Рабочая программа 1-4 2014 ФГОС музыка Алеев
рабочая программа по музыке по теме
Рабочкая программа 1-4 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1-4_2014_fgos_muzyka_aleev.docx | 90.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 города Белово»
Утверждаю:
Директор
___________ Р.И. Облецова
«___» ____________ 20 г.
Рабочая программа
по _______________________________________
название предмета
________________________________
ступень обучения
Обсуждено на МО _______________ Протокол № 1 от __________ 20 г. Руководитель МО _______________ | Рассмотрено на МС Протокол № 1 от __________ 20 г. Председатель МС _________________ |
Составитель:
_______________
_______________
_______________
Ф.И.О.
______________________
должность
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерной начальной образовательной программы и на основе авторской программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак:
«Музыка. Начальные классы»-М.Дрофа 2011.с 16-25.,и в соответствии с базисным учебным планом 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта :
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 1кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 2 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 3 кл. - М.: Дрофа, 2013.
В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. «Музыка» Учебник для общеобразовательных учреждений 4 кл. - М.: Дрофа, 2013.
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
ЗАДАЧИ предмета «Музыка» заключаются в следующем:
— привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
— научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
— воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ее истории и традициям;
— привить основы художественного вкуса;
— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
— научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
— обогатить знаниями о музыкальном искусстве;
— научить практическим умениям и навыкам в учебно-творческой деятельности;
— сформировать потребность в общении с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Характерная тенденция, присущая стандартам второго поколения, связана с «усилением общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний» Широкий интегративный контекст программы(имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Русский язык», «Окружающий мир») не снижает самоценности предмета. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — С. 18. —(Стандарты второго поколения). «Музыка», а лишь придает больший «стереофонический» объем в восприятии и усвоении его содержания.
Также интегративность обусловливает и особенности формирования результатов образования. «В результате изучения всех без исключения предметов начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться».Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал нестолько выполняет вспомогательную, «иллюстративную» функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования. Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной, двух минут в 1, 2 классах и две, три минуты в 3 и 4 классах.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.
Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод «шаг за шагом»); «развития по спирали»(многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).
Формы контроля
Формы проверки по теме или разделу зависят от усвоенного обучающимися материала и могут варьироваться в зависимости от ситуации. Это может быть:
- фронтальный опрос,
- контрольная викторина,
- тесты по музыкальному и теоретическому материалу,
- устные выступления учащихся,
- участие их в концертах и театральных постановках,
- сочинения и рефераты.
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Методы проверки и оценки знаний: устный опрос, контрольные работы (тесты, викторины, презентации)
Нормой освоения является оценка «3».
Настоящий курс «Музыка. 1—4 классы» полностью соотносится с инвариантной частью Базисного учебного (образовательного) плана образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. «Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта»1.
В соответствии с Базисным учебным планом предмет «Музыка» в начальной школе изучается в течение четырех лет — с 1 по 4 класс. Количество часов в неделю— 1. В первом классе курс рассчитан на 33 учебные недели; во 2—4 классах — на 34 учебные недели.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В области личностных результатов1:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкальнотворческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- владение некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро — медленно), динамики (громко — тихо);
- узнавание по изображениям некоторых музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народных инструментов (гармонь, баян, балалайка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
2 класс
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 2 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 2 класса);
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 2 класса);
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 2 класса;
- понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров — оперы и балета;
- владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело — грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4, аккомпанемент;
- узнавание по изображениям и различение на слух тембров музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе, а также органа и клавесина;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление к передаче характера песни, умение исполнять lеgаtо, non lеgаtо, правильное распределение дыхания во фразе, умение делать кульминацию во фразе).
3 класс
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкальнотворческих способностей.
