Рабочая программа по музыке 5 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыки, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации, 2-е издание, стереотипное, Дрофа. Москва, 2014г. Основой послужили Программно-методические материалы: Музыка, 5-8 кл. авт.-.сост. В. М. Самигулина.– Волгоград: Учитель, 2014.-154с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klassya_.doc | 149.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Раздел II. Пояснительная записка.
По этой программе я работаю в МОУ Дубёнской СОШ с 2006 года. В ее основе - курс В. В. Алеева, Т. И. Науменко, внутри которого мне хотелось уделить больше внимания теме воспитания музыкой. В данном случае материал 5 класса позволяет рассказать детям о том, насколько может быть богат и разнообразен внутренний мир человека, и что музыка, в содружестве с литературой и живописью, способна выразить и приумножить это богатство. Этим же целям служит выделение в программе 5-го класса темы "Вечная тема искусства", где показывается взаимосвязь иконописи, и музыки воплощение образа матери в светском и духовном искусстве. Эта тема раскрывается в контексте главной темы всего учебного года.
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыки, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации, 2-е издание, стереотипное, Дрофа. Москва, 2014г. Основой послужили Программно-методические материалы:Музыка, 5-8 кл. авт.-.сост. В. М. Самигулина.– Волгоград: Учитель, 2014.-154с.
Программа опирается на позитивные традиции, в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике.
Структура документа
Рабочая программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:
- титульный лист (приложение 1);
- пояснительная записка;
- содержание дисциплины;
- тематическое планирование (приложение 3);
- календарно-тематический план (приложение 2 примерная структура);
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- перечень учебно-методическоо обеспечения;
- список литературы.
Рабочая программа учебного курса музыки предназначена для обучения учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы.
Раздел III. Содержание дисциплины.
ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ?
Уро к 1. Искусство в нашей жизни . Моя родина- Россия и Мордовия.
Урок 2. Что я знаю о песне? История в музыке, музыка в истории.
Урок 3. Как сложили песню?
Урок 4. Песни без слов
Урок 5. Другая жизнь песни
Урок 6. Жанр кантаты
Урок 7. Опера
Урок 8. Балет
Урок 9. Превращение песен в симфонические мелодии
Контрольная работа.
ЧТО СТАЛО БЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО МУЗЫКИ?
Урок 1. Музыка - главный герой сказки
Урок 2. Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира?
Урок 3. Музыка- главный герой басни. Композиторы Мордовии.
Урок 4. Чудо музыки в повестях К.Паустовского
Урок 5. «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ)....
Урок 6. Музыка в жизни А. П. Гайдара
Урок 7. Музыка в кинофильмах. Композиторы Мордовии.
Контрольная работа.
МОЖЕМ ЛИ МЫ УВИДЕТЬ МУЗЫКУ?
Урок 1. Можем ли мы увидеть музыку?
Урок 2. Музыка передает движение
Урок 3. Богатырские образы в искусстве
Урок 4. Героические образы в искусстве
Урок 5. Музыкальный портрет. Наши святыни.
Урок 6. Музыкальный портрет
Урок 7. Музыкальный портрет
Урок 8. Музыкальный портрет
Урок 9. Картины природы в музыке
Урок 10. Можем ли мы увидеть музыку? (Обобщение). Любимые песни народов, населяющих Мордовию
Контрольная работа .
МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?
Урок 1. Можем ли мы услышать живопись?
Урок 2. Музыкальные краски. Путешествие в театр.
Урок 3. Музыкальная живопись и живописная музыка
Урок 4. Музыкальная живопись и живописная музыка
Урок 5. Настроение картины и музыки. Известные исполнители Мордовии
Урок 6. Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины
Урок 7. Вечная тема искусства.
Урок 8. Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (обобщение)
Контрольная работа .
