Мы поём для вас
статья по музыке по теме
Статья про Образцовый коллектив Детскую хоровую студию "Искра".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_poyom_dlya_vas.doc | 54.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мы поём для вас
В. Комаров
Хоровое пение – это самый доступный вид музыкального исполнительства. Именно поэтому хор обладает такой притягательной силой. В Детской хоровой студии «Искра» занимаются четыреста ребят, и все они поют с удовольствием, потому что любят музыку. Коллектив наш очень дружный. Все большие праздники мы отмечаем по традиции вместе. Здесь каждый находит своих друзей.
Пройдёт время, ребята станут взрослыми, но дружбу сохранят надолго. Они будут вновь и вновь приходить в «Дом», а теперь во «Дворец», чтобы вспомнить свои лучшие годы, вспомнить, как учились, выступали, жили в лагере, гастролировали, чтобы увидеть старых друзей и наставников.
А начинается всё с самой первой детской песенки, которую малыши подготовительной группы выучивают с хормейстером. Через год мы, педагоги, их спросим: «Кто хочет выступать на концерте?» Оказывается, что выйти на сцену хотят все, даже те, у кого не очень получается.
Постепенно дети приобретают вокально-хоровые навыки и опыт сценической работы. Еще через какое-то время мы зададим им вопрос: «Кто хочет стать солистом?» Одному выйти на сцену не так просто, как всем вместе. К этому моменту просыпается детская самокритика, и желающих стать солистом намного меньше.
В ДХС «Искра» дети получают комплексное музыкальное образование.
На занятиях сольфеджио они учатся петь по нотам, писать музыкальные диктанты, разбираться в хоровых партитурах. Четыре года изучают музыкальную литературу, знакомятся с творчеством знаменитых русских и зарубежных композиторов. Учатся различать тембры инструментов симфонического оркестра и разбираться в музыкальных жанрах.
Мы, педагоги, придаём большое значение музыкальной грамоте и теории, потому что юные музыканты должны знать музыку изнутри. Из чего она состоит? Какие бывают у неё формы? Какими штрихами и нюансами пользуется исполнитель.
В инструментальных классах ребята обучаются игре на аккордеоне, баяне, гитаре, скрипке, синтезаторе, флейте и фортепиано. Эта работа индивидуальная. Она требует от педагога особого подхода. Чтобы пальцы были «послушными» нужно тщательно и терпеливо готовиться к занятиям, потому что на концерте рассчитывать придётся только на себя самого. Концерты мобилизуют ребят и стимулируют их повседневную работу.
Почему дети любят выступать? Сначала они хотят обратить на себя внимание. Знают, что их будут слушать, и на них будут смотреть. Поэтому надо постараться спеть лучше, сыграть лучше. Опыт выступлений подводит юных артистов к следующему рубежу, когда одного внимания публики явно не достаточно. Исполнителям необходимо выразить свои эмоции, передать музыкальным языком то, что они чувствуют. Ещё позже, приходит, наконец, понимание той главной цели, ради чего мы выходим на сцену: осуществить причастность к рождению прекрасного и донести замысел композитора до слушателей, почувствовать эмоциональную связь с аудиторией.
Что же мы поём, что исполняем, и что хотим выразить? Основу нашего репертуара составляют классические произведения русских и зарубежных авторов. Есть в нём и духовная музыка – наше духовное наследие. Украшением наших концертных программ являются народные песни и произведения современных композиторов.
Музыка наших дней занимает в исполнительской работе почётное место. Вот уже более тридцати лет студия связана творческим сотрудничеством с композиторами Санкт-Петербурга. Ежегодно весной в нашем городе проходит Международный детский фестиваль, организованный Союзом композиторов. На этом фестивале ДХС «Искра» много лет подряд исполняет современную музыку петербургских авторов. Нашими творческими друзьями стали Станислав Важов, Дмитрий Смирнов, Александр Смелков, Валерий Фадеев, Владимир Сапожников, Виктор Плешак, Михаил Малевич.