- В области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 3 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 3 класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
- владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 3 класса);
- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 3 класса);
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в стремлении к музыкальнотворческому самовыражению (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкально-драматических спектаклях);
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 3 класса;
- знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (П. Чайковский, В. А. Моцарт, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Бородин, С. Прокофьев);
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- наблюдение за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различияние проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
В области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
- понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- интонаций, тем, образов (с учетом требований учебника для 3 класса);
- умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы — трехчастная, рондо, вариации);
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки — „; J. ^; J.J J, а также несложные элементы двухголосия — подголоски).
- класс
В области личностных результатов:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие этических чувств;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
- В области метапредметных результатов:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и рабочей тетради для 4 класса;
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника и рабочей тетради для 4 класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника, для решения задач;
- понимание основ смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- умение проводить простые аналогии и сравнения, устанавливать простые классификации между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- установление простых причинно-следственных связей (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи (на примере материала междисциплинарных тем учебника для 4 класса);
- подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза (в соответствии с требованиями учебника для 4 класса);
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
- В области предметных результатов:
- наличие интереса к предмету «Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, музыкально-пластическое движение, участие в музыкальнодраматических спектаклях);
- знание имен выдающихся отечественных и зарубежных композиторов: венских классиков, композиторов — представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;
- умение узнавать характерные черты музыкальной речи вышеназванных композиторов;
- умение воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации);
- знание названий различных видов оркестров;
- знание названий групп симфонического оркестра;
- умение соотносить выразительные и изобразительные музыкальные интонации;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия — фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов — принцип «веера»).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (33 ч)
Тема года: «МУЗЫКА, МУЗЫКА ВСЮДУ НАМ СЛЫШНА...»
«Нас в школу приглашают задорные звонки...». «Музыка, музыка всюду нам слышна...».
«Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...».
Краски осени.
«Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?». Музыкальное эхо.
Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! «Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...».
Ноги сами в пляс пустились.
Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов.
Марш деревянных солдатиков.
«Детский альбом» П. И. Чайковского.
Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...». Зимние игры.
«Водят ноты хоровод...».
«Кто-кто в теремочке живет?».
Веселый праздник Масленица.
Где живут ноты?
Весенний вальс.
Природа просыпается.
В детском музыкальном театре.
Мелодии и краски весны.
Мелодии дня.
Музыкальные инструменты. Тембры-краски.
Легко ли стать музыкальным исполнителем?
На концерте.
«Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах).
«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей.
- класс (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА» Прогулка.
«Картинки с выставки».
Осенины.
Композитор-сказочник Н. А. Римский-Корсаков. В оперном театре.
Осень: поэт — художник — композитор.
Весело — грустно.
Озорные частушки.
«Мелодия — душа музыки».
«Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!».
Музыкальная интонация.
Ноты долгие и короткие.
Величественный орган.
«Балло» означает «танцую».
Рождественский балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Зима: поэт — художник — композитор.
Для чего нужен музыкальный размер.
Марш Черномора.
Инструмент-оркестр. Фортепиано.
Музыкальный аккомпанемент.
Праздник бабушек и мам.
«Снегурочка» — весенняя сказка Н. А. Римского-Корсакова.
Диезы, бемоли, бекары.
«Где это видано...» (смешные истории о музыке). Весна: поэт — художник — композитор. Звуки-краски.
Звуки клавесина.
Тембры-краски.
«Эту музыку легкую... называют эстрадною». Музыка в детских кинофильмах.
Музыкальные театры мира.
- класс (34 ч)
Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»
Картины природы в музыке.
Может ли музыка «нарисовать» портрет?
В сказочной стране гномов.
Многообразие в единстве: вариации.
«Дела давно минувших дней...».
«Там русский дух... там Русью пахнет!».
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...».
Бег по кругу: рондо.
Какими бывают музыкальные интонации.
Знаки препинания в музыке.
«Мороз и солнце; день чудесный!..».
«Рождество Твое, Христе Боже наш...». Колокольные звоны на Руси.
Музыка в храме.
М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки.
Что такое патриотизм.
Русский национальный герой Иван Сусанин. Прощай, Масленица!
Музыкальная имитация.
Композиторы детям.
Картины, изображающие музыкальные инструменты.
