3. Отечественное музыкальное искусство 2-ой половины XX века в программе общеобразовательной школы.
статья по музыке на тему
Статья на основе материалов дипломной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_lgu_moi_publikatsii3.docx | 22.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Отечественное музыкальное искусство второй половины XX века в программе общеобразовательной школы».
Музыка в общеобразовательной школе – один из немногих учебных предметов, направленных на воспитание души. Здесь теоретические знания, практические умения и навыки отходят на второй план, а главным оказываются те изменения, которые происходят в духовном мире ребёнка под воздействием музыки. На уроках звучат самые лучшие произведения композиторов разных эпох и стран, вошедшие в так называемый «Золотой фонд» мировой классики, в котором, к сожалению, мало представлены композиторы второй половины XX века. Речь идёт о композиторах, которые полвека назад не побоялись искать новые пути в музыке, осваивать новые техники композиции, перенимая их у своих западных коллег. Почему их творчество не поощрялось и даже намеренно замалчивалось тогда, - понять не трудно, но почему замалчивается до сих пор – загадка.
Анализ самых популярных программ по музыке для общеобразовательных школ показывает, что авторы программ с большой осторожностью относятся к музыкальному творчеству композиторов второй половины XX века. Из них в действующих программах представлены Р.Щедрин, К.Караев, Г.Свиридов, К.Хачатурян, В.Салманов, К.Молчанов, О.Тактакишвили, А.Эшпай, Т.Хренников, В.Г.Кикта, А.Г.Шнитке, В.А.Гаврилин, Э.Артемьев, А.Журбин, Б.И.Тищенко.
Разнообразить и дополнять перечень произведений – в силах и в праве каждого учителя. В качестве примера можно взять программу «Музыка» Усачёвой В.О. и Школяр Л.В., созданную под руководством Д.Б.Кабалевского. Эта программа, благодаря её уникальному тематизму, не только позволяет обновлять музыкальный материал, но и подсказывает, как это сделать. В каждой четверти по программе предусмотрены уроки-обобщения, на которых можно смело вводить новые произведения в русле пройденной темы, как закрепление пройденного на новом материале. Также предусмотрены 1-2 раза в году уроки-концерты, где, наряду с выполнением музыкальных заявок детей по исполнению и слушанию музыки, можно вводить новые произведения.
Например, пьесы из фортепианного цикла «Музыкальные игрушки» или «Звуки леса» С.А.Губайдулиной (для флейты и фортепиано) замечательно вписывается в тему 2 четверти II класса «О чём говорит музыка?». Особенно в урок «Что музыка может изображать?». Особенно подходящими для показа детям на этом уроке являются, по мнению автора, №1 «Заводная гармошка», №2 «Волшебная карусель», и №7 «Птичка-синичка». Яркие, хорошо узнаваемые образы этих пьес на обобщающем уроке помогут учащимся закрепить полученные знания и поискать в них общее – танцевальный жанр.
В III классе пьеса «Звуки леса» С.Губайдулиной может помочь учителю проверить учащихся на узнавание тембров инструментов. В V классе на обобщающем уроке, посвящённом неразрывной связи трёх искусств, музыки, литературы и живописи, можно предложить учащимся выбрать из визуального ряда подходящую к этой музыке иллюстрацию, а также сходные по образу поэтические строки.
Concerto grosso для эстрадного и симфонического оркестров этого же автора станет замечательным поводом для размышления о лёгкой и серьёзной музыке в VIII классе. Рассказ учителя о современных композиторах должен дополнить впечатление от прослушанного, или стать вступлением к слушанию музыки.
Концерт Ю.А.Фалика «Скоморохи» замечательно впишется в тему 1 четверти IV класса «Музыка моего народа», где речь идёт о русской народной и русской композиторской музыке. Полезно вспомнить из курса Русского народного творчества, кто такие скоморохи, скоморошьи традиции, жанры их творчества (небылицы, скоморошины, докучные сказки) и после этого послушать музыку, обращая внимание на состав исполнителей.
В V классе, в 4 четверти на уроках идёт речь о колокольности в русской музыке, как неотъемлемой части русской духовной культуры. На одном из уроков, как пример колокольности в произведениях русских композиторов, можно детям дать послушать «Русские звоны» из Концертино Р.К.Щедрина. Попросить определить состав исполнителей, выяснить, что в произведении не было поэтического текста, хор пел на определённый слог, изображающий звон колокола. А когда ребята вспомнят, как называется мелодия для голоса без слов (вокализ), рассказать им, что жанр этого произведения называется «концерт-вокализ».
