ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИМНАЗИИ.
статья по музыке на тему
Статья о деятельности концертмейстера - пианиста, о важной роли его работы, о ряде качеств и умений разного характера, необходимого высокопрофессиональному и грамотному концертмейстеру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_kontsertmeysterstve.docx | 24.74 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИМНАЗИИ.
Деятельность пианиста-концертмейстера в гимназии не ограничивается только ролью аккомпаниатора, но и предполагает более широкие аспекты взаимодействия с детьми в процессе творческой ансамблевой деятельности. Концертмейстер и педагог помогают знакомиться ребенку с прекрасным миром музыки, открывать его новые грани, развивать музыкальность, навыки игры и эстетический вкус. Невозможно представить себе работу хорового коллектива, исполнителей-вокалистов и инструменталистов без участия концертмейстера. Эта, казалось бы, скромная роль, формирует яркий, многогранный синтез в музыкальном искусстве, рождающийся во взаимодействии мастерства солиста и аккомпаниатора. А. Люблинский так говорил о важности аккомпанемента: «Если в основе мелодии лежит интонационное высказывание личности, то сопровождение мелодии представляется совокупностью дополняющих такое высказывание внутренних и внешних обстоятельств, весьма различных по своему значению: аккомпанемент может характеризовать действия самого персонажа, его состояние, темп и пульс высказывания, раскрывать внутренний мир человека…» [3, с. 20]
Концертмейстерской деятельности посвящено не так много литературы, но из известных авторов, обратившихся к данной теме, можно назвать Н. Крючкова, А. Люблинского, Е. Шендеровича. Эти издания содержат много полезной информации о практических исполнительских аспектах, развитии определенных навыков концертмейстерства (чтение с листа, транспонирование, ансамблевая деятельность), секретах мастерства.
Ошибочно думать, что каждый пианист может быть концертмейстером. Для данной деятельности мало обладать высокотехничными навыками игры на инструменте. Здесь необходим целый ряд качеств и умений как психологического, так и профессионального характера. К ним относятся и наличие музыкальности, артистизма, интуиции, умение слышать солиста или коллектив, предчувствовать любые изменения в исполнении и способность незаметно для публики преодолевать заминки и трудности. Помимо всех вышеперечисленных качеств, концертмейстеру необходима высокая концентрация внимания, отличная память, богатое воображение и готовность к любым форс-мажорным обстоятельствам. Высокопрофессиональный и грамотный концертмейстер — незаменимое звено в сложной цепи образовательного творческого процесса.
Психологическая компетентность концертмейстера.
Изучение проблемы психологической компетенции концертмейстера в рамках деятельности гимназии очень актуально, поскольку помогает развить навыки коммуникации в триединстве: педагог-учащийся (солист) или коллектив-концертмейстер. От качества межличностных отношений, от степени комфорта в общении между учеником, педагогом и концертмейстером зависит и окончательный результат концертного исполнения. Психологический фон на занятиях является важной составляющей творческой деятельности. «Отличительной особенностью взаимодействия в контексте концертмейстерской деятельности является его гармоничность» [5, с. 41]. Показателем эффективности является единство, согласованность ансамбля с солистом.
В гимназии нередки случаи, когда педагог по уважительным причинам отсутствует на занятии. В этом случае вся ответственность за грамотное освоение материала, корректное общение и качественное исполнение в ансамбле с учеником возлагается на концертмейстера, который совмещает в себе педагогическую и исполнительскую функции. Исход урока будет зависеть от наличия или недостатка педагогического таланта концертмейстера.
Концертмейстеру и педагогу приходится работать с разновозрастными категориями детей и поэтому способы ведения занятий с младшими и старшими учащимися отличаются. Для учащихся младшего возраста более приемлем способ ведения урока, где преобладает коммуникативный аспект. На этом этапе важны не исполнительские качества ребенка, а его заинтересованность в обучении, мотивация к продолжению творчества. К детям старшего возраста подход несколько иной. Они уже сознательно относятся к занятиям, заинтересованы процессом и испытывают желание развиваться музыкально. В этом случае важен не коммуникативный, а педагогический аспект, направленный на развитие профессионализма.
