Урок музыки 5 класс "Герои униженные и оскорбленные"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
Данный урок проводится в 5 классе по теме " Музыка и изобразительное искусство".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2010_urok_muzyki.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе.
Тема четверти: « Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: « Герои униженные и оскорбленные». (На примере произведений М.П.Мусоргского « Сиротка», В.Г.Перова « Тройка», Н.А.Некрасова « Плач детей»).
Задачи:
- Подвести учащихся к пониманию того , что комплексное восприятие искусств дает более полное, цельное и глубокое представление о том или ином явлении жизни.
- Подчеркнуть огромное значение песенной интонации в творчестве М.П.Мусоргского.
- Воспитание у детей чувств сострадания, сопереживания средствами разных видов искусств.
Материал к уроку для учителя.
Н.А.Некрасов. Плач детей.( 1860)
Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли , братья,
Тихий плач и жалобы детей!
« В золотую пору малолетства
Все живое- счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим. вертим, вертим!»
…Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы – спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там. Припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…
Г.А.Лишин. Памяти М.П.Мусоргского. ( 1881)
…Отшедший друг – не баловень судьбы,
Она его лишь изредка ласкала,
Жизнь нам дана бесспорно для борьбы,
Ему ж борьба для жизни предстояла.
…Он звуками умел нарисовать
И дня рассвет, и мчащиеся тучи,
И ропот волн, и колокол могучий,
И гром войны, и мира благодать.
Художники- передвижники.
1870г. И.Е.Репин, В.И.Суриков. В.Г.Перов, И.Н.Крамской, Г.Г.Мясоедов, И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, В.А.Серов, И.И. Левитан.
( Репродукции картин художников).
И.Е.Репин « Бурлаки на Волге», « Протодьякон», « Портрет М.П.Мусоргского».
Василий Григорьевич Перов ( 1833-1873)
Родоначальник Критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Он выступает горячим защитником народа .Он старался вызвать у зрителей участие и сострадание к жизни « униженных и оскорбленных».
Картина « Тройка». Ученики мастеровые везут воду. ( 1866).
Образы детей интересовали В.Г.Перова на протяжении всего его творческого пути. В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.
Эта работа получила всеобщее признание, принесла Перову звание академика ( в 33 года). Но лучшей похвалой было приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.
…Зимний вьюжный ветер. По занесенной снегом проезжей дороге трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Леденящие порывы морозного ветра срывает с крыш снег,
теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в еле заметном кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове. Порыв ветра выбивает пряди волос из-под платка девочки, срывает тряпицу, надетую вместо шарфа. Сзади какой-то человек пытается помочь детям, что еще больше подчеркивает непосильный детский труд.
( Обратить внимание : Глаза детей. Поворот головы. Дети бледные и усталые. Наклоны фигур. Напряжение веревки. Огромное физическое усилие и т.д.)
Рассказ « Тетушка Марья» ( Образ среднего мальчика на картине).
М.П.Мусоргский, « Сиротка» ( 1868).
Все народные картинки имеют сюжетную основу. Они написаны в виде монологов, т.е. произносятся не от лица автора, а от имени конкретного действующего лица. Слушатель ясно представляет себе образ говорящего, его характер, чувства, социальную принадлежность.
Мусоргский изобразил одинокого, бездомного ребенка, просящего прохожего о подаянии. Особенности : яркий жизненный образ - правдивая передача речевых интонаций. Сочиняя слова , он уже ясно представлял себе мелодию, в которую они должны были воплотиться.
Метрическая сторона. 1-ый ударный, 2, 3-й неударные слога.
Такой размер близок к характеру крестьянской речи того времени. Удобен для передачи просьбы, жалобы, горестного причитания.
В музыке М.П.Мусоргский ритмически удлинил ударные слоги, сделал их в ряде случаев мелодическими вершинами попевок. Тщательно выписал мелодические оттенки внутри отдельных фраз .Музыка отражает постепенную смену душевных состояний говорящего.Начинается – скупыми словами, завершается горестным восклицанием : « Баринушка!»
Композитор использует тембровые возможности ф-но.
Настоящим триумфом М.П.Мусоргского стал концерт 23 марта 1776 года в зале Городской Думы. А.Н.Молас спела « Сиротку» , аккомпанировал ей сам автор.
Из воспоминаний: « Мусоргский спокойно сел к роялю. После нескольких вступительных нот раздался слабый стон: « Барин мой, миленький» и до слов « С холоду стынет кровь…», когда весь зал как бы вымер, только слышались слезы в голосе бедной сироточки. Эта тишина продолжалась несколько мгновений, после окончания романса… И вдруг оглушительные, несмолкаемые аплодисменты и единодушно повторяющийся крик « бис». Пришлось повторить « Сиротку « еще раз.
Песня « Дорога Добра». Композитор Марк Минков. Автор текста Юрий Энтин.
Текст.
Спроси у жизни строгой ,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг , всегда иди
Дорогою Добра.
Забудь свои заботы
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет себя
Не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра.
Вокально-хоровая работа.
Тональность ми минор.
1 Выстроить 1 звук
2. Трезвучие 1 .3 , 5 ступени, вводный тон, опевание тоники.
3. Припев ( сольфеджирование 2 голоса)
4. Обратить внимание на ум.53.
5.Пропеть 1 голос
6. Выстроить терцию
7. Унисон после терции
8. Трудности: повтор звуков, скачок на ч.4 вниз - в одной вокальной позиции.
9. Обратить внимание на паузы.
10 Фразировка.
11. Интонационное построение – секундовые интонации, вопросительные интонации
12. Внимание на « с».