Композиторам нравится, когда их произведения исполняются с детской непосредственностью. Взрослые исполнители, увы, лишены такой неподражаемой искренности. Авторы часто приходят к нам на занятия, чтобы вместе работать над новым произведением. Как преображаются при этом дети!.. Такие встречи очень помогают ребятам профессионально повзрослеть и лучше почувствовать музыку, работая рядом с композитором, написавшим её.
Мы выступаем для детей и взрослых, для родителей и учащихся, для студентов, профессиональных музыкантов и, конечно, любителей музыки. Ребята очень любят «родные» петербургские залы: концертный зал Капеллы имени М. И. Глинки, Большой и Малый зал филармонии, БКЗ «Октябрьский», Малый зал консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, зал Музыкально-педагогического колледжа. Очень часто ребятам приходится выступать на концертных площадках Красногвардейского района. С не меньшим удовольствием наш хор выезжает на гастроли в другие города. География этих поездок весьма широка: Россия, Эстония, Латвия, Белоруссия, Украина, Чехия, Польша, Болгария, Германия, Италия, Франция.
Вот и открыты двери в большой и сложный современный музыкальный мир. Что в нём хорошо, что плохо? Как он развивается? И как отличить настоящее искусство от подделки?
Настоящее искусство высокое и вечное. Оно очень тонко воздействует на душу человека, делает его чище, добрее, выше. Мы ищем вместе с ребятами настоящую красоту. Находим её, и так увлекаемся, что забываем про «времени бег». Мы растим её в себе, чтобы потом подарить другим людям. И в этом видим свое главное творческое предназначение.
Короткой строкой:
Год создания – 1968 г.
ДХС «Искра» первая детская хоровая студия в Санкт-Петербурге;
Первый руководитель – Лев Аркадьевич Аншелес.
1973 г. – присвоено звание «Народный коллектив».
С 1979 г. коллективом руководит В.А. Комаров.
1988 г. – вручена Премия ленинградской комсомольской организации.
1999 г. – присвоено звание «Образцовый детский коллектив».
В ДХС «Искра» работают 30 педагогов, обучаются 400 детей.
ЧУДЕСА ИЗ ЧЕРНО-БЕЛЫХ НОТ И КЛАВИШ
Ребенок, попадающий в хор к Андрею Юрьевичу Думченко «обречен» не только «заразиться» любовью к музыке, но и погрузиться в волшебный и удивительный мир музыкальных фантазий. И не случайно, ведь двери в страну звуков открываются руками опытного педагога, чуткого музыканта и талантливого композитора. За 20 лет творческо-педагогической деятельности в ДХС «Искра» А. Ю. Думченко создан (накоплен) уникальный опыт работы как с детьми 5-6 летнего возраста, так и со школьниками, занимающихся в младшем, среднем и старшем хоровых группах. Он прекрасно ориентируется в возрастной психологии учащихся, чувствует и понимает их индивидуальные особенности. Эмоциональная теплота, доброжелательность, юмор, артистизм, мягкая и добрая ирония – составляют основу общения педагога с юными музыкантами.
Андрей Думченко – коренной петербуржец и «искровец». Свое музыкальное образование он начал в хоровой студии «Искра» под руководством Л.А. Аншелеса, затем продолжил в музыкальном училище при Ленинградской консерватории (класс педагога Б.Г. Абальяна) и Академии Культуры.
Превосходное владение детским хоровым коллективом, знание его возможностей и особенностей в значительной степени определяют глубокий профессионализм А.Ю. Думченко, как хорового композитора. Его сочинения изданы в двух отдельных авторских сборниках «Странное происшествие» 1999 г. и «Неразрывная нить» 2002 г. и уже получили широкое распространение среди хоровых коллективов Санкт-Петербурга и других городов России. Песни и хоры А.Ю. Думченко с неизменным успехом звучат и за рубежом, в программах международных хоровых фестивалей.
Способность автора по-своему увидеть и услышать в окружающем мире высокое и прекрасное, удивительное и необычное, смешное и грустное во многом определяют характер его сочинений. Все творчество А.Ю. Думченко обращено к детям. Его
произведения открывают нам окно в заповедный мир, доступный лишь тому, кто может услышать сокровенную музыку своей души, способен не порвать тончайшую нить, соединяющую нас детством.
