Проект "Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра"
проект по музыке (7 класс) по теме
Конспект, презентация и анкета к исследованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshloe_nastoyashchee_i_budushchee_muzykalnogo_teatra.doc | 75.5 КБ |
anketa_k_proektu.doc | 24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проект по музыке «Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра».
Цель проекта:
- формирование навыков учебно-исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей учащихся, реализация личностно – ориентированного подхода в обучении;
- популяризация театрального искусства.
Задачи проекта:
- сформировать представление об истории театра;
- показать многообразие музыкального театра;
- расширить и систематизировать базовые знания с использованием дополнительных образовательных ресурсов;
- воспитать у ребят интерес к театру.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята, коллеги! В наш век компьютерных технологий, интернета, мы всё реже находим время на общение друг с другом, посещение картинных галерей, театров. И всё чаще в зале театра можно увидеть свободные места. Почему же это происходит? Почему живое общение мы легко можем променять на виртуальный мир компьютера. Всё это очень волнует меня и думаю, взволновало большинство ребят нашего класса, поэтому мы с ребятами работали над проектом по теме: «Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра».
Исследовательскую работу проводили 4 группы:
- Знатоки истории театра;
- Служители Музы – артисты театра;
- Зрители, без которых театр существовать просто не может;
- Журналисты, которые всегда следят за культурной жизнью и новинками театра, а иногда могут и покритиковать.
В ходе работы над проектом у нас образовалась ещё одна группа, это ребята, которые не испытали особого желания узнать что-либо о театре, поэтому я не стала заставлять их, но сегодня мы посмотрим, изменилось ли их отношение к театру.
Ну что ж, в течение урока мы проследим за тем, как развивался театр, и постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли нам театр, если нужен, то зачем? И есть ли у театра будущее?»
Под звуки этой прекрасной музыки, начнём путешествие в прекрасный мир театра, и приглашаем наших гостей, для которых мы приготовили пригласительные открытки, которые будут напоминать вам о нашем уроке.
Ребята, как вы думаете, с чего же нам с вами нужно начать наше путешествие?
Знатоки: Я думаю, что начать нужно с ответа на вопрос: «А что же такое театр?»
Знатоки: Театр – это вид искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора передаются зрителям при помощи игры актёров, а теперь интересно, как на этот вопрос ответят зрители.
Зрители: 1. Театр – это мысли свободный полет,
Театр - здесь фантазия щедро цветет.
В театре сердец расплавляется лед.
И чудо рождается здесь с третьим звонком.
Театр - здесь искусства в едино сплелись.
Театр - здесь мечта и реальность слились.
Театр - здесь все помыслы тянутся ввысь.
И чудо рождается здесь с третьим звонком.
2. А я о театре хочу сказать следующее:
Театр, ты остров в бушующем море,
Щедрый оазис с прохладной водой.
С сердцем распахнутым,
В радость и в горе
Я прихожу на свиданье с тобой.
Журналист: Рита, не могла бы ты рассказать о том, какие виды театров существуют?
Знатоки: Существует несколько видов театров: думаю, что не ошибусь, если скажу о том, что знакомство с театром каждый из нас начал с кукольного театра; для каждого человека большой интерес представляет драматический театр, ну и, конечно, музыкальный , который называют театром оперы и балета.
Журналист: Мы провели анкетирование и выяснили, какой же театр является любимым у учащихся нашего класса, наших родителей, учителей и наших учеников из 7-8 класса. И вот что у нас получилось: (результаты анкетирования)
Ребятам нашего класса нравится Калужский театр, многим ребятам и нашим родителям Тульский драматический театр. Мы забеспокоились и решили узнать, почему же только 3 нашим одноклассникам нравятся музыкальные спектакли. Поэтому следующий вопрос нашей анкеты был такой: «В каком театре вы были?». (результаты анкетирования)
Оказывается только никто в нашем классе не был в театре оперы и балета, а как может нравится то, чего никогда не видел.
Также мы решили выяснить, с кем ребята обычно бывают в театре? (таблица)
Оказалось, чаще всего в театре мы бываем с классом и со своим классным руководителем.
А вот с кем же ребята хотят пойти в театр? (таблица)
Ребята нашего класса очень хотели бы пойти в театр вместе с родителями, а ученикам 7-8 класса и с одноклассниками в театре хорошо!
Журналист: Театров существует множество, а с чего же всё началось, когда появился первый театр?
Знатоки: Мы изучили историю театра и выяснили, что первые театры появились уже в Древней Греции. В древнегреческой трагедии соединялись драма, танец и музыка.
Знатоки: А я хочу добавить, что спектакли были платными
Журналист: Значит, беднякам вход в театр был закрыт?