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
Струнные смычковые инструменты.
С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Вечная память героям. День Победы.
Легко ли быть музыкальным исполнителем? Выдающиеся музыканты-исполнители. Концертные залы мира.
- класс (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
«Россия — любимая наша страна...».
Великое содружество русских композиторов.
Тема Востока в творчестве русских композиторов. Музыка Украины.
Музыка Белоруссии.
Музыкант из Желязовой Воли.
Блеск и мощь полонеза.
Музыкальное путешествие в Италию.
«Народный» композитор Италии Джузеппе Верди. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики.
Знаменитая Сороковая.
Героические образы Л. Бетховена.
Песни и танцы Ф. Шуберта.
«Не ручей — море ему имя».
Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига.
«Так полюбил я древние дороги...».
Ноктюрны Ф. Шопена.
«Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами».
Арлекин и Пьеро.
В подводном царстве.
Цвет и звук: «музыка витража».
Вознесение к звездам.
Симфонический оркестр.
Поэма огня «Прометей».
«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана.
Джазовый оркестр.
Что такое мюзикл?
Под небом Парижа.
Петербург. Белые ночи.
«Москва... как много в этом звуке...».
«Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна».
Тематическое планирование
№ч | Название раздела (темы) | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
I | 1.«Нас в школу приглашают задорные звонки…» | 1 | 1.Наблюдать за музыкой в жизни человека. 2. Разучивать и исполнять песенный репертуар1 |
2. «Музыка, музыка всюду нам слышна...» | 1 | Рассуждать об истоках возникновения музыки | |
3. «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку...» | 1 | Наблюдать за звучанием природы | |
4. Краски осени | 1 |
| |
5. «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?» | 2 |
| |
6. Музыкальное эхо | 1 |
|
7. Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться! | 2 | 1.Различать темповые отличия в музыке (быстро — медленно). 2.Осуществлять ударения в тексте песни в процессе исполнения | |
2 | 8. «Встанем скорей с друзьями в круг — пора танцевать...» | 1. | 1.Выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров — вальса, польки. 2.Осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений |
9. Ноги сами в пляс пустились | 1 | 1.Определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. 2.Воплощать первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах | |
10. Русские народные музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных инструментов. | 1 | 1.Распознавать русские народные инструменты по изображению, а также их звучание на слух. 2.Осуществлять первые опыты творческой деятельности — в игре на детских музыкальных инструментах |
11. Марш деревянных солдатиков | 1 | 1.Выявлять первичные характерные особенности жанра марша. 2.Воплощать характер музыки в музыкальноритмическом движении | |
12. «Детский альбом» П. И. Чайковского | 1 | 1Сравнивать настроения музыкальных произведений. 2Осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни) | |
13. Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. | 1 | 1.Соотносить художественно-образное содержание между образами литературного и музыкального произведений. 2Соотносить характеры образов живописного и музыкального произведений. 3Разучивать заклички и прибаутки. 4Осуществлять музыкально-ритмические движения | |
14. «Новый год! Новый год! Закружился хоровод...» | 1 | 1.Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные свойства музыки. 2.Определять выразительные и изобразительные свойства тембра челесты. 3. Выражать свое эмоциональное отношение к произведению в музыкально-ритмическом движении | |
15. Зимние игры | 2 | 1.Устанавливать простые музыкально-изобразительные ассоциации в процессе слушания. 2.Передавать в музыкально-пластическом движении впечатления от музыкальных образов | |
16. «Водят ноты хоровод...» | 1 | Приобретать опыт в постижении нотной грамоты | |
17. «Кто-кто в теремочке живет?» | 1 | Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности (в игре на детских музыкальных инструментах) | |
18. Веселый праздник Масленица | 2 | 1.Соотносить характеры образов между музыкальными и живописными произведениями. 2.Осуществлять первые опыты по созданию ритмического аккомпанемента к песне (попевке) | |
19. Где живут ноты? | 1 | 1.Приобретать опыт в постижении нотной грамоты. 2.Играть на детских музыкальных инструментах | |
20. Весенний вальс | 1 | Различать настроения, чувства и характер музыки | |
21. Природа просыпается | 1 | 1.Соотносить настроения, чувства и характеры между музыкальными и живописными произведениями. 2Играть на детских музыкальных инструментах | |
22. В детском музыкальном театре | 1 | 1.Узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра. 2.Соблюдать важнейшие правила поведения в театре. 3.Играть на детских музыкальных инструментах | |
23. Мелодии и краски весны | 1 | 1. Сравнивать настроения и чувства, выраженные в различных музыкальных произведениях. 2. Выражать в жесте настроение музыкального произведения. 3. Выражать в цвете (раскрашивание «музыкального» рисунка)эмоциональное отношение к музыкальному образу | |
24. Мелодии дня | 1 | 1.Соотносить настроения музыкальных и живописных произведений. 2.Находить ассоциации между настроениями человека и настроениями музыки | |
25. Музыкальные инструменты. Тембры- краски . | 1 | 1.Узнавать по изображению музыкальные инструменты: арфу, флейту, пианино, скрипку, а также узнавать на слух их тембровую окраску.
