Статья
статья по музыке по теме
Создание художественно-творческой атмосферы на уроках музыки как необходимое педагогическое условие формирования этнокультурной толерантности учащихся средствами музыкального искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
larina_n.p.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Создание художественно-творческой атмосферы на уроках музыки как необходимое педагогическое условие формирования этнокультурной толерантности учащихся средствами музыкального искусства.
Ларина Н.П.
Интеграция России в мировое образовательное пространство сопряжена с поиском новых путей формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире, толерантно относиться к представителям разных народов, их культурному многообразию и ценностям. В связи с этим особое значение в педагогической науке приобретает проблема воспитания этнокультурной толерантности, которая актуализировалась в последнее время не только в нашей стране, но и во всем мире.
О влиянии музыки нa толерантное поведение личности не раз писали в своих трудах отечественные и зарубежные ученые. Например, Д.К. Кирнарская полагает, что человек, занимающийся музыкой, живет среди насыщенных разными смыслами звуковых миров, воспринимая их многообразие как норму, поэтому отношение «свое-чужое» для него менее драматично и чревато конфликтами, чем для других людей (185). Это объясняется тем, что «чужое» музыкант воспринимает не умозрительно, а непосредственно чувственно, и подчас начинает считать его «своим», потому что «чужое» убеждает, захватывает и увлекает.
Подобные суждения высказывают и зарубежные ученые (D. Fucci, L. Petrosino, М. Banks, К. Zaums) утверждая, что большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями общества, а одним из кирпичиков прочного социального мира может быть широкое и всеобщее музыкальное образование, психологически сближающее людей и обращающее «чужое» в «свое» (482).
Действительно, особыми возможностями в плане воспитания этнокультурной толерантности личности выступают уроки музыки в общеобразовательной школе, так как именно в этих условиях все дети в процессе художественно-коммуникативной деятельности постигают основы мировой музыкальной культуры. Смысл и специфика общения с музыкой разных этнокультурных традиций заключается в постижении художественного «Я» музыкального произведения (термин В.В. Медушевского), его «лирического героя», в установлении с ним духовно-личностного контакта, > межкультурного диалога. Алгоритм проявления этнокультурной толерантности в процессе восприятия музыки разных народов фиксируется, в первую очередь, в стремлении познать музыкальную культуру того или иного этноса, в способности понять ее музыкальный язык, проникая в сущность глубинных архетипов определенной этнокультурной традиции, и, как следствие — принять эту культуру.
Создание соответствующей благоприятно атмосферы на занятиях искусством всегда играло и играет значительную роль. Достаточно вспомнить в этой связи учение К.С. Станиславского, чтобы убедится в этом. Этот факт неоднократно подчёркивался и такими деятелями художественного воспитания детей, как Н.Л. Гродзенская, Б.М.Неменский, В.Н. Шацкая и особенно Д.Б. Кабалевский. Тем не менее призывы к созданию художественной атмосферы носили при этом в основном декларативный характер и не опирались на теоретические изыскания. Исходя из этого, чтобы разработать теоретические подходы к решению данной проблемы к решению данной проблемы , предлагаю обратится на учения выдающегося русского актёра, режиссёра и теоретика Михаила Чехова.
Взгляды М.А.Чехова на атмосферу занятий описаны в его книге «О технике актёра».Он исследует это явление как феномен жизни, как источник вдохновения, как способ организации спектакля, как мотив и стимул творчества.
При анализе феномена «атмосфера» М.А.Чехов вводит такие метафорические понятия, как Дух, Душа и Тело спектакля. Дух спектакля , по М.А.Чехову, - это идея заложенная в нём, ради которой создаётся спектакль. Душа спектакля – центральное понятие в его концепции – это та атмосфера, в которой протекает и которую излучает спектакль. Тело спектакля – это всё то, что воспринимается и выражается зрением, слухом, движением.
Говоря о настроении человека, которое создаёт вокруг него духовную атмосферу, которую актёр передаёт в зрительный зал, М.А.Чехов не отождествляет её с душевной атмосферой самого спектакля. Он различает атмосферу, существующую саму по себе, самостоятельно, и настроение отдельного человека. Атмосфера не зависит ни от кого в отдельности, она создаётся тысячью уловимых и неуловимых причин. Живой спектакль должен иметь свою душу, свою самостоятельную атмосферу.
