К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
статья по музыке на тему

В статье рассматриваются основные методы развития музыкальных способностей детей на современном этапе развития педагогической мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1s.docx31.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ

МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

Каждого  ребенка  характеризует  индивидуальный  комплекс  способностей.  К  примеру,  способным  к  рисованию  мы  называем  того,  кто  может  с  легкостью  изобразить  какой-либо  предмет,  музыкально-способным  —  того,  кто  быстро  и  легко  запоминает  и  воспроизводит  мелодию,  способным  к  танцам  —  того,  кто  проявляет  фантазию  при  пластическом  изображении  характера  и  образа  музыки,  кто  быстро  запоминает  музыкально-ритмические  движения,  чьи  движения  соответствуют  музыкально-ритмической  ткани  музыки.

Доктор  педагогических  наук,  профессор  В.И.  Петрушин  дает  такое  определение  способностям:  «Под  способностями  понимаются  психологические  особенности  человека,  помогающие  ему  успешно  приобретать  требуемые  знания,  умения,  навыки  и  использовать  их  на  практике»  [7,  с.  227].  Б.М.  Теплов  определяет  способности  «как  то  качественно  своеобразное  сочетание  индивидуальных  особенностей,  от  которых  зависит  возможность  достижения  большего  или  меньшего  успеха  в  выполнении  той  или  другой  деятельности»  [10,  с.  19—20].

Человек  не  рождается  с  готовыми  способностями  —  у  каждого  имеются  разные  задатки.  Для  развития  способностей  необходимо  предоставить  возможность  проявлять  себя  в  разных  видах  деятельности:  танцах,  пении,  играх  и  т.  д.  Вот  какую  характеристику  развитию  способностей  дает  В.И.  Петрушин:  «Способности  развиваются  только  в  деятельности  и  нельзя  говорить  об  отсутствии  у  человека  каких-либо  способностей  до  тех  пор,  пока  он  не  испробует  себя  в  данной  сфере»  [7,  с.  227].

Общеизвестно  значение  раннего  развития  способностей,  а  следовательно,  и  раннего  развития  детей.  В  детском  возрасте  нервная  система  очень  чутка,  организм  еще  формируется,  целенаправленная  тренировка  вызывает  не  только  образование  новых  связей  и  совершенствование  процессов  в  коре,  но  и  анатомофизиологические  изменения  в  организме,  благоприятствующие  данному  виду  деятельности  [3,  с.  135].  «Указателем  способностей»,  которые  могут  проявиться  в  будущем,  являются  интересы  ребенка  к  тому  или  иному  виду  деятельности:  «  Наши  желания,  —  говорил  Гете,  —  предчувствия  скрытых  в  нас  способностей,  предвестники  того,  что  мы  в  состоянии  будем  совершить»  [2,  с.  134].

При  рассмотрении  развития  музыкальных  способностей  возникает  необходимость  характеристики  условий,  при  которых  эти  способности  и  качества  могут  развиться.  В  этой  связи  выделяют  сензитивные  периоды  [4]  развития.  В.C.  Юркевич  указывает  на  то,  что  у  музыкальных  способностей  наиболее  ранний  сензитивный  период  —  до  трех  лет  [12,  с.  8].  Есть  также  данные  о  том,  что  музыкальные  способности  начинают  закладываться  уже  в  период  внутриутробного  развития.  М.Л.  Лазарев,  исследуя  вопрос  воздействия  музыки  на  развитие  плода,  говорит  о  ее  благотворном  влиянии  на  физиологическое  и  психическое  развитие  [4].  

Одним  из  основных  факторов  формирования  личности  ребенка  является  социальная  среда.  Социальная  среда  —  окружающие  человека  общественные,  материальные  и  духовные  условия  его  существования  и  деятельности.  Среда  в  широком  смысле  (макросреда)  охватывает  общественные  институты,  общественное  сознание  и  культуру.  Социальная  среда  в  узком  смысле  (микросреда)  включает  непосредственное  окружение  человека  —  семью,  трудовую,  учебную  и  другие  группы  [6].  Таким  образом,  в  качестве  элементов  социальной  среды  можно  выделить:

·     семью;

·     образовательную  среду;

·     культурную  среду.

