Фольклорный праздник «Вечер у колыбельки»
методическая разработка по музыке на тему

Коптик Елена Сергеевна

Данный материал может быть интересен учителям музыки, педагогам организаторам, педагогам дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koptik_e.s._folklornyy_prazdnik_vecher_u_kolybelki.docx24.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Вечер у колыбельки»

Цель: Приобщать учащихся к традиционной культуре России, через знакомство с русской колыбельной песней.

Задачи:

-познакомить учащихся и педагогов с историей и сюжетно-образной основой колыбельных;

- формировать представления о роли народной колыбельной в жизни малыша;

- выучить традиционные колыбельные песни с ребятами;

- популяризация утраченной традиции исполнения русской колыбельной песни.

Ход праздника

(Выходят ведущие)

-Добрый день вам и поклон, гости дорогие!

-Доброго здоровья, старые и молодые!

-Рады видеть всех на посиделках!

-Радовать будем сегодня вас песнями!

 Необычными, да колыбельными.

-Чья песня лучше исполнится,

 Та гостям и запомнится.

-Ну а как же их петь покажем на деле.

 Ведь все мы выросли из маленькой колыбели.

-Пусть колыбельные на наших посиделках

Звучат, исполняются,

А будущие мамы и папы

Детей нянчить научаются.

-В Дагестане о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен».

-Как вы думаете, почему сложилось такое мнение?

(Дети отвечают)

-Совершенно верно. Тот, кто в детстве тихую мамину колыбельную может считать себя счастливым человеком.  Потому что эти слова соединялись для него с самым родным голосом, голосом мамы, нежным, полным ласки, а порой и печали. Спокойно и уютно малышу, когда он слышит этот голос. Ведь вместе с колыбельной мамы входит в сознание маленького человека глубочайшее, почти подсознательное ощущение, что добро есть.

У кота ли, у кота,

Колыбелька золота,

У Ванюши моего,

Есть получше его.  

-Так укачивали младенцев наши бабушки. И неважно, была ли у ребенка «золотая колыбелька» или же он спал в простой деревянной люльке, - засыпая, он слышал одни и те же напевы. Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.                                                                                                          

 - В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.                                                                                                                                             Называли люльки зыбками, байками. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.                                                                                                                                                                      - Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.                                              

- Матери готовили полог на зыбку, который защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил.                                                                                      

 - Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.                                      

- В городах использовались больше кроватки-качалки по типу «ваньки-встаньки». Такая колыбелька качалась из стороны в сторону от легкого прикосновения, ее лишь стоило немного отклонить.                                                                                                  

(Дети разглядывают люльки)                                                                                                

 - С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве. Например, младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.                                                                          

 - На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.                                                                                                        - Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома. - Часто в  ногах вырезался крест. Это значило, что все люди ходят под Богом.                      

- Да, в таких колыбельках и сон наверняка был сладким.  Качая зыбку много веков назад, сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.                                                                                    - Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать).                                                                            

- Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребёнка в колыбели или на руках.                                                  

- Многие считают, что колыбельную песню поют только с целью облегчить засыпание ребенка. А на самом деле колыбельные песни для детей – это целый мир. Они помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.                                                                                                  

(Девочка поет колыбельную «Спи, сыночек мой, усни»)                                  

-В колыбельных песнях отражена четкая целостная картина мира, жизни и предназначения Человека, которую малыш усваивал с первых дней жизни.

(Исполняется колыбельная «Ветер горы облетает»)
- Давайте вместе расскажем, о чем повествует младенцу эти колыбельные.

(Дети отвечают)

-Зачастую персонажами баек   становились птицы. Чаще всего в колыбельных появляются голуби, или, как их называют на детском языке, гуленьки. Образ кроткого, нежно воркующего голубя олицетворяет нежность и заботу. Обилие уменьшительных суффиксов, повторение буквы «л» в словах передают их воркование.                                                                                - Мама поет про "гуленек", которые прилетели, сели на кровать,  про котиков, которые "серые, а хвостики белые", про баюшки и заюшки, а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик и где у зайки глазки...

( Исполняется колыбельная  «Ой люли - люлюшеньки, баиньки, баюшеньки»)

-А котик – это особый персонаж. Он  становится первым объектом наблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кот изображается весьма подробно, с присущими ему внешними признаками, повадками и привычками. Давайте все вместе споем про котика.

( Исполняется колыбельная «А котики серые»)

- Ребята, вы наверняка обратили внимание, что в этой колыбельной упоминается, сон и дрема. Дело в том, что древние колыбельные песни возникли в эпоху языческого олицетворения, окружающих предметов. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дреме, Угомону.

Давайте познакомимся с ними поближе.

