Рабочая программа по музыке 5 класс, ФГОС
календарно-тематическое планирование по музыке (5 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Музыка" составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным сиандартом основного общего образования и авторской программе "Музыка" 5 класс Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Музыке, 5 класс, фгос | 67.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по искусству (музыка)
5 а, б, в, г, д классы
на 2014 – 20145 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка».
Авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Москва: «Просвещение», 2011
Составитель: Попова Ю.О.,
Учитель музыки
Барнаул 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) и авторской программы «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно – методического комплекта «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г.
-Пособия для учащихся «Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс»
-Программа «Музыка 5-7 классы», М., Просвещение, 2011г.
-Методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 5-6 классы», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
-«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс» (МР3), М., Просвещение, 2011г.
Цель программы – формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение художественно – практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости;
- формирование способностей творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Познавательные УУД:
- дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- овладение навыками ознакомительного чтения, умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ существующего разнообразия музыкальной картины мира;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
-метод игры.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Контроль осуществляется в следующих видах: вводный, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: самостоятельная работа, тест, музыкальная викторина, творческая работа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
-понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
-передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
-развивать умения и навыки музыкально – эстетического самообразования: формирование фонотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально – эстетической жизни класса, школы;
-применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
Тематическое планирование уроков музыки в 5 классах
№ урока | Название раздела/ темы урока | Основное содержание урока | Планируемые результаты освоения темы. | |||||
Личностные метапредметные предметные | ||||||||
учащийся научится | Учащийся получит возможность научиться | |||||||
Раздел 1. Музыка и литература. 17 часов. | ||||||||
1 | Что роднит музыку с литературой | Что роднит музыку с литературой. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе. М.Глинка, сл Н.Кукольника «Жаворонок», Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия», П.Чайковский. Симфония №4. | Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни. Развитие познавательного интереса. | Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы. Исполнять песни о родном крае современных композиторов. | Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. | ||
2 | Фольклор в музыке русских композиторов | Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Осень. П.Чайковский, сл. А Плещеева. Осень. Ц.Кюи, сл. А Плещеева. П.Аедоницкий, сл.И.Шаферанр «Красно солнышко». | Эмоционально постигать народное песенное творчество. Развивать интерес к художественной деятельности. | Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов; | Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры р.н.м. Исполнять народные песни, песни о родном крае. | Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. | ||
3 4 | Жанры инструментальной и вокальной музыки | Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность. Вокализ. С.Рахманинов. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридов. Венецианская ночь. М.Глинка, сл.И Козлова. Баркарола. Ф.Шуберт. | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Анализировать художественное произведение как процесс и как результат. | Размышлять о музыке, анализировать, высказывать свое отношение. Уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. | ||
5 | Вторая жизнь песни | Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка. Концерт №1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала) П.Чайковский. Веснянка, украинская н.п. Пер Гюнт. Музыка к драме Г.Ибсена (фрагменты) З.Григ. | Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. | Использование разных источников информации, ИКТ; Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. | Понимать особенности русской народной музыкальной культуры; особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. | Уметь воплощать музыкальное развитие образов в собственном исполнении (в пении, пластическом движении). | ||
6 | Всю жизнь мою несу родину в душе | Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Перезвоны .По прочтении В.Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В Гаврилин. Снег идет. Из маленькой кантаты. Г.Свиридов, сл. Б.Пастернака. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. | Обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую (групповую) позицию. Овладевать средствами вербального и невербального общения. | ||
7 8 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием. Ф.Шопен. «Этюд №12», «Прелюдия№7», «Вальс№7». Маленькая ночная серенада (рондо)В.-А.Моцарт. Реквием (фрагменты). В.-А.Моцарт. | Совершенствование художественного вкуса. Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов-романтиков: Ф.Шопена, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. | Уметь размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики. | ||
9 10 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | Развитие жанра – опера. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты) М.Глинка. Садко. Опера-былина (фрагменты) Н.Римский-Корсаков. | Развитие эстетического восприятия в процессе знакомства с шедеврами отечественной музыки. Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Размышлять о соотношении музыкального произведения и его литературной программы; Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения; | Знать особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль. | Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | ||
11 12 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты) П.Чайковский. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П.Чайковский. | Развитие познавательного интереса. Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы; Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы; | Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. Знать имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику. | Уметь участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. | ||
13 14 | Музыка в театре, кино, на телевидении. | Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм. Песня о Родине из к/ф «Цирк» И.Дунаевский. Песня о веселом ветре из к/ф «дети капитанаГранта» И.Дунаевский. Сцены из к/ф «Звуки музыки». Р.Роджерс. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; Самостоятельная работа в рабочих тетрадях; | Знать/понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. | Оценивать языковые особенности и структуру художественного произведения. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | ||
15 16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л.Уэббер. Песенка о рпекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки» Р.Роджерс. | Эмоционально-ценностное отношение к творческим достижениям выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. | Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы; | Знать истоки возникновения и особенности жанра-мюзикл. Сравнивать разные жанры музыки по существенным признакам. Сопоставлять и связывать художественные образы из разных разделов одного произведения. | Уметь творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. | ||
17 | Мир композитора. | Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. | Формирование оптимистического мировосприятия. Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры. | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке; Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. | Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. | ||
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. 18 часов. | ||||||||
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством | Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Песня о картинах. Г.Гладков, сл. Ю.Энтина. Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С.Рахманинов. | Развитие познавательного интереса. Сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства; | Знать/понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. | Эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. Раскрывать смысл олицетворения образов природы в художественном произведении. | ||
19 20 | Небесное и земное в звуках и красках | Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов. «AveMaria, «, И.-С. Бах «Ave Maria» Дж. Каччини «Ave Maria» Ф. Шуберт | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры. | Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. | Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Распознавать жизненное содержание художественного образа. | Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет-тембр, колорит-лад, ритм музыки-ритм изображения, форма-композиция. | ||
21 | Звать через прошлое к настоящему | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические), особенности их драматургического развития (контраст) Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев. «Песня об Александре Невском», хор «Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков». | Бережное отношение к родной земле и своему народу. Уважение к защитникам Родины. | Участие в музыкальной жизни класса, школы Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета; | Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жнр вокальной музыки – кантата. | Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу. | ||
22 23 | Музыкальная живопись и живописная музыка | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные). Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. Островок. С Рахманинов, сл.К.Бальмонта. Весенние воды. С.рахманинов, сл. Ф.Тютчева. Форель. Ф.Шуберт, сл.Л.Шубарта. | Развитие познавательного интереса. Эмоционально-ценностное отношение к образам природы. Совершенствование художественного вкуса. | Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства; Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников; | Знать/понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно-европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. | Уметь сопоставлять зримые образы музыкальных произведений русского и зарубежного композитора, общность отражения жизни в искусстве. Узнавать на слух изученные произведения. Овладевать средствами вербального и невербального общения. | ||
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | Народные истоки русской профессиональной музыки. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С.рахманинов. Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С.Рахманинов. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты) В.Кикта. | Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернета; | Знать/понимать колокольность-важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. | Умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видах искусства, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков. | ||
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве | Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Каприс №24 для скрипки соло. Н.Паганини. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов. «Скрипка Паганини» В.Мигуля. | Овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. | Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства; | Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох. Знать выразительные возможности скрипки, имена великих скрипичных мастеров. Скрипачей. | Сравнивать различные интерпретации музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки. | ||
26 | Волшебная палочка дирижера | Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Дирижер. «Музыкант» Б.Окуджава. Л.Бетховен. Симфония №5 (фрагменты). | Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; | Знать/понимать имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | ||
27 | Образы борьбы и победы в искусстве | Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Музыкант» Б.Окуджава. Л.Бетховен. Симфония №5 (фрагменты). | Соотносить желания и поступки героев с нравственными нормами. | Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества; Обсуждать и корректировать результаты своей исполнительской деятельности; | Выявлять черты стиля (музыкальные образы и их развитие) музыки Л.Бетховена. Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития | Уметь участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании). Сочинять литературную программу к произведению. | ||
28 | Застывшая музыка | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. Органная прелюдия соль минор. И.-С.Бах. Ария альта из мессы си минор И.-С.Бах. Богородице Дево, радуйся. П.Чайковский. | Углубление познавательного интереса к урокам искусства. Принятие нравственных ценностей своего народа. | Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; | Знать/понимать принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. | Уметь соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушвнной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. | ||
29 | Полифония в музыке и живописи. | Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. Прелюдия и фуга №1 до мажор. И.-С.Бах. Фуга. М.К.Чюрленис. | Углубление представления о связи отечественной и мировой музыкальной культуры. Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур. | Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; | Освоить понятия полифония, фуга. Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки. | Уметь подбирать сходные и/или контрастные произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке. | ||
30 | Музыка на мольберте | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. Фуга. М.К.Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». М.К.Чюрленис. | Формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности. | Самостоятельно подбирать сходные и /или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке; Самостоятельно работать в творческих тетрадях; | Знать /понимать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника-композитора М. Чюрлениса. Понятие импрессионизм в искусстве. Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. | Уметь сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу. | ||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи | Стилевое многообразие музыки XX столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы. «Детский уголок» К.Дебюсси. «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси. | Расширение представления о взаимосвязи отечественной и зарубежной музыкальных культур. | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; | Знать/понимать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К.Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. | Уметь определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | ||
32 | О подвигах, о доблести, о славе. | Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов :драматические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский. «Помните», «Наши дети». Д.Кабалевский. | Принятие нравственных ценностей своего народа. Сохранение памяти о людях, отдавших жизнь за независимость Родины. | Размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; | Знать/понимать установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквием. | Уметь выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Выделять существенные характеристики для решения поставленной задачи. | ||
33 | В каждой мимолетности вижу я миры | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия. Мимолетности (№1,7,10). С.Прокофьев. «Картинки с выставки» М.П.мусоргский. | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки. Формирование эстетических чувств на основе постижения отечественной музыкальной классики. | Обсуждать разные точки зрения на одно явление и вырабатывать общую (групповую) позицию; | Знать/понимать своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С.Прокофьева и М.Мусоргского. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. | Уметь выявлять особенности интерпретаций одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. | ||
34 | Мир композитора. С веком наравне. | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Формирование эстетических чувств и оптимистического мировосприятия на основе знакомства с отечественной музыкальной классикой | Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений; | Знать/понимать о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примерах произведений русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. | Уметь владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | ||
35 | Заключительный урок - обобщение | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства, которые они приобрели, знакомясь с темами «Музыка и литература», «музыка и изобразительное искусство». | Принятие нравственных ценностей своего народа. Сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач. | Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе. | Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров. |
Перечень научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5 класс» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
- Программа «Музыка 5- 7классы».- М., Просвещение, 2011г;
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы».- М., Просвещение, 2011г;
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- Фонохрестоматия для 5 класса (МР3).-М., Просвещение, 2011г;
- Учебник «Музыка. 5 класс».- М., Просвещение, 2011г;
- «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М.- Просвещение, 2011 г
- Портреты композиторов, исполнителей;
- Дидактический раздаточный материал;
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов;
- Видеофильмы с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей;
- Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон;
- Комплект детских музыкальных инструментов: колокольчик, бубен, барабан, треугольник, маракас, металлофон, свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.;
- Персональный компьютер;
- Медиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...