М.А. Приходит к следующему выводу: «Мудрость, содержательность спектакля зависят от его духа, от его идеи. Красота, уродство, изящество или грубость спектакля зависят от его тела, от всего видимого и слышимого в нём. Но жизнь, огонь, обаятельность , привлекательность спектакля зависят исключительно от его душевной атмосферы. Ни идея(дух), ни внешняя форма (тело) не могут дать жизнь спектаклю. Без души, без атмосферы он всегда останется холодным, и зритель будет равнодушными глазами взирать на сцену».
В тоже время зрительный зал, публика, считает М.А.Чехов, является существенным компонентом атмосферы спектакля. Зрительный зал имеет способность воспринимать её, усиливать и посылать обратно на сцену, в связи, с чем атмосфера спектакля становится более насыщенной.Получается, что атмосфера, излучающаяся со сцены в зрительный зал, объединяет зрительный образ между собой и зрительный зал – с актёром. Помимо этого она способствует и объединению душ актёров на сцене, создаёт душевный ансамбль.
Составляя партитуру атмосферы М.А.Чехов советовал уловит три слоя, в которых проявляется душевная гамма спектакля. Во-первых, это атмосфера всего спектакля. Во-вторых, атмосфера отдельных сцен. В-третьих – атмосфера отдельных действующих лиц. Создатели спектакля должны всегда следить за тем, что бы все три атмосферы «были на лицо», и тогда произойдёт их слияние. Спектакль, который создаётся именно таким образом, всегда будет живым и активным, так кА атмосфера уже по своей природе наделена внутренне динамикой и волей. И если актёр пожелает отдаться ей, то это непременно пробудит его творческое воображение и воспламенит чувство.
М.А. Чехов впервые в практике театральной педагогики применяет атмосферу как способ репетирования. Именно это положение концепции М.А.Чехова заслуживает особого внимания не только со стороны актёров, но и всех тех, чья деятельность непосредственно связана с исполнительским искусством.
Применив теорию и практический опыт М.А.Чехова в педагогике музыкального образования, можно достичь весьма высоких результатов в формировании этнокультурной толерантности, поскольку такой феномен, как «атмосфера»,безусловно присутствует в педагогическом процессе и в тоже время, очевидно, что его анализу и эффективному применению уделяется недостаточное внимание.
Атмосфера применительно к педагогике музыкального образования может рассматриваться сквозь призму сложной структуры, в которой можно выделить два основных компонента: объективный и субъективный.
В качестве объектового компонента характеристики атмосферы выступает материальная среда, например, музыкальный материал. Интерьер класса, его размер, акустика, пространство, освещение и т.п.
В содержании субъективного компонента входит эмоционально-психологическое состояние учителя и учеников, цели и характер их взаимодействия между собой и т.п.
Исходя из этого, можно предположить, что общую эмоционально-духовную атмосферу урока составляет совокупность как объективных, так и субъективных компонентов, образующих нечто целое в условиях определенной ситуации и среды.
В рамках чеховской парадигмы атмосферу урока музыки можно рассматривать многоаспектно с позиции постановки и решения следующих музыкально-педагогических задач:
1.создание психологической «эмпатийной» установки на восприятие и исполнение учащимися произведений музыкального искусства»чужой «культуры;
2.побуждение к изучению школьниками знаний об изучаемой «чужой» музыкальной культуры, её связи с другими искусствами, национальными традициями и т.д.
3.создание благоприятного импульса к дальнейшему толерантному обсуждению той или иной проблемы этнокультурного характера.
Как показывает опыт ,использование учителем музыки феноменом атмосферы в своей художественно-педагогической деятельности приводит к значительному усилению эффективности музыкально-педагогического процесса, направленного на формирование у учащихся этнокультурной толерантности и прежде всего – благодаря созданию положительной эмоционально-духовной по своему содержанию установки, способствующей эмпатийному восприятию, исполнению музыкальных произведений различных народов с последующим диалогом субъект- субъективного характера, направленным на выявление общего в музыкальных культурах своего и «Другого» народа.
Если попытаться следовать концепции М.А.Чехова, то «Дух» урока музыки -это специфическое выражение художественно-педагогической идеи, которая так или иначе способствует решению выше обозначенных задач развития этнокультурной толерантности. Нет «Духа» урока музыки, нет пропитанной им его художественно-педагогической идеи – и урок превращается в занятие, лишённое художественности, образности, необходимой духовной интонации, которая должна пронизывать урок от начала до конца, создавая благоприятные условия для воспитания в учащихся этнокультурной толерантности.
Создание конкретного «Духа» урока музыки с помощью учителя и привлекаемых им произведений искусства – это сугубо творческая задача. Потому что создание «Духа» урока музыки – это не только плод рефлексии и всякого рода конструктивных построений, пусть самых талантливых .Здесь необходим целый ряд слагаемых: художественное чутьё, музыкально-педагогическая интуиция, учёт художественно-творческих возможностей педагога и его воспитанников т.д.
