Урок по музыке "Можем ли мы услышать живопись".
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Кулакова Ирина Николаевна

Этот урок разработан для учащихся 5-х классов. В ней показана связь трех видов искусства: живопись, музыка и литература. Музыкальный материал основан на произведениях С.В. Рахманинова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_v_5_klasse_-_kopiya.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе

Тема урока: Можем ли мы услышать живопись?

Цель: Дать возможность почувствовать, что музыка может рисовать картины природы

(осознание образа Родины и природы - как одной из главных тем искусства в творчестве С.В.Рахманинова.).

Задачи:

 Развивающие:

  • Развивать вокально-хоровые навыки .
  • Понимать услышанное
  • Развивать способность слышать и  рассуждать о связи разных видов искусства.
  • уметь определять характер музыки, эмоционально откликаться на музыкальные произведения.
  • Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки  С.В.Рахманинова.

Обучающие:

  • Продолжить знакомство детей с произведениями С.В.Рахманинова.
  • Обучать детей петь правильно, не форсируя звук.
  • Дать определение прелюдии.

Технологии:

  • ИКТ
  • Личностно-ориентированная

Эпиграф:

Живопись-это поэзия,

которую видят,

А музыка-это живопись,

которую слышат.

Леонардо да Винчи.

1.Оргмомент.

Вступительное слово учителя .

Проверка Д/З.

  1. Повторение.  

С.В.Рахманинов « Вокализ» - слушанье.

-Кто композитор?

-Как называется произведение?

-Что такое вокализ?

-Для кого он написал это произведение и почему без слов?-

-Эта музыка красивая, понятная?

Композитор использует различные средства музыкальной выразительности (темп, динамику и….)

Работа по карточкам с самооценкой.(музыкальная терминология).

-Скажите, может ли художник изобразить действия в развитии или он запечатлевает какой-то один момент?  ( один момент)

-А композитор? (может).

Мы с вами говорили о том, что музыка и литература тесно связаны между собой и если бы не было литературы, то музыка потеряла бы огромное музыкальное наследие.

2. Изучение нового материала.

Картина Левитана « Весна. Большая вода».

Давайте рассмотрим эту картину.

-Что вы там увидели?(наводнение, деревья не одеты листвой).

-Какое время года?

-Какое настроение? Что выражает?( ощущение  покоя, тишины, гладь воды, ощущение света..)

-Найдите в описании картины И.Левитана музыкальные термины и сравнения (.Читаю.)

У нас сегодня будут звучать произведения С.В.Рахманинова.  Мелодизм и певучесть-основное качество стиля Рахманинова. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, романсах и прелюдиях. Сегодня мы с вами будем знакомиться  с

Прелюдиями.

Прелюдия- это небольшая пьеса импровизационного склада, обычно служащая вступлением к следующей пьесе.( записать в словарь).

Задание: Разделите листок  на 2 колонки и разберите музыкальные произведения, используя музыкальную терминологию.

Слушанье:

Прелюдия соль мажор.                          Прелюдия соль-диез минор.

Более тёмная, взволнованная,

Более драматичная, напоминает

зимний пейзаж ,больше низкий и средний

регистр.

Светлая, лучезарная ,журчание воды,

покой ,русская привольная интонация.

Переменный лад, лирическая,

 отсутствие нижнего регистра,

светлая ,нежная, плавная, мажорная,

радость ,ожидание….

-Какую картину природы нарисовал Рахманинов в прелюдии соль мажор?

-Звучит ли нижний регистр? Почему?

-С помощью каких выразительных средств музыки композитор достигает переливов и сверкания солнечных бликов?

-Расскажите об общем настроении прелюдии соль – диез минор. Какой образ рисует композитор? Расскажите о сопровождении мелодии. На что похож аккомпанемент?

-Сколько частей в прелюдии?

-Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к последней части прелюдии?

-Какое из этих 2-х произведений ближе по настроению к картине Левитана? (соль мажор).

А теперь послушаем 2 стихотворения А. С. Пушкина. Чем отличаются зимние картины , нарисованные А.Пушкиным?

 Какое из стихотворений подходит к картине и какие прелюдии подходят к этим стихам?

«Зимнее утро» и «Зимняя дорога»-читаю.

С. В Рахманинов- это русский композитор19-20 века. Он вынужден был уехать из России, по его собственному признанию и долгое время жил за границей, но до конца оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России, к природе, именно, это чувство, хранимое в душе, помогало ему творить дальше.

… «когда я сочиняю, я стараюсь просто выражать то, что у меня на сердце»…

Сергей Рахманинов (читаю стих о нём)

Во фраке и в манишке накрахмаленной,

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В Нью-йоркском зале. Публике чужой.

И чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

 оторванный от Родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

В любимую Россию улететь.

Михаил  Пляцковский.

«Родные просторы» Ю. Антонов. - исполнение.

3. Закрепление.

-Что такое прелюдия?

-С какой картиной сравнивали  произведения? Кто художник?

4.Итог урока .Рефлексия.

Художники , поэты ,композиторы в разных произведениях искусства воспевали красоту русской природы :художники -своими красками, композиторы- музыкальными средствами, а поэты -литературными жанрами .А мы, слушая произведения, смогли услышать живопись.

Что нового узнали?

Вам понравилось на уроке? Что? Как вы себя чувствовали на уроке?

Дать оценку работы детей.

Д/З:  

Нарисовать любимый уголок природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

презентация к уроку музыка 5 класс "Можем ли мы услышать живопись?

презентация к раработке урока по музыке "Можем ли мы услышать живопись?"...

презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Данная презентация предлагается для учителей музыки, работающих в основной школе. В основе урока лежит  материал о произведении русского композитора М.П.Мусоргского "Картинки с выставки", история...

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы услышать живопись?"

Данный урок построен на основе программы "Музыка" Д.Кабалевского. В основе урока раскрывается связь музыки и изобразительного искусства посредством знакомства с произведением М.П.Мусоргского "Картинки...

урок музыки в 5 классе"Можем ли мы услышать живопись?"

на данном уроке идёт сравнение двух картин со стихами Пушкина и музыкой Рахманинова....

Слайдовая презентация к уроку "Можем ли мы услышать живопись?"

Взаимосвязь различных форм искусства (живописи, музыки и литературы) при формировании целостной картины мира на примере русской природы....

Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»

Конспект  урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...


 

Комментарии

КУЗИЧКИНА Светлана Анатольевна

Спасибо за удивительный урок!!!