Общая характеристика учебного предмета
Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта. Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой. Особое значение в начальной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего, исполнительской. Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи учебного курса:
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
– научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);
– содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
–воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
– всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
– способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
– научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
– сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
]
Приложение 2
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование Разделов и тем | Вид занятия | Кол-во часов | Виды | Дата проведения занятия | |||
Плани- руемая | Факти- ческая | |||||||
Самостоя тельная работа,ч | Контрольная работа,ч. | |||||||
Название Изучаемой Темы или раздела | ||||||||
1 | Что стало бы с музыкой , если бы не было литературы? | 9 | 01.09 06.09 | |||||
1.1 | Искусство в нашей жизни. Моя родина- Россия и Мордовия | Вводный урок. Беседа. | 1ч. | 08.09 13.09 | ||||
1.2 | Что я знаю о песне? История в музыке, музыка в истории | Беседа. Экскурсия. | 1ч | 15.09 20.09 | ||||
1.3 | Как сложили песню? Народные песни Мордовии | Беседа. Прослушивание. Разучивание. | 1ч. | 22.09 27.09 | ||||
1.4 | Песни без слов | Введение новой темы. | 1ч | Анализ произведения С.В. Рахманинова «Вокализ» | 29.09 04.10 | |||
1.5 | Другая жизнь песни | Ведение новой темы. | 1ч. | 06.10 11.10 | ||||
1.6 | Жанр кантаты | Беседа. Прослушивание | 1ч. | 13.10 18.10 | ||||
1.7 | Опера | Беседа. Прослушивание. | 1ч | Анализ колыбельной Волховы. | 20.10 25.10 | |||
1.8 | Балет | Урок повторения и углубления темы. | 1ч. | 27.10 01.11 | ||||
1.9 | Превращение песен в симфонические мелодии | Обобщающий урок. К. р. | 1ч. | Что стало бы с музыкой , если бы не было литератуы? | 10.11 15.11 | |||
2 | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | 7 | 17.11 22.11 | |||||
2.1 | Музыка - главный герой сказки | Вводный урок. | 1ч. | 24.11 29.11 | ||||
2.2 | Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира? | Урок расширения и углубления темы. | 1ч. | 01.12 06.12 | ||||
2.3 | Музыка- главный герой басни. Композиторы Мордовии. | Беседа. Прослушивание. Экскурсия. | 1ч. | Анализ фрагмента из Квартета №2 А.П. Бородина. | 08.12 13.12 | |||
2.4 | Чудо музыки в повестях К.Паустовского | Беседа. Диалог. | 1ч. | 15.12 20.12 | ||||
2.5 | . «Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э. Григ).... | Урок расширения и углубления темы. | 1ч. | 22.12 27.12 | ||||
2.6 | Музыка в жизни А. П. Гайдара | Беседа. Диалог. | 1ч. | Анализ эпизодов из произведений А. Гайдара. | 29.12 | |||
2.7. | Музыка в кинофильмах. Композиторы Мордовии. | Обобщение темы четверти. К.р. | 1ч. | Что стало бы с музыкой , если бы не было литерату ры? | 29.12 | |||
3 | Можем ли мы увидеть музыку? | 10 | ||||||
3.1 | Можем ли мы увидеть музыку? | Введение в тему урока. | 1ч. | |||||
3.2 | Музыка передает движение | Беседа. Прослушивание. | 1ч. | Анализ песни «О тачанке» | ||||
3.3 | Богатырские образы в искусстве | Прослушивание и разучивание. | 1ч | |||||
3.4 | Героические образы в искусстве | Беседа. Прослушивание. | 1ч. | Анализ музыкальных произведений. | ||||
3.5 | Музыкальный портрет. Наши святыни. | Беседа. Экскурсия. | 1ч. | |||||
3.6 | Музыкальный портрет | Беседа. Биографический очерк М.П. Мусоргского. | 1ч. | |||||
3.7 | Музыкальный портрет | Урок расширения и углубления темы. | 1ч. | |||||
3.8 | Музыкальный портрет | Урок расширения и углубления темы. | 1ч. | |||||
3.9 | Картины природы в музыке | Введение в тему урока. Беседа. Прослушивание. | 1ч. | |||||
3.10 | Можем ли мы увидеть музыку? (Обобщение). Любимые песни народов, населяющих Мордовию | Беседа. Прослушивание. Обобщение темы четверти. К.р. | 1ч. | Можем ли мы увидеть музыку? | ||||
4 | Можем ли мы услышать живопись? | 8 | ||||||
4.1 | Можем ли мы услышать живопись? | Введение в тему урока. | 1ч. | |||||
4.2 | Музыкальные краски. Путешествие в театр. | Путешествие Экскурсия. | 1ч | |||||