Знатоки: Беднякам выдавались специальные деньги. «Билетами» служили свинцовые или круглые жетоны.
Журналист: А как вы считаете, любили греки такие спектакли?
Знатоки: Учитывая то, что театры могли вмещать 17000 человек и больше, свидетельствует о том, что желающих было много.
Журналист: А почему артисты были в масках?
Знатоки: Огромные размеры театров привели к необходимости использовать маски. Черты лица актёра зрители не смогли бы разглядеть.
Журналист Я думаю, что самое время сказать музыкантам о том, какие музыкальные инструменты звучали в античном театре?
Музыкант: Начну с того, что музыка занимала большое место в общественной жизни Античного мира. Основные инструменты - лира, кифара и духовой инструмент – авлос.
Певец: А я хочу добавить, что театральные зрелища сопровождали гигантские хоры. Слово хор греческого происхождения, что в переводе означает толпа, ну а вообще, это музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов).
Танцор: В спектаклях и танцу уделялось большое внимание. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого они надевали особые деревянные сандалии. Иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет - устричных раковин.
Знатоки: Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно от античной трагедии тянутся нити к европейскому музыкальному театру.
Журналист: Как же история театра развивалась дальше?
Знаток: После падения Римской империи Европа долгое время не знала развитого театрального искусства. И только на рубеже 15-16 в. в Италии, Испании и других городах Европы возрастает интерес к культуре Античности и, конечно, возрождается античный театр.
Журналист: Театр продолжает жить, а что же с музыкальным театром?
Знаток: В конце 16 в. в Италии возник новый вид искусства – опера. Опера – это жанр вокально - драматического искусства. В основе оперы лежит либретто (словесный текст). В опере объединяются вокальная и симфоническая музыка, драматургия, танец, изобразительное искусство.
Зритель. Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно уже привыкли, вдруг, вместо того, чтобы разговаривать, запели?! «Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! – писал один из критиков. – Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией». И всё – таки опера стала распространяться по всему миру, всё больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей – зрителей.
Певец: Существуют разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры.
Танцоры. Также опера может включать балетные сцены.
Журналист: Эти балетные сцены исполняют сами артисты оперы? Они ещё и танцуют?
Танцоры. Нет, балетные сцены исполняются балетной труппой.
Журналист: Музыканты, какие же инструменты аккомпанируют артистам в опере?
Музыканты. С возникновением музыкального театра в спектаклях участвует симфонический оркестр.
Журналист: Весь большой симфонический оркестр ?
Музыканты. Большой симфонический оркестр включает в себя около 100 человек, в музыкальном театре участвует около 30-50 .
Журналист: Где же находятся музыканты во время спектакля?
Музыкант: Оркестровая яма - так называется место перед сценой, где находятся музыканты и дирижёр. А вот дирижёру приходится не только дирижировать музыкой, но и следить за тем, что происходит на сцене.
Знаток: Однажды я прочитал рассказ о впечатлениях, полученных от оперы знаменитым писателем и искусствоведом Ираклием Андрониковым. Вот как он описывает выступление оперного певца в спектакле: « Когда ему надо было опереть звук, он приподнимал плечи и чуть-чуть откидывался… И зал тоже откидывался.
Когда он исполнял распевные фразы, он и руками пел. И зал следил за его руками и шевелился.
Когда ему предстояла высокая нота, он принимал позу, словно собирался выжимать тяжесть. А получалось легко. И зал вместе с ним с лёгкостью брал эту тяжесть и ликовал. Когда же певец сомкнул губы, театр взорвался и рухнул! Рухнул стеной аплодисментов, восторга, радости и благодарности.
Зритель. Думаю, что эти строки ярко показывают, насколько всех, и зрителей, и артистов захватывает происходящее и равнодушных быть просто не может.
Ж. А сейчас, используя результаты анкетирования, мы посмотрим, как же люди относятся к опере? (таблица)
Очень жаль, что всё-таки есть ребята и родители, которые к опере равнодушны или ничего в ней не понимают. Надеюсь, что так ответили те, кто оперу никогда и не видел.
Учитель. Ребята, сейчас мы с вами посмотрим фрагмент оперы, и вы увидите насколько это интересно.
(Просмотр фрагментов оперы, в которых: звучание оркестра, ария, танцевальные сцены, хоровые сцены).
Знатоки: А мы идём дальше и сейчас поговорим об удивительнейшем виде музыкального театра – балете.
Знатоки: БАЛЕТ - вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 в.. Танцы сопровождают жизнь человека с древних времён, поэтому удивительно, что балетный спектакль появился в истории культуры лишь в 18 веке.
Расцвет его наступил в 19 в. и связан с выдающимся балетмейстером Ф. Тальони, ставившего балеты для своей дочери.
