это плод многих выдающихся музыкантов - педагогов и в первую очередь нужно назвать имя Карла Орфа.
Именно он создал уникальную работу под названием "Шульверг", состоящую из партитур, исполнение которых по силам детям, не имеющим музыкального образования. Музыкальные руководители, работающие по программе "Элементарное музицирование" в один голос утверждают, как это просто, легко, доступно и интересно. В основе музыкального занятия лежит творческая деятельность, объединяющая музыку, движение и слово в единое увлекательное импровизационное действие. В нём удивительным образом могут сплетаться необычный оркестр и дикламация, пение с игрой на инструментах, рассказ и простейший танец, приносящий удовлетворение от радости движения под музыку. Реализация предложенного проекта вовлекла в единое сотрудничество, как детей, так и взрослых: сотрудников детского сада, родителей.
Задачи, поставленные в проекте решались не только на музыкальных занятиях, но и на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации и т.д., что дало возможность педагогам экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая, таким образом, условие для развития творческих способностей. В проекте использована в основном игровая методика - игровой материал, игровой подход к преподнесению и разучиванию, игровое развертывание, игровая атмосфера, где органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей.
С детьми играют, но они не осознают, что их при этом учат!
Проект
Вид: творческий.
Участники: музыкальный руководитель и дети.
Возраст: 6-7 лет.
Срок реализации: 3 месяца.
Название проекта: "Хрустальная музыка зимы"
Цель проекта:
Привлечение внимания к красоте зимних звуков природы. Развитие тембрового слуха, чувства ритма, воображения, ассоциативного мышления, способности к свободным образным импровизациям.
Музыкальный руководитель призван помочь детям войти в мир музыки, понять ее законы, приобщиться к ее таинствам.
Задачи проекта:
Развивать эмоциональность детей, как важнейшей основы их внутреннего мира и способность воспринимать, переживать и понимать музыку.
Развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами.
Обогащать детские ощущения - зрительные, слуховые, тактильные, двигательные - в процессе музицирования.
Формировать качества. способствующие самоутверждению личности: свободы и самостоятельности и выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
Воспитывать интерес и любовь к музицированию.
Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках-инструментах
Создать условия для свободного экспериментирования ребёнка со звуком.
Установить взаимосвязи между самостоятельными умениями детей и высокой музыкой, исполнение которой пока недоступно,
Развивать навыки общения, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
1. Подбор иллюстраций о зиме:
"Зима" И. Шишкин.
"Взятие снежного городка" В. Суриков.
"На севере диком" И. Шишкин.
"Ледяные горы" И Айвозовский.
"Зимний пейзаж с избушкой" Ю. Клевер.
"Февральская лазурь" И. Грабарь.
2. Подбор музыкального репертуара о зиме:
Музыкально - ритмические движения, слушание, пение,
музыкально-дидактические игры, танцевальные импровизации
3. Подбор стихов, загадок, сказок о зиме.
4. Изготовление самодельных шумовых инструментов, предметов,
издающих звуки.
Погремушки , барабан, колокольчики, деревянные палочки,
музыкальная коробочка, треугольник, бубен, молоточек, румба,
бубенцы, рубель, колотушка, бамбузи, кастаньеты, "квакушка",
"шаркунчик" (маракасы), металлофон, "скрипунчик", "ветерок".
Основной этап.
1. "Зимние дорожки"
Экскурсии, прогулки в природу, наблюдения за зимними явлениями
(снегопад, метель)
2. "Где живут звуки?"
Слушать звуки зимы (завывание ветра, стук льдинок, скрип снега),
игры со снегом, строительство снежного городка, скульптур.
3. "Снежные узоры"
Изготовление зимнего коллажа.
4 "Зимние вечера" (чтение художественной литературы)
Сказки:
"Снегурочка", "Морозко", "Двенадцать месяцев", "Заюшкина избушка".
Стихи:
"Зима недаром злится" Ф. Тютчев, "Встреча зимы" И. Никитин,
"Зима" С. Маршак", "Снегирь" С. Алексеев,
"Мороз, солнце и ветер" А. Пушкин, "Снеговик на маскараде" Д. Крюс.
5.Исследовательская деятельность:
"Мусорная корзина"
Изготовление новых шумовых инструментов для озвучивания стихов,
сказок, загадок, придумывание им названия и освоение игры на них.
"В звуках мир наш отражён"
Опыты: "Музыка или шум", "Почему всё звучит", "Где живёт эхо",
"Как распространяется звук", "Как сделать звук громче?",
"Почему не слышно?", "Поющая струна", Передай секрет".
" Шкатулка с секретом"
Исследовать звуки деревянных, металлических, стеклянных предметов.
6 "Музыкальный калейдоскоп зимы"
Слушание:
"Зимнее утро", "У камелька" П. Чайковский, "Снежинки" А. Стоянов,
"Метель", "Романс" Г. Свиридов
Пение:
"Снежная песенка" Д. Львов - Компанеец, "Зимняя песенка" В. Витлин,
р.н.п. "Как на тоненький ледок", р.н.п. "Ой, ты, зимушка - зима",
"Зимушка хрустальная", "Падают снежинки", А. Ермолаев.
"Дидактические игры:
"Где живут звуки?", "Наше путешествие", "К нам гости пришли",
"Найди игрушку", "Чей это марш?", "Определи инструмент", "Тихие и
громкие звоночки", "Жмурки с колокольчиком", "Повтори песенку
колокольчика", "Какой бубенчик звучнее?".
Музыкально - ритмические движения:
"Тик-так" муз. С. Вольфензона, сл. Л. Барбос, "Марш" В. Васильев,
"Весёлые зайчики" М. Раухвергер, "Погремушки" В. Агафонников,
"Игра с колокольчиками" Н. Римский-Корсаков, "Лошадка" Е. Макшанцева.