3. Играть на детских музыкальных инструментах | |
26. Легко ли стать музыкальным исполнителем? | 1 | 1.Определять и понимать важные качества, необходимые для музыкального исполнителя. 2.Разыгрывать песню | |
27. На концерте. | 1 | 1.Определять по изображению участников концерта — исполнителей, дирижера. 2.Соблюдать важнейшие правила поведения на концерте | |
28. «Но на свете почему-то торжествует доброта...» (музыка в мультфильмах) | 1 | Иметь представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в мультфильмах | |
29. «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполлино и его друзей . | 1 | 1.Иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ. 2.Инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров |
2 класс (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА»
1. Прогулка | 1 | 1.Устанавливать простые ассоциации между звуками природы и звуками музыки. 2.Осуществлять музыкально-ритмические движения | |
2. «Картинки с выставки» | 1 | 1.Определять характер музыкальных произведений. 2.Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. 3.Передавать в пении различные интонации | |
3. Осенины | 1 | 1.Иметь представления о праздновании Осенин на Руси. 2.Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении и танце | |
4. Композитор- сказочник Н. А. Римский- Корсаков | 1 | 1.Иметь представления о воплощении сказочных сюжетов в оперном творчестве Н. Римского-Корсакова. 2.Играть на детских музыкальных инструментах.
| |
5. В оперном театре | 1 | 1.Понимать главные отличительные особенности оперного жанра. 2Определять характер музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике. 3.Иметь первоначальные представления о музыкальном сопровождении | |
6. Осень: поэт — художник — композитор | 1 | 1. Иметь представления о роде деятельности представителей искусства — поэтов, художников, ком- позиторов. 2. Сравнивать образное содержание произведений музыки, поэзии, живописи на уровне темы, | |
7.Весело-грустно. | 1 | 1.Выявлять ладовый контраст (мажор — минор). 2. Передавать в цветовом изображении радостное настроение | |
8. Озорные частушки | 1 | 1.Иметь представления о жанре частушки. 2.Воплощать характер содержания частушек в пении | |
9. «Мелодия — душа музыки» | 1 | 1.Понимать художественновыразительное значение мелодии как важнейшего средства музыкального языка. 2.Воплощать выразительность мелодии в пении | |
10. «Вечный солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт!» | 1 | 1.Устанавливать связь между характером мелодии и характером содержания музыкального произведения. 2.Сравнивать характеры мелодий в музыкальных произведениях разных композиторов. 3.Играть на детских музыкальных инструментах | |
11. Музыкальная интонация | 1 | 1.Осуществлять первые опыты постижения интонационно-образной природы музыки. 2.Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. 3.Передавать в пении различные музыкальные интонации | |
12. Ноты долгие и короткие | 1 |
| |
13. Величественный орган | 1 | 1.Узнавать по изображению музыкальный инструмент орган, отличать на слух его тембровую окраску. 2.Иметь представления о роли органа в творчестве И. С. Баха | |
14. «Балло» означает «танцую» | 1 | 1.Понимать главные отличительные особенности жанра балета. 2.Наблюдать за процессом развития в балетной музыке | |
15. Рождествен- ский балет П. Чайковского «Щелкунчик» | 1 | 1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образа- ми. 2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей | |
16. Зима: поэт — художник — композитор. | 1 | 1. Сравнивать образное содержание произведений музыки и живописи на уровне темы, выявлять признаки сходства и отличия. 2. Выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам в рисунке | |
17. Для чего нужен музыкальный размер | 2 | 1. Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (танцевальные жанры). | |
18. Марш Черномора | 1 | 1.Соотносить метрические характеристики с жанровыми особенностями музыкальных произведений (маршевые жанры). 2.Определять образное сходство и различия разделов одного музыкального произведения | |
19. Инструмент-оркестр. Фортепиано | 1 | 1.Распознавать звучание разных регистров фортепиано. 2.Проводить тембровые аналогии между звучанием | |
20. Музыкальный аккомпанемент | 1 | 1.Определять выразительные и изобразительные особенности музыкального аккомпанемента в процессе слушания. 2.Сравнивать различные ритмические рисунки в музыкальных произведениях по заданным критериям, обнаруживать их выразительные отличия. 3.Осуществлять музыкально-ритмические движения. 4.Играть на детских музыкальных инструментах | |