4.3 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Беседа. Прослушивание. Разучивание. | 1ч | Терминологическая работа. | ||||
4.4 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Беседа. Прослушивание. Разучивание. | 1ч. | |||||
4.5 | Настроение картины и музыки. Известные исполнители Мордовии | Беседа. Прослушивание. Разучивание | 1ч. | |||||
4.6 | Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины | Урок расширения и углубления темы. | 1ч. | Виды церковного звона. | ||||
4.7 | . Вечная тема искусства | Беседа. Прослушивание. Разучивание | 1ч. | Тест. | ||||
4.8 | Взаимосвязь музыки, литературы, живописи (обобщение) | Обобщение темы четверти. К.р. | 1ч. | Можем ли мы услышать живопись? | ||||
Итого | 34 | 8 | 5 |
Приложение 3
Тематическое планирование по дисциплине «музыка»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка Учаще- гося,ч. | Из них | ||||
Теорети- ческое обучение | Лабора- торные и практические работы,ч. | Контроль- ная работа, ч. | Экскур сия, ч. | Самосто-ятельная работа, ч. | |||
1 | Что стало бы с музыкой , если бы не было литературы? | 9 | 5 | - | 1 | 1 | 2 |
2 | Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? | 7 | 3 | - | 1 | 1 | 2 |
3 | Можем ли мы увидеть музыку? | 10 | 6 | - | 1 | 1 | 2 |
4 | Можем ли мы услышать живопись? | 8 | 4 | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 18 | 5 | 4 | 7 |
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю).
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс музыки 5 класса
Требования заключаются:
– в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученых из учебников для 5, класса);
– в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
– в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру, музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы
учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;
– в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности понимании их неразрывной связи;
– в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
– в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения ]
различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосов и дыханием в период мутации).
– учащиеся должны знать имена известных композиторов и исполнителей Мордовии.
Раздел V. Литература и средства обучения
Список литературы
Основная
Составлен в соответствии с программой, утверждённой МОРФ Д. Б. Кабалевского, реализуемой на основании учебно-методического комплекса Т. Н. Науменко, В. В. Алеева «Музыка 5 класса. Москва – 2014 год.
Используемая учебно-методическая литература:
Основной учебник Т. И. Науменко В. В. Алеева «Музыка 5 класса. «Уроки музыки и МХК» – учебное пособие Н. Б. Абудеева, Саранск – 2014 год.
Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: Метод.пособие / Сост. Т. И. Науменко, В. В. Алеев.– 7-е. изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 248 с.:
Дополнительная литература:
1. Книга о музыке «Про трёх китов» Д. Б. Кабалевский.
2. Учебно-методические пособия: научно-методический журнал «Музыка в школе».
3 «Сказка о музыке» А.В. Светличная.
4. «Русская опера и опера народов СССР» В.А. Панкратова, Н.Н.Кондратюк .
5.«Музыка в школе» .
6.Игры, конкурсы, тесты.
7.Разработки уроков «Музыка 2-8 классы» Художественно образное развитие школьников. Н.Б.Абудеева, Л.П. Карпушина. Волгоград, 2009 г.
8.Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов.композитор, 1977.
9.Кошмина И.В., Алев В.В. Духовная музыка:Россия и Запад// Программы общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1994.
10.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.
11.Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.
12.Стулова Г.П. что необходимо знать учителю-хормейстеру для правельной организации вокальной работы с детьми: Сб. науч. трудов МПГУ. М.: Прометей, 2003. С. 311-316
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
- Диски: «Фонохрестоматия 5 класс».
- Кассеты: «Музыка 5 класс», «Русские композиторы», «Шедевры инструментальной музыки».
- Магнитофон.
- Компьютер.
- Презентации.
- Интерактивная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по Музыке 5 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 6 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по Музыке 7 класс (в рамках ФГОС ООО) на основе авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...