Журналист: Кристина, напомни, пожалуйста, чем танец в балете отличается от обычного танца?
Танцоры: Артисты в балете танцуют на пуантах, слово пуанты в переводе означает остриё, кончик. Поэтому танцоры танцуют в специальной обуви, буквально на кончике пальцев.
Танцоры. В балете используют такие термины как па, па-де-де, па-де-труа. Слово па имеет франц. происхождение и означает движение классического танца. Па-де-де – это основная музыкально- танцевальная форма, состоящая из танца, который исполняет мужчина и женщина сначала сольно, а потом совместно.
Журналист: К опере балетная группа имеет непосредственное отношение, мы в этом убедились, значит и артисты оперы в балете участвуют?
Певец: Да, ты права, в некоторых фрагментах балета хоровой оперный коллектив принимает участие, чтобы подчеркнуть красоту музыки.
Музыкант: Так же как и в опере, в балете звучит музыка, которую исполняет симфонический оркестр.
Танцор: Лично я к балету не могу быть равнодушной, поэтому хочу прочитать следующие строки:
Дышать и жить
Дышите, балерина,
Пусть лучше зритель задохнётся счастьем,
Следя за облаками кринолина,
Целующими тонкие запястья.
Прочтите жизнь на кончике пуантов:
На краткий миг она остановилась,
Чтобы измерить интервалом такта любовь.
И жить во славу и на милость вам,
Замершим дыханием в партере
И тем, кто в этот вечер tet-a-tet
С бессмертием, потерянным в Эдеме,
Столкнулся в мире названном БАЛЕТ.
Танцор: Думаю, что после звучания этих прекрасных строк мы обязательно должны посмотреть фрагмент балета.
Журналист: Об отношении к опере мы знаем, теперь узнаем, любите ли вы балет? (таблица)
Здесь мнения разделились, и мы решили узнать, что вам нравится больше балет, или опера? (таблица)
Вот такие результаты у нас получились, к сожалению многие ответили, что им ничего не нравится.
Знаток: Ну что, идём дальше?
Зритель: Ребята, подождите, мы поговорили о танцорах, певцах, музыкантах, но ведь спектакля просто бы не было, если бы не работа костюмеров, гримёров, осветителей, художников.
Зритель: Да, ты прав, люди, эти люди всегда остаются за кадром, но труд их не остаётся не замеченным, имена хореографов, художников-постановщиков, художников по свету, костюмеров, художников-модельеров всегда присутствуют в программках спектакля.
Знаток: Ребята, думаю, всем будет интересно посмотреть на знаменитые музыкальные театры мира. Итак, начнём путешествие…
Зритель: Когда люди заходят в театр, то они попадают в особенный удивительный мир.
(После слайда Гранд опера)
Повсюду гордое величье:
Картины, фрески, зеркала,
Колонны в мраморном обличье,
Атлас и злато без числа....
На стенах, росписью увитых,
Портреты именитых лиц:
Певцов, танцоров, танцовщиц,
Всему Парижу знаменитых...
Зритель: Во время слайда «Большой театр» читает:
На шумной площади столицы
Стоит он, величав и строг,
Широкогрудый, светлолицый
Искусства русского чертог!
Вхожу… Не говоря ни слова,
Театр к себе как будто ждёт…
Я слышу голос Годунова…
Я вижу лебедей полёт!
Большой! Старинный, многострунный…
Пожар и войны, мрак и свет –
Он видел всё, но сердцем юный.
А ведь ему за 200 лет!
Алла Перфилова.
Зритель: Посещение театра было особенным событием, дамы надевали свои лучшие наряды.
Журналист: А вот как готовятся к посещению театра наши одноклассники? На вопрос: «В какой одежде вы бы пошли в театр?», они ответили так: (таблица)
Мы видим, что некоторые ребята готовы отправиться в театр в джинсах и майке и даже в спортивном костюме. Конечно, эта одежда не подходит. Но есть и такие, кому совершенно всё равно в чём идти, и они в театр могут пойти в чём придётся.
Знаток: В 50-е годы 19 века во Франции появился новый жанр муз. театра оперетта. В переводе с итальянского оперетта- это маленькая опера. Музыкальные номера в этом спектакле сочетаются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных. Музыка оперетты носит лёгкий характер, хотя наследует традиции академической музыки.
Учитель: Ребята, сейчас вы увидите фрагмент спектакля. Подумайте, что это за спектакль? (Просмотр фрагмента мюзикла)
Знаток: В конце 19 века в Америке возник МЮЗИКЛ - музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств.
Центром мирового мюзикла по праву считается Бродвей, один из районов Нью-Йорка — именно там были поставлены самые известные мировые мюзиклы: «Моя прекрасная леди», «Чикаго» , «Кошки», «Призрак оперы» и многие другие.
