ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И МХК
статья по музыке на тему

Байкалова Людмила Сергеевна

Использование мультимедийных технологий на уроках искусства является, по сути, универсальным средством наглядности,  которое помогает  расширить  кругозор  учащихся,  побудить  детей  самостоятельно добывать  информацию,  сформировать  интерес  к  предмету,  делая  обучение  ярким,  запоминающимся,  интересным.  ИКТ  предоставляет  широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает  творческий  процесс  увлекательным,  эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся. В работе приведены различные методы и формы использования компьютерных технологий на уроках Искусства.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Байкалова Л.С.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И МХК

Таймырское казенное образовательное учреждение «Караульская средняя школа-интернат»  п .Караул

baykalovi@mail.ru

   Анализируя свою работу и имея некоторые положительные результаты, тем не менее, зачастую ощущаю неудовлетворенность, видя неадекватность затрачиваемого мною труда той отдаче, которая проявляется в работе детей. Это заставляет вновь искать новые формы работы, новые подходы в организации деятельности учащихся на уроке. И в этом смысле использование ИКТ на уроке позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию учащихся, активизацию их познавательной и творческой деятельности. Еще  К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

  Использование мультимедийных технологий на уроках искусства является, по сути, универсальным средством наглядности,  которое помогает  расширить  кругозор  учащихся,  побудить  детей  самостоятельно добывать  информацию,  сформировать  интерес  к  предмету,  делая  обучение  ярким,  запоминающимся,  интересным.  ИКТ  предоставляет  широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает  творческий  процесс  увлекательным,  эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся.  

Кроме того, поскольку учебным  планом  предусмотрен  лишь  один  урок  музыки  в  неделю,  что недостаточно  для  увеличения интенсивности урока, его  насыщенности,   современные информационные технологии решают и эту задачу.

    Икт-технологии  в своей работе использую уже давно. 12 лет назад, в 2000 г., пройдя переподготовку в Академии повышения квалификации педагогических работников (Москва) и получив диплом Тьютора компьютерных технологий,  приложила немало усилий, чтобы обеспечить свой класс всем необходимым оборудованием (музыкальные центры, синтезатор, цифровое фортепиано, мультимедийный компьютер, различные музыкальные программы). Все это позволяет  сделать  уроки яркими, интересными  для детей, что является  одним  из главных принципов создания современного урока - принципа фасцинации (привлекательности).

Использование ИКТ позволяет по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.

И это тем более актуально (уверена - практически для всех школ), поскольку в школах обычно  отсутствуют необходимые наборы  портретов композиторов, таблиц, схем музыкальной формы, репродукций, иллюстраций.

При проведении уроков искусства  возможно использовать  ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.,
  • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
  • дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  • литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;
  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
  • синтезатор: различные аранжировки музыкальных произведений, исполнение мелодий инструментальных произведений соответствующим тембром, композиторское творчество.

В своей работе я также использую следующие готовые программные продукты. 

Мультимедийные  программы:

- Энциклопедия классической музыки. На CD-ROM представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.

-Мультимедиа-энциклопедия «Соната» 

Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты. Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для  работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности  учащихся. Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства. Кроме  исходных  информационных  источников, программа  содержит  инструменты  для  выполнения  творческих  заданий,  основанных  на собранном  в  энциклопедию  материале.  Таким  образом,  основным  способом  использования  энциклопедии может  стать  не  демонстрация  ресурсов  на  уроке,  а индивидуальная  работа  учащихся  с материалом, дополняющим  традиционные учебники и хрестоматии.

-История искусства

Электронное средство учебного назначения, которое представляет  набор информационных объектов, отражающих                      произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации и др.), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.

-Мировая художественная культура

Мультимедийные учебные пособия по МХК содержат информационные статьи, видеофрагменты по истории искусства, а также звуковые фрагменты  различных музыкальных эпох, начиная с древности и до наших дней. Использование данных учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии  знакомят детей с музыкальными инструментами и помогают услышать их звучание.

         Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по музыкальному искусству  учащиеся пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” на 10 CD и “Большая Советская Энциклопедия” на 3 CD, “Энциклопедия современной музыки” на 2 CD. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов.