(Девочка рассказывает миф «Сон и Дрема)

- Сон и Дрема ходят парой. Они братья-близнецы: красивые, статные, волосы русыми кольцами завиваются, лицо кровь с молоком, глаза васильковые. Сон ходит в сапогах, а Дрема в валенках-катанках. Они ходят, ищут колыбель для ребенка, а найдя ее, часто спорят, кто из них лучше усыпит малыша. Сон ходит по бокам колыбели, а Дрема по дому. Дрема выискивает по всему дому колыбель, иногда ходит вокруг дома, навевая на всех живущих в доме дремоту и зевоту. Как только мама начинает петь колыбельные песни, ее голос сразу слышат Сон и Дрема, спешат они тогда, чтобы принести крепкий сон младенцу. Сон идет по сеням, Дрема по терему. Сон говорит: "Усыплю да усыплю".  А Дрема ему вторит: "Удремлю, удремлю ". Так они долго тихонько спорят между собой. Дрема говорит: "Я скорее удремлю".  А Сон ему отвечает: "Я скорее усыплю".

-Обязательно в русских колыбельных для малышей много раз употребляется имя ребенка. Это особенность именно русских колыбельных. Употребление имени малыша в тексте колыбельной способствует осознанию своего имени, первому осознанию себя как человека, что очень положительно сказывается на развитии младенца.

- Интересно, что нянчили малышей не только бабки и няньки, но порой  дедушки. К сожалению, эта замечательная традиция почти исчезла. А ведь дедушки не хуже мамы умели рассказывать присказки, петь тихие монотонные зыбки.

(Мальчик рассказывает присказку )

«Слушайся,  детонька, дедушку! Спи, глазки закрывай! Ляг на бочок и слушай. Будешь расти не по дням, а по часам. Вырастешь и будешь таланью -  участью во Илью-то Муромца, храбростью-смелостью в Алешу Поповича, а мужеством в Святогора богатыря, а уж мудростью – в мудрого царя Владимира Красно Солнышко, а в поездочку – в Ивана богатыря. Спи, и всё сбудется. Не минуется тебя».

( Мальчик поет  колыбельную «Про Буку»)                                                                          

 - Ребята, как вы думаете, для чего в колыбельной использовались отрицательные образы, такие как бука, волчок?                                                                            

 (Дети отвечают, говорят о защищенности малышей)

-После принятия христианства в колыбельных песнях появляются образы традиционных защитников - ангелов, святых, господа Бога, которых призывают для помощи и благословения. Чаще всего обращаются к Богородице  с просьбой защитить младенца от нечистой силы или с благодарностью.

(Исполняется колыбельная  «Бог тебя дал, Христос даровал»)
- Такие колыбельные играли очень большую роль в формировании духовных ценностей ребенка. С малых лет ребенок приобщался к богу, православным ценностям.

- Колыбельные песни, к сожалению, стали уходить из жизни. Современные мамы редко знают старинные колыбельные. Еще меньше знают о значении этих маленьких песен для духовного развития малыша.

- А ведь пока малыш засыпал, слушая колыбельные напевы, перед ним проходил целый мир разных образов его будущей жизни  –  счастье и радость, будущая семья  и будущая профессия, взаимоотношения людей и их труд,  устои и обычаи.

- К счастью, сегодня есть люди, которые пытаются возродить этот почти забытый жанр. В  2006 году был выпущен сборник мультфильмов "Колыбельные мира" режиссера Лизы Скворцовой.  Они созданы для всех, но прежде всего - для детей.

-Давайте закончим праздник просмотром мультфильма из этого проекта.

(Дети смотрят мультфильм)

-Как вы думаете, ребята, способен ли маленький ребёнок на первом – втором году жизни понять содержание песни? (Ответы учащихся).

- Конечно, малыш всё понимает. Так утверждает современная наука – психология. Да и народная педагогика основана на вере в то, что ребёнок с первых дней своего рождения мыслит, всё понимает.  Материнская песня западает ему в душу, а потом отзовётся любовью ко всему, о чём в ней поётся.

-Детство проходит быстро. Мы взрослеем. Какое это счастье - открывать каждый день что-то новое, как открыли мы для себя колыбельные песни. Мы очень надеемся, что став мамами и папами, вы обязательно будете петь своим детям русские колыбельные.

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Капустная вечеринка" Фольклорный праздник для детей 7-12 лет.

Познавательно-развлекательное интегрированное занятие - праздник. Проводится осенью. Знакомит с народными традициями, обычаями, культурой. Использованы все формы народного фольклора - пословицы и пого...

Сценарий фольклорного праздника «Образ птицы в весенних праздниках»

Сценарий фольклорного праздника по программе «Русские традиции и обряды» в начальной школе.Тема: Весенние обряды и обычаи твоего края.    Цель: приобщить к старинным календарным традици...

Сценарий фольклорного праздника "Календарь народных праздников. Святки"

Сенарий фолклорного праздника из цикла "Русскикие народные праздники, обряды и традиции"...

сценарий праздника "фольклорный праздник при свечах"

сценарий  праздника "фольклорный праздник при свечах"...

сценарий фольклорного праздника "Медвежий праздник" в МБОУ СОШ № 10 Майкопского района.

Благодаря фольклорному материалу мы расширяем кругозор обучающихся о малых народностях нашей великой страны, обогощаем внутренний мир ребенка путем возрождения народных традиций....

Внеклассное мероприятие – фольклорный праздник. Тема «Русский народный праздник «Красная горка»

Технологию организации и проведения праздника можно рассматривать как специальную план-программу, составленную с целью получения определённых педагогических и творческих результатов, соответственно он...