Интегрированные занятия:
"Волшебные звуки зимы", "Зимушка - зима, как ты хороша!",
"Путешествие в мир музыки с волшебной кисточкой".
7. Знакомство с инструментами симфонического оркестра:
Струнные смычковые - скрипка, альт, виолончель, контрабас
Деревянные и медные духовые - флейта, гобой, кларнет, фагот, труба,
тромбон, валторна, туба, саксофон
Ударные - литавры, тарелки, ксилофон, барабан, перкуссия
Одиночные - арфа, фортепиано, орган.
8. Игры - фантазии, этюды, танцевальные импровизации.
"Сами песни сочиняем", "История одной снежинки", "Зимнее веселье",
"Зима белоснежная".
9. Коллективное музицирование:
Создание шумового оркестра "Бубенчики".
Заключительный этап
1. "Хрустальная музыка зимы" - интегрированное занятие.
2. "Мусорная корзина" - выставка самодельных инструментов.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.
2. Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, домра,
балалайка, бубны.
3. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны,
аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.
4. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.
5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки,
видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски.
6. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр,
магнитофон, компьютор, DVD – проигрыватель.
7. Сотрудничество с музыкальной и художественной школами г. Мариинска.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательного интереса у детей, расширение представлений о
музыке.
- Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным
произведениям классической музыки.
- Готовность воспринимать музыку, эмоционально откликаться на
выраженные в ней чувства и настроения.
- Вовлечение каждого ребёнка в творческую деятельность.
- Сформировать у детей представление о разнообразии музыкальных
инструментов и оркестров.
- Способствовать развитию Музыкальной Личности: мыслящей, с развитыми
музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.
Итог:
Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей
чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует
ничего невозможного! Необходимо лишь желать её слушать и уметь слушать
Содержание
1. Введение.......................................................................................................2
2. Проект
2.1. Цель и задачи проекта................................................................................4
3. Реализация проекта
3.1. Подготовительный этап..............................................................................6
3.2. Основной этап.............................................................................................6
3.3. Заключительный этап.................................................................................8
3.4. Ресурсное обеспечение проекта.................................................................8
3.5. Ожидаемые результаты и итог...................................................................9
4. Список литературы, ДВД -дисков. аудиокассет......................................11
5. Приложение
5.1. Интегрированное занятие "Хрустальная музыка зимы"
5.2. Видеоролик интегрированного занятия
Список литературы , ДВД - дисков, аудиокассет
1. Список литературы
1.1. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Музыка и чедеса [Текст], нотное приложение: учебн. пособие: Издательство "Композитор", 2000. - 77с.
1.2. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Этот удивительный мир [Текст]: учеб. пособие: Издательство"Композитор", 2005. - 71с.
1.3. Конкевич, С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития ребёнка: метод. пособие: Музыкальная политра, выпуск №3 (18), 2004 г. (С. 3 - 7).
1.4. Тютюнникова, Т.Э. Белая книга зимы [Текст]: Интегрированное занятие: Музыкальный руководитель, №5, 2004 г. (С 6 - 9).
1.5. Тютюнникова, Т.Э. Под солнечным парусом [Текст]: Учебно - методическое пособие: Музыкальная палитра, 2008 г. (С 5 - 68).
1.6. Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками [Текст]: Программа: Музыкальный руководитель, №2. 2004 г. (С 2 - 10).
2. Список ДВД - дисков, аудиокассет
2.1. Буренина. А.И. [Театральные шумы]: Аудиокассета к пособию: Театр
всевозможного.
2.2. Винни Пух и все все все [Сборник детских песен]: ДВД - диск,
трек №044.
2.3. Новогодние снежинки
[Фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения]: ДВД-
диск.
2.4. Музыка и чудеса.
[Фонограммы для прослушивания и исполнения]: ДВД - диск, треки №1,
№3, №15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сопоставление произведений искусств разных эпох в соответствии с сюжетной линией. Пейзаж в поэзии, живописи и музыке. Зима и лето.
Интегрированный открытый урок с учащимся 4-го класса школы искусств, посвящённый истории пейзажа в поэзии, живописи и музыке. Состоит из конспекта урока, презентации и самоанализа. Предназначен для ат...
I Муниципальный конкурс для учителей музыки Гусь-Хрустального района.
Впервые в Гусь-Хрустальном районе, я, как руководитель МО решила провести конкурс "Музыкальные эрудиты".Он проходит в два этапа. Выкладывю положение...
Методическое пособие для проведения экспедиции по изучению экологического состояния государственного природного заказника «Гусевской» в г. Гусь-Хрустальном и Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.
В ходе экспедиции организовано практическое обучение школьников основным методам ведения гидрологических, гидробиологических и экологических исследований.1. Изучени...
Музыкально-литературный час "Музыка зимы"
Сценарий составлен совместно с учителем чтения и ОПК Бузоверовой Н.А.Цель: через синтез искусств (музыка, поэзия, изо- и фотоискусство) прививать детям любовь к русской природе....
Внеклассное мероприятие "Музыка зимы"
Мероприятие составлено совместно в Полыгаловой Г.В....
Материалы к урокам музыки. Зима. Поэт-художник-композитор.
Дополнительные материалы к урокам музыки. Зима в произведениях В.Сурикова и М.Э. Фальконе....
Разработка занятия по внеурочной деятельности " Хрустальные переливы в музыке Ф. Шопена"
Внеурочное занятие способствовует расширению знаний о музыке Ф. Шопена, формированию представления об особенностях его композиторского творчества ...