Нельзя воспитать цельного, духовно- богатого человека, не приобщив его к сокровищнице народной культуры. Богатство идейно-образного содержания русских народных песен с их глубоким эстетическим смыслом способствует воспитанию художественного вкуса ребёнка. Протяжные и грустные, задорные и весёлые русские народные песни отражают все важнейшие стороны общественной и трудовой жизни, быта и деятельности русского народа. В них раскрылась его история, мудрые раздумья о жизни, широта русской души.
Народную песню характеризует то, что в ней с помощью простых выразительных средств раскрываются глубокие и содержательные идеи. Именно русская народная песня является богатейшим материалом для эстетического воспитания дошкольников, способствует глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.
Для того, чтобы русская народная песня предстала перед детьми как часть жизни народа, необходимо обратиться к специфике каждого песенного вида.
Первой видовой группой народной песни является материнская поэзия. Начиная с колыбели, через песню мать ненавязчиво внушала ребёнку необходимость проявления доброты, развивала чувство оптимизма, порядочность и другие качества.
Первые интонации, которые воспроизводит ребёнок – это интонации русской музыкальной речи. Музыкальный фольклор сопровождает русского человека всю жизнь. Уже над колыбелью звучали незатейливые песни. Интуитивно матери всех времён и народов используют этот способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под пение матери, ребёнок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи. Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание песни:
- Киска, киска, киска брысь!
-На дорожку не садись.
-Наша деточка пойдёт,
-Через киску упадёт!
Уже над колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее ребёнка представлялось заполненным трудом:
- Баю, бай – колыбели не качай,
- Спи - поспи, поскорее расти!
- Вырастешь большой - станешь в золоте ходить,
- Будешь жить, поживать, не лениться – работать,
- Станешь пшеничку пахать на полоске пахарёк,
- В тёмном лесе – лесничок, станешь птичку ловить.
- И родителей кормить.
Оказывается, считалось, что слова, произнесённые над колыбелью, имеют силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить родное дитя:
- От всех скорбей,
- От всех пакостей,
- От зло-человека,
Песня всегда находится рядом с человеком. Песня рассказывает о судьбе человека; о том, что его тревожит, радует, о чём он мечтает. Песня всегда сопровождала человека во время труда, помогала работать:
- Лён зеленой, при горе, при крутой.
- Уж мы сеяли, сеяли ленок.
- Уж мы сея приговаривали …
Или песня «Во кузнице» - люди в ритм песни ударяли по наковальне, таким образом работать было легче.
В песнях люди воспевали красоту земли и природы. С нежностью обращались к рябинушке, берёзке, травушке: «Во поле берёза стояла», «Рябинушка», «Травушка-муравушка» и т.д.
Старинные календарно-обрядовые песни, передаваясь от поколения к поколению, дошли и до наших дней. По мнению русских исследователей – фольклористов, такие песни, которые входили в ритуально обрядовые действа зимних
святок, масленицы, колядок - это не что иное, как произведения, потерявшие своё значение для взрослых и перешедшие к детям. Для детей эти песни являются источником познания исторического прошлого русского народа. Они мелодичны, образны, невелики по объёму:
- Приходила коляда, накануне Рождества
Кто даст пирога, тому полон хлев скота, овин с овсом, жеребца с хвостом и т.д
- А мы Масленицу повстречали, сыром гору набивали
Маслом гору поливали, на широк двор созывали и т.д.
На занятиях по приобщению детей к русской народной культуре проходят беседы с ознакомлением детей с русской народной песней, частушками, лирическими песнями и шуточными песнями, юмористическими. Плясовые песни быстрого темпа в народе назывались «частыми» - так появилось название частушек. Для пляски самое главное ритм, поэтому и в ладоши прихлопывают и ногами пристукивают. Нельзя не брать во внимание такого факта, что музыка является лишь составной частью народного песенного творчества, поэтому полноценное восприятие его разнообразных жанров идёт в связи их с другими видами этнографического творчества: танцем, пляской, игрой.
Для закрепления знаний детей о русской песне я провожу конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок о русской народной песне:
- бедный песни поёт, а богатый только слушает,
- беседа дорогу коротает, а песня – работу,
- не всяк весел, кто поёт,
- песней коня не накормишь,
- пой песню тот, у кого голос хорош,
- соловья за песни кормят.
Игра – викторина: «Что я знаю о русской песне?»
1. Отгадайте загадку: - Не играет фортепьяно, нет ни скрипки, ни баяна,
потому что песню пела - наша группа … (анданте, аллегро, а капелла).
2.Название этого музыкального инструмента произошло от слова «жалость … (сопелка, жалейка, рожок).
3.Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой (балалайка, баян, голос).
4. Назовите прибор, с помощью которого в старину слушали музыку (магнитофон, граммофон, телефон).
5. Как называется круговой русский танец ? («яблочко», «барыня», хоровод.)
6. Продолжите стихотворение:
- День рождения отмечай
Пеней русской … (поздравляй, запевай, каравай).
7. Какую песню пела мама своему ребёнку перед сном? (потешку, закличку, колыбельную).
8. Какое название носит специальная рождественская песня? (частушка, веснянка, колядка) .
9.Закончите стихотворение:
- Собирается народ –
аводные, озорные),
10.Отмечая этот праздник, наши предки в песнях славили весну (Масленица, Покров, Рождество).
11.Назовите инструмент, у которого струн больше семи (бубен, рожок, гусли).
12.Какие песни в старину исполнялись под звучание гуслей? (былины, колядки, частушки).
13.Какой из перечисленных писателей был одним из первых собирателей русских песен? (Тургенев, Пушкин, Лермонтов).
Ребёнок в своём развитии проходит все ранние стадии, пережитые человечеством, поэтому музыкальные жанры фольклора на раннем этапе развития музыкальности ребёнка усваиваются наиболее естественно и легко, тем более, что уже первые занятия народной музыкой дают возможность использовать различные звукосочетания, не заботясь о их консонировании. Именно это даёт перспективу учить детей импровизировать, сочинять. А для этого нам помогает элементарный детский инструментарий, мелодичный и лёгкий для освоения.