21. Праздник бабушек и мам. | 1 | 1.Определять авторов изученных музыкальных произведений. 2.Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пении | |
22. «Снегурочка» — весенняя сказка Н. А. Римского- Корсакова | 2 | 1.Устанавливать музыкально-зрительные ассоциации при прослушивании музыкального произведения. 2.Исполнять ритмический аккомпанемент к песне | |
23. Диезы, бемоли, бекары | 1 | 1.Различать особенности знаков альтерации в музыке. 2.Выражать в музыкально-пластическом движении характер мелодии | |
24. «Где это видано...» (смешные истории о музыке) | 1 | 1.Оценивать выразительность исполнения. 2.Разыгрывать песню | |
25. Весна: поэт — художник — композитор | 1 | 1.Сравнивать содержание произведений музыки, поэзии и живописи на уровне темы; устанавливать моменты сходства. 2.Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к музыкальному образу | |
26. Звуки-краски | 1 | 1.Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. 2.Наблюдать за контрастами состояний в музыкальном произведении | |
27. Звуки клавесина | 1 | 1.Узнавать по изображению музыкальный инструмент клавесин, а также узнавать на слух его тембровую окраску. 2.Определять черты общности между различными клавишными инструментами | |
28. Тембры- краски | 1 | Узнавать по изображению музыкальные инструменты: орган, клавесин, фортепиано, арфу, колокольчики, а также узнавать на слух их звучание | |
29. «Эту музыку легкую... называют эстрадною» | 1 | Узнавать по изображению музыкальные инструменты: саксофон, электрогитару, а также узнавать на слух их звучание | |
30. Музыка в детских кинофильмах | 1 | Наблюдать за звучанием музыки, ее развитием в детских кинофильмах |
- класс (34 ч)
Тема года: «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА»
1. Картины | 1. Наблюдать за звучанием | ||
природы | 1 | природы; различать настрое- | |
в музыке | ния и чувства, выраженные в музыке. 2. Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении | ||
2. Может ли музыка «нарисовать» портрет? | 1 | 1.Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. 2.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения | |
3. В сказочной стране гномов | 1 | 1.Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. 2.Распознавать художественный смысл трехчастной формы. 3. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом | |
4. Многообразие в единстве: вариации | 1 | 1.Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов. 2.Распознавать художественный смысл вариационной формы | |
5. «Дела давно минувших дней...» | 1 | 1.Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. 2.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения. 3.Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу | |
6. «Там русский дух... там Русью пахнет!» | 1 | 1.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 2.Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора. 3.Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки | |
7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» | 1 | 1.Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. 2.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения | |
8. Бег по кругу: рондо | 2 | 1.Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. 2.Распознавать художественный смысл формы рондо. 3. Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом | |
9. Какими бывают музыкальные интонации | 3 | 1.Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства. 2.Определять жизненную основу музыкальных интонаций в рамках произведений драматического и лирического характера. 3.Импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала) | |
10. Знаки препинания в музыке | 1 | 1.Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл. 2.Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия | |
11. «Мороз и солнце; день чудесный!..» | 1 | 1.Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке. 2.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. 3.Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении музыкальной речи. 4.Импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (музыкально-ритмические движения, танцевальная импровизация) | |
12. «Рождество Твое, Христе Боже наш...» | 2 | 1.Определять жизненную основу музыкальных интонаций. 2.Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях.
