Повышение роли оценки и самооценки на уроках музыки и во внеурочное время.
статья по музыке на тему
Данная работа явлется обобщением многолетнего опыта работы в школе по предмету музыка и посвящена теме повышения роли оценки и самооценки учащихся на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povyshenie_roli_otsenki_i_samootsenki.docx | 19.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Повышение роли оценки и самооценки на уроках музыки (из опыта работы).
Основной тезис педагогики музыкального образования - "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно - практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру.
На протяжении многих лет ведутся споры о том, какие формы оценки целесообразнее использовать по предмету "Музыка"? Это связано с тем, что данный предмет имеет ряд специфических особенностей:
1) Музыка в школе- это организация музыкально - творческой деятельности учащихся.
Дети поступают в школу с разным уровнем музыкальных и творческих способностей, различным уровнем подготовленности;
2) Музыка - сильнейший фактор воздействия на психику и эмоциональную сферу детей.
Одну и ту же музыку дети воспринимаю, а также реагируют на нее по - разному: кого-то она успокаивает, у кого - то она вызывает чувство восторга, кто- то останется к ней равнодушен, а у кого - то начинают проявляться признаки нервно - психических патологий.
3) Мутация голоса - естественные физиологические изменениядетского организма. в результате которых у детей возникают проблемы с голосом - ограничение его возможностей, . Даже "успешные" дети, испытывая определенный дискомфорт при пении, начинают чувствовать стеснение, в результате чего, изменяют стиль поведения на уроке, - как будто, возникает защитная реакция: "У меня не получается не потому, что я не могу, а потому, что не хочу!"
4) Ослабление мотивации - часто встречающееся несерьезное отношение к предмету со стороны детей, их родителей, а иногда даже и со стороны учителей "основных" предметов ( т.к. не надо сдавать ЕГЭ, ГИА, или вступительный экзамен в ВУЗ), кот орые считают Музыку "легким", "ненужным" предметом, , а низкая, или негативная оценка за работу на уроке воспринимается как субъективное отношениеучителя к ученику, как оценка за плохое поведение.
Какие же существуют подходы к оцениванию предмета Музыка в учебном процессе?
Традиционный:
- ориентация на общие требования,; стандарт - один для всех, общий эталон;
- нормативные оценки, выраженные в баллах ( достаточно использование трх баллов:3,4,5, которые выставляются на каждом уроке);
- низкий уровень комфортности ( акцент на ошибки);
- итоговая оценка выводится учителем как среднее арифметическое из всех текущих отметок;
Современный подход:
- применение индивидуальных эталонов; учет индивидуально - личностной динамики; сравнение каждого с самим собой.
При оценивании работы детей на уроке необходимо учитывать уровень способностей, индивидуальные эмоциональные особенности и перспективные возможности каждого ребенка на разных этапахурока, в разных видах деятельности.
- рейтинговые (накопительные) оценки (за участие ребенка в разных видах деятельностив период одного, или нескольких уроков) ; повышение качества оценки;
- постоянное использованиепозитивных словесных оценок; обеспечение высокого уровня комфортности обучения путем акцентирования успехов и удач детей,
Основной упор в оценивании необходимо делать на самооценку учащихся, под которой мы понимаем и их самоанализ, и самоконтроль, и собственно самооценку как выставление себе некоторого балла.
Способы повышения самооценки в музыкально - творческой деятельности:
1) самореализация учащихся в творческой деятельности: выступления в концертах, конкурсах Чем чаще дети участвуют в таких мероприятиях, тем больше появляется новых талантов, желающих себя проявить в творчестве перед широкой аудиторией.
2) взаимопроверки на уроках: работа в парах проходит всегда очень эффективно. Часто. проверяя работу своего соседа, ребенок находит и самостоятельно исправляет те же ошибки, которые допустил и сам в своей работе.Таким образом, выступая на уроке в новом качестве( проверяющего, "учителя"),у ребенка повышается внимание, чувство ответственности, а вместе с тем, - самооценка.
3) самостоятельный выбор детьми репертуара. Дети, из предложенных учителем произведений для исполнения и слушания сами выбирают для себя понравившиеся произведения, в соответствии с самооценкой их возрастных и эмоциональных критериев, а также, музыкально - творческих способностей.
4) проявление индивидуальности в различных видах деятельности на уроках музыки.