Существуют  данные  о  том,  что  по-настоящему  одаренные  музыканты  появляются,  как  правило,  в  семьях  музыкантов  или  в  тех  семьях,  где  любят  музыку  [12,  с.  8].  Н.С.  Лейтес  указывает  на  то,  что  музыкально-способные  дети  проявляют  огромный  интерес  ко  всем  звукам,  которые  их  окружают,  будь  то  звуки  музыки,  голоса  людей,  животных,  различные  шумы  и  т.  п.  Их  отличает  способность  концентрироваться  на  музыке,  порой  даже  абстрагируясь  от  окружающих.  Музыкально-способные  дети  с  легкостью  осваивают  двигательную  технику  игры  на  музыкальных  инструментах  (иногда  даже  на  нескольких),  отличительной  особенностью  также  является  феноменальная  музыкальная  память.  Очень  рано  формируется  художественный  вкус,  высокого  развития  достигает  эстетическое  восприятие.  Некоторые  данные  указывают  на  то,  что  дети  с  высоким  уровнем  развития  музыкальных  способностей  на  2—4  года  опережают  в  развитии  своих  сверстников  [5,  с.  172]

Следует  также  отметить  тот  факт,  что  музыкальные  способности  развиваются  у  детей  не  только  тогда,  когда  ребенок  непосредственно  вовлечен  в  процесс  обучения  игре  на  музыкальном  инструменте,  пению,  но  и  тогда,  когда  ребенок  выступает  в  роли  слушателя.  Б.М.  Теплов  в  книге  «Психология  музыкальных  способностей»  очень  ярко  описывает  происходящее  с  человеком  во  время  прослушивания  музыки:  «...  видимые  движения  головы,  руки,  ноги,  или  даже  качание  всем  телом  или  наиболее  часто  —  непроявляющиеся  вовсе  «зачаточные»  движения  голосового  речевого  и  дыхательного  аппарата,  мышц  конечностей,  глубоко  лежащих  мышц  грудной  клетки  и  брюшной  полости.  Большинство  людей  не  сознает  этих  двигательных  реакций,  пока  внимание  не  будет  специально  обращено  на  них.  Попытки  подавить  моторные  реакции  приводят  к  возникновению  таких  же  реакции  в  других  органах.  Переживание  ритма  по  существу  своему  активно.  Нельзя  просто  слышать  ритм.  Слушатель  только  тогда  переживает  ритм,  когда  он  его  сопроизводит,  соделывает»  [11,  с.  277]  Доктор  И.И.  Левидов,  В.А.  Багадуров,  Л.  Дмитриев  и  многие  другие  говорят  о  том,  что  нередко  после  прослушивания  музыки  у  слушателей  наблюдаются  покраснение  слизистой  голосовых  складок,  задней  стенки  глотки,  люди  начинают  испытывать  неприятные  ощущения  в  области  гортани.  Все  это  говорит  о  том,  что  при  воспроизведении  музыки  работают  не  только  организмы  исполнителей,  но  и  слушателей.  А  значит,  влияние  музыки  на  организм  человека  велико.

Современное  музыкальное  искусство  —  феномен  культуры  и  основной  воздействующий  фактор  формирования  культуры  человека.

Музыкальное  искусство  —  элемент  современной  массовой  культуры.  Ряд  происходивших  в  XX  веке  исторических  событий  оказал  влияние  на  развитие  культуры  России  и  на  возникновение  понятия  «массовая  культура»  как  основной  характеристики  культурного  развития  XX  века  и  феномена,  повлиявшего  на  культуру  XXI  века.  Ряд  исследователей  занимался  изучением  понятия  «массовая  культура»,  особенно  среди  них  необходимо  выделить  Б.  Райнова  и  его  монографию  «Массовая  культура».  В  этой  работе  он  очень  ярко  и  экспрессивно  дает  характеристику  формирования  и  развития  массовой  культуры  XX  века.  По  его  мнению,  массовая  культура  —  «специфическая  и  особо  коварная  форма  обработки  сознания  масс»  [8,  с.  7],  возникшая  в  результате  «слияния  элитарного  течения  и  массового  в  один  мутный  поток  псевдокультуры»  [8,  с.  8].  