| |
13. Колокольные звоны на Руси | 1 | Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении | |
14. Музыка в храме | 1 |
2. Различать настроения и чувства, выраженные в музыке | |
15. М. И. Глинка — основоположник русской классической музыки | 1 | 1.Рассуждать об отечественной музыке с учетом критериев, приведенных в учебнике. 2.Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. 3.Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах | |
16. Что такое патриотизм | 1 |
| |
17. Русский национальный герой Иван Сусанин | 1 | 1.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 2.Сравнивать произведения разных жанров на основе критериев, заданных в учебнике. 3.Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки. 4.Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах | |
18. Прощай, Масленица! | 1 | 1.Наблюдать за музыкой в жизни человека. 2.Различать настроения и чувства человека, выраженные в музыке. 3.Выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации | |
19. Музыкальная имитация | 2 | 1.Определять полифоническую форму в музыке. 2.Разыгрывать простые музыкальные пьесы, основанные на приеме имитации | |
20. Композиторы детям | 1 | 1.Различать настроения, выраженные в музыке. 2.Различать маршевость в музыке | |
21. Картины, изображающие музыкальные инструменты | 1 | 1.Узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу да гамба, гитару, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары. 2.Сравнивать содержание живописных и музыкальных произведений на уровне темы, сюжета, настроения | |
22. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | 1 | Участвовать в коллективном обсуждении музыкальных вопросов проблемного содержания | |
23. Струнные смычковые инструменты | 1 |
2. Определять на слух звучание струнного ансамбля | |
24. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» | 2 | 1.Узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску. 2.Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки. 3.Сравнивать различные музыкальные интонации. 4.Различать маршевость в музыке | |
25. Вечная память героям. День Победы | 1 | 1.Размышлять о роли музыки в жизни человека. 2.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 3.Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в пении. 4.Проявлять личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений | |
26. Легко ли быть музыкальным исполнителем? | 1 | 1.Передавать в собственном исполнении (пении) различные музыкальные образы. 2.Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. 3.Импровизировать (танце- вальная, театральная импровизации) при воплощении музыкальных образов. 4.Узнавать по изображениям названия ранее изученных произведений и их создателей | |
27. Выдающиеся музыканты-исполнители | 1 | 1.Узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей. 2.Осуществлять первые опыты анализа исполнительских интерпретаций | |
28. Концертные залы мира | 1 | 1.Узнавать по изображениям ведущие концертные залы мира. 2.Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. 3.Определять жанровые особенности инструментального концерта в соответствии с критериями, представленными в учебнике |
4 класс (34 ч)
Тема года: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
1. «Россия — любимая наша страна...» | 1 | 1.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 2.Анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными в учебнике | |
2. Великое содружество русских композиторов | 2 | 1.Определять по изображениям имена композиторов — членов «Могучей кучки». 2.Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове. 3.Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки. 4.Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства | |
3. Тема Востока в творчестве русских композиторов | 1 | 1.Соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов. 2.Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов | |
4. Музыка Украины | 1 | 1.Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. 2.Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. 3.Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества народов мира. 4.Исполнять мелодии народных песен в современных стилях (хип-хоп, диско) | |
5. Музыка Белоруссии | 1 | 1.Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. 2.Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества народов мира | |
6. Музыкант из Желязовой Воли | 1 | 1. Воспринимать на эмоцио- нально-образном уровне про- фессиональное и народное музыкальнее творчество разных стран мира. 2. Анализировать художест- венно-образное содержание, музыкальный язык произве- дений мирового музыкально- го искусства | |
7. Блеск и мощь полонеза | 1 | 1.Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира. 2.Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. 3.Сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра. 4.Импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танцевальная импровизация) | |