Наглядность , ТСО , ИКТ.
- Репродукция картины Перова « Тройка»
2. Фрагменты картины « Тройка».
3. Портреты М.П.Мусоргского, В.Г.Перова.
4. Материал на парты или на экран
Текст « Сиротки»
Нотный текст песни « Дорога Добра»
Текст песни « Дорога Добра»
5. Музыкальный материал в звукозаписи.
« Сиротка» М.П.Мусоргский.
« Песня Варлаама», (дополнительно « Плач Юродивого».)
М.Минков « Дорога Добра».
6. Термины, ФИО авторов.
7. Картины : И.Е.Репин « Бурлаки на Волге»
« Протодьякон»
Ход урока.
- Звучит « Песня Варлаама» из оперы М.П.Мусоргского « Борис Годунов».
- Ребята, под какую музыку вы вошли в класс ?
- Какой композитор написал эту музыку?
- Откуда этот фрагмент?
Итак, действительно прозвучал фрагмент из оперы М.П.Мусоргского « Борис Годунов».
- А кто такой Варлаам? Какой он?
-Сила, могущество, удаль заключена в этом образе. И этот образ создает сама музыка.
- Какая была музыка?
- А что мы можем отметить в речевых интонациях?
- Какому голосу поручено исполнение?
Вспомните :
- На выставке какого художника Мусоргский увидел своего Варлаама?
- Как называлась эта картина?
Итак. Мы продолжаем изучение нашей большой темы « Можем ли мы увидеть музыку?».
2. Продолжая разговор о творчестве М.П.Мусоргского, я хочу остановиться на его вокальной музыке.
« Сиротка».
Давайте обратимся к тексту.
Интересно то, что М.П. Мусоргский сам написал не только музыку, но и текст.
-От чьего лица идет рассказ?
- Представьте , что вам представилась возможность написать музыку, какой она будет?
По настроению , по характеру?
А теперь послушаем , что нам предложил автор. ( Слушание).
_ Что вы можете сказать об этой музыке? Какая она ? (повторные интонации, яркая динамика, изменение темпа, низкий регистр ф-но, завершается на 5 ступени.)
Монолог обрывается, мольба оказалась бесплодной.
- А какой голос исполняет ?
- Здесь были речевые интонации? Какие ? 9 плача, мольбы).
_ Скажите , где мы уже слышали подобные интонации? ( Плач Юродивого).
- Каким вы себе представляете этого ребенка? Опишите его.
3. Примерно за 2 года до появления произведения М.П.Мусоргского появляется картина художника передвижника Василия Григорьевича Перова под названием
« Тройка».
- Давайте рассмотрим репродукцию этой картины. Почему она так называется?
Что вы здесь видите? Что здесь происходит?
- Какие тона , краски использовал художник? Почему?.
( Время года. Образы детей, лица , глаза, огонек в окне, обледенелая бочка и т.д.)
Провести параллель с картиной И.Е.Репина « Бурлаки на Волге».
- В 19 веке к теме детского труда обращались не только художники и композиторы. Так русский поэт Н.А.Некрасов написал стихотворение « Плач детей» ( фрагмент).
( Провести единую линию об этих произведениях).
Вывод: Мы говорили о музыке М.П.Мусоргского, картине В.Г.Перова, стихотворении Н.А.Некрасова
- Что общего в этих произведениях? ( тема, одно время, образы детей)
- Какими видами искусства создаются эти образы ?
( музыкой. живописью, литературой).
5. Действительно , разные виды искусства рождены одним и тем же событием, но каждый по-своему сумел это отразить Мы видим , что композитор, художник, поэт стараются вызвать у нас чувства сострадания , сочувствия.
Это те качества, которые должны быть в каждом из нас.
Есть такое понятие « человечность». В нем заключается доброта, взаимопомощь, дружба. И , конечно, эта тема волнует и композиторов нашего времени. Давайте вспомним песню , о которой шел разговор на прошлом уроке.
- А сейчас продолжаем работу над песней « Дорога Добра». ( вокально- хоровая работа).
6. Д.З. Какие музыкальные произведения о доброте, дружбе вы помните еще?.
7. Оценка за урок. Похвалить детей.
Я надеюсь, что такие качества как доброта, дружба, сопереживание. Взаимопомощь обязательно найдут отклик в ваших сердцах. Урок на этом завершен. Идите по жизни Дорогой Добра.
8. Выход из класса под музыку песни « Дорога Добра» М.Минкова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Мир униженных и оскорблённых" и бунт личности против жестоких законов социума.
Актуальность урока обуславливают сложность и противоречивость содержания романа Достоевского и понимания причин нравственного падения и воскресения души главного героя Раскольникова. Урок имеет важное...
Самоанализ урока «Мир униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
Содержание урока позволяет реализовать комплекс педагогических целей: умение работать с текстом романа, способствовать самостоятельному анализу предложенного материала, навыкам систематизации, о...
Конспект модельного урока по литературе в 10 классе: "Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных" (дебаты)
Урок литературы в 10 классе по произведению Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" по теме: "Родион Раскольниов в мире униженных и оскорблённых". Форма урока - дебаты по станда...
Урок-семинар по литературе "Униженные и оскорбленные" на страницах романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (10 класс)
Конспект урока литературы в 10 классе. Рассчитан на 2 часа....
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Презентация "Мир "униженных и оскорбленных"
Презентация по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...
Исследовательская работа на тему: «Униженные и оскорбленные " в творчестве В.Гюго и Ф.М.Достоевского».
Целью данной работы стало выявление взглядов русского и французского писателей-классиков на проблему "униженных и оскорбленных". Глубокое исследование особенностей содержания произведе...