Рабочая программа по музыке 6 кл
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по музыке Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Музыка» ориентирована на работу по учебникам под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. - 90, [6] с.), и Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ» в соответствии с государственным федеральным стандартом.
Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации и реализована в линиях учебников помузыке, подготовленных авторским коллективом под руководством авторов В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
В программе особое внимание уделено опыту эмоционально-ценностного отношения к музыке, так как знание учащимися музыки формируется в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Программа выявляет связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрывает возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства.
Программа обеспечивает доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых музыкальных фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми музыкальными произведениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_muzyka_i_osnova_sdes.doc | 184 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО заместитель директора по УВР директор школы
учителей эстетического цикла Маленкова И.А_______ Красницкая Г.А_____
и физической культуры Приказ.№___от____
Горовая Н.В.______
Протокол №__от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыка»
для 2 ступени обучения
6 класс
на 2014-2015 уч.год
Составитель Горовая Н. В.,
учитель музыки
с. Шимолино
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерных программ по музыке Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Музыка» ориентирована на работу по учебникам под редакцией В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. - 90, [6] с.), и Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ» в соответствии с государственным федеральным стандартом.
Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации и реализована в линиях учебников помузыке, подготовленных авторским коллективом под руководством авторов В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
В программе особое внимание уделено опыту эмоционально-ценностного отношения к музыке, так как знание учащимися музыки формируется в первую очередь на основе личностно-окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности. Программа выявляет связи музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрывает возможности музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.
Весь учебно-воспитательный процесс на уроках пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства.
Программа обеспечивает доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых музыкальных фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми музыкальными произведениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала
Общая характеристика учебного предмета
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
-научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет» );
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
-воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
-всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, «музыкальный рисунок»);
-способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
-научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
В результате освоения ученик в 6 классе в зависимости от изучаемого раздела должен
знать/понимать:
- содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов;
- знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга;
- знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое;
- знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов;
уметь:
- уметь определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;
- уметь отразить свое понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;
- уметь находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных из учебника для 6 класса;
- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки — синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 6 классе является тема «В чём сила музыки?», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камерной и симфонической музыки». Поурочный тематизм, плавно переходящий от урока к уроку, позволяет показать глубокую внутреннюю творческую и жизненную связь между всеми искусствами; помогает осознать, что искусства возникают не на пустом месте – они рождены самой жизнью. В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, содержание программы для 6 класса обращено главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности.
В соответствии со спецификой Вятской православной гимназии, которая является городской методической площадкой по изучению «Основ православной культуры», в дни Великого поста отведено 2 часа для изучения темы «Пасха в музыке», которая раскрывается в контексте главной темы учебного года. Поскольку праздник Пасхи является переходящим, даты этих двух также являются переходящими и назначаются с таким расчетом, чтобы первый урок, посвященный великопостной музыке, приходился на Страстную седмицу (неделю) перед Пасхой, а второй урок, посвященный пасхальной музыке, приходился на Светлую седмицу – первую неделю после праздника Пасхи.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 6 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор шестиклассников должны расширяться.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи» и другие),
- изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
- историей (Древняя Русь, Новгород Великий, эпоха Просвещения);
- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Программа реализуется: в 6 классе, в объёме 1час в неделю,34 часов в год.
Содержание учебного предмета
№ раздела | Темы раздела | Кол-во часов |
1 | Тема года: «В чём сила музыки» | |
2 | Музыка души | 1 |
3 | «Тысяча миров»музыки | 8 |
4 | Как создаётся музыкальное произведение | 1 |
5 | Ритм | 6 |
6 | Мелодия | 3 |
7 | Гармония | 4 |
8 | Полифония | 2 |
9 | Фактура | 2 |
10 | Тембры | 2 |
11 | Динамика | 2 |
12 | Чудесная тайна музыки | 3 |
Итого: | 34 |
Тематическое планирование
№ темы п/п | Тема и разделы урока | Кол-во часов | Контрольная работа по теме | Дата |
Тема года: «В чём сила музыки» | ||||
1 | Музыка души | 1 | ||
Раздел 1. «Тысяча миров»музыки | 8 | |||
2 | Наш вечный спутник | 1 | ||
3 | Искусство и фантазия | 1 | ||
4 | Искусство-память человечества | 1 | ||
5 | Какой бывает музыка | 1 | ||
6 | Волшебная сила музыки | 1 | ||
7 | Музыка объединяет людей | 1 | ||
8 | Музыка объединяет людей | 1 | ||
9 | Обобщение темы урока | 1 | ||
Раздел 2 .Как создаётся музыкальное произведение | 1 | |||
10 | Единство музыкального произведения | 1 | ||
Раздел 3.Ритм | 6 | |||
11 | «Вначале был ритм» | 1 | ||
12 | О чём рассказывает музыкальный ритм | 1 | ||
13 | О чём рассказывает музыкальный ритм | 1 | ||
14 | Диалог метра и ритма | 1 | ||
15 | От адажио к престо | 1 | ||
16 | От адажио к престо | 1 | ||
Раздел 4.Мелодия | 3 | |||
17 | «Мелодия –душа музыки» | 1 | ||
18 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» | 1 | ||
19 | Мелодия «угадывает»нас самих | 1 | ||
Раздел 5.Гармония | 4 | |||
20 | Что такое гармония в музыке | 1 | ||
21 | Два начала гармонии | 1 | ||
22 | Эмоциональный мир музыкальной гармонии | 1 | ||
23 | Красочность музыкальной гармонии | 1 | ||
Раздел 6.Полифония | 2 | |||
24 | Мир образов полифонической музыки | 1 | ||
25 | Философия фуги | 1 | ||
Раздел 7.Фактура | 2 | |||
26 | Какой бывает музыкальная фактура | 1 | ||
27 | Пространство фактуры | 1 | ||
Раздел 8.Тембры | 2 | |||
28 | Тембры-музыкальные краски | 1 | ||
29 | Соло и тутти | 1 | ||
Раздел 9.Динамика | 2 | |||
30 | Громкость и тишина в музыке | 1 | ||
31 | Тонкая политра оттенков | 1 | ||
Раздел 10.Чудесная тайна музыки | 3 | |||
32 | По законам красоты | 1 | ||
33 | По законам красоты | 1 | ||
34 | В чём сила музыки(заключение) | 1 |
Информационное учебно-методическое обеспечение
- Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2007г.
-Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия.
Музыка.Программы для общеобразовательных учреждений 1-4,5-8.Москва.Дрофа 2009.
Учебный план по темам
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/
Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/
Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/
Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/
Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/
Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86
Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/
Житие святителя Андрея Критского. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/187642.html
Житие преподобного Иоанна Дамаскина. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/ioann_damaskin.html
Житие преподобного Романа Сладкопевца – Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/842.html
Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/
Аудиотека Страны Вятской: Песнопения в честь Вятских святых. Солдатские, народные казачьи песни, романсы, песни о Вятке. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vstrana.ru/
Лист изменений
№ п/п | Дата по плану | Дата фактически | Тема урока | Причина | Обоснование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П
Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе примерной авторской программы «Музыка.5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П.2-е издание Москва. «Просвещение» 2013г., рекомендован...
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов по музыке. Авторская программа «Музыка. Искусство. 5-9 классы» авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...