Урок по музыке "Можем ли мы услышать живопись".
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Этот урок разработан для учащихся 5-х классов. В ней показана связь трех видов искусства: живопись, музыка и литература. Музыкальный материал основан на произведениях С.В. Рахманинова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_5_klasse_-_kopiya.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Тема урока: Можем ли мы услышать живопись?
Цель: Дать возможность почувствовать, что музыка может рисовать картины природы
(осознание образа Родины и природы - как одной из главных тем искусства в творчестве С.В.Рахманинова.).
Задачи:
Развивающие:
- Развивать вокально-хоровые навыки .
- Понимать услышанное
- Развивать способность слышать и рассуждать о связи разных видов искусства.
- уметь определять характер музыки, эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки С.В.Рахманинова.
Обучающие:
- Продолжить знакомство детей с произведениями С.В.Рахманинова.
- Обучать детей петь правильно, не форсируя звук.
- Дать определение прелюдии.
Технологии:
- ИКТ
- Личностно-ориентированная
Эпиграф:
Живопись-это поэзия,
которую видят,
А музыка-это живопись,
которую слышат.
Леонардо да Винчи.
1.Оргмомент.
Вступительное слово учителя .
Проверка Д/З.
- Повторение.
С.В.Рахманинов « Вокализ» - слушанье.
-Кто композитор?
-Как называется произведение?
-Что такое вокализ?
-Для кого он написал это произведение и почему без слов?-
-Эта музыка красивая, понятная?
Композитор использует различные средства музыкальной выразительности (темп, динамику и….)
Работа по карточкам с самооценкой.(музыкальная терминология).
-Скажите, может ли художник изобразить действия в развитии или он запечатлевает какой-то один момент? ( один момент)
-А композитор? (может).
Мы с вами говорили о том, что музыка и литература тесно связаны между собой и если бы не было литературы, то музыка потеряла бы огромное музыкальное наследие.
2. Изучение нового материала.
Картина Левитана « Весна. Большая вода».
Давайте рассмотрим эту картину.
-Что вы там увидели?(наводнение, деревья не одеты листвой).
-Какое время года?
-Какое настроение? Что выражает?( ощущение покоя, тишины, гладь воды, ощущение света..)
-Найдите в описании картины И.Левитана музыкальные термины и сравнения (.Читаю.)
У нас сегодня будут звучать произведения С.В.Рахманинова. Мелодизм и певучесть-основное качество стиля Рахманинова. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, романсах и прелюдиях. Сегодня мы с вами будем знакомиться с
Прелюдиями.
Прелюдия- это небольшая пьеса импровизационного склада, обычно служащая вступлением к следующей пьесе.( записать в словарь).
Задание: Разделите листок на 2 колонки и разберите музыкальные произведения, используя музыкальную терминологию.
Слушанье:
Прелюдия соль мажор. Прелюдия соль-диез минор.
Более тёмная, взволнованная,
Более драматичная, напоминает
зимний пейзаж ,больше низкий и средний
регистр.
Светлая, лучезарная ,журчание воды,
покой ,русская привольная интонация.
Переменный лад, лирическая,
отсутствие нижнего регистра,
светлая ,нежная, плавная, мажорная,
радость ,ожидание….
-Какую картину природы нарисовал Рахманинов в прелюдии соль мажор?
-Звучит ли нижний регистр? Почему?
-С помощью каких выразительных средств музыки композитор достигает переливов и сверкания солнечных бликов?
-Расскажите об общем настроении прелюдии соль – диез минор. Какой образ рисует композитор? Расскажите о сопровождении мелодии. На что похож аккомпанемент?
-Сколько частей в прелюдии?
-Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к последней части прелюдии?
-Какое из этих 2-х произведений ближе по настроению к картине Левитана? (соль мажор).
А теперь послушаем 2 стихотворения А. С. Пушкина. Чем отличаются зимние картины , нарисованные А.Пушкиным?
Какое из стихотворений подходит к картине и какие прелюдии подходят к этим стихам?
«Зимнее утро» и «Зимняя дорога»-читаю.
С. В Рахманинов- это русский композитор19-20 века. Он вынужден был уехать из России, по его собственному признанию и долгое время жил за границей, но до конца оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России, к природе, именно, это чувство, хранимое в душе, помогало ему творить дальше.
… «когда я сочиняю, я стараюсь просто выражать то, что у меня на сердце»…
Сергей Рахманинов (читаю стих о нём)
Во фраке и в манишке накрахмаленной,
Сосредоточен, строг и напряжён,
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В Нью-йоркском зале. Публике чужой.
И чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг.
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук.
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
оторванный от Родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щёлкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь…
И так ему хотелось вслед за звуками
В любимую Россию улететь.
Михаил Пляцковский.
«Родные просторы» Ю. Антонов. - исполнение.
3. Закрепление.
-Что такое прелюдия?
-С какой картиной сравнивали произведения? Кто художник?
4.Итог урока .Рефлексия.
Художники , поэты ,композиторы в разных произведениях искусства воспевали красоту русской природы :художники -своими красками, композиторы- музыкальными средствами, а поэты -литературными жанрами .А мы, слушая произведения, смогли услышать живопись.
Что нового узнали?
Вам понравилось на уроке? Что? Как вы себя чувствовали на уроке?
Дать оценку работы детей.
Д/З:
Нарисовать любимый уголок природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?
Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства. 3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...
презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?
презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...
презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"
Данная презентация предлагается для учителей музыки, работающих в основной школе. В основе урока лежит материал о произведении русского композитора М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", история...
Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"
Данный урок построен на основе программы "Музыка" Д.Кабалевского. В основе урока раскрывается связь музыки и изобразительного искусства посредством знакомства с произведением М.П.Мусоргского "Картинки...
урок музыки в 5 классе"Можем ли мы услышать живопись?"
на данном уроке идёт сравнение двух картин со стихами Пушкина и музыкой Рахманинова....
Слайдовая презентация к уроку "Можем ли мы услышать живопись?"
Взаимосвязь различных форм искусства (живописи, музыки и литературы) при формировании целостной картины мира на примере русской природы....
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Комментарии
Спасибо за удивительный урок!
Спасибо за удивительный урок!!!