Контрольное тестирование на уроках музыки
учебно-методический материал по теме

Мельникова Елена Степановна

Педагогический тест – это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, умений, навыков в той или иной области содержания. На уроках музыки мы можем применять проверочные тесты качества знаний, умений и навыков учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnoe_testirovanie_na_urokakh_muzyki.docx24.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Контрольные тесты на уроках музыки

Педагогический тест – это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, умений, навыков в той или иной области содержания. На уроках музыки мы можем применять проверочные тесты качества знаний, умений и навыков учащихся;

  • Тесты на выявление способов деятельности учащихся (звуковые викторины; компьютерные, бумажные тесты)
  • Тесты, определяющие мышление, воображение, личностные качества ученика (музыкальную, певческую, духовную культуру и т.д.)

Используются не только вступительные, текущие и итоговые тесты, но и гомогенные (одной дисциплины) и гетерогенные (междисциплинарные), связанные с темами различных видов искусств.

Входящие тесты мы используем для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для выявления потребностей и мотивов с целью освоения музыкального курса.

Например, в 8-х классах можно задать вопросы:

  • С какими музыкальными течениями, группами, новыми песнями ты хотел бы познакомить одноклассников?
  • Какие музыкальные течения представляются тебе наиболее сложными для понимания, и ты хотел бы узнать о них подробнее?

Текущие тесты – это наши экспресс-опросы, стимулирующие стремление к систематической самостоятельной работе.

Промежуточные тесты (четвертные или внутри одного модуля) должны обладать валидностью и надежностью и могут быть составлены методическими объединениями учителей эстетического цикла.

Итоговые тесты мы проводим в качестве контроля и оценки степени сформированности ЗУН у учащихся в конце года, а при обработке данных судим об эффективности и результативности своей педагогической деятельности.

Для проверки адекватного восприятия музыкального материала учащимися могут использоваться немузыкальные средства: живописные полотна, литературные тексты, графические изображения, нотные тексты.

После разучивания вокального репертуара можно провести его анализ в виде тестирования, используя количество частей, музыкальных образов, ступеней лада, особенности динамики песен и т.д.

Содержание тестов включает в себя узнавание автора произведения, определение названия фрагмента, соотнесение звучания с предъявленным нотным текстом, ответы на вопросы, поиск ошибок в нотной записи, дополнение недостающего ключевого понятия, нот и т.д.

При использовании формы теста с выбором ответа в задании учащиеся обводят правильный или неправильный ответ, номер, букву после прослушивания музыки, например:

  • Имеет ли отношение Альфред Шнитке к киноискусству?

имеет

не имеет

  • Согласны ли вы, что мюзикл, кантата, оратория, баллада – вокальные жанры?

да

нет

  • Чему близка картина «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи по характеру?

«Всенощному бдению» С. Рахманинова

«Ave Maria» И.С. Баха

В заданиях с тремя вариантами ответов повышается вероятность эффективного измерения:

  •  Какой музыкальный образ созвучен картине И. Айвазовского «Черное море»?

А) «Садко» Н. Римского-Корсакова

Б) «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова

В) «Орфей и Эвридика» К. Глюка

При ответе на вопрос, имеющий множественные варианты ответа, правильными могут считаться несколько вариантов одновременно, например:

  • Сюжетные зарисовки Масленицы встречаются в произведениях..?

А) «Петрушка» И. Стравинского

Б) «Князь Игорь» А. Бородина

В) «Кикимора» А. Лядова

Г) «Жар-Птица» И. Стравинского

При составлении вопросов может использоваться выбор правильного ответа методом исключения и отрицания:

  • Кто из этих композиторов не является венским классиком?
  • Кто из этих композиторов не является членом «Могучей кучки»?

В заданиях можно использовать географические названия:

  • Браденбург, Венгрия, Турция – образуй названия произведений

А) И. Брамса

Б) В.А. Моцарта

В) И.С. Баха

В тестах можно использовать задания типа «продолжи ряд» (музыкальных жанров, русских композиторов XIX века…)

Учащиеся могут продолжать утверждения:

  • Простейшей формой полифонической музыки является…

Учащиеся могут прослушать музыкальный фрагмент, просмотреть его нотный текст и определить особенности мелодии (напр. главной темы). В заданиях можно использовать установление соответствия

композиторов и произведений;

фамилий и имен;

фамилий и национальностей авторов;

произведений и жанров;

музыкальных средств и их функций;

тип голосов и номеров в опере.

В заданиях можно соединять стрелками общие понятия, находящиеся в разных столбцах:

Музыка

мелодия

ритм

динамика

форма

фактура

гармония

тембр

Изобразительное искусство

цвет

композиция

линия

ритм

перспектива

колорит

акцент

Можно подобрать музыкальный фрагмент к словам: хор, оркестр, солист, орган и т.д. или подобрать песню к стилям: рок, джаз, эстрада, камерная музыка, культовая музыка, городская бытовая песня.