Говоря о взаимодействии педагога, ученика и концертмейстера на уроках музыки, обратим особое внимание на личностные психологические качества, которыми должен обладать концертмейстер. Составляющие его психологической компетентности, такие как: концертмейстерская интуиция, эмпатия, чутье, чувство такта нуждаются в более детальном рассмотрении. Также актуален вопрос психологической устойчивости и мобильности в стрессовых условиях подготовки к выступлениям на концертах. И. Гофман отмечал, что обучение искусству аккомпанемента возможно лишь при опоре на уже имеющиеся задатки при наличии эмпатии, что выходит за рамки музыкальной одаренности в психологическую сферу. Он говорил: «Опыт может сделать многое, но не все. Чутье — это свойство природное» [1, c. 177]. Из любого пианиста можно сделать аккомпаниатора: обучить беглому чтению с листа, умелому транспонированию и навыку игры в ансамбле. Но поистине виртуозное исполнения присуще немногим. О наличии так называемого «нутра» (природного чутья) также очень хорошо сказано в книге Д. Мура «Певец и аккомпаниатор». В предисловии к книге приведены слова И. В. Гете из «Фауста»: «Где нет нутра, там не поможешь потом. Цена таким усильям — медный грош…» [4, с. 3]
Наличие эмпатии в характере концертмейстера при контакте с солистом, хором или инструменталистом помогает увидеть себя со стороны, почувствовать его настроение и эмоции и следовать единому с ним исполнительскому замыслу. Гибкость в общении, чувство такта дают возможность бесконфликтно выяснить неловкие моменты по поводу исполнения произведения, и преодолеть трудности коммуникации.
Работа концертмейстера постоянно связана со стрессовыми ситуациями. Это и волнение перед выступлением, и ситуации срывов, и непредвиденные остановки солиста в момент исполнения, ответственность за солиста и коллектив на концерте. Необходимой чертой характера здесь выступает чувство юмора — отличный антистрессовый фактор, помогающий сгладить неловкие ситуации. Обладателем такого ценного качества среди знаменитостей является Джеральд Мур — английский талантливый пианист-концертмейстер и музыкальный деятель. Его книга «Певец и аккомпаниатор» написана в юмористическом ключе, не теряя при этом глубины содержания. Быстрота реакции и мобильность также являются важнейшими составляющими деятельности концертмейстера. В случае перепутанного ребенком текста на концерте или внезапной остановки, он, не переставая играть, должен подхватить солиста и довести его до завершения. Уверенная игра, вдохновение, положительный настрой концертмейстера — все это помогает снять волнение и напряжение ребенка перед концертом. Если и произошел какой-то непредвиденный казус в исполнении, аккомпаниатор не должен обнаруживать этого недостатка перед публикой мимикой или жестами. Е. Шендерович в профессиональной деятельности концертмейстера на первое место по значимости ставил быстроту реакции, обеспечение удобства для солиста, способность «быть «музыкальным лоцманом» — уметь провести «исполнительский корабль» сквозь всевозможные рифы» [6, с. 5].
Рассматривая личностные качества концертмейстера, важно упомянуть об особом типе его внимания. Оно должно быть многоплоскостным — распределенным не только на обе играющие руки, но и на исполнение солиста. Это тип целостного, а не дробного внимания. Оно требует огромных физических и духовных затрат аккомпаниатора. Исследуя психологические аспекты деятельности концертмейстера нельзя не сказать о важнейшей роли воображения. Наличие артистизма невозможно без развитого воображения. Это основополагающая черта, определяющая способность человека к творчеству. Д. Мур писал о том, что развитое воображение важнее технических навыков в работе концертмейстера. Богатое воображение создает образы, и исполнитель обретает вдохновение, следуя им, продумывая звучание каждой фразы.
Необходимые профессиональные навыки концертмейстера при работе с хором.
