Урок-исследование "Мир униженных и оскорблённых" и бунт личности против жестоких законов социума.
план-конспект урока литературы (10 класс) по теме
Актуальность урока обуславливают сложность и противоречивость содержания романа Достоевского и понимания причин нравственного падения и воскресения души главного героя Раскольникова. Урок имеет важное мировоззренческое значение, т.к. направлен не только на выявление точки зрения автора и героя произведения, но и на то, чтобы каждый из участников урока выработал свою позицию по поднятой на уроке проблеме. Урок включает в себя методы ИКТ и технологии развития критического мышления, элементы проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_unizhennyh_i_oskorblyonnyh_i_bunt_lichnosti_protiv_zhestokih_zakonov_sociuma.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мир униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума».
Цель: Совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием бунта Раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторское и сформировать собственное отношение к теории Раскольникова; способствовать воспитанию гуманизма, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: Учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица (на доске).
Прогнозируемые результаты: Учащиеся знают содержание романа; комментируют отрывки, содержащие описание условий жизни главного героя, поддавшегося идеям наполеонизма; анализируют диалоги Раскольникова, определяя проблемы, поднятые автором в романе («сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право»).
Форма проведения: Урок-исследование.
Ход Урока
I. Организационный этап.
II. Постановка целей урока.
Мотивация учебной деятельности и актуализация знаний учащихся
Учитель. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с миром Ф. М. Достоевского. Есть в его творчестве тайны, открывающиеся тем, кто пытается понять жизнь, задать ей самые сокровенные вопросы, кто сомневается и отрицает, горит и жаждет, кто строит себя. «Преступление и наказание» — один из самых серьёзных, глубоких и оригинальных романов писателя. Вместе с тем это один из наиболее удачных его романов. О главном герое романа мы и поговорим.
III. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Роман «Преступление и наказание» — история бедного, самолюбивого, неглупого и не подлого человека, «с мыслию довольно пробуждённою, с потребностью значительного дела и личного счастия и с разъедающим сознанием, что судьба, при обычных условиях, не даст ему ни того, ни другого». Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на каждом шагу в своей жизни испытывает тяжёлые лишения и унижения.
Он мечтал быть честным и полезным обществу; он очень любил мать и сестру, на чью долю выпала бедность в далёкой провинции, он надеялся, что, закончив образование в университете, сможет изменить свою судьбу. Во время частых монологов с самим собою, занимающих добрую часть романа, Раскольников решает переменить свою судьбу ловким убийством старой безнравственной ростовщицы, существование которой с самой снисходительной точки зрения приносило людям только вред.
Необыкновенные тонкость и глубина психологического авторского наблюдения отразились в каждой мелочи, описывающей подготовку и совершение убийства.
Можно сказать, что ничего подобного по обстоятельности исследования и внутренней психической правде в своих разнородных описаниях преступлений в русскоязычной литературе не было ни до, ни после Достоевского.
2. Постановка и решение проблемного вопроса (в парах)
Согласны ли вы с утверждением Ю. Карякина: «… И о тебе эта история рассказывается, о тебе, если есть в тебе неправота целей, скрываемая самообманом, если боишься ты точного самосознания. У тебя могут быть своя старуха-процентщица, своя Лизавета, какими бы другими именами они ни назывались,— могут быть, даже если ты не убивал их буквально. И тогда всё равно страдать за тебя будут и мать, и сестра, и Соня…»?
3. Аналитическая беседа по первичному восприятию романа
- Какое на вас произвели впечатление «униженные и оскорблённые» в романе?
Рисуя жизнь «маленького человека», Достоевский раскрывает одну из главных тем – тему нищеты и унижения. Реалистическая картина жизни этих людей ужасна, но они благодарны, скромны и душевно простые люди.
- В чём причина преступления Раскольникова?
1страница романа, начиная с конца 2 абзаца (Первое болезненное и трусливое ощущение - это голос совести; но ещё и голос гордого человека. А вот и социальная причина:… «он был задавлен бедностью». Но есть ещё одна причина, высшая, философская, она скрыта в словосочетании – «безобразная мечта», это та самая страшная идея о делении людей.)
- На чьей стороне симпатии Ф.М.Достоевского в романе?
Кропоткин в своей статье очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведён до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей. Но дело в том, что такие люди не убивают». В финале происходит возрождение героя как преодоление болезни индивидуализма. От такого нового героя писатель не отрекается, он это приветствует. Достоевский писал в конце своей жизни, что его заветной мечтой как человека и писателя всегда оставалось стремление помочь «девяти десятым» человечества, угнетённым и обездоленным в его эпоху в России и во всём мире, обрести достойное человека существование, завоевать путь в «царство мысли и света».
4. Слово учителя: «Социальные и философские истоки бунта
Раскольникова»
— «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления»,— писал В. Шкловский. Поэтому главные вопросы урока — не вопрос о самом преступлении, а почему оно совершено и что толкнуло героя на этот путь? Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство. Каковы же причины этого поступка?