Первый мюзикл, который целиком и полностью является российским — «Норд-Ост» (премьера в октябре 2001), в основу которого лег роман В. Каверина «Два капитана».
Музыкант: В мюзикле может звучать как симфонический оркестр, так и эстрадные инструменты.
Певец: Что касается вокального исполнения, то в мюзикле оперное исполнение гармонично существует с эстрадным, в мюзикле также как и в опере есть арии, речитативы и дуэты.
Журналист: По результатам анкетирования мы узнали, какие мюзиклы самые популярные среди наших одноклассников, учителей и родителей. Это мюзикл «Кошки».
Танцоры: в мюзикле артисты сами исполняют танцевальные номера.
Знатоки: Ещё один вид музыкального театра – рок-опера. Это театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Музыка пишется и исполняется в рок- стиле. Главные партии в рок - операх поют известные рок- музыканты и солисты рок- групп. Самой знаменитой рок – оперой является «Иисус Христос – суперзвезда». Первая рок-опера в России «Юнона» и «Авось» была написана композитором А. Рыбниковым. В настоящее время этот вид музыкального спектакля продолжает развиваться.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, какое было отношение к театру у вас до начала работы над проектом.(Таблица). Потребность посещать театр была только у 4 человек, 2 человека считали, что театр совсем не нужен, но тем не менее не отказываются от посещения и при случае в театр бы пошли 8 человек. Думаю, что если бы в нашем городе был театр , то желающих посетить его было бы гораздо больше.
Ребята, изменилось ли у вас отношение к театру после работы над проектом? Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. Эти слова сказал Ираклий Андроников.
Ребята, как вы думаете, есть ли у театра будущее? (Ответы детей)
После работы над проектом мы сделали следующие выводы:
- Ребятам было интересно собирать материал о театре и его истории;
- Ребята стали с большим интересом относится к театру;
- У большинства ребят появилось желание посетить театр оперы и балета.
Предварительный просмотр:
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты
1.Ваше отношение к театру
А) я к нему равнодушен;
Б) не могу без него жить;
В) да зачем он вообще нужен;
Г) на досуге можно и сходить.
2.Вы часто бываете в театре?
А) 1-2 раза в год;
Б) ни разу не был;
В) хожу в театр постоянно;
Г) сам не хожу и вам не советую.
3.В каком театре Вы были?
А) в кукольном;
Б) в театре юного зрителя;
В) в драматическом;
Г) в театре оперы и балета?
4.Какой театр вам нравится больше других?
А) кукольный;
Б) театр юного зрителя;
В) драматический;
Г) театр оперы и балета?
5.Как Вы относитесь к опере?
А) ничего в ней не понимаю;
Б) слушаю, затаив дыхание;
В) равнодушно.
6. Вам нравится балет?
А) безусловно, я им покорён;
Б) нет, это мне не по душе.
7.Что вам нравится больше
А) балет;
Б) опера;
В) мне ничего не нравится?
8. Какие мюзиклы вы знаете и видели? Перечислить.
9. Хотели бы Вы сами принять участие в театральной постановке?
А) да;
Б) нет.
10. В какой одежде Вы бы пошли в театр?
А) в вечернем платье, костюме;
Б) в джинсах и майке;
В) в спортивном костюме;
Г) в чём придётся.
11. С кем вы обычно ходите в театр?
А) с семьёй
Б) с классом
В) с друзьями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Энергетика Башкортостана:настоящее и будущее.
Презентация используется на семинаре, посвященном предприятиям энергетики, для старшеклассников....
Самостоятельная работа по теме: Сослагательное наклонение I (нереальное условие в настоящем и будущем времени)
Работа выполнена частично в тестовой форме, что облегчает проверку учителем...
ВИКТОРИНА ДЛЯ НАСТОЯЩИХ И БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Презентация выполнена на основе викторины, автором которой является Агеева Инеесса Дмитриевна,создатель сайта "Методическая копилка учителя,воспитателя,родителя".Презентацию(меняя фон и оформление) мо...
Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"
Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...
Конструкт занятия музыкально-художественной деятельностью «Путешествие в мир музыкального театра"-старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Занятие дает возможность познакомить детей с волшебным миром театрального искусства, заглянуть в таинственное "закулисье" и самим выступить в роли актеров...
Кроссворд музыкальных терминов для урока музыки в 4 классе "В музыкальном театре"
Использовать на обобщающем уроке "В музыкальном театре" в 4 классе...
Статья "Музыкальный театр: от закулисья к сцене". Методическое сопровождение подготовки школьников к городскому конкурсу музыкально-театральных проектов "Увертюра"
Беседа о создании спектакля «Снегурочка»...