Концертмейстерское искусство, как самостоятельное направление музыкального исполнительства, зародилось во второй половине XIX века. Возросшее количество музыкальных учебных заведений, популярность сольного романсового пения в камерных и концертных залах, театрах требовало высокого профессионализма от аккомпаниатора. Универсал-концертмейстер должен был бегло читать с листа сложные партитуры, транспонировать материал в любые тональности, быстро осваивать новые произведения. На сегодняшний день требования к профессиональным умениям и навыкам концертмейстера почти не изменились. Это должен быть специалист высокого класса, развитый не только технически, но психологически и эстетически.
Рассмотрим необходимые для деятельности в гимназии технические навыки концертмейстера. Как уже говорилось, концертмейстер должен в совершенстве владеть инструментом, как в техническом, так и музыкальном плане. Чтение с листа должно проходить на высоком уровне, безостановочно, не обнаруживая заминок и остановок в тексте. Концертмейстер не имеет возможности к долгому, кропотливому разбору аккомпанемента в работе с хором, потому что такой подход нарушит творческий настрой учащихся, пошатнет его уверенность в исполнении. Кроме этого, заложенный смысл разбираемого произведения не будет воспринят коллективом из-за неуверенного аккомпанемента. Концертмейстер своим исполнением обязан помочь коллективу, поддержать его, не нарушать целостность музыкального восприятия. Комплексный подход к прочтению нового текста Крючков Н. вкратце сформулировал так: «читать ноты быстро, исполнять медленно» [2, с. 24].
К техническим навыкам обязательным для концертмейстера относится и умение быстрого транспонирования партитуры в пределах терции. Не всегда диапазон учащихся подходит под желаемое к изучению произведение, поэтому следует оперативно изменить партитуру на небольшой интервал вверх или вниз. Нельзя не упомянуть об ансамблевой согласованности с исполнителями. Это умение слышать и подстраиваться под темповые изменения, соблюдать нужную динамику, ритмический баланс, цезуры, указанные педагогом и, конечно, устанавливать эмоциональную взаимосвязь.
Помимо обязательных пианистических умений, существует еще целый ряд дополнительных требований к работе аккомпаниатора в ситуации отсутствия подготовки: способность упрощать сложную фактуру сопровождения, не изменяя ее стиля, помогать солисту и хору проведением его партии на инструменте одновременно с исполнением аккомпанемента, цельно охватывать стиль партитуры, читая ее не детально — нота за нотой, а вычленяя в игре основополагающие моменты. Хорошим дополнением к основной деятельности на уроке будут теоретические сведения по исполняемому жанру или творчеству композитора, написавшего произведение. Это усилит интерес ученика к творчеству, мотивирует его к дальнейшей деятельности и внесет элемент разнообразия в занятие.
Специфика концертмейстерской деятельности подразумевает глубокое знание своего дела, интеллектуально высокий уровень, грамотный педагогический подход и эмоциональную гибкость. Разносторонне развитый, эрудированный и профессиональный концертмейстер — незаменимый сотрудник и партнер в соотношении «педагог-солист-аккомпаниатор».
Список литературы:
1.Гофман И. Фортепьянная игра. — Ответы на вопросы о фортепьянной игре / Пер. с англ. М.: Музгиз, 1961. — 224 с.
2.Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения / Под ред. А.П. Зориной. Л.: Гос. муз. издат-во, 1961. — 71 с.
3.Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента / Под ред. А.Н. Крюкова. Л.: Музыка, 1972 г. — 80 с.
4.Мур Д. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления о музыке / Пер.с англ. М.: Радуга, 1987. — 427 с.
5.Островская Е.А. Психологические аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере инструментального исполнительства: монография / Под редакцией А.И. Демченко. — Госуд. автон. образоват. учр-е средн. профес. образ-я «Рязанский муз. колледж им. Г.ИА. Пироговых». Рязань, 2012. — 200 с.
6.Шендерович Е.В концертмейстерском классе. Размышления педагога. М.: 1996. — 204 с.