Поразительна многогранность творческой личности А.Ю Думченко. Помимо того, что он сочиняет музыку, рисует, пишет стихи – он неизменный инициатор и прекрасный организатор любого творческого процесса, будь то мероприятие в детской хоровой студии «Искра», в летнем хоровом лагере, так и на уровне района и города. Серьезный интерес вызывают среди специалистов, проводимые им мастер-классы, на которых щедро делится педагог своим опытом, знаниями и мастерством. Заслуженное признание среди руководителей хоровых коллективов Санкт-Петербурга и области получил организованный А.Ю Думченко в 1999 году ежегодный Фестиваль младших хоров в г. Сестрорецке.
Работу с младшим хором педагог ведет на основе созданной им авторской программы, которая, как и его методическое пособие «Чтение с листа» отмечены дипломами II степени на городских конкурсах авторских программ и методических работ.
Стабильно высоки и результаты практической работы А.Ю. Думченко с хором. Среди последних наиболее ярких побед руководимого им коллектива это дипломы I и II степени на Городском конкурсе младших и средних хоров среди учреждений дополнительного образования (1998), диплом I степени на городском смотре школьных хоров (2001), бронзовый диплом и звание Лауреата Международного конкурса на международном фестивале детских хоров «Хрустальный колокольчик» в г. Нарва (2002).
Как музыкант-педагог, композитор, хормейстер А.Ю Думченко находится сейчас в расцвете своих творческих сил, он полон новых идей и планов. А творческая фантазия маэстро раскрашивает в волшебные и удивительные краски мир черно-белых нот и клавиш.
К СЕРДЦАМ МАЛЬЧИШЕК ЧЕРЕЗ МУЗЫКУ
Подтянутыми, в строгих концертных костюмах, с лицами, излучающими свет, старательно и вдохновенно выпевающими «свой голос» - такими предстают
со сцены ребята из Хора мальчиков ДТЮ «На Ленской» во время своих многочисленных концертных выступлений. Каждый из них как натянутая звучащая струна вплетает свой голос в великолепное по мальчишески звонкое многоголосие. Специфический звук, которым обладают поющие мальчики, создает неповторимое, ни с чем не сравнимое по красоте своей звучание хора.
Веками слух и души детей воспитывались под мощным воздействием совместного пения. К сожалению, в наши дни хор мальчиков явление редкое и уникальное. Поющее сообщество мальчиков существует при ДТЮ более 10 лет (хор создан в 1994 году, сегодня в его составе 150 ребят). Руководит хором Елена Владимировна Воробъева – коренной «искровец», впитавшая уникальные традиции, сложившиеся в хоровой студии, преданность и увлеченность хоровым пением уже в годы своего обучения в «Искре». После окончания ДХС Е.В. Воробъева продолжила образование в музыкальном училище и консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Т. А. Хитровой).
Фундаментальное образование стало основой для последующего профессионального роста хормейстера. Каждое выступление, каждая гастрольная поездка это все новые ступеньки в становлении и развитии хорового коллектива, невозможные без профессионального совершенствования его руководителя. Первой серьезной заявкой на профессиональную зрелость стало создание Е. В. Воробъевой авторской программы по хору. В 1995 году она была удостоена диплома
I степени на городском конкурсе авторских программ. В ней автор четко изложил свои основные педагогические принципы, а также технологию обучения столь сложному искусству хорового пения. Важными слагаемыми
творческих достижений хормейстера являются таким образом не только энтузиазм, восторженная увлеченность любимым делом, но и высокий уровень аналитичности и методологической компетентности, владение различными формами и методами обучения. Довольно не трудно представить всем, даже людям далеким от детской педагогики, насколько тернист путь, ведущий в храм музыки. В самом деле, ребятам в самый «непоседливый» период своего возраста необходимо учить партитуры, следить за чистотой своего пения, подстраивая свои голоса к другим, осваивать и выразительно исполнять произведения различных эпох и стилей. Занимаясь в хоре, мальчики должны также осваивать все премудрости сольфеджио, учиться слушать и слышать музыку великих композиторов на уроках по музыкальной литературе. По желанию они могут учиться играть на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, баян, ак-
кордеон, гитара) и заниматься сольным пением. Совершенствование навыков коллективного музицирования происходит не только в течение учебного года, но и летом в хоровом оздоровительном лагере, где еще больше крепнут дружеские связи между ребятами, растет сплоченность хора как коллектива занятого общим делом .