8. Музыкальное путешествие в Италию | 1 | 1.Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное и народное музыкальное творчество разных стран мира. 2.Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. 3.Воплощать художественно-образное содержание народной музыки в пении | |
9. «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди | 1 | 1.Воспринимать на эмоционально-образном уровне профессиональное музыкальное творчество народов мира. 2.Распознавать особенности музыкальной речи композиторов (на примере творчества Дж. Верди). 3.Узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные сочинения | |
10. Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики | 1 | 1.Анализировать жанровостилистические особенности музыкальных произведений. 2.Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (на примере произведений композиторов — венских классиков) | |
11. Знаменитая Сороковая | 1 | 1.Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности композиторов — венских классиков (в соответствии с критериями, представленными в учебнике). 2.Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта. 3.Исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии | |
12. Героические образы Л. Бетховена | 1 | 1.Наблюдать за интонационной образностью музыкальных произведений. 2.Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки Л. Бетховена | |
13. Песни и танцы Ф. Шуберта | 1 | 1.Различать песенные, танцевальные истоки в музыкальных произведениях Ф. Шуберта. 2.Распознавать художественный смысл простой двухчастной формы. 3.Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения | |
14. «Не ручей — море ему имя» | 1 | 1.Выявлять характерные свойства музыки И. С. Баха. 2.Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. 3.Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись 4.Определять форму музыкального произведения | |
15. Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига | 1 | 1.Выявлять характерные свойства музыки Э. Грига. 2.Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. 3.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. 4.Распознавать художественный смысл двухчастной формы. 5.Определять по фрагментам нотной записи музыкальные сочинения и называть их авторов | |
16. «Так полюбил я древние дороги...» | 1 | 1.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 2.Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии | |
17. Ноктюрны Ф. Шопена | 1 | 1.Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. 2.Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений. 3.Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения. 4. Исполнять мелодию песни с ориентацией на нотную запись | |
18. «Музыка Шопена — это пушки, прикрытые цветами» | 1 |
| |
19. Арлекин и Пьеро | 1 | 1.Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. 2.Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. 3.Сравнивать музыкальные произведения по заданным в учебнике критериям | |
20. В подводном царстве | 1 | 1.Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. 2. Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров | |
21. Цвет и звук: «музыка витража» | 1 | 1.Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. 2.Наблюдать за процессом развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. 3.Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в рисунке | |
22. Вознесение к звездам | 1 |
| |
23. Симфонический оркестр | 2 | 1.Узнавать по изображению и определять звучание симфонического оркестра, а также входящих в него четырех инструментальных групп — струнной смычковой, деревянной духовой, медной духовой, ударной. 2.Наблюдать за развитием музыкального образа, представленного в звучании различных музыкальных инструментов симфонического оркестра. 3. Импровизировать при воплощении музыкального образа (инструментальная импровизация) | |
24. Поэма огня «Прометей» | 1 | 1.Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи, взаимодействии. 2.Анализировать стилистические особенности музыкальных произведений. 3.Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке | |
25. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана | 1 | 1. Участвовать в коллективном обсуждении «жизненных правил для юных музыкантов» | |
26. Джазовый оркестр | 1 | 1.Узнавать по изображениям инструменты джазового оркестра, а также узнавать на слух их звучание. 2.Импровизировать при воплощении музыкального образа (ритмическая импровизация). 3.Выражать свои зрительные впечатления от прослушанного музыкального произведения в рисунке | |
27. Что такое мюзикл? | 1 | 1.Размышлять о модификации жанров в современной музыке. 2.Соотносить основные эмоционально-образные сферы музыки, специфические особенности жанра. 3. Воплощать в звучании голоса настроения, выраженные в музыке. Инсценировать фрагменты мюзикла | |
28. Под небом Парижа | 1 | 1.Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. 2.Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей | |
29. Петербург. Белые ночи | 1 | 1. Наблюдать за музыкой в жизни человека и зву- чанием природы. 2. Соотносить и сравнивать содержание произведений литературы и музыки на уровне образа. 3. Отражать наблюдения за процессом музыкального развития в рисунке в соот- ветствии с критериями, представленными в рабочей тетради | |