В заданиях можно использовать набор ритмических рисунков для определения несложных музыкальных жанров. Учащиеся могут выстроить последовательность частей в сонатно-симфонической форме, кантате «Александр Невский» С Прокофьева.

Эффективным заданием для развития ритмического слуха является подбор ритмического рисунка по тексту стихотворной строки.

Данные формы заданий способствуют повышению качества знаний учащихся и обеспечивают высокий уровень объективности контроля на уроках музыки в средней школе.

Тесты для учащихся 8 класса

Модуль «Традиции в музыке»

1)Продолжи утверждение

Традиции - это опыт поколений, позволяющий…

2) Картину В. Поленова «Монастырь над рекой» лучше озвучить музыкой:

  • «Осенней  песней» П.Чайковского
  • романсом А. Бородина « Спящая княжна»
  • песней «Вниз по матушке по Волге»

3) Найди общее в эскизе декорации Д.Стеллецкого и вступлении к опере Н. Римского-Корсакова « Снегурочка»

  • плавные линии
  • яркий колорит
  • контраст красок

4) Рассмотри нотный текст «Пляски щеголих» из балета «Весна священная» И.Стравинского и найди элементы не относящиеся к особенностям русской народной песни:

  • красивая протяжная мелодия
  • острый угловатый ритм
  • диссонирующие аккорды аккомпанемента

5). Назови мифологического персонажа, отражённого в музыке К.Дебюсси:

  • нимфа
  • жар-птица
  • фавн

6). Какой из романсов принадлежит П.Чайковскому:

  • « Я здесь, Инезилья »
  • « В крови горит огонь желанья »
  • « Благословляю вас, леса »

7) Образ Садко встречается в картинах художников:

  • И.Левитана
  • М.Врубеля
  • Л.Бакста

8) Кто является автором 15 сказочных опер:

  • П.Чайковский
  • С.Рахманинов
  • Н.Римский- Корсаков

Тест для 8 класса

Модуль «Мир человеческих чувств»

1) Расставь последовательность частей в концерте №23 В.А.Моцарта:

  • медленно
  • быстро
  • быстро с огнём

2) Найди общее в романсах С.Рахманинова «Здесь хорошо» и П.Чайковского «Благословляю вас, леса»:

  • умеренный темп
  • вальсовая интонация
  • триольное покачивание в аккомпанементе

3) Соедини произведение и автора:

В. Моцарт

«В крови горит огонь желанья»

М. Глинка

«Грёзы»

П. Чайковский

«Концерт для фортепиано № 23»

Л. Бетховен

Сюита для баса и фортепиано  «Бессмертие»

Р. Шуман

«Соната № 14»

Д. Шостакович

Опера «Евгений Онегин»

4) Что в этюде «Лунный» П. Уткина не соответствует характеру образа во 2 части «Лунной сонаты» Л. Бетховена:

  • лёгкая фактура
  • тёмный колорит

5) Сравни нотный текст в сцене письма из оперы « Евгений Онегин» П.Чайковского и найди 2 отличия:

  • медленный темп
  • восходящая интонация начальной фразы Татьяны Лариной
  • динамические оттенки
  • размер 4/4

6) В какой форме написана увертюра «Эгмонт» Л.Бетховена:

  • вариации
  • сонатно-симфоническая форма
  • рондо

7). Продолжи ряд. Мир человеческих чувств отражается в опере «Тристан и Изольда» Р.Вагнера

8) Чем отличается главная тема в произведении Г.Свиридова «Тройка» и П. Чайковского «Ноябрь»:

  • ладом
  • темпом
  • напевной интонацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работа на уроках музыке в 5-8 классах по программе Д.Кабалевского

Данные контрольные работы позволяют учителю оценить качество знаний по пройденным темам. Они представлены в виде тестов (выбор правильного варианта ответа), задания, требующие  дополнение недоста...

Контрольное тестирование к урокам обществознания в 11 классе по темам: Экономика: наука и хозяйство» и «Экономический рост и развитие»

Материал может быть использован как для входного и  итогового контроля в 11 классе непрофильной школы...

Доклад "Интерактивное тестирование учащихся на уроках музыки"

к докладу о интерактивном тестировании  прилагается презентация...

Контрольные вопросы на уроке музыки 4 класс

Контрольные вопросы на уроке музыки 4 класс...

Контрольные вопросы на уроке музыки 7 класс

Контрольные вопросы на уроке музыки 7 класс...

Контрольные вопросы на уроке музыки 5 класс

Контрольные вопросы на уроке музыки 5 класс...

Тестирование на уроке музыке 6 класс

Тетстирование  состоит из 3 частей...