Предмет Музыка включает в себя самые разные виды деятельности, где каждый ребенок может реализовать свой творческий потенциал. У детей - разный уровень музыкальных способностей. Если у ребенка возникают затруднения с процессом пения ( интонированием, слабой музыкальной памятью и чувством ритма), он может проявить себя в работе над анализом музыкального произведения. Если боится высказывать свои мысли о музыке, то может проиллюстрироватьсвое восприячески ( выполнить самостоятельно, или подобрать иллюстрацию), или найти соответствующее данному музыкальеому произведению стихотворение. Дети с удовольствием участвуют в театрализациях, сочиняют сами, или подбирают частушки, проявляют себя в музыкально - познавательных играх, конкурсах, викторинах.
В средних и старших классах особое признание среди детей получили исследовательские и творческие работы.Каждый ребенок самостоятельно, или в группе, соответственно своим вкусам и интересам, выбирает тему для такой работы. Форма выполнения - произвольная: доклад, стенгазета, журнал, урок - концерт, презентация, "хит - парад", исследование, эксперимент; тематика - самая разнообразная: изучение творчества какого - либо композитора, или исполнителя,история создания музыкального инструмента, "погружение в эпоху", изучение и современного музыкального искусства, его стилей и направлений. Основные цели такой работы: повысить мотивацию к изучению предмета, научить детей понимать и разбираться в музыке,не бояться высказывать свою точку зрения,учиться аргументировать свое мнение, а также уважать мнение других. В детях воспитываются чувство собственного достоинства, самоуважения, навыки самоорганизации, самостоятельной деятельности и принятия решения. Отсюда следует
5) реализация права на ошибку. Музыка воспринимается образно - эмоционально: одно и то же музыкальное произведение разными людьми воспринимается по - своему, в зависимости от его возраста.настроения. темперамента, культурного уровня. Ребенок должен понимать, что его мнение, даже ошибочное, уважаемо. У ребенка постепенно вырабатывается адекватная самооценка.
6) использование межпредметных связей. Музыка тесно связана с другими предметами, изучаемыми в школе: литературой, изобразительным искусством, историей, биологией,иностранными языками, географией, физикой и математикой. Когда у ркбенка возникают проблемы с творчеством, он может проявить всои способности в других областях знаний.про
7)научно - исследовательские, интегрированные работы. В школе мы с детьми часто проводим исследования взаимодействия музыки с разными науками. Одной из последних работ было изучение воздействия музыки на организм человека. Исследования водились с детьми старших классов,совместно с учителем биологии.В работе использовались ЛабДиски, компьютеры, а также фрагменты музыкальных произведений разных стилей. Дети прослушали и проанализировали 28 музыкальных фрагментов, были сделаны замеры пульса у учащихся в спокойном состоянии исопоставлены с замерами после прослушивания. Дети самостоятельно сделали выводы:
- музыка оказывает сильнейшее воздейсвие на организм человека;
- классическая музыка благоприятно воздействует на психику и сердечно - сосудистую деятельность людей;
- воздействие музыкизависит от психологических и физиологических собенностей человека, его настроения и типа нервной деятельности;сила воздействия музыки, в перую очередь, зависит от ритма.
Исследования вызвали оогромный интерес у детей и желание продолжать дальнейшую работу в этой области.
8) использование интерактивных технологий. Использование компьютера дало новые возможностикак для творчества, так и для повышения роли самооценкидетей:создание презентаций по теме урока, или к песне, слушание и анализ музыки; появилась возможность дистанционного контакта между учителем и учениками.
Между учителем и учеником должны устанавливаться отношения сотрудничества, а не авторитарности, взаимоуважения. взаимодоверия. Это, несомненно, приведет к повышению интереса к предмету, а также оценки и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».
Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...
Применение занимательных форм обучения на уроках музыки и во внеурочное время с использованием ИКТ (из опыта работы)
В данной методической разработке наглядно продемонстрированно использование разных форм работы как на уроке, так и в внеурочное время....
«Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время»
Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...
Проектно-исследовательские технологии на уроках музыки и во внеурочное время
Материал представляет собой методическую разработку для учителей музыки. состоит из раздедов: 1. Титульный лист. 2. На пед. выставку. 3. Копия фото. 4. Сценарий....
Реализация принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время.
Статья посвящена теме реализации принципов взаимодействия и сотрудничества на уроках музыки и во внеурочное время....
Методическая разработка на тему: Активизация формирования музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и во внеурочное время
Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного...
Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»
В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...