30. «Москва... как много в этом звуке...» | 1 | 1. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении. 2.Соотносить выразительные и изобразительные особенности музыки. 3.Соотносить интонационномелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира | |
31. «Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна» | 2 | Знать гимн Российской Федерации и участвовать в его хоровом исполнении | |
Итого: | 135 |
Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя
- Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 1класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 2 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 2 класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 3 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 3 класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В, Кичак Т.Н,. - Музыка. 4 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие , 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. 4 класс. Фонохрестоматия (2 диска) /. – М.: Дрофа, 2010.
- Замятина Т.А. - Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль; учебно-метод. пособие , 3-е изд. – М: Издательство «Глобус», 2010. – 170 с. 0 (Уроки мастерства).
- Уроки музыки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Мастерская учителя).
- Золотина Л.В. - Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы. Методическое пособие с электронным приложением / – 2-е изд., стереотип. – М:Планета, 2010. – 176 с. – (Современная школа)
Литература для учащихся.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс / М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 2 класс / М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 3 класс / М.: Дрофа, 2010.
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. - Музыка. Рабочая тетрадь. 4 класс / М.: Дрофа, 2010.
- Болучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся изд. «Ленинград» Музыка, изд 11, дополненное 2010г.
- Газарян С., В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение». 3 изд., 2010
- Куберский И.Ю., Минина Е.В. – Спб.: ООО «Диамант», 2010. – 576с., ил. – ( Книга в подарок) .
- Самин Д.К. – 100 великих композиторов. М.: «Вече», 2010
Технические средства обучения
- Аудиовоспроизводящая аппаратура
- Синтезатор
- Видеовоспроизводящая аппаратура
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, М/МЕДИА
1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Уроки музыки 1-8 классы. Мультимедийное приложение к урокам ООО «Глобус» 2008 г.
14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. ФЦИОР Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП) 2008 г.
16. Энциклопедия Классической музыки «Интерактивный мир» 2002 г.
17. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения)
Планируемые результаты
В результате изучения музыки в начальной школе у выпускников будут сформированы основы музыкальной культуры; воспитаны нравственные и эстетические чувства, художественный вкус; развит интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. Школьники смогут открыто выражать свое отношение к искусству, проявлять ценностно-смысловые ориентации, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм.
Выпускники начальной школы научатся воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Дети будут способны встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественнопрактических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Раздел «Музыка в жизни человека»
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Раздел « Музыкальная картина мира»
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2013-2014 учебный год для 8 классов по учебнику И.Г. Семакина "Информатика и ИКТ. ФГОС"
Рабочая программа для 8 классов по учебнику И.Г. Семакина "Информатика и ИКТ. ФГОС" включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год....
Рабочая программа для 5 класса по музыке авторы Сергеева, Критская по ФГОС
рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой Критской ФГОС...
Рабочая программа, календарно - тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС, авторы: Крицкая Е.Д.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана и составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования П...
Рабочая программа для 5 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
Рабочая программа по музыке 5 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,-Федерально...
Рабочая программа для 6 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс составлена на основе:- федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г .№ 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,-Федеральн...
Рабочая программа для 7 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с опорой на примерную программу основного общего об...
Рабочая программа для 8 класса В.В.Алеев .Т.И.Науменко Т.Н.Кичак
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опо...