Структура урока музыки
методическая разработка по музыке по теме
УРОК МУЗЫКИ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_uroka_muzyki.zip | 226.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
УРОК МУЗЫКИ - ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Урок музыки…вечный дуализм (термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру) ремесла и творчества, технологии и художественного процесса, форм классно-урочной системы обучения и элементов игры, сказки, театра! Всё это надо органично сочетать, синтезировать в одно явление – действо, длящееся 45 минут, придать этому действу форму. Определить логику развития, выстроить драматургию, не теряя непосредственной эмоциональности, вызываемой воздействием музыкального искусства, процессом музицирования, проникнуть в таинственный и прекрасный мир музыки. ???По выражению Вячеслава Вячеславовича Медушевского, « принять её в себя и засиять её красотой и духовной радостью». И постичь через призму музыкального искусства смысл и законы бытия – сверхзадача педагога-музыканта.
Вопрос о соотношении технологии и художественного процесса на уроке очень серьёзен. Выдающиеся педагоги – музыканты, стоящие у истоков отечественной музыкально-педагогической мысли, ставили вопрос о диалектическом единстве
« художественного и технического» при доминировании художественного начала??? ТВ процессе обучения музыки. Любая технология должна быть оплодотворена эмоциональной атмосферой духовности и творчества, и без подобного оплодотворения нет и не должно быть как урока музыки , так и обучения музыкальному искусству вообще!
Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание урока музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования.
В русле решения этих проблем рассмотрим основные критерии, определяющие качество современного урока музыки.
Качество современного урока музыки определяется прежде всего оптимальностью решения проблемы рассмотрения каждого урока с точки зрения вхождения в иерархически (порядок подчинённости низших звеньев высшим) выстроенную систему музыкального образования.
Системный подход к построению целостного содержания предмета « Музыка» строится, прежде всего на «интонационном подходе» к музыкально – педагогическому процессу, к моделированию музыкально – педагогической деятельности в соответствии со специфическими особенностями музыкального искусства, закономерностями музыкальной драматургии, и предполагает выстроенность всей музыкально – педагогической системы по принципу обучающего воспитания.
Комплексный подход к содержанию каждого урока позволяет органично сочетать различные виды музыкальной деятельности учащихся.
Урок музыки как урок искусства предполагает многообразие игровых методов работы, элементы театрализации, обращение к миру сказки.
Центром любого урока является личность ребенка, высшей целью, сверхзадачей – развитие Личности. Ученик на уроке должен быть не объектом, а субъектом обучения, учитель и ученик таким образом вступают в субъект(место деят.) – субъектные(носитель деятельнос0 отношения. Диалог с ребёнком, диалогичность и полилогичность всего музыкально – педагогического процесса являются необходимым условием эффективности музыкальной педагогики.
Исходя из вышесказанного, планирование и подготовка урока определяются, прежде всего, поиском форм и видов деятельности детей на уроке. Вопрос: « Что, как и когда будут делать дети?» определяет содержание урока, выбором учителя методов работы.
Современный урок музыки во главу угла ставит качество воплощения художественно – педагогической идеи. Воплощение разнообразных художественно – педагогических идей предполагает большое разнообразие типов урока.
Урок музыки в силу сочетания разных форм общения с музыкой и взаимодействия внутри нее по дидактическим целям почти всегда является комбинированным, так как практически на всех уроках в процессе работы с различным музыкальным материалом присутствует и освоение нового, и продолжение освоения начатого, и закрепление, и повторение.
Агрессивное воздействие современной музыкальной среды, создаваемое средствами массовой информации, приводит к восприятию музыки детьми как звукового фона, вне её художественного смысла, содержания, и формирует у детей специфический, весьма ограниченный интонационный словарь. Возникает важнейшая, если не центральная, проблема современной музыкальной педагогики - проблема соотношения, сочетания или доминирования различных интонационных пластов музыки на уроке.
Урок музыки – это урок, который является частью целостного образовательного процесса. Его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребенке.
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его .
Обеспечить достижение цели музыкального воспитания, ориентированной на формирование музыкальной культуры ребенка, возможно через непосредственное вовлечение его самого в этот процесс, т.е. в музыкальную деятельность.
Педагогические задачи при восприятии человека во взаимосвязи его с музыкой должны быть направлены не к тому, чтобы развивать отдельные свойства учеников, необходимые только во взаимодействии с музыкой или воспитывать определенный набор качеств, а формировать у них творческое отношение к действительности, где действительность предстает как система взаимоотношений с миром, с культурой. Творческое отношение всегда деятельное, оно связано с реальным преобразованием действительности и самого себя.
Современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки.
Каковы же особенности современного урока ?
Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный(Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование образа “Я”; ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё), деятельностный(, компетентностный(Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе)
Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» - пишет Надежда Егоровна Щуркова. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МИОО
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Урок - культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями. Как явление культурологического порядка он видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит, свои взлеты и падения. Учитель - живой представитель одного из слоев культуры, не робот, не модель, не компьютер. Он несёт в себе индивидуальное представление о культуре, воспроизводя мнения и традиции социальной группы, которую он представляет. Он строит урок в соответствии представлениями о красоте, гармонии, порядке. Поэтому у одного учителя на уроке дети чисты, у другого неопрятны. У одного учителя красивый ряд ученических столов, у другого - отсутствие какого-либо рисунка, а ножки стульев торчат над столами как гимн неряшеству и беспорядку. В одних классных комнатах - шум, крики, приказы, в других - мягкие голоса, ласковые обращения, улыбки и весёлый детский смех. Всё это во многом зависит от общей культуры самого учителя.
