Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека,
ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть
активным творцом в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_muzyki.docx | 20.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
В настоящее время, в век передовых технологий, особенно остро
встает проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения. Прогресс, как оказалось, не лучшим образом влияет на здоровье. Сказывается и ухудшение экологической обстановки во всем мире, малоподвижный образ жизни, перегруженность информацией из многочисленных источников.
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека,
ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть
активным творцом в окружающем мире. Уровень современной жизни
предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. Большинство детей (около 90 %) школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья: ослабление зрения, опорно-двигательного аппарата, неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по болезни ведут к пробелам в знаниях. Именно эти обстоятельства и побудили взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребенка в условиях обучения в общеобразовательной школе.
Каким образом можно посредством урока музыки сохранить и укрепить здоровье учащихся? О благотворном влиянии музыки знали еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он же, кстати, и предложил понятие «музыкальной медицины». Одни мелодии великий ученый использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии – «против ярости и гнева, против заблуждений души».
Платон придавал музыке важное государственное значение, так как считал ее мощным средством воздействия на сознание и чувства людей.
В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. Целительная сила музыки подчеркивалась в трактатах Конфуция и в составленной им «Книге песен». Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основой любого образовательного процесса является урок и его
влияние на здоровье учащихся является наиболее важной частью в этой
сфере. Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются сугубо педагогических аспектов проведения урока. Однако почти каждый из этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья учащихся.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно
психологический комфорт учащихся во время урока. С одной стороны,
таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с
другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика
выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и
эмоциональной приподнятости работоспособность учащегося заметно
повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному
усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Следующим обязательным аспектом можно назвать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут.
Выстраивая ход уроков в начальных классах, основное внимание нужно уделять специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятию внутренних зажимов, постановки дыхания, двигательному раскрепощению ребенка. У детей младшего школьного возраста быстро наступает усталость, что способствует снижению внимания на уроке. Они способны сосредоточиться лишь на том, что им интересно или нравиться.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки.
Физминутки проводятся через 20 минут от начала урока. Применяемые упражнения должны носить эмоциональный характер, что будет способствовать созданию благоприятной атмосферы на уроке. Физкультминутки на уроках музыки – это также один из видов практической деятельности учащихся (дыхательная гимнастика, музыкально- ритмические упражнения, пластическое интонирование).
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущение её связками, мышцами, движением, дыханием. Кроме того, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, учителю необходимо специально настроить и подготовить его перед прослушиванием музыкального произведения. Настройка заключается в том, что дети должны сесть в удобной позе, расслабиться. При повторном прослушивании учитель может использовать репродукции картин художников, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с тематикой урока, а главное, с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.
Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию в младшем школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.
Исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный.
Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранения бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности в голосе.
Каждый урок музыки хорошо начинать с подготовки голосового аппарата детей.
Распевка выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе (дыхание, артикуляция, слуховой контроль) и психологическая подготовка исполнителя к пению. Учитель предлагает прислушаться к звукам за окном и попробовать их повторить, при этом соблюдая правила пения. Очень хорошо, у ребят, получается, изобразить звук ветра то усиливающегося, то затихающего; данное упражнение также помогает ребятам осознать роль динамических оттенков в музыке. Детям предлагается спокойно вдохнуть и задержать дыхание, после этого неторопливо выдохнуть воздух, но при этом напевать звук «у» усиливая и уменьшая его уровень громкости.
Очень любят на уроках ребята использование ритмотерапии. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Движение и танец снимают нервно-психическое напряжение. Для пластических импровизаций подбираются произведения, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ.
Улыбкотерапия. Медики считают, что здоровье школьников станет крепче и от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ученика. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и школьник уже с ней смотрит на мир и на людей.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.
В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средство реализации здоровье сберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе....
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Рекомендации. Рзработки уроков. Разминка....
"Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.Музыкальные и шумовые звуки."
Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета ...
Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.
Материал содержит педагогические методы и приемы, технологии, способствующие укреплению здоровья детей, применяемые на уроках музыки....
«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».
Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...
Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.
Теоретическая статья....
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»
Конспект мастер-класса «Развитие музыкальных способностей на уроках музыки через здоровьесберегающие технологии на уроках музыки»...