-Шедевры музыки:  

  •  интерактивные  рассказы  о  80 шедеврах классической музыки;
  • - озвученные лекции, рассказывающие об эпохах и музыкальных жанрах;
  •  подробные  биографические  статьи  о  40 композиторах;
  • биографические  справки  о  композиторах,  музыкальных  деятелях, исполнителях и дирижерах;

Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке». 

Караоке  (в переводе  с  японского  –  «пустой  оркестр»)  давно пользуется популярностью среди детей.  В  результате  на  уроке  могут  появиться лучшие  образцы  киномузыки,  современной  эстрады.  Более  интенсивно  будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей. Караоке  способно  заменить  стандартное  музыкальное  сопровождение песни  на  аккомпанемент  эстрадного  ансамбля,  симфонического  или  духового оркестра. Особая  роль  принадлежит  использованию  микрофона.  Детям  нравится чувствовать  себя  настоящим  артистом.  Это  может  стать  дополнительным стимулом,  если  проводить  подобную  работу  в  системе  (запевают,  берут микрофон всегда лучшие).

Программа Power Point

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании всех дисциплин, которые веду в школе, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Методика подразумевает использование  мультимедийного  проектора.

При составлении презентаций в качестве «сырья» я использую содержимое CD и Интернет ресурсы, а также возможности компьютера, прикладных программ и приложений. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора, художника  или слайд-шоу. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Синтезатор на уроках музыки.

Клавишный синтезатор – компьютер со звуковой картой, объединяющий передовые технологии генерирования звука с цифровой электроникой. К безусловным достоинствам синтезатора относятся тембровое многообразие, насыщенность, объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем. При этом специфика инструмента требует от исполнителя владения более широким спектром навыков, чем игра на фортепиано. Синтезатор на уроках музыки призван облегчить процесс присвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности. В чем же состоят преимущества синтезатора? Прежде всего, – это многотембровость.  Не менее сотни (!) тембров даже в самой простой его современной модели способны ответить самым разнообразным запросам пользователя. Дополнительные эффекты: вибрато, портаменто, глиссандо, скользящая форманта, шумы и т.п. стимулируют фантазию музыканта в построении богатой насыщенной оригинальными звучаниями фактуры. Автоаккомпанемент,  возможность использования  которого предусматривает конструкция синтезатора, приближает его звучание к ансамблю или даже к оркестру, исполняющих музыку самых разных бытовых жанров и стилей, а ритмические сбивки, также заложенные в его памяти, оживляют это звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность. Секвенсор дает возможность учителю заранее записать свою композицию или отдельные ее фрагменты, например, трудные, эффектно звучащие места.

Таким образом, можно говорить об использовании на уроках ИКТ как о чрезвычайно мощном и полезном инструменте в педагогической деятельности любого учителя. Было бы желание и приобретение навыков работы с компьютером для оптимизации своей профессиональной педагогической деятельности.

 Литература и Интернет – ресурсы

I. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

II. Учебники и программы для общеобразовательных учреждений:

  1. Кабалевский Д.Б. программа «Музыка»
  2. Сергеева Г.П, Критская Е.Д., Шмагина Т.С.-  программа «Музыка. Начальные классы»
  3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. -  программа «Музыка. 5-7 классы»
  4. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. -  программа «Музыка. 5-9 классы»
  5. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Кашекова И.Э. -  программа «Искусство. 8-9 классы»
  6. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – учебник для учащихся 5 класса «Музыка»
  7. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – учебник для учащихся 6 класса «Музыка»
  8. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. – учебник для учащихся 7 класса «Музыка»

III. Методическая литература:

  1. Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.
  2. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.
  3. Красильников И.М. Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55 с.
  4. Красильников И.М. Содержание и методы обучения музицированию на компьютере в общеобразовательной школе // Искусство в школе. – 2003. – №3. – М. 58-63.
  5. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005. – №2. – М. 37-40.
  6. Материалы Всероссийской научно-практической конференции
    «МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ-2007». http://www.comuz.ru/conference/index_sbornik.html
  7. Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
  8. Селевко П.К. Современные педагогические  технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Использование компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную....

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"

Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...

Семинар "Использование компьютерных технологий на уроках музыки"

Использование ИКТ на уроках музыки Ссылка на презентацию к открытому уроку "Зимний пейзаж в поэзии и музыке" https://yadi.sk/i/lkv41r_438Mf9xСсылка на  MP3 файл к уроку  "Зимний пе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ  ...

Использование компьютерных технологий на уроках предмета Технология

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчест...

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не застави...