«Душа» урока музыки – это своего рода измерение его атмосферы, в которой протекает и которую излучает музыкальное занятие.
Эта атмосфера складывается из трёх её основных компонентов:
а) атмосферы, которая образуется звучанием музыки;
б) атмосфера создаваемой личностью и деятельностью учителя;
в)атмосферы, исходящей от учащихся класса.
Эти три основных компонента и образуют единую атмосферу «Души» урока музыки.
Создание «Души» урока музыки, его атмосферы, - не есть самоцель, но важнейшее средство воплощения «Духа» урока. Это означает, что учитель не только стремится сообразно художественно-педагогической идее подобрать соответствующий музыкальный материал, словесный текст, связи с другими искусствами и др.., направленными на развитие этнокультурной толерантности, - но и воплотить их в органическом сочетании и единстве трёх названных выше компонентов. При этом учитель тщательно продумывает «партитуру» урока, зависящую от:
а) контрастных по характеру музыкальных произведений. Каждое из которых способствует созданию определённой атмосферы;
б) видов музыкальной деятельности на уроке( пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки, рисование во время слушания музыки и т.д.)
в) форм музыкального занятия ( коллективная – слушание музыки. Хоровое пение, групповые – разделение а группы в процессе диалогов и др.; индивидуальные – сольное исполнение музыкальных произведений, сочинение музыки, импровизация и др.)
Тщательное продумывание партитуры урока, как в целом , так и в его отдельных слагаемых, есть необходимое условие создания соответствующей «Духу» урока общей атмосферы занятия. При этом важнейшее значение имеют знания и учёт учителем этнокультурой толерантности учащихся конкретного класса, их индивидуальных музыкальных способностей, интересов, потребностей и вкусов. Благодаря этому учитель может:
- точнее определить, какие музыкальные произведения той или иной страны будут восприняты учащимися с большим интересом;
- какие знания, например о музыкальном языке тог или иного народа, окажутся доступными для их усвоения и включения в процесс последующего восприятия музыки;
- какой характер и уровень трудности диалога по той или иной проблеме, способствующей формированию толерантности, целесообразнее избрать;
- какие музыкальные произведения «другого народа могут исполнить сами школьники, в первую очередь, представители «национального меньшинства» класса.
Создание благоприятной атмосферы на уроке зависит и от описанных выше таких педагогических условий формировании этнокультурной толерантности как артистизм учителя, а также его умения организовать диалог, направленный в первую очередь на:
- артистическое исполнение музыки своего и других народов мира, выразительно и сердечно сказанное слово музыке, соответствующее её характеру и национальным особенностям, умение «зажечь», увлечь детей в процессе хормейстерской работы;
- умение создать непринуждённую и тёплую атмосферу во время диалогов, размышлений детей по поводу особенностей музыкальной культуры тог или иного народа, тактично и осторожно направлять высказывания в нужное русло воспитания уважения и выявления всех достоинств «другой! Музыкальной культуры.
Следует иметь в виду, что атмосфера, исходящая от учащихся класса, - это не какое-то пассивное. Инертное образование. Это живой, гибкий и поддающийся воздействию «организм»,
Порой способный противостоять намеченной учителем психологической установке, даже «взорвать» её и повернуть урок в сторону от намеченного плана. Разумеется ,выход из создавшейся ситуации не может быть осуществлён только на основе каких-то заранее приготовленных методических рекомендаций, а требует тщательного анализа и самоконтроля учителя. Но когда ему удаётся создать атмосферу, соответствующую «Духу» урока музыки, то здесь, как правило, создаётся чрезвычайно благоприятная ситуация для реализации всех задач, связанных с развитием этнокультурной толерантности учащихся.
И, наконец. «Тело» урока музыки – это окружающая занятие материальная среда: музыкальный инструмент, обстановка класса, наглядный материал и т.д. Для создания соответствующей атмосферы в процессе постижения музыки разных этнокультурных традиций необходимо использовать такие средства и формы работы, как привлечение художественной литературы( рассказы , сказки, частушки, загадки и др.), живописи, хореографии ( показ характерных для народного танца движений) , произведений декоративно-прикладного искусства ( национальные костюмы. Поделки, домашняя утварь, игрушки и.т.д.), видеоматериалы о стране, её достижениях в различных областях – то есть всё то, что отражает особенности труда и быта, культов и верований, менталитета и духовных приоритетов конкретного народа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....