«Проникновение классической формы в эстрадную, джазовую музыку»
элективный курс (музыка, 8 класс) по теме
Программа элективного курса для 9 класса
Пояснительная записка
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, что осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин как «Музыка», «Мировая художественная культура» и т.д., а также с помощью занятий в кружках по изучению искусства и воспитанию толерантности личности, как носителя национальных культурных традиций. Знание основ классической формы музыки – зарождение нового жанра – «образцовый» и его проникновения в эстрадную и джазовую музыку играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
В той или иной форме подростки сталкиваются с современной музыкой, где узнают знакомую классическую музыку в эстрадной музыке и джазовой.
Классицизм (лат. образцовый) – стиль и направление в музыке XVII-XIX в. Подъем классицизма в XVIII столетии связан с эпохой Просвещения.
Конец XX в. – это еще рок-музыка со всеми ее разновидностями и направлениями. Стали развиваться и исполняться с огромным успехом рок-оперы «Юнона и Авось», «Иисус – суперзвезда», «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты». Появилась электронная, компьютерная музыка. Музыка стала сочиняться в студиях. Изобретались новые инструменты, к классическим инструментам присоединяются и технические средства. Новый подход к аранжировке привел к авангардному джазу.
Джаз – это сложная форма музыки, которая родилась в Соединенных Штатах в конце XIX века. В 1865 году закончилась Гражданская война, военные марши звучали вместе с антильской музыкой креолов и духовными песнопениями негритянского населения, потомков рабов, вывезенных из Восточной Африки. Из этого смешения в конце века возник новый музыкальный стиль – рэгтайм, музыка, исполняющаяся в синкопированной манере.
Все эти традиции впитал джаз. Возникали джазовые группы и клубы, а в 30-е годы появились великие джазовые вокалисты, такие как Элла Фицджеральд, Билли Холидей, Фрэнк Синатра. До 40-х годов молодые негритянские музыканты, уставшие от формализма, решили перейти к новому стилю, где была бы свобода ритма и гармонии.
Джаз сегодня – это импровизация – основа музыкального развития. Одним из основных жанров, с которыми объединился джаз, был рок, особенно в творениях такого музыканта, как Фрэнк Заппа. В последние десятилетия XX века джаз пережил процесс параллельный процессам в классической музыке и превратился в культовый жанр.
Оригинальное начало рок-н-ролла отметил Билл Хейли в кинофильме в 1954 г., без сомнения тем, кто стал самым символом жанра, был Элвис Пресли и т.д.
Что же характерно для джазовой музыки? Джаз отличается не только составом инструментов, а манерой и приемами исполнения и, прежде всего, своим репертуаром.
В основе развития хорошего музыкального вкуса лежит изучение великих классиков. Это все наиболее прочно связано с жизнью и бытом человека. А главная и основная задача музыкального образования, сверхзадача – связь музыки с жизнью.
В состав классических оркестров вводят электронные инструменты. Новые звучания появляются в синтезе народной музыки с джазовой, с классической.
Великий музыкант Мстислав Ростропович говорил: «Современную музыку исполнителю донести до слушателя несравнимо трудней, нежели классическую. Ее драматургия стала намного сложнее, эмоциональнее, интеллектуальнее».
Элективный курс изучения проникновения классической формы в джазовую и эстрадную музыку начинается со знакомства:
1. Что такое классицизм?
2. Музыка на рубеже XX века.
3. Появление джаза (родина джаза, истоки джаза).
4. Джаз XXI века.
5. Значение и усиление ритма в современной музыке.
6. Использование джазовой стилистики в классической музыке.
Специфика данного курса в том, что освоение знаний, умений и навыков обучающимися происходит в тесной взаимосвязи теоретической работы и слушания музыкальных примеров – эстрадной и джазовой музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proniknovenie_klassicheskoyformy_v_estradnuyu_dzhazovuyu_muzyku.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа элективных курсов по музыкальному искусству
«Проникновение классической формы в эстрадную, джазовую музыку»
для профильного обучения
Автор программы: Ширяева Т.М. – учитель МОУ СОШ № 21
учителя музыки
высшей категории
МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов.
Ворошиловского района г. Волгограда
Ширяевой Татьяны Михайловны
Волгоград 2014г.