Е.В. Воробъевой удалось увлечь культурой хорового пения сотни ребят Красногвардейского района и у большинства из них музыка заняла достойное место в жизни наряду с такими традиционными для мальчиков занятими как техника, спорт, компьютер. А настойчивость, терпение, трудолюбие, упорство,которые требуют занятия музыкой, формируют тот характер, который необходим для успешной работы в любой профессии.
. Учебная работа хорового коллектива сочетается с насыщенной творческо-исполнительской деятельностью. Хор мальчиков много выступает в лучших концертных залах Санкт-Петербурга. Он награжден дипломами «За лучшее исполнение народной песни» в смотре хоров мальчиков учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга ( 2001 г.), «За мастерство и большой вклад в развитие хорового творчества» на I Международном фестивале детских и юношеских хоров «Виват, Санкт-Петербург» (2002 г.). Хор также является победителем радио-конкурса «Дети и творчество» (1999г.).
Хоровой коллектив мальчиков ДДЮ на Ленской хорошо известен не только
жителям нашего района и города, но он получил признание и в других городах России и за рубежом. Хор пел в лучших залах Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Севастополя, Даугавпилса, Риги, Гамбурга, Будапешта, Кракова, Ньиредьхазы (Венгрия).
Каждый год в жизни хора открывает новые горизонты, ставит новые творческие задачи, приносит новые достижения и победы. Значительными событиями прошлого года стали успешные выступления в Хоровых Ассамблеях Москва-Санкт-Петербург ( диплом ), а также большой успех в выступлении на IY Международном фестивале « Кантемус – 2002 в Венгрии, где хор был удостоен II «серебряной» премии.
Немаловажная роль в становлении и развитии хорового коллектива, а также в его успешных выступлениях принадлежит, конечно, бессменному концертмейстеру хора, талантливому музыканту и надежной опоре юных певцов - Александру Юрьевичу Филатову.
Красота и гармония жизни, выраженная через красоту и гармонию звучания детских голосов и отражающая непосредственное и радостное восприятие жизни наполняет сердца всех слушателей этого замечательного коллектива, заряжает энергией и оптимизмом. Очевидно, что работа с хором мальчиков чрезвычайна интересна и увлекательна для его педагогов, не менее очевидно и то, что результат возникает на основе ( она требует) полной самоотдачи , вложения всех душевных сил , энтузиазма, мастерства и вдохновения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поём вместе с детьми
Материал для родителей...
сочинение «Песни поём на разных языках, а Родина у нас одна – Россия».
Два чувства дивно близкиенам,В них обретает сердцепищу:Любовь к родномупепелищу,Любовь к отеческимгробам.На них основано от века,По воле Бога самого,Самостоянье человека,Залог величия его....
Мы играем и поём. Повторение диких животных. 4 класс
Склонение существительных. развитие и контроль диалогических навыков. Использование поисково-проблемных заданий, пение песни "Песня Львенка" на немецком языке....
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"
Внеурочное занятие во 2 классе "Мы поём о Родине"...
"Мы гимн поём калмыцкому тюльпану"
Разработка внеклассного мероприятия, посвящённого Дню тюльпана....
Рабочая программа кружка "Поём по-французски"
Программа интегрированного кружка для учащихся начальной школы " Поём по-французски" , знакомящего с основами французского языка и французскими песнями....
Внеклассное мероприятие « Спорту мы славу поём»
популяризация спортивно-массовой работы в школе, развитие физических качеств, формирование потребности в здоровом образе жизни, понимание значения спорта в жизни человека...