.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
Первый постулат: "Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины". Стратегия современного урока далеко выходит за пределы простой передачи знаний: путь к истине - путь расширения и обогащения духовного мира личности ребёнка, приобретения способности осознавать жизнь, оценивать жизнь и определять своё отношение к миру как таковому.
Современный урок - это организованное педагогом духовное общение группы, содержанием которого является научное знание, а ключевым результатом - интеллект каждого субъекта урочного общения, его духовное обогащение.
Второй постулат: "Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры". Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.
Если на уроке изучается истина, высвечивающая одну из сторон жизни, а значит, таким образом, на уроке изучается сама жизнь, то в корне меняется отношение школьника к обучению. И иным конструируется процесс обучения.
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
Третий постулат: "Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысший ценностью". Гуманизация воспитания - ключевой элемент нового педагогического мышления, требующий изменения отношений в системе "учитель-ученик" - установления атмосферы доверия, уважения к личности ребенка и сотрудничества с ним.
Но гуманизация останется пустым звуком без профессионализма учителя. Только умение работать с детьми, педагогическое мастерство обеспечивают реальность гуманизма. Учитель, кричащий: "Выйди вон!" маленькому человеку, - это не гуманный учитель, а учитель - непрофессионал: он не знает, как справиться с ситуацией на уроке. Свободный урок - это, прежде всего, урок, освобожденный от страха. Урок - это общение человека с другим человеком. Педагог предъявляет детям наивысшие образцы культуры общения.
Чтобы реализовать на уроке конкретные культурные нормы общения, педагог использует систему пяти простых организационных правил:
1. Доводить педагогическое требование до своего логического конца, держа в поле внимания каждого ребёнка и максимально содействуя соблюдению предложенной нормы взаимодействия;
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей лёгкий способ исполнения требуемого;
3. Раскрывать положительную программу действий на каждый момент взаимодействия, придавая требованию позитивный характер, и избегать негативного требования, то есть требования не делать чего-либо;
4. Не предъявлять детям такого рода требований, которые им не под силу в настоящий период их развития;
5. Авансировать успех деятельности детей на уроке;
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Некоторые особенности технологии урока в рамках «Стандартов второго поколения».
Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.
Понятие развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. К сожалению, часто ограничиваются только настроением от прослушанной музыки. И такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.
Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах .
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.
Сегодня о духовном возрождении России говорят много. И задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении отечественного музыкального искусства раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
Приоритетным направлением содержания программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, по которой я работаю второй год, является русская музыкальная культура. В программе 5-го класса: фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции (в том числе и Русской православный церкви), современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
При общении с учащимся на уроках затрагиваются важные проблемы, связанные с постижением разных видов искусства как способа общения, способа познания, единения прошлого, настоящего, будущего: «Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживанием тех людей, которые жили много веков тому назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек будущего, нового времени»
Предлагаю рассмотреть фрагменты программы 5-го класса по музыке в плане направленности произведений на формирование духовно-нравственных ценностей. В первом полугодии учащиеся размышляют над взаимосвязью музыки и литературы. И уже на первых уроках анализируются произведения, в которых вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Знакомясь с жанрами русских народных песен (лирических, игровых, трудовых, протяжных, колыбельных, солдатских) детям становится очевидно, что «с песней на Руси родились» и «вся Россия просится в песню». Разучивая народные песни, учащиеся открывают в них природную музыкальность народа, открытость, доброту и любовь. Изучая русский романс, ребята возвращаются к родным истокам, «погружаются» в мир родных интонаций, тем, образов, и это создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства.
Тема фольклора в музыке русских композиторов – это особая почва для духовно-нравственного развития. Симфонические миниатюры А.К.Лядова на сюжеты русского фольклора и образы, созданные Н.А.Римским-Корсаковым в опере «Садко», учат любить, уметь различать добро и зло, быть сильным, стремиться к цели. Русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать «темой», так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомним песню «Вечерний звон», которую слушаем в 5 классе, «Вечерний звон» И.Левитан, музыку С. Рахманинова из сюиты для двух фортепиано. Дети сами приходят к мысли, что колокольный звон на Руси был чем – то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси. Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. После прослушивания фрагментов из концертной симфонии для арфы с оркестром ??? В.Кикты при кажущемся спокойствии детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть , помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять.
Ещё одно обращение к духовности, через образы духовной культуры Древней Руси – иконы, песнопения. Важнейшая из тайн иконы… Глядя на иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем.
«Звать через прошлое в настоящее» - это тема кульминационная. Героическое прошлое нашего народа, воспетое в разных видах искусства, должно являться образцом для подражания, воспитывая гражданскую и духовно-нравственную позицию. Музыка С.Прокофьева, М.Глинки, А.Бородина, М.Мусоргского, фильм С. Эзенштейна, картины П.Корина, М.Нестерова , ярко раскрывают тему защиты Родины, широту русской души, силу воли, стремление к победе.
Современный урок - это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, представить ему максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 8 классе со сложной структурой дефекта по теме "Композиторская и народная музыка"
Тема урока: композиторская и народная музыка Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку. Задачи:воспитательныеФормирование осознанного слухового восприятия композиторс...
"По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта
Цель: обогащать представление учащихся о жанрах народной песни....
« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».
В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...
Структура и специфика урока музыки в специальной коррекционной школе VIII вида.
«Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.»Б.С.Рачин . ...
Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»
Урок музыки в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисц...
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"
Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...