Как  «производному»  массовой  культуры  для  него  характерно  низкое  художественное  качество,  полная  девальвация  ценностей  и  всеобщее  снижение  критериев.  Б.  Райнов  при  характеристике  современного  искусства  уповает  на  его  античеловечность,  направленность  против  личности:  «Современное  искусство  по  существу  представляет  собой  форму  разрушения  искусства»  [8,  с.  11].  Особенно  страдает  от  пагубного  воздействия  современной  музыки  молодежь,  сознание  и  эстетические  вкусы  которой  еще  не  до  конца  сформировались  и  окрепли.  Современное  музыкальное  искусство  —  страшный  и  безостановочный  механизм,  развращающий  сознаний  подрастающего  поколения  [8,  c.  18].  

Современной  музыке  свойственны  такие  характеристики,  как  антиинтеллектуализ  и  оргиазм.

Антиинтеллектуализм  —  характеристика  направленности  современного  музыкального  искусства  против  интеллектуалов,  интеллектуальной  деятельности  и  интеллектуальных  ценностей.  Современная  популярная  музыка  не  призывает  человека  к  размышлению,  не  развивает  в  нем  способности  к  образному  мышлению,  осмыслению  себя  в  мире  и  обществе.

Оргиазм  —  термин,  широко  употреблявшийся  Теодором  В.  Адорно  в  его  труде  «Избранные  сочинения:  социология  музыки»  для  характеристики  современного  музыкального  искусства  и  определяющий  тяготение  к  культовой  музыке,  музыке  для  ритуалов,  а  следовательно,  указывающий  на  преобладание  в  ней  ритмических  конструкций  и  группы  ударных  инструментов.

Действительно,  если  проанализировать  современную  музыку  с  точки  зрения  жанрового  разнообразия,  то  можно  отметить  тот  факт,  что  в  2000-е  годы  превалировавший  в  80—90-е  гг.  XX  века  жанр  вокально-инструментальной  музыки  был  замещен  жанром  танцевальной  музыки.  При  этом  необходимо  отметить,  что  музыка  призвана  носить  развлекательный,  фоновый  характер.  

Об  этом  же  говорит  анализ  структуры  современных  музыкальных  композиций,  называемых  «треками».

Трек  —  звуковая  дорожка,  музыкальное  оформление.  Как  правило,  этот  термин  относится  к  такому  течению  современной  музыки,  как  «клубная  музыка»  —  танцевальная  музыка,  ставшая  особо  популярной  на  рубеже  XX—XXI  века  и  непосредственно  связанная  с  деятельность  диск-жокеев.  Каждый  танцевальный  трек  имеет  определенную  структуру  [9]:

  Вступление  (16  тактов,  как  правило,  во  вступлении  играет  один  музыкальный  инструмент  –  большой  барабан  или  бочка);

 Инструментальный  припев  (16  тактов,  основная  «художественная  нагрузка»  танцевального  трека,  легко  запоминающийся,  повторяющийся  мотив);

·     Куплет  (8  тактов);

·     Припев  (8  тактов);

·     Куплет  (8  тактов);

·     Припев  (16  тактов);

·     Куплет  (16  тактов);

·     Припев  (16  тактов);

·     Проигрыш  (24  такта);

·     Брейк  (8  тактов);

·     Припев  (16  тактов);

·     Инструментальный  припев  (16  тактов);

·     Окончание  (16  тактов).

