Открытый урок "Развитие русской музыкальной культуры во второй половине XIX века"
план-конспект урока (7 класс)

Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" с учащимися 7 класса на тему "Развитие русской музыкальной культуры по второй половине XIX века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalnoykultury.docx21.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по предмету «Музыкальная литература с учащимися 7 класса

«Развитие русской музыкальной культуры во второй  половине XIX века»

Дата проведения: 26.11.2022г.

Продолжительность занятия – 40 мин.

Цель: познакомить учащихся с развитием русской музыкальной  культуры во второй половине  XIX века.

Задачи:

Обучающие:

  • дать представление учащимся о состоянии русского общества во второй половине ХIХ века, в том числе в области искусства;
  • рассказать  учащимся об открытии  первых образовательных организаций в области искусства;
  • Познакомить учащихся с «Товариществом передвижных художественных выставок»
  • познакомить учащихся с особенностями творчества представителей кружка «Могучая кучка». 

Развивающие:

  • развивать способности детей анализировать, делать выводы, умение участвовать в диалоге, обосновывать высказанное суждение;
  • продолжить работу по развитию эмоционального восприятия музыки, умения выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношения;

Воспитательные:

  • формировать художественный вкус и оценочные критерии в контексте духовно нравственных и эстетических идеалов;
  • воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданственность, уважительное отношение к культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  1. Объяснение новой темы
  • Характеристика общественно-политической жизни 60-х годов XIX века. Серьезные изменения, происходившие в общественной жизни России. Рост  национального самосознания, духовной силы народа, расцвет наука и культура.
  • Расцвет литературы и искусства реалистического направления.
  • Появление демократического художественного объединения второй половины XIX  «Товарищество передвижных художественных выставок», правдивый и разносторонний показ российской действительности в творчестве художников-передвижников; их просветительская деятельность. (Показ репродукций художников)
  • Во 2-й половине XIX века русская музыка переживала период могучего расцвета. Изменения в музыкальной жизни российских столиц, позднее – других городов. Образование Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), его деятельность, направленная на приобщение к музыкальному искусству широких слоев городского населения. Открытие первых российских консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866), их роль в подготовке хорошо образованных музыкантов-профессионалов: композиторов, исполнителей, педагогов, музыкальных критиков. Братья Рубинштейны – крупнейшие и авторитетные отечественные музыканты. Их разносторонняя и плодотворная деятельность: Антона Григорьевича – в Петербурге и Николая Григорьевича – в Москве. Открытие Бесплатной музыкальной школы (Петербург, 1862) – учебного заведения, ставившего целью обучение исполнительскому искусству и музыкальной грамоте любителей музыки. Концертные выступления музыкальных коллективов Школы. (Показ презентации)
  • Объединение выдающихся русских композиторов в группу единомышленников «Новая русская школа» или как ее назвал однажды В.В. Стасов «Могучая кучка». Руководителем стал М. Балакирев (поэтому иногда этот кружок называют балакиревским). Так же в него входили Ц. Кюи, А. Бородин, М. Мусоргский и Н. Римский-Корсаков. Основным принципом балакиревцев было продолжение дела Глинки – развитие русской национальной музыки. Главным для них было воплощение музыки в жизни народа. Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы «Могучей кучки» с большой любовью собирали и изучали русские народные песни, а потом использовали их в своем творчестве. Положение каждого из этих композиторов в истории русской музыки различно. Балакирев известен прежде всего как руководитель и наставник музыкального кружка. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался авторитетом у своих молодых друзей и помогал им в овладении музыкальными знаниями и в творчестве. Из писем М.А. Балакирева В.В. Стасову: «Наши занятия заключались в приятельских беседах и происходили не только за фортепиано, но и за чайным столом. Бородин (как и вся наша компания) играл новое свое сочинение, а я делал свои замечания касательно формы, оркестровки и прочее. Каждый такт проходил через мою критическую оценку и это развивало критическое художественное чувство, определившее музыкальные вкусы и симпатии…» Им создано большое количество романсов, инструментальные пьесы и произведения для симфонического оркестра. Цезарь Кюи является автором нескольких опер, произведений для оркестра, большого количества вокальных произведений, в том числе хоровых. Но наиболее яркими и талантливыми оказались следующие три представителя этого музыкального содружества: М.П. Мусоргский, А.П. Бородин и Н.А. Римский-Корсаков, с творчеством которых мы познакомимся в этом учебном году

  1. Подведение итогов  в виде тестирования.

Задание: Ответьте на вопросы.

В каком году была открыта консерватория в Петербурге?  ________________

В каком году была открыта консерватория в Москве?  ________________

 В каком городе была открыта Бесплатная музыкальная школа?    __________                                                      

Композитор, основатель содружества «Могучая кучка»__________________.

Перечислите композиторов творческого содружества «Могучая кучка»____________________________________________________________.

Перечислите художников-передвижников_____________________________

  1. Домашнее задание:

Темы для  рефератов:

 «История создания «Могучей кучки»

История создания  «Товарищества передвижных художественных выставок».

​​​​​​​Литература:

Музыкально-энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш, Москва, «Советская энциклопедия», 1990.

Н.Козлова Русская музыкальная литература, Москва «Музыка», 2003г

С.Привалов Русская музыкальная литература, Санкт-Петербург, «Композитор», 2013

Е. Гордеева «Композиторы «Могучей кучки», Москва, «Музыка», 1985.

 «Передвижники» А.В. Парамонов, Москва, «Музыка», 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура России второй половины XIX века"

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...

"Культура России второй половины 19 века"

Презентации к уроку историии по теме "Российская культура второй половины 19 века":  русские композиторы, живопись и скульпрутра...

Художественная культура России второй половины XIX века

интегрированный крок истории и искусства 8,10 классе...

Обобщение по теме: "Культура России второй половины 19 века"

Данный материал предназначен для закрепления темы" Культура России второй половины19 века" по истории 8 класса  Материл расчитан на не сильный класс, позволяет выявить знания учащихся ...

Наука и культура во второй половине XIX века

Русская культура, искусство и научные открытия второй половины   XIX века получили признание во всем мире. XIX век по праву считается в истории России веком науки и культуры. Именно в этот п...