Два урока VIII класса могут быть посвящены А.Г.Шнитке. Ребятам, наверное, было бы интересно узнать, что в своих произведениях композитор использует лёгкую музыку, а именно танго, для выражения зла в музыке. На одном из уроков 2 четверти по теме «Музыка серьёзная и лёгкая» можно послушать Рондо из Concerto grosso №1 А.Г.Шнитке и обсудить с детьми использование композитором популярного танца в своём концерте.
В следующей четверти VIII класса учащиеся осваивают тему «Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки». Напомнить ребятам Рондо из Concerto grosso №1. Затем, переходя к новому музыкальному материалу, учитель кратко знакомит детей с сюжетом кантаты «История доктора Иоганна Фауста». Дети слушают VI часть «Ложное утешение», которая является пародией на вдохновенную оперную арию, и VII часть «Гибель Фауста», где опять встречаются с танго, воплощающем злого духа – Мефистофеля, пришедшего забрать душу Фауста и обречь её на вечное проклятие. Логичным продолжением урока должна стать беседа-размышление о смысле жизни. Если позволит время урока, можно разучить и спеть с восьмиклассниками песню Б.Окуджавы «Виноградную косточку…».
Именно в VIII классе представляется возможным знакомить учащихся с «Гоголь-сюитой» А.Г.Шнитке. Проникнуть в замысел композитора, понять музыку в отрыве от литературного первоисточника очень трудно. В VII-VIII классах школьники только начинают знакомиться с произведениями Н.В.Гоголя («Шинель», «Ночь перед Рождеством»), а «Мёртвые души» они проходят по программе только в IX классе. Не обязательно знакомить детей со всеми номерами сюиты. Необходимо остановиться на тех, которые позволят учителю максимально включить учащихся в беседу о музыке и о жизни, которая отражена в ней. Сатирический характер произведений Н.В.Гоголя, отразивших самую неприглядную, изнаночную сторону Российской действительности, отражён и в музыке А.Г.Шнитке. Дети это сразу услышат. Оба автора, как будто, вторят классику: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Необходимо перед слушанием настроить детей на особое внимание к деталям, к средствам музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор для раскрытия того или иного образа. Услышав в Увертюре цитату из 5 симфонии Бетховена (лейтмотив судьбы), ребята сами выведут определение «полистилистики», задача учителя – лишь помочь им. Перед слушанием фрагмента «Детство Чичикова», без объявления названия, можно попросить ребят, составить психологический портрет человека, о котором расскажет музыка. Исходя из их впечатлений, можно продолжить рассказ об этом интересном персонаже. Оригинально, с помощью польки, раскрывает А.Г.Шнитке образ Акакия Акакиевича в IV части сюиты «Шинель». Если школьники уже знакомы с произведением, то можно попросить их (до слушания) представить себя в качестве композитора (или музыкального продюсера) и смоделировать музыкальный облик этого персонажа. В части «Бал» ребята без труда определят, какие танцы составляют этот номер сюиты, и отметят, что один из этих танцев – танго.
Фортепианный квинтет (I часть) А.М.Волконского, как пример современной музыки, написанный в традиции необарокко (сочетание западноевропейской и русской барочных традиций), учащимся будет интересно услышать в 8 классе, когда развивается тема «Современность в музыке». Обратить внимание ребят на русские, строгие северные интонации в ГП и пример партесного многоголосия в ПП (связанный с обработкой знаменного распева). Отвечая на вопрос учителя о составе исполнителей, ребятам полезно вспомнить о камерной музыке (материал VII класса), и привести ещё примеры камерных произведений. Но самое главное для учителя – поинтересоваться их впечатлениями от прослушанной музыки, услышать мнения ребят, может противоречивые, главное неравнодушные. Если кто-то затруднится сформулировать своё мнение, учитель может предложить назвать одно-два слова, с которыми у школьника ассоциируется эта музыка. А когда этих слов наберётся несколько, можно всем вместе составить синквейн (пример упражнения системы развивающего обучения, берущий своё начало в старинной японской поэзии). А если класс продвинутый, то составление синквейна может стать индивидуальным заданием (или работой в парах).
Как пример необычного состава исполнителей, учащиеся с интересом послушают 1 часть «Славянского концерта» для органа и струнного оркестра С.М.Слонимского. Очень хорошо, если ребята смогут ответить на вопрос об интонационной природе концерта. Можно перед слушанием наиграть им мелодию ГП. Услышав танцевальность, необычный ритмический рисунок, повторяющиеся незамысловатые интонации, школьники осознают фольклорную тематику произведения, несомненно услышат современный музыкальный язык и необычное тембровое сочетание. Это произведение может быть включено в программу 3 четверти VI класса, когда на протяжении нескольких уроков идёт ознакомление с музыкой современных композиторов (на период создания программы - С.С.Прокофьев, Д.Б.Кабалевский, Г.В.Свиридов и В.Н.Салманов).
На заключительном уроке VI класса может прозвучать, как музыкальный подарок для ребят, Рондо (III часть) из Концерта для симфонического оркестра, трёх электрогитар и солирующих инструментов С.М.Слонимского, где ребята обязательно услышат и отметят эстрадно-джазовое звучание, а также попробуют определить на слух солирующие инструменты.
В творчестве композиторов второй половины XX века много произведений, которые способны понять и прочувствовать обычные школьники. В нашем регионе на уроках музыки в общеобразовательной школе представляется необходимым знакомство с творчеством современных петербургских композиторов. Возможно в форме урока или нескольких уроков, в форме внеурочного мероприятия, например ко Дню музыки в начале октября или во время проведения предметной недели. На подобных мероприятиях могут прозвучать произведения А.П.Петрова, Г.Г.Белова, А.П.Смелкова, В.Д.Бибергана и других композиторов. Ещё интереснее для ребят будет услышать произведения этих авторов в исполнении своих ровесников – учащихся музыкальной школы.
Некоторые упущения со стороны авторов программ в отношении современной серьёзной музыки, к сожалению, существуют. Однако, современные правила позволяют учителю на своё усмотрение менять до 70% (!) музыкального материала, обосновав это в рабочей программе (не выходя за рамки темы урока). Видимо, существуют субъективные причины, мешающие учителям музыки исправить подобное положение вещей. Это, во-первых, всё возрастающий год от года объём документации, обязательной для оформления, требующий от учителя огромного количества времени и сил, чтобы «втиснуть» новые произведения в рамки программы. Во-вторых, (субъективное мнение автора) – элементарная боязнь нового, малознакомого музыкального материала. Средний возраст учителей музыки в нашем регионе – 40-45 лет. Простой математический расчёт показывает, что, когда они заканчивали свои учебные заведения, музыка композиторов второй половины XX века ещё не освещалась так подробно, как сейчас (если вообще освещалась). На курсах повышения квалификации, которые каждый учитель проходит раз в 5 лет, упор делается на методику, овладение компьютером, знакомство с новыми программами и обновление песенного репертуара. Остаётся самообразование (с помощью того же самого компьютера), а главное – желание личного профессионального роста, желание оставаться авторитетом для своих учеников и передать им хоть частичку любви или уважительного отношения к музыке.
Лебедева О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян".
Методическая разработка цикла уроков и презентация к уроку....
Элективный курс по изобразительному искусству "БИОДИЗАЙН" для учащихся предпрофильных и профильных классов общеобразовательных школ
Данный элективный курс содержит в себе материалы, напрвленные на развитие творческой деятельности учащихся предпрофильных и профильных классов по предмету. Понятие "Биодизайн" включает в себя многие п...
Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы
Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...
Урок истории в 9 классе на тему "Культура и искусство в первой половине ХХ века"
урок по Новейшей истории...
Статья "РОЛЬ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА"
В статье выявлены основные проблемы преподавания предмета «Музыкальное искусство» в школе, рассмотрены ключевые вопросы и противоречия в формировании поликультурной личности в учебно-воспи...
Особенности развития Отечественного хорового искусства в первой половине ХХ века
Начало XX века в России ознаменовалось разными историческими событиями и потрясениями (революции, войны), которые повлияли на изменение направлений и жанров в искусстве. Широко начала развиваться музы...
Открытый урок "Развитие русской музыкальной культуры во второй половине XIX века"
Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" с учащимися 7 класса на тему "Развитие русской музыкальной культуры по второй половине XIX века"...