Основная  группа  задействованных  в  таком  треке  инструментов  —  ударные.  Иногда  используется  вокал  (женский  или  мужской),  тембровые  характеристики  которого  носят  инструментальный  оттенок.  В  основном  вокальная  партия  находится  в  верхней  тесситуре,  голоса  певцов  работают  в  режиме  твердой  атаки  и  «форсации».  Прослушивание  такой  музыки  невольно  накладывает  отпечаток  на  работу  голосового  аппарата  слушателя,  а  использование  повторяющихся  ритмических  конструкций  и  опора  на  группу  ударных  инструментов  в  инструментальной  части  оказывают  воздействие  на  физиологические  функции  организма  человека.

Личность  ребенка  и  современное  музыкальное  искусство.

Для  наиболее  полной  характеристики  влияния  современной  музыки  на  становление  личности  детей  проводился  анализ  наиболее  популярных  среди  детей  музыкальных  композиций.

Возраст  детей:  8—11  лет.

Количество  детей:  20  человек,  из  них  мальчиков  —  8  человек,  девочек  —  12  человек.

Исследуемый  материал:  список  популярных  музыкальных  композиций.

Результаты  исследования:  

Данный  анализ  проводился  на  основе  материалов  вопросника,  в  котором  детям  было  предложено  перечислить  10  любимых  музыкальных  композиций  (песен,  треков  и  т.  д.).   Мы  можем  наблюдать  статистику  музыкальных  предпочтений  современных  детей  в  возрасте  8—13  лет.  Исходя  из  этих  данных,  можно  выделить  четыре  наиболее  популярных  музыкальных  направления:  танцевальная  музыка  (в  среднем  ей  отдают  предпочтение  52,5  %  детей,  из  опрошенных  девочек  —  55  %,  мальчиков  —  50  %),  рэп  (в  среднем  —  13,5  %,  девочек  —  20  %,  мальчиков  —  7  %),  популярная  русская  музыка  (в  среднем  —  15  %,  мальчиков  —  20  %,  девочек  —  10  %),  популярная  зарубежная  музыка  (в  среднем  —  11,5  %,  девочек  —  15  %,  мальчиков  —  8  %),  рок  (в  среднем  —  7,5  %,  девочек  —  5  %,  мальчиков  —  10  %).  Следует  отметить,  что  во  всех  этих  направлениях  в  структуре  музыкальных  композиций  преобладает  следование  четким  правилам  (на  подобие  структуры  трека,  см.  выше),  высокая  насыщенность  музыкальной  ткани  ритмическими  конструкциями  и  группой  ударных  инструментов),  в  вокальной  музыке  —  ограниченность  диапазона  пределами  ч4-ч5  (чистой  кварты-чистой  квинты).  Такая  «ограниченность»  популярных  среди  детей  музыкальных  стилей  и  направлений  не  может  не  сказаться  на  степени  развития  у  них  художественного  вкуса  и  музыкальных  способностей.

Возвращаясь  к  вопросу  о  работе  голосового  аппарата  в  процессе  слушания  музыки,  можно  предположить,  как  воздействует  прослушивание  танцевальных  треков  на  голосовой  аппарат  ребенка.  Интересно  в  этой  связи  упомянуть  об  опытах  Е.Н.  Малютина  и  В.И.  Анцышкиной,  которые,  обследуя  музыкантов,  обнаружили  сильное  покраснение  голосовых  связок  у  скрипачей  и  духовиков  после  длительной  игры  на  музыкальных  инструментах.  Объясняя  это  явление,  авторы  высказали  предположение,  что  во  время  игры  музыканты  поют  про  себя  то,  что  играют.  Это  приводит  к  настолько  сильному  утомлению  голосовых  связок,  что  некоторым  после  долгой  игры  бывает  трудно  даже  говорить  [1].  Проецируя  этот  опыт  на  работу  голосового  аппарата  ребенка  во  время  слушания  музыки,  можно  сделать  следующие  выводы:

1.  Прослушивание  музыкальных  треков,  в  которых  используются  вокальные  «вставки»  высокой  тесситуры,  с  явными  признаками  форсации  (перенапряжения)  голосов  исполнителей,  оказывает  пагубное  воздействие  на  детские  голоса.  Детский  голос  —  тонкий  инструмент,  находящийся  до  18  лет  в  процессе  активного  роста  и  развития.  Как  известно,  только  к  10  годам  у  детей  складывается  мышечный  остов  голосового  аппарата.  Следовательно,  прослушивание  музыки  с  использованием  экстремальных  вокальных  приемов  и  форсированного  пения  неизбежно  ведет  к  порче  детских  голосов,  результатом  долговременного  прослушивания  может  стать  хроническое  покраснение  слизистой  голосовых  складок  ребенка,  приобретение  детскими  голосами  синдрома  «постоянной  охриплости»  (хронический  ларингит).  Если  охарактеризовать  влияние  прослушивания  на  развитие  качеств  певческого  голоса,  то  необходимо  особо  отметить  нарушение  вокально-слуховой  координации,  ухудшение  интонации.

2.  Чрезмерное  и  долговременное  прослушивание  клубных  треков  пагубно  воздействует  на  музыкально-эстетический  вкус  ребенка,  ввиду  ограниченности  выразительных  средств  подобной  музыки.

3.  «Ограниченность»  современной  музыки,  отсутствие  мелодизма  и  чрезмерная  активность  ритмической  ткани  влияет  на  психоэмоциональный  фон  ребенка,  может  вызывать  у  детей  депрессивные  состояния  и  настроения.

Заключение

Современная  музыка,  вопреки  переживаниям  родителей  и  педагогов,  накладывает  неизгладимый  отпечаток  на  развитие  подрастающего  поколения  и,  конечно,  не  может  не  сказываться  на  развитии  музыкальных  способностей.  Несмотря  на  то  что  многие  дети  обладают  задатками  для  развития  музыкальных  способностей  и  потенциалом  для  достижения  высоких  результатов,  показатели  воздействия  на  них  современной  музыки  не  могут  быть  проигнорированы.  Стоит  также  отметить  тот  факт,  что  вокальная  музыка  низкого  качества,  независимо  от  того,  исполняет  ее  ребенок  или  является  слушателем,  помимо  пагубного  воздействия  на  художественный  вкус  детей,  может  привести  к  порче  детских  голосов.  В  этой  связи  в  качестве  одного  из  способов  уменьшения  негативного  воздействия  современной  музыки  на  детей,  рекомендуется  разработка  и  внедрение  новых  форм  организации  культурно-досуговой  деятельности  детей,  новых  форм  проведения  занятий,  на  которых  дети  смогут  приобщиться  к  образцам  классической  музыки.

 

        

Список  литературы:

1. Активная  природа  слушания  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://files.regentjob.ru/books/vokal/morozov/0707.html

2. Гете  И.В.  Избранные  философские  сочинения.  М.,  1964.  —  520  с.

3. Дмитриев  Л.  Основы  вокальной  методики.  М.:  Музыка,  2000.  —  367  с.

4.Лазарев  М.Л.  Сонатал  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=1599

5. Лейтес  Н.С.  Психология  одаренности  детей  и  подростков.  М.:  Академия,  1996.  —  416  с.

6. Национальная  психологическая  энциклопедия  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://vocabulary.ru/dictionary/44/word/socialnaja-sreda

7.  Петрушин  В.И.  Музыкальная  психология.  М.:  Владос,  1997.  —  400  с.

8.Райнов  Б.  Массовая  культура.  София:  Наука  и  Изкуство,  1974.  —  489  с.

9. Секреты  диджеинга  от  DJ  JM  /  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.jm.kiev.ua/articles/track-structure

10. Теплов  Б.М.  Проблемы  индивидуальных  различий.  М.,  1961.  —  267  с.

11. Теплов  Б.М.  Психология  музыкальных  способностей.  М.,  1947.  —  335  с.

12. Юркевич  В.С.  Одаренный  ребенок:  иллюзии  и  реальность.  М.:  Просвещение,  2000.  —  136  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей на примере организации занятий в ансамбле ложкарей.

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную среду разнообразными переживаниями, связан...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...