Причины, побудившие Раскольникова к убийству
Внешние - идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
Внутренние - состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
5. Коллективная работа по составлению таблицы «развитиеидеи Раскольникова в зависимости от его состояния» (на доске)
Развитие идеи Раскольникова в зависимости от его состояния
Развитие идеи | Состояние Раскольникова |
Первая встреча с Алёной Ивановной | Отвращение |
Разговор студента и офицера в трактире | Нечёткие и пугающие мысли совпали со словами студента, побуждая тем самым Раскольникова к действию |
Месяц мучительных раздумий в тесной комнатёнке, похожей на гроб | «Вся эта теперешняя тоска нарастала, накапливалась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотвратимо требуя решения» |
Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, её описание | Отвращение к старухе и «предприятию». «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» |
Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым «уже некуда больше идти», письмо матери, встреча с пьяной девочкой на бульваре | Ужас. «Да разве то будет?» |
Сон, в котором сконцентрировалось всё отвращение к убийству | «Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика… Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» «Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Кажущаяся свобода от идеи |
Сила идеи. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной | Час пробил |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа с использованием интерактивного приёма «микрофон»
♦ Как расценить рассуждения Раскольникова относительно «твари дрожащей» и «право имеющих»? Убедительны ли его идеи?
♦ Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?
♦ В чём состоит «наполеонство» Раскольникова?
♦ Через что переступает Раскольников, совершая преступление?
♦ В чём суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления?
♦ Если преступление — это попытка доказать что-то прежде всего себе, то в чём смысл этого преступления?
-подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью;
-страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему всё дозволено;
-право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми;
-бесчеловечно, когда за преступления «героя» расплачиваются другие;
-преступления всегда ведут к разрушению личности «переступившего»
2. Заключительное слово учителя
- Закрыта последняя страница романа Ф.М.Достоевского. Написанный более ста лет назад, он волнует нас сегодня: проблемы 19-ого века – это и наши проблемы. Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру общественного неравенства и подавления человеческой личности. И вместе с тем его «идеи» увековечивает бесчеловечность существующего порядка вещей. Это противоречие между глубоким и искренним протестом Раскольникова против социального угнетения и неравенства – и утверждением самим же героем права одной сильной личности строить свою жизнь на крови и костях других – составляет основу трагедии «Преступления и наказания».
V. Домашнее задание
Творческое задание (По выбору учащихся): • Написать сочинение-миниатюру (10-12 предложений) «Почему терзается и страдает Раскольников?». Обратить внимание на
двойственность мучений: терзается из-за теории, страдает —
душа болит, разъединён с людьми.
Перечислить (письменно) причины и следствия преступления Раскольникова.
VI. Итоги урока (оценки).
Используемая методическая литература:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.,1979
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.,1986
Тарасов Б.Н. Два пути Р.Раскольникова. - ЛШ №1,1999.
Используемое оборудование:
текст романа, мультимедийное оборудование, презентация к теме, сообщающиеся сосуды
Используемые ЦОР:
мультимедиа-презентация
Краткое описание:
конспект урока-исследования по роману Достоевского "Преступление и наказание"
Ресурс для профильной школы:
Ресурс для профильной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ урока «Мир униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
Содержание урока позволяет реализовать комплекс педагогических целей: умение работать с текстом романа, способствовать самостоятельному анализу предложенного материала, навыкам систематизации, о...
Презентаця. Личность Пугачёва в произведении А.С.Пушкина”Капитанская дочка” и в истории о пугачёвском бунте.
Кто такой Пугачёв?Но не смотря на все эти егонедостатки в повести А.С.Пушкина он помогает Гринёву и Маше обрести своё счастье, отпустил Гринёва из Белагорской крепости и дал ему коня...
Билингвальная личность в современном социуме
В российском многонациональном государстве билингвизм стал нормой для каждого человека. Около 70% населения Земли владеют, в той или иной степени, двумя или более языками, причем, это наиболее с...
Буклет "Дети против жестокости"
Буклет "Дети против жестокости" предназначен для проведения классных часов, родительских собраний, конференций, круглых столов, социальных акций по профилактике насилия. В буклете даны краткая и...
"Против жестокого обращения с детьми" - буклет для родителей
Буклет для родителей "Против жестокого обращения с детьми" может быть использован в рамках акции "Синяя лента", на родительских собраниях и мероприятиях с родителями. В архиве файл, созданный в програ...
Вебинар "Повышение уровня педагогической и родительской компетентности как метод коррекционно-профилактической работы с педагогами, родителями и законными представителями" (в рамкам областной акции "Детство без обид и унижений")
Целью настоящего вебинара является попытка помочь педагогам, родителям и законным представителям в условиях дистанционного обучения, познакомиться и более обстоятельно разобраться в теоретических вопр...
Разработка родительского собрания с презентацией «Дети против жестокого обращения и насилия!»
Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость. Каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми средствами и методами, которые считает правильными. Каждый роди...