Программа элективного курса для 9 класса
Пояснительная записка
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому воспитанию и образованию, что осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин как «Музыка», «Мировая художественная культура» и т.д., а также с помощью занятий в кружках по изучению искусства и воспитанию толерантности личности, как носителя национальных культурных традиций. Знание основ классической формы музыки – зарождение нового жанра – «образцовый» и его проникновения в эстрадную и джазовую музыку играет особую роль в развитии у детей эмоционально-эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
В той или иной форме подростки сталкиваются с современной музыкой, где узнают знакомую классическую музыку в эстрадной музыке и джазовой.
Классицизм (лат. образцовый) – стиль и направление в музыке XVII-XIX в. Подъем классицизма в XVIII столетии связан с эпохой Просвещения.
Конец XX в. – это еще рок-музыка со всеми ее разновидностями и направлениями. Стали развиваться и исполняться с огромным успехом рок-оперы «Юнона и Авось», «Иисус – суперзвезда», «Жизнь и смерть Хоакина Мурьеты». Появилась электронная, компьютерная музыка. Музыка стала сочиняться в студиях. Изобретались новые инструменты, к классическим инструментам присоединяются и технические средства. Новый подход к аранжировке привел к авангардному джазу.
Джаз – это сложная форма музыки, которая родилась в Соединенных Штатах в конце XIX века. В 1865 году закончилась Гражданская война, военные марши звучали вместе с антильской музыкой креолов и духовными песнопениями негритянского населения, потомков рабов, вывезенных из Восточной Африки. Из этого смешения в конце века возник новый музыкальный стиль – рэгтайм, музыка, исполняющаяся в синкопированной манере.
Все эти традиции впитал джаз. Возникали джазовые группы и клубы, а в 30-е годы появились великие джазовые вокалисты, такие как Элла Фицджеральд, Билли Холидей, Фрэнк Синатра. До 40-х годов молодые негритянские музыканты, уставшие от формализма, решили перейти к новому стилю, где была бы свобода ритма и гармонии.
Джаз сегодня – это импровизация – основа музыкального развития. Одним из основных жанров, с которыми объединился джаз, был рок, особенно в творениях такого музыканта, как Фрэнк Заппа. В последние десятилетия XX века джаз пережил процесс параллельный процессам в классической музыке и превратился в культовый жанр.
Оригинальное начало рок-н-ролла отметил Билл Хейли в кинофильме в 1954 г., без сомнения тем, кто стал самым символом жанра, был Элвис Пресли и т.д.
Что же характерно для джазовой музыки? Джаз отличается не только составом инструментов, а манерой и приемами исполнения и, прежде всего, своим репертуаром.
В основе развития хорошего музыкального вкуса лежит изучение великих классиков. Это все наиболее прочно связано с жизнью и бытом человека. А главная и основная задача музыкального образования, сверхзадача – связь музыки с жизнью.
В состав классических оркестров вводят электронные инструменты. Новые звучания появляются в синтезе народной музыки с джазовой, с классической.
Великий музыкант Мстислав Ростропович говорил: «Современную музыку исполнителю донести до слушателя несравнимо трудней, нежели классическую. Ее драматургия стала намного сложнее, эмоциональнее, интеллектуальнее».
Элективный курс изучения проникновения классической формы в джазовую и эстрадную музыку начинается со знакомства:
- Что такое классицизм?
- Музыка на рубеже XX века.
- Появление джаза (родина джаза, истоки джаза).
- Джаз XXI века.
- Значение и усиление ритма в современной музыке.
- Использование джазовой стилистики в классической музыке.
Специфика данного курса в том, что освоение знаний, умений и навыков обучающимися происходит в тесной взаимосвязи теоретической работы и слушания музыкальных примеров – эстрадной и джазовой музыки.
Курс рассчитан на 16 часов.
Наиболее важным результатом занятий по курсу должно стать осознание себя каждым учащимся, как уникальной личности, приобщившейся к истокам классицизма, воспитания хорошего вкуса. Все это оказывает влияние для благоприятной среды – самоутверждения, самовыражения, самоактуализации, самосовершенствования.
Этот элективный курс вызывает интерес у окружающих; поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Цели:
- Ознакомить обучающихся с музыкой на рубеже XX века (краткий обзор). Формирование у них основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание музыки разных народов.
- Воспитание способности осмысления появления джаза, истоки джаза.
- Самопознание обучающимися своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
- Представлении е обучающимся возможности личностно саморазвиваться осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также многополярность мира, в котором они живут.
- Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории музыки и музыкальных традиций других народов, доброжелательного приятия обычаев и музыкального искусства других народов и осознание себя частью единого целого в системе ценностей культуры мира.
Оборудование и материалы:
- Магнитофон, проигрыватель, диски, пластинки.
- Музыкальные иллюстрации с группами «Арго», «Метаморфозы», «Свинги», «Сингерс» и т.д.
Возможно использование аудио- и видеоматериалов, демонстрирующих музыкальные группы, исполняющие джазовую, классическую, эстрадную музыку.
Форма занятий и подведение итогов:
Предполагается использование на занятиях различных методов обучения (объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, метод поисковых решений, метод слушания и т.п.).
Почти каждое занятие включает теоретическую часть, слушание, импровизацию и оценку результатов обучения. Работа по определению на слух – цель укрепления музыкальной памяти джазовой и эстрадной музыки.
Предполагается:
- Написание рефератов на тему джаза и т.д.
- Обсуждение темы за круглым столом.
Учебно-тематический план
№№ п/п | Основное содержание | Всего уроков | В том числе | |
Презентация | Практикум | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Тема 1. Что такое классическая форма? Музыка на рубеже XX века | |||
3 | Тема 2 Джаз в России. Поиски нового в музыкальном искусстве XX века | |||
4 | Тема 3 Значение и усиление ритма в современной музыке | |||
5 | Тема 4 Использование джазовой стилистики в классической музыке | |||
6 | Тема 5 Эстрадная музыка 50-х годов. Возникновение рока | |||
7 | Тема 6 Появление электроники в музыке. Произведения классиков в «новом» звучании (сопоставление и анализ) | |||
8 | Тема 7 Слияние джаза и рока. Проникновение классической формы в эстрадную и джазовую музыку | |||
Итого | 16 | 4 | 4 |
Содержание программы
Введение
Тема 1. Что такое классическая форма? Музыка на рубеже XX века.
Тема 2. Джаз в России. Поиски нового в музыкальном искусстве XX века.
Тема 3. Значение и усиление ритма в современной музыке.
Тема 4. Использование джазовой стилистики в классической музыке.
Тема 5. Эстрадная музыка 50-х годов. Возникновение рока.
Тема 6. Появление электроники в музыке. Произведения классиков в «новом» звучании (сопоставление и анализ)
Тема 7. Слияние джаза и рока. Проникновение классической формы в эстрадную и джазовую музыку.
Рекомендуемая литература
- Баташев А. Советский джаз. Исторический очерк. – М., 1972
- Баташев А. Становление джаза. – М., 1984
- Браславский Д. Аранжировки для эстрадных ансамблей и оркестров. – М., 1974
- Конева В. Блюзы XX века
- Конен В. Рождение джаза. – М., 1984
- Конников А. Мир эстрады. – М., 1980
- Переверзев Л. От джаза к рок-музыке. – М., 1977
- Россихина В. Беседы о классической музыке. – М., 1980
- Симоненоко В. Мелодия джаза. – Киев, 1984
- Способин И. Музыкальная форма. – М., 1960
- Феофанов О. Рок-музыка вчера и сегодня. – М., 1978
- Шушкина З. Ритмика. – М., 1976
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочные программы по хоровому исполнительству для 5-7 кл. и эстрадно-джазовому вокалу для 5-11 кл.
Эти программы можно использовать для кружков по музыке....
Эстрадно-джазовое искусство как сфера проявления творческих способностей
Доклад преп. Ивановой Ю.А. по работе преп. МГУКИ В. Г. Ивановой «Формирование музыкально-творческих способностей участников эстрадных коллективов»...
Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал"
Образовательная программа "Эстрадно-джазовый вокал" для педагогов дополнительного образования. Программа расчитана на 3 года обучения....
Модифицированная программа "Эстрадно-джазовое сольфеджио"
Может идти как отдельный предмет, или как дополнение к программе "Школьный ВИА"...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»
Рабочая программапо курсувнеурочной деятельностиобщекультурной направленности «Эстрадно-джазовый вокал»...
Сценарий отчетного концерта вокального объединения эстрадно-джазового вокала "Детский парк"
Сценарий отчетного концерта вокального объединения эстрадно-джазового вокала "Детский парк" г. Курск, Дворец пионеров и школьноков....
Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме: «Работа над правильностью, чистотой и выразительностью выполнения комбинаций эстрадно-джазового станка и хореографических постановок»
Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